Масер-класс для педагогов : «Организация познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста посредством квест-технологии»
методическая разработка

Холмова Юлия Владимировна

Масер-класс для педагогов : «Организация познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста посредством квест-технологии»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konkursnoe_zadanie_master-klass.docx53.07 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальный этап

Всероссийского профессионального конкурса

«Воспитатель года России» в 2019 году

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «МАСТЕР - КЛАСС»

«Организация познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста посредством квест-технологии»

Холмова Юлия Владимировна,

Воспитатель МДОУ «Детский сад «Родничок»

г. Переславль-Залесский, 2018г.

Мастер – класс с воспитателями

«Организация познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста посредством квест-технологии»

"Нельзя чему-то научить человека, можно

только помочь ему сделать для себя открытие"

Галилео Галилей

Цель. Развитие начальной компетенции у взрослых исследовательских способностей и умений. Создание условий для овладения педагогами теоретическими знаниями и практическими умениями по реализации системно - деятельностного подхода в работе с дошкольниками.

Задачи. 

  • Познакомить воспитателей с общей схемой исследовательской деятельности и  алгоритмом сбора информации.
  • Познакомить с методическими приёмами применения квест- технологии в организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников.

Подготовка к занятию. Карточки с символическими изображением «методов исследования» (билетики), халаты для исследователей, коллекция бумаги, лупа, прозрачная ёмкость с водой, образцы бумаги для опытов и экспериментов, детская энциклопедия, ноутбук, тематический лепбук «Все о бумаге» ручки, листочки бумаги, мультимедийная презентация.

Словарная работа. Исследование, исследователи, доклад.

Ход мастер-класса

Слайд 2

«Мне всегда была ненавистна роль стороннего  наблюдателя. Что же я такое, если я не принимаю участие? Чтобы быть, я должен участвовать».

Антуан де Сент-Экзюпери

Вот так и мы не должны оставаться в стороне, когда в ребёнке бурлит жажда познания. «Хочу всё  познать», – говорит ребёнок. – «Я буду твоим проводником на этом пути», – вторит ему взрослый, будь то воспитатель, учитель или родитель.

На сегодня основой образования становится системно - деятельностный подход на всех ступенях, в том числе и дошкольного образования. Главная цель которого  состоит в том, чтобы пробудить у ребёнка интерес к предмету и процессу обучения, а также развить у него навыки самообразования.

Одной из важнейших задач современного образования - это развитие исследовательских способностей ребенка, где основной акцент делается на организации детских «открытий» в процессе разнообразных видов деятельности детей (игре, общении, исследовании и пр.); педагог выступает, прежде всего, как организатор образовательного процесса и находится рядом с ребёнком, вместе проживая каждый миг.

Слайд 3

При организации познавательно-исследовательской деятельности и осуществлении системно - деятельностного подхода в образовании во главу угла ставится развитие учебных и познавательных мотивов.

- А как увлечь ребёнка, как замотивировать его на самостоятельный поиск информации? (Мне на помощь всегда приходит квест-технология).  Обычно экспериментальная деятельность в ДОУ проводится в специально организованных мини-лабораториях, что для детей уже становится обыденным,

Слайд 4  а благодаря квест-технологии воспитанники могут побывать в разных игровых ситуациях: в космосе, в сказке и в любом месте по выбору детей, что позволяет уйти от традиционных форм обучения детей и значительно расширить рамки образовательного пространства. Одним словом, это игра-путешествие, в которой необходимо решать задачи для продвижения по сюжету.

Слайд 5

Квесты помогают нам активизировать познавательную деятельность детей. Это игра, в ходе которой задействуются и развиваются все познавательные процессы, происходит развитие по всем образовательным областям и реализуются разные виды деятельности.

Слайд 6

Выбор темы исследования и сюжета квеста происходит заблаговременно по запросам и потребностям детей, которые определяются в ходе режимных моментов, бесед, случайных ситуаций. Продолжительность квеста не ограничивается по времени: это может быть как регламентированное по времени путешествие, так и долгосрочные (в течение всего дня или даже нескольких дней, в зависимости от выбранной темы исследования).

Квест может быть организован как с целой группой детей, так и по подгруппам, но уже для детей более старшего возраста.

Для того, что бы показать, как работают эти технологии в совокупности, и демонстрацию этапов познавательно-исследовательской деятельности я приглашаю фокус-группу.  

Слайд 7 (ларец)

- Коллеги, посмотрите какой красивый ларец, и рядом с ним лежит записка! Давайте ее прочитаем:

Кто найдёт этот ларец,

Будет просто молодец!

Чтоб узнать, что в нём лежит,

Нужно нам его открыть.

А ключом будет отгадка

На такую вот загадку:

Я белая как снег

Дружу с карандашом

Где он пройдет –

Заметочку на мне кладет. (Бумага)

-Давайте попробуем открыть. Получилось! Ларец открылся! Ой, а кто же это в нем спрятался? (это герои мультфильма «Бумажки»)

- А здесь и послание от них лежит.

«Мы: лось Аристотель и дятел Тюк-тюк из Бумажного королевства! Мы хотим услышать, что вы знаете о бумаге? А хотите ещё больше узнать?

-А если хотите узнать ещё больше о бумаге, то мы приглашаем в путешествие в Бумажное королевство, по дороге к которому вы найдёте много интересной информации о бумаге. Дарим вам билеты, которые каждому из вас укажут свой путь. До встречи в Бумажном королевстве! Ждём вас с полученной информацией ».

Слайд 8 (станции)

-Вот вам билетик до станции «Вопросительная». Там вы проведете опрос о бумаге.

- Вот вам билетик до станции «Книжная», там вам нужно будет узнать из книг, откуда появилась бумага.

- Вот вам билетик до станции «Наблюдательная», где вам нужно будет познакомиться с видами бумаги и узнать о некоторых её свойствах.

- Вот вам билетик до станции «Экспериментальная», там вы проведёте эксперименты с бумагой и узнаете о ее свойствах.

- Вот вам билетик до станции «Интерактивная», там вам нужно будет узнать в интернете о техниках работы с бумагой.

Слайд 9  (заставка мультик)

педагоги расходятся по станциям и выполняют задания.

Слайд 10        (алгоритмы и схемы)

В совокупности с квест - технологией, занятия по познавательному развитию проходят более динамично и увлекательнее. Ребёнок погружается в атмосферу игры – путешествия, тем самым происходит ненавязчивое усвоение материала, повышается мотивация к поиску информации.

Посмотрите, как увлечены наши педагоги.

- Давайте посмотрим, что они там делают (пройти по станциям).

Название станции

Деятельность педагогов

Оборудование

Сейчас мы находимся на

Станции Книжная

- Можно поинтересоваться, что вы делаете?

- И откуда же она появилась?

- За вашу эрудицию вы получаете вот такую книжку-малышку об истории возникновения бумаги.

- На станции Книжной я просмотрела справочную литературу и узнала откуда и когда появилась бумага.

-Из Китая

Энциклопедия

Выдержка из книги

Листок и ручка

Книжка  об истории возникновения бумаги

(книжка-малышка)

-Давайте заглянем на станцию

Наблюдательная

-Спасибо вам за вашу наблюдательность, за это вы получаете коллекцию бумаги.

На станции Наблюдательной

я провожу наблюдения  над бумагой и узнала, что бумага бывает разная.

По плотности: бумага бывает тонкая и толстая

По цвету бумага бывает белая, разноцветная, тонкая бумага может просвечивается..

Поверхность у нее может быть гладкая, шероховатая, бархатная

Бумага бывает без запаха, но бывает и ароматизированная

(повесить халат)

Коллекция бумаги,

сенсорные эталоны

Лупа

Образцы бумаги для опыта

коллекцию бумаги.

Интересно работа кипит на Станции Экспериментальная

Расскажите нам, чем вы тут занимаетесь?

-За ваши старания  вы получаете картотеку опытов с бумагой

Я провожу эксперименты с бумагой и узнала о свойствах бумаги

1.        Бумагу можно смять (салфетка хорошо, картон плохо)

2.        Бумагу можно согнуть и отрезать (фольга сгибается и режется  хорошо, картон тяжело)

3.        Одна бумага может плавать, а другая сразу тонет.

 (опустить в блюдце кусочек белой бумаги и салфетку, белая плавает, салфетка сразу утонула)

(повесить халат)

Образцы на тарелочках:

Салфетка и картон

Фольга, картон, ножницы

Белая бумага, салфетка, прозрачная миска с водой

картотека опытов с бумагой

А сейчас мы перейдём на станцию Интерактивная.

Посмотрите сколько здесь всего интересного!

-За ваше творчество я дарю вам картотеку схем по изготовлению поделок в технике оригами.

На станции Интерактивной,

просматривая интернет-ресурсы, я  узнала много интересного о технике «Бумагопластика». Оказывается, бумага - превосходный материал для творчества. Из нее можно сделать разные поделки и элементы декора.(показывает)

Ее можно накрутить, сложить гармошкой, по разному согнуть.

Ноутбук или планшет

Готовые поделки и элементы декора

Картотека схем по изготовлению поделок в технике оригами.

И наконец, мы подошли к Станции Вопросительная

- Смотрю вы только подошли, чем вы были заняты?

За  вашу любознательность вам полагается книжка-малышка с загадками о бумаге.

на станции Вопросительная. Я провела  опрос и узнала, что бумага бывает писчая, газетная, обёрточная

С бумагой можно делать мять, сгибать, она может гореть

 Из бумаги можно сделать…книги, тетради, коробки, обёртки для конфет

Лист опросник, планшет, ручка.

Книжка с загадками о бумаге

(книжка-малышка)

- Сейчас каждый педагог распределён на одной станции, но предполагается прохождение квеста всеми детьми по заданному маршруту. И станции могут располагаться по всему образовательному пространству.

- Коллеги, я вижу что все отлично поработали, давайте расскажем нашим героям  какую информацию о бумаге мы раздобыли. Подходите поближе.

Слайд 11

- Уважаемая Аристотель и Тюк- Тюк, посмотрите, сколько интересного мы узнали о бумаге! Мы выяснили, что бумагу изобрели в Китае. Она бывает разная по качеству, фактуре и цвету. На ней можно писать, её можно сгибать, мять, резать. Из неё можно делать тетради, книги, газеты, поделки, коробки и многое другое.

-  Наши герои довольны вами и дарит вам этот лэпбук. Посмотрите, а кармашки то в нём пустые, чем же их можно заполнить? (у нас есть подарки для вас)

Давайте заполним его нашими подарками. Посмотрите, какой он стал полный информацией!

- А я благодарю вас за работу. Мы возвращаемся из путешествия с полным багажом знаний, можете занять свои места.

С  детьми, более младшего возраста, полученную информацию обобщает воспитатель, дети только повторяют за ним. Старшим дошкольникам уже можно поручить обобщить информацию самим с опорой на схемы и отразить в индивидуальных дневниках наблюдений.

Слайд 12

А ещё можно изготовить вместе с ними тематический лэпбук, который можно использовать как в групповой и индивидуальной работе с целью закрепления полученных знаний, так и для самостоятельной деятельности.
Слайд 13

Таким образом в квест-технологии объединены все формы организации ПИД, что положительно сказывается на результативности.

Слайд 14

В результате использования  квест-техологии в организации ПИД:

- дети усвоили методы исследовательской деятельности, алгоритм сбора информации, то есть у них развивается способность к исследовательскому типу мышления

- воспитанники стали более инициативны, самостоятельны, любознательны, повысилась познавательная активность детей

- Участники учатся договариваться друг с другом, распределять обязанности, действовать вместе, переживать друг за друга, помогать. Все это способствует сплочению детского-взрослого коллектива.

Организация форм совместной образовательной деятельности, взаимосотрудничества с детьми для педагога трудоемко, сложно, но вполне оправданно.  Очень важно именно на этапе дошкольного детства научить ребят самостоятельно получать нужную информацию из различных источников, систематизировать, соотносить с личным опытом и правильно использовать ее при необходимости в учебных и жизненных ситуациях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста посредством экологического воспитания»

«Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста посредством экологического воспитания» ...

Профессиональное мастерство педагогов в организации поисково-познавательной деятельности детей дошкольного возраста

Профессиональное мастерство педагогов в организации поисково-познавательной деятельности  детей дошкольного возраста...

: «Организация образовательной деятельности при формировании элементарных математических представлений в старшем дошкольном возрасте, посредством квест-технологий».

Образовательный квест - есть совершенно новая форма обучающих и развлекательных программ, при действии которой, дети полностью погружаются в происходящее, получают заряд положительных эмоций и активно...

Физическое и духовно-нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста посредством квест-технологии

В статье представлен опыт работы по теме"Физическое и духовно-нравственное развитие  детей старшего дошкольного возраста  посредством квест-технологии"...

Самообразование на 2022-2023 «ОРГАНИЗАЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ СПОРТИВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ»

Самообразование на 2022-2023 «ОРГАНИЗАЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ  СПОРТИВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ»...

Консультация для начинающих педагогов «Организация непосредственной образовательной деятельности детей дошкольного возраста»

Достижение положительных результатов образовательной деятельности зависит от правильной организации учебного процесса....