Формирование самостоятельности и инициативности у старших дошкольников посредством детско-взрослых проектов
статья (подготовительная группа)

Вахмянина Наталья Витальевна

значение проектной деятельности в формировании самостоятельности и инициативности детей саршего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_samostoyatelnosti_i_initsiativnosti.docx28.73 КБ

Предварительный просмотр:

Вахмянина Н.В.

Формирование самостоятельности и инициативности

у старших дошкольников посредством детско-взрослых проектов

Расскажи мне, и я забуду.

Покажи мне, и я пойму.

Позволь мне сделать самому, и я научусь.

Конфуций

Современный мир динамичен и меняется, поэтому общество нуждается в мобильных гражданах, самостоятельно принимающих решения, способных постоянно проявлять исследовательскую, поисковую активность. На сегодняшний день одной из важнейших задач образования является подготовка совершенно нового поколения: активного, любознательного. Поэтому проблема формирования у детей самостоятельности и инициативности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных.

Целесообразность формирования на этапе дошкольного детства личности, способной не только созерцать действительность, но и активно ее преобразовывать, обозначена в ряде исследований и нормативных правовых документах. Так, в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования отмечено, что необходимо «побуждать детей к инициативности и самостоятельности» (п.1.6).

Современному дошкольному образованию в условиях реализации ФГОС ДО и огромного потока информации просто необходимо подобрать такие методы организации образовательной деятельности, которые формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию у дошкольников. И одним из наиболее эффективных является проектная деятельность.

         Основная идея проектной деятельности – это сотрудничество детей и взрослых, направленное на развитие познавательного интереса, самостоятельности, инициативности. В ходе создания и реализации проекта ребенок становится полноправным участником учебного и воспитательного процессов. Кроме того, в процессе реализации проекта ребенку предоставляется свобода и возможность познать себя, вносить свой посильный вклад в совместную работу, выражать свое мнение по поводу происходящего, делиться своими планами и решениями, совместно находить ответы на поставленные задачи.

Проектная деятельность, как никакая другая, помогает получить ребёнку ранний социальный позитивный опыт реализации собственных замыслов, стимулирует его личностный рост и самореализацию, оригинальность мышления. Участие ребенка в проектной деятельности позволяет ему учиться исследовать, ориентироваться в информационном пространстве и добывать необходимые сведения, ставить проблемы и решать их.

И, наконец, проектная деятельность  делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.

Представляем опыт МБДОУ Детский сад № 44 города Ачинска по формированию самостоятельности и инициативности у детей старшего дошкольного возраста посредством  создания и реализации детско-взрослых проектов. Главной целью данной образовательной практики является формированию самостоятельности и инициативности у детей старшего дошкольного возраста посредством детско-взрослых проектов. Для достижения поставленной  цели  предполагается решение следующих задач:

  • стимулировать интерес детей к созданию проекта;
  • создать необходимые условия для формирования самостоятельности и инициативности у детей в ходе создания и реализации проекта;
  • организовать взаимодействие с родителями, направленное на оказание практической  помощи детям в процессе реализации проекта.

Работа по созданию и реализации проекта предполагает несколько этапов.

1.Выбор детьми темы детско-взрослого проекта. На данном этапе педагог и родители отслеживали и фиксировали интересующие ребят вопросы, а затем вместе с детьми записывали их на «доску выбора». Затем методом голосования по большинству голосов была выбрана одна общая тема («Удивительные факты из жизни собак»).

2. Планирование детско-взрослой деятельности в рамках реализации детско-взрослого проекта. Деятельность на данном этапе заключалась в  следующем:

- определение имеющихся знаний у детей, познавательного интереса, места и способа получения информации. Для того использовался «метод трех вопросов» – Что знаем? Что хотим узнать? Где можно узнать? Ответы детей обязательно фиксировались. Так, в ходе бесед и опросов педагог выяснил, что известно детям о жизни собак, об особенностях их поведения, содержания и т.д. Далее ребята сообщали, что еще они хотят узнать о собаках. И, наконец, высказывали свои предположения, где можно получить информацию, кто может помочь найти ответы на интересующие их вопросы (интернет, телевидение, книги, родители, воспитатели, друзья);

- планирование видов деятельности во всех образовательных областях, взаимодействие с родителями, организация РППС для реализации детско-взрослого проекта. Педагогом были запланированы следующие мероприятия: рисование «Собака – друг человека», аппликация «Пудель», выполненная в нетрадиционной технике, лепка «Собака со щенками», презентации детских исследований, выполненных совместно с  родителями, изготовление книжек-малышек для детей младших групп, изготовление масок для подвижных и театрализованных игр, а также изготовление магнитиков, сюжетно-ролевая игра «Ветеринарная клиника», открытие выставки игрушечных собак, организация экскурсии на выставку собак для малышей, разучивание песенки «Щенок по кличке Пашка». В  ходе реализации проекта у детей возникали «незапланированные идеи», например, они захотели коллективно раскрасить один из плакатов, изготовленных воспитанником дома.

- обсуждение и распределение между детьми по их выбору вопросов и заданий, которые они будут выполнять. На этом этапе дети обсуждали, какие вопросы им хотелось бы осветить перед аудиторией сверстников («Почему собака кусается», «Как вести себя с уличными собаками», «Собаки разных пород», «Почему собаки любят мясо»).

3. Реализация проекта. На данном этапе начиналась непосредственно реализация плана. Дети выполняли выбранные ими задания совместно с родителями или педагогом. Воспитатель организовывала запланированные  виды деятельности (НОД, сюжетно-ролевые игры, продуктивную деятельность, выставки  и пр.).  При этом осуществлялось взаимодействие не только с родителями, но и с музыкальным руководителем, воспитателями и детьми из младших групп (разучивание песенки, приглашение на выставку игрушечных собак).  

4. Этап презентации результатов детско-взрослого проекта. Этот этап позволил обобщить результаты  всей деятельности детей и взрослых и представить их в виде различных плакатов, буклетов, книжек-малышек, а также выставок и тематических подарков для детей других групп (магнитики, открытки, маски для подвижных и театрализованных игр).

5. Этап рефлексии. Этот этап - это оценка деятельности и детей, и взрослых на протяжении всего времени создания и реализации проекта. С ребятами обсуждались следующие  вопросы: достигли ли они запланированных результатов, кто помогал им в этом, чем полезен результат их труда, чему они научились во время работы над реализацией проекта, что было самым интересным, а что вызвало замешательство и трудности, и каким способом эти трудности удалось преодолеть.

Для объективной оценки результатов проектной деятельности были  использованы авторские диагностические методики О.А. Шороховой,  А.А. Кыверялга и педагогическое  наблюдение (Приложение 1). Согласно диагностическим данным в результате проекта у детей повысился показатель развития самостоятельности: на 8 % возросло число детей, имеющих высокий уровень развития, и на 8 % уменьшилось число детей, имеющих низкий уровень. Увеличился и показатель сформированности у детей инициативности: на 11 % возросло число воспитанников, имеющих высокий уровень развития (Приложение 2).

Кроме того, дети получили и систематизировали новые знания, получили первый опыт поиска и обработки информации,  планирования собственной и совместной деятельности для достижения  результатов, попробовали себя в роли докладчиков, попытались нестандартно мыслить и творчески подходить к решению поставленных задач, анализировать, делать выводы, почувствовали ответственность за порученное им дело.

Деятельность по организации и реализации проекта  сплотила детей, родителей и педагогов, научила мыслить и действовать как самостоятельно,  так и сообща, уважать чужое мнение, при этом приемлемыми способами отстаивать собственное, договариваться, плодотворно сотрудничать.

Литература

  1. Веракса А.Н., Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ; 2010
  2. Виноградова Н.Ф., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду: пособие для воспитателей. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 208 с.
  3. Козлова М.А. Проектная деятельность как средство воспитания самостоятельности [Электронный ресурс] - URL: https://infourok.ru/ (дата обращения 10.03.2020)
  4. Прудникова   Г.В. Эффективные подходы к развитию детской инициативности через проектную деятельность [Электронный ресурс] - URL: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/423970-jeffektivnye-podhody-k-razvitiju-detskoj-inic (дата обращения: 13.03.2020) 

  5. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование самостоятельности и инициативности старших дошкольников в различных видах деятельности

Для старшего дошкольного  возраста  характерна потребность в самоутверждении и признании их возможностей со стороны взрослых. Поэтому одним из требований к условиям  реализации общеобра...

Формирование самостоятельности и инициативности старших дошкольников в сюжетно-ролевой игре

Развитию самостоятельности способствует освоение детьми умений поставить цель (или принять ее от воспитателя), обдумать путь к ее достижению, осуществить свой замысел, оценить полученный результат с п...

отзыв на презентацию опыта работы по теме "Развитие инициативности старших дошкольников посредством организации проектной деятельности"

отзыв на презентацию опыта работы по теме "Развитие инициативности старших дошкольников посредством организации проектной деятельности"...

Отзыв на презентацию опыта работы "Развитие инициативности старших дошкольников посредством организации проектной деятельности".

Презентация опыта работы проходила в рамках единого методического дня "Инновационные педагогические технологии в работе с детьми дошкольного возраста" ( в рамках реализации инициативного про...

Консультация для родителей "Формирование самостоятельности и инициативности у дошкольников"

Формирование самостоятельности дошкольников требует от взрослых достаточно большой работы и тактичного наставления. От умения взрослых зависит, насколько инициативным и самостоятельным будет ребенок в...

Формирование ранней профорентации У старших дошкольников посредством проекта: «все профессии нужны – все профессии важны»

Слайд 1Добрый день! Представляю вашему вниманию материал из опыта работы Формирование ранней профорентации дошкольников  посредством проекта «Все профессии нужны – все профессии важны...

Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего возраста посредством детско-взрослых исследовательских проектов.

Народная мудрость гласит «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».В современном мире дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации...