"Моя семья - мое богатство"
план-конспект занятия (старшая группа)
Проблема безопасности детей в сети Интернет последние годы является особенно актуальным, в связи с бурным развитием ITтехнологий и со свободным использованием детьми современных информационно - коммуникационных технологий (Интернет, сотовая связь).
Защита детей от угроз в Интернете стала одним из приоритетных направлений государственной политики в сфере образования.
В методической разработке конспекта НОД представлена очень актуальная на сегодняшний день тема – формирование навыков поведения воспитанников в информационном обществе для обеспечения личной и информационной безопасности в сети Интернет.
Проблема обеспечения информационной безопасности детей в информационно-телекоммуникационных сетях становится все более актуальной в связи с существенным возрастанием численности несовершеннолетних пользователей.
Согласно Российскому законодательству информационная безопасность детей – это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией, в том числе распространяемой в сети Интернет, вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию.
В современных условиях развития общества компьютер стал для ребенка и «другом» и «помощником» и даже «воспитателем», «учителем». Всеобщая информатизация и доступный, высокоскоростной Интернет уравнял жителей больших городов и малых деревень в возможности получить качественное образование.
Между тем существует ряд аспектов при работе с компьютером, а в частности, с сетью Интернет, негативно влияющих на физическое, моральное, духовное здоровье подрастающего поколения, порождающих проблемы в поведении у психически неустойчивых детей, представляющих для детей угрозу
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_uroki_znayki.docx | 78.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 116 «Родничок» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей»
города Чебоксары Чувашской Республики
Конспект
непосредственно- образовательной деятельности
"Уроки Знайки"
Выполнил воспитатель
высшей квалификационной категории
Ксенофонтова Алевтина
Ксенофонтовна
Чебоксары 2020
Конспект занятия по медиабезопасности для детей старшего дошкольного возраста "Уроки Знайки".
Аннотация
Проблема безопасности детей в сети Интернет последние годы является особенно актуальным, в связи с бурным развитием ITтехнологий и со свободным использованием детьми современных информационно - коммуникационных технологий (Интернет, сотовая связь).
Защита детей от угроз в Интернете стала одним из приоритетных направлений государственной политики в сфере образования.
В методической разработке конспекта НОД представлена очень актуальная на сегодняшний день тема – формирование навыков поведения воспитанников в информационном обществе для обеспечения личной и информационной безопасности в сети Интернет.
Проблема обеспечения информационной безопасности детей в информационно-телекоммуникационных сетях становится все более актуальной в связи с существенным возрастанием численности несовершеннолетних пользователей.
Согласно Российскому законодательству информационная безопасность детей – это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией, в том числе распространяемой в сети Интернет, вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию.
В современных условиях развития общества компьютер стал для ребенка и «другом» и «помощником» и даже «воспитателем», «учителем». Всеобщая информатизация и доступный, высокоскоростной Интернет уравнял жителей больших городов и малых деревень в возможности получить качественное образование.
Между тем существует ряд аспектов при работе с компьютером, а в частности, с сетью Интернет, негативно влияющих на физическое, моральное, духовное здоровье подрастающего поколения, порождающих проблемы в поведении у психически неустойчивых детей, представляющих для детей угрозу
Новизна НОД заключается в воспитании грамотного и ответственного пользователя сети Интернет, знакомство детей с основными правилами безопасного использования
Практическая значимость НОД заключается в обеспечении информационной безопасности детей путем привития им навыков ответственного и безопасного поведения в современной информационно-коммуникативной среде. В данном НОД определенно содержание работы и подобран методический материал по основам безопасности жизнедеятельности с применением мультимедийных средств обучения. Это позволяет осуществлять процесс воспитания целенаправленно.
Конспект деятельности представлен для детей подготовительной группы и направлен на закрепление ранее полученных знаний о том, как правильно и безопасно пользоваться сетью Интернет. Содержание занятия соответствует возрасту детей. НОД проходит в игровой форме. Данное занятие может быть проведено как в первой, так и во второй половине дня.
Цель НОД: Обучение воспитанников основам безопасной работы в интернете, воспитание грамотного и ответственного пользователя сети Интернет.
Задачи НОД:
Образовательные задачи:
1. Способствовать формированию знаний о безопасном поведении при работе с информацией в сети Интернет;
2.учить детей ориентироваться в информационном пространстве;
3.формировать информационную культуру воспитанников;
Развивающие задачи: Развивать познавательную и творческую активность в безопасном использовании информационных и коммуникационных технологий;
Воспитательные задачи: .
1. Способствовать выработке сознательного и бережного отношения к вопросам собственной информационной безопасности;
2. Способствовать формированию и развитию нравственных, этических, патриотических качеств личности.
3. Способствовать формированию и развитию нравственных, этических, патриотических качеств личности.
Методы и приемы:
Игровой, наглядный, словесный, практический, эвристический, мотивационный: беседа, художественное слово, загадка, пояснения, самостоятельная деятельность, активность детей за счет включения проблемной ситуации, поощрение.
Интеграция областей:
Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, речевое развитие.
Предшествующая работа: беседы с детьми о том, что такое интернет, монитор, компьютерная мышь. Посещение с родителями магазинов компьютерной техники
Словарная работа: монитор, мышка, клавиатура, системный блок, вирус, антивирус, Сеть, Интернет
Оборудование: презентация "Что такое Интернет?", компьютер, карточки красного и зелёного цветов .
Ожидаемый результат: осознание детьми того, что ребята должны пользоваться только безопасным интернетом.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, я знаю, что у каждого из вас в доме есть компьютер, но мы сегодня поговорим об одной известной сети, но какой именно вы узнаете, если отгадаете мою загадку.
Её называют всемирная сеть,
Чего в этой сети только нет!
Она всё расскажет и даже покажет.
Она называется как?.. (Интернет)
Ребята, а что такое интернет, вы знаете?
Дети: Это такое место, где есть любая информация.
Воспитатель: Интернет – это сеть, из которой мы берем полезную информацию, переписываемся с друзьями, люди создают собственные сайты, в Интернете собрана информация со всего мира. Там можно отыскать словари, энциклопедии, газеты, произведения писателей, музыку. Можно посмотреть фильмы, теле- и радиопередачи, найти массу программ для своего компьютера, поиграть в игры, но там много и вредной информации.
Воспитатель: Как вы думаете, что хорошего и плохого там можно встретить? Я вижу, что вы немного затрудняетесь... Ребята, мы с вами сегодня поговорим об опасностях, которые нас поджидают на просторах
Интернета. Я знаю, кто нам может помочь – это наш верный друг Знайка. Давайте вместе позовем его, он поможет нам разобраться в них.
(дети зовут Знайку, вместо него выходит Незнайка)
Воспитатель: (удивленно): Незнайка, ты зачем пришел? Мы Знайку звали!
Незнайка: я знаю, где он? Я просто услышал, что вы
что то интересное без меня обсуждаете. Вот и пришел.
Воспитатель: Мы с ребятами пытаемся разобраться с тем, как безопасно проводить время в сети интернет. Ты случайно нам не поможешь?
Незнайка: Нееее! Я не знаю... А что там может быть опасного, я не понимаю? Разве может какой-то Интернет меня обидеть?
Воспитатель: Незнайка, ты сильно заблуждаешься. Уже давно известно, что без знания правил безопасности в интернет ходить нельзя!
Незнайка, как же нам быть. Знайка куда-то пропал, а он нам
очень нужен.
Незнайка: Не знаю... Это не мои проблемы, сами разбирайтесь. Мне сегодня купили компьютер, как раз подключили этот, как вы там говорите? А, вспомнил! Интернет. Я там столько друзей себе сегодня нашел. Вот, знакомьтесь! (Заходят шесть человек (вирус,мошенник, обманчивый друг, , незнакомец, дразнилки, вредный сайт)).
Воспитатель: Незнайка, что-то подозрительные какие-то у тебя друзья... А ты уверен, что общение с ними принесет пользу?
Незнайка: конечно, да.
Воспитатель: Незнайка, стой! Я, кажется, их узнала! Это опасности интернета. Только не могу разобрать, кто есть кто! (Опасности заматывают Незнайку в сети.
Незнайка (кричит):Ой-ой-ой, помогите, что со мной происходит?
Воспитатель: Ну что, Незнайка, попался? Ребята, кажется, с Незнайкой приключилась беда! Его замотали опасности всемирной паутины
интернета. Незнайка ведь совсем ничего о них не знает, вот и
попался. Что же делать? Одним нам точно не справиться. Но ясно одно,
надо срочно спасать его из этой паутины! Надо срочно найти Знайку. Давайте его еще раз позовем, только громче. Чтоб на этот раз он нас точно услышал (дети громко зовут Знайку, он выходит).
Знайка : Здравствуйте, ребята! Вы меня звали? Что у Вас случилось?
(Смотрит на Незнайку). А-а-а, ну понятно... Ты, Незнайка, как всегда попал в какую-то запутанную историю. Будем разбираться, как теперь тебя из нее вытащить.
Воспитатель: Знайка, мы с ребятами обсуждали, как правильно работать с Интернетом. Решили позвать тебя к нам на помощь. Но тут пришел Незнайка. Представляешь, сегодня ему как раз подключили этот злосчастный Интернет. И он, не зная правил безопасности, полез туда. И...
(чуть не плача) его окутали опасности всемирной паутины Интернета!
Помоги нам его спасти, пожалуйста.
Знайка: Незнайка, ты в своем репертуаре! Конечно же, для того чтобы спокойно разгуливать по просторам сети Интернет, необходимо всего
знать, какие опасности могут нас поджидать там. А вы, дети, их знаете? (ответы детей). Сейчас я вас с ними познакомлю.
Итак: (подходит к первому человеку) первая опасность– это мошенники.
Иногда тебе в сети
Могут встретиться вруны.
Обещают все на свете:
Подарить бесплатно детям
Телефон, щенка, айпад
И поездку на курорт.
Их условия не сложны:
СМС отправить можно
С телефона папы, мамы
И уже ты на Багамах.
Ты мошенникам не верь,
Информацию проверь!
Мошенничество в интернете один из видов киберпреступления, целью которого является обман пользователей.
Если, к примеру, чтобы скачать картинку или МР3 мелодию, требуется отправить СМС - не стоит спешить. Сначала необходимо проверить этот номер в интернете - безопасно ли отправлять на него СМС, и не обман ли это. Проверить номер можно на специальном сайте.
Знайка: (отрывает от Незнайки первого человека) Ну все, тебя мы разоблачили, уходи, на твой крючок ребята никогда не попадутся! Ну все, с одной опасностью разобрались, давайте дальше (переходит ко второму человеку)
Вторая опасность – это вирус!
Вдруг из щели между строк
Вылезает червячок.
Безобидный хоть на вид –
Он в себе беду таит!
Может файлы он стирать,
Может деньги воровать.
Предлагает нам обновки
Вирус - мастер маскировки!
Чтобы не попасть в беду
Антивирус заведи!
Всем, кто ходит в интернет,
Пригодится мой совет!
Большинство вирусов на вид вполне безобидны - они притворяются новыми версиями известных программ, интересными картинка
ми, файлами от друзей и т. п. Проникая в систему, что часто остается незамеченным для пользователя, они воруют пароли и другие
данные, снижают производительность компьютера и даже могут вывести его из строя. Не стоит скачивать и открывать неизвестные файлы из интернета или письма, присланные незнакомыми людьми по электронной почте. Для защиты компьютера необходимо
установить на него антивирус, который предотвратит потерю данных.
Знайка: (отрывает от Незнайки первого человека) И ты уходи! Антивирус, забирай его (заходит антивирус, уводит вирус)
А это третья опасность – наивный друг.
В интернете, как и в мире,
Есть и добрые, и злые.
Полон разных он людей:
Есть и гений, и злодей.
По портрету не поймешь
От кого слезу прольешь.
Чтобы вор к нам не пришел,
И маньяк на с не нашел,
Телефон свой, адрес, фото
В интернет не помещай
И чужим не сообщай.
Вы должны усвоить важное правило: никогда нельзя рассказывать личную информацию о себе незнакомым людям - адрес дома, школы, номер телефона. Не стоит отправлять свои фотографии, фото своей семьи и друзей незнакомым людям. Они могут использоваться для создания подставных страничек в социальных сетях и на сайтах знакомств, для
шантажа и угроз.
Знайка: (отрывает от Незнайки третьего человека) Все иди!
Обманчивый друг: Незнайка, ну разве можно так? Я ведь твой друг!!!
Незнайка: Да какой ты мне друг! Я все про тебя понял! Ты плохой! Не буду я с тобой водиться (третий человек уходит)
Четвертая опасность–незнакомец.
Как всем детям интересно
Поиграть с друзьями вместе.
В интернете тоже можно,
Нужно быть лишь осторожным
И с чужими не играть,
В гости их к себе не звать
И самим не приходить –
Я прошу вас не забыть!
Общаясь в сети, вы можете знакомиться, общаться и добавлять в «друзья» совершенно неизвестных вам в реальной жизни людей. Некоторые пользователи могут общаться с ребенком от лица вымышленного друга, с целью получения какой-либо выгоды. Прежде чем начинать дружить с кем-то в интернете, вы должны понять, что в сети человек может представиться кем угодно. На реальной встрече с интернет-знакомым обязательно должен присутствовать кто-то из взрослых.
Знайка: (отрывает от Незнайки четвертого человека) Вон отсюда! Мы тебя не знаем, ты какой-то подозрительный незнакомец...
Незнакомец: Незнайка, а мы разве не пойдем к тебе в гости? Ты обещал.
Незнайка: Ага, нет уж. Ты не тот, за кого себя выдаешь! (четвертый человек уходит) Разрешите представить пятую опасность –разные дразнилки и оскорбления
В интернете злые тролли
Появляются порою.
Эти злюки - задаваки
Могут довести до драки!
Им дразнить людей прикольно,
Несмотря, что это больно.
Только полный их игнор
Тролля охладит задор.
Сам же вежлив оставайся,
В тролля ты не превращайся!
Знайка: Теперь ты понял, Незнайка, что он тебе вовсе не друг.
Незнайка: Да, понял! Уходи, дразнилка! Мне не приятно с тобой дружить!
Знайка: Ну и последняя, шестая опасность – вредные сайты.
В интернете, в интернете
Пруд пруди всего на свете!
Там и игры, и мультфильмы,
И учеба, и кино...
Но порою ты находишь
Там совсем, совсем не то.
Чтобы не перепугаться
И потом не огорчаться,
Надо фильтр поискать
И компьютер подковать!
Ты родителям скажи
Фильтры тут всегда нужны!
Воспитатель: Ребята, во время работы с компьютером необходим родительский контроль!
Родительский контроль — программное обеспечение, которое позволяет блокировать доступ детей к нежелательным сайтам в интернете, например,, игровым сайтам, социальным сетям и т. п., а также ограничивать использование интернета по времени суток, дням недели или длительности сеанса. Также
существуют специальные детские браузеры, а в некоторые поисковые системы встроена возможность фильтрации. Ты можешь попросить родителей установить их.
Знайка: И тебя разоблачили, уходи, такие друзья нам не нужны! (Уходит последняя опасность)
Незнайка: Ну все, свобода! Спасибо, Знайка, что помог мне. И откуда ты их всех знаешь?
Знайка: В свое время, мне пришлось с ними познакомится, и это было очень-очень неприятно. А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «За или против», где вы должны будете проголосовать за каждое правило безопасного поведения в сети Интернет сигнальными карточками.
«За» - зеленая карточка, «Против» - красная.
∙
Я не буду сообщать лишнюю информацию;
∙
Я попрошу установить функцию родительский контроль своих родителей;
∙
Я сообщу свои личные данные: домашний адрес, адрес электронной почты, пароль;
∙
Я буду встречаться с людьми, с которыми познакомились в сети Интернет, без контроля взрослых;
∙
Я не буду доверять незнакомым людям;
∙
На обиды я буду отвечать тем же;
∙
Я обязательно попрошу родителей проверить наличие антивирусной программы на компьютере;
Знайка: Ребята, давайте ещё раз вспомним об правилах безопасности в интернете.
1.Мы хотим, чтоб Интернет,
Был вам другом много лет!
Будешь знать семь правил этих —
Смело плавай в Интернете!
2.Если что-то непонятно
страшно или неприятно,
Быстро к взрослым поспеши,
Расскажи и покажи.
3.Как и всюду на планете,
Есть опасность в Интернете.
Мы опасность исключаем,
Если фильтры подключаем.
4.Не хочу попасть в беду —
Антивирус заведу!
Всем, кто ходит в Интернет,
Пригодится наш совет.
5.Иногда тебе в Сети
Вдруг встречаются вруны.
Ты мошенникам не верь
Информацию проверь!
Знайка:
Для того, чтобы вы никогда не попались на их крючок опасностей сети Интернет, я хочу раздать вам буклеты «Опасности сети Интернет» (приложение 1). Я хочу, чтобы вы его очень внимательно изучили. Никогда не забывайте их, пожалуйста!
(Воспитатель предлагает вспомнить детям о чём говорилось на занятии)
(Ответы детей сопровождаются показом презентации "Что такое интернет?")
Приложение 1
Об опасности интернета
Мы хотим, чтоб интернет
Был вам другом много лет!
Будешь знать СЕМЬ правил этих
Смело плавай в интернете!
1.
Иногда тебе в сети
Могут встретиться вруны.
Ты мошенникам не верь,
Информацию проверь.
2.
Чтобы не попасть в беду –
Антивирус заведу!
Всем, кто ходит в интернет
Пригодится наш совет.
3.
Если кто-то НЕЗНАКОМЫЙ
Вас попросит рассказать
Информацию о школе,
О друзьях и телефоне,
Иль к страничке доступ дать.
Мы на это НЕТ ответим,
Будем все держать в секрете!
4.
Злые люди в интернете
Расставляют свои сети.
С незнакомыми людьми
Ты на встречу не ходи!
С грубиянами в сети
Разговор не заводи.
Но и сам не оплошай –
Никого не обижай.
6.
Как и всюду на планете
Есть опасность в интернете.
Мы опасность исключаем,
Если фильтры подключаем.
7.
Если что-то непонятно,
Страшно или неприятно,
Сразу к взрослым поспеши,
Расскажи и покажи.
Список используемых литературных источников:
1. Информационная безопасность детей : тематический список литературы / ГБОУ ДПО ИРОСО. – Южно-Сахалинск, 2016. – 7 с.
2. Агитова, С. Ю. Защита детей от ситуаций, угрожающих их жизни, здоровью и развитию / С. Ю. Агитова // Социальная педагогика. – 2015. – № 4. – С. 23–32.
3. Баранова, Ю. Безопасный интернет запрещать или обучать / Ю. Баранова // Основы безопасности жизнедеятельности. – 2015. – № 3. – С. 30–33.
4. Дошкольник и медиа : проблемы и перспективы взаимодействия // Детский сад : теория и практика. – 2014. – № 9. – С. 6–112.
5. Концепция информационной безопасности детей : утверждена распоряжением Правительства РФ от 02.12.2015 № 2471–р // Вестник образования России. – 2016. – № 1. – С. 17–26.
6. Костромичева, И. Не попали б дети в сети. Форум безопасного интернета / И. Костромичева // Основы безопасности жизнедеятельности. – 2015. – № 4. – С. 30–33.
7. Пятахина, Г. Как обеспечить информационную безопасность воспитанников / Г. Пятахина, Е. Кисина // Справочник руководителя дошкольного учреждения. – 2015. – № 7. – С. 71–74.
8. Солдатова, Г. У. Роль родителей в повышении безопасности ребенка в интернете / Г. У. Солдатова, Е. И. Рассказова // Вопросы психологии . – 2013. – № 2. – С. 3–15.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект "Моя семья - мое богатство"
проект для детей старшего возраста . работа расчитана на 2 месяца совместная с родителями....
Программа социально-педагогической помощи неполным семьям «Моя семья – мое богатство»
Настоящая программа предназначена для работы социального педагога с неполными семьями....
«МОЯ СЕМЬЯ – МОЁ БОГАТСТВО» сценарий праздника, посвящённого дню семьи для детей старшего дошкольного возраста
Семья – это маленькая Вселенная. Создать хорошую семью нередко бывает труднее, чем написать, например, книгу или сделать открытие. Поскольку семья - Вселенная, пусть и маленькая, должны быть и з...
Логическая игра для детей дошкольного возраста «Моя семья – моё богатство» (Ребусы о семье)
Материал для детей старшей и подготовительной групп детского сада.Логическая игра предполагает обучение детей разгадыванию простых ребусов на примере знакомых слов и значений. Это развивающее...
Участие в окружных конкурсах "Семья - основа государства", Моя семья - моё богатство", методический материал.
Участие в окружных конкурсах "Семья - основа государства", Моя семья - моё богатство", методический материал....
Проект по взаимодействию с семьями воспитанников ДОУ "Моя семья - мое богатство"
Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада, однако в реальных взаимоотношениях воспитателей и родителей существует определенная дисгармония. Педаг...
Логическая игра для детей дошкольного возраста «Моя семья – моё богатство» (Ребусы о семье)
Логическая игра для детей дошкольного возраста «Моя семья – моё богатство» (Ребусы о семье)...