Статья «Ознакомление детей дошкольного возраста с мультипликационными фильмами как видом искусства.»
статья

Анисимова Инна

В статье говорится о положительном влиянии мультфильмов  на формирование мировоззрения ребёнка , приводятся аргументы в пользу этого вида искусства, особенно творческих работ из "Золотого фонда " студии "Союзмультфильм.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_multfilmy.docx23.97 КБ

Предварительный просмотр:

Статья

«Ознакомление детей дошкольного возраста

с мультипликационными фильмами

как видом искусства.»

Составили:

Анисимова Инна Владимировна-воспитатель, Чеховская Татьяна Анатольевна-воспитатель

Мультипликация (анимация)  - это вид современного искусства.

Анимация производное от латинского "anima" - душа , одушевление или оживление чего-либо.

      Искусство мультипликации представляет собой художественно-организованную действительность, в которой образно, точно, с определенной долей акцентирования представлена некая реальность посредством языковых доминант и изобразительного искусства, таких как: форма, цвет, композиция, сюжет, пространство, динамика, национальный колорит, исторические и другие, активно воздействующих на эмоции, чувства, воображение и фантазию дошкольников .

     Самая первая студия мультипликации у нас в  стране появилась в 1936 г.и называлась «Союзмультфильм», в которой создавались мультфильмы-сказки для детей- добрые, красочные, волшебные.

    В  основу многих из них легли русские народные и авторские сказки, содержащие в себе глубокую народную мудрость, а также произведения наиболее ярких представителей- иллюстраторов, художников-сказочников литературных произведений —Виктора Михайловича Васнецова ( «Витязь на распутье», 1882; «Богатыри», 1881-1898; «Снегурочка», 1899; «Царевна Несмеяна», 1916-1926; «Царевна-лягушка», 1918; «Спящая царевна» и др.)   и Ивана Яковлевича Билибина (« Иван-царевич», 1899; «Василиса Прекрасная покидает избу Бабы Яги», 1900 год; «Сказка о золотом петушке»; «Вольга с дружиной», 1902; «Иллюстрация к сказке Василиса Прекрасная», 1900; «Сказка о царе Салтане», 1905 и др.)  Полотна этих художников помогают передать внутренний мир героев сказок, погружают в то время и атмосферу, в которой жили сказочные персонажи. Благодаря творчеству этих художников мы можем не только читать сказку, но и видеть ее на картинах, а благодаря аниматорам –  ещё и в мультфильмах.

     Мультфильмы, созданные с 1936 г. до 80- х г.г.прошлого века являются «Золотым фондом» данного отечественного искусства , это более 1500 рисованых и кукольных фильмов. Первый чёрно-белый мультик, выпущенный студией, назывался «В Африке жарко». Сценарий написал детский поэт Сергей Михалков. В нём рассказывается о том, как жарко зверятам, живущим в Африке, и как сильно им хочется мороженого. Затем зрители увидели «Лимпопо», «Бармалей», «Мойдодыр» . В тяжёлых военных условиях  мультипликаторы создали несколько любимейших нами картин: «Сказка о царе Салтане», «Краденое солнце» и «Синдбад-мореход». 

  «Песенка радости» удостоилась бронзовой медали на Венецианском кинофестивале 1947 года. Это был первый шаг к международному признанию. Многие фильмы киностудии «Союзмультфильм» удостоены премий международных кинофестивалей. Среди них — «Серая шейка» (1948 год), «Цветик-семицветик» (1948 год), «Когда зажигаются елки» (1950 год), «В лесной чаще» (1954 год),«Необыкновенный матч» (1955 год),«Снежная королева» (1957 год), «Шайбу! Шайбу!»(1964 год), «Каникулы Бонифация» (1965 год),«Варежка» (1967 год), «Ежик в тумане»(1975 год), «Путешествие муравья» (1983 год) и др. А в 1953 году начинается выпуск  кукольных мультиков. Первым успехом  была картина Евгения Мигунова «Карандаш и Клякса — весёлые охотники». Разработано было более 20 разных жанров и стилей, а самым ярким достижением студии стал мультсборник «Весёлая карусель», число выпусков которого насчитывает 50.Долгие годы Фёдор Хитрук и Вячеслав Котёночкин  были ведущими  мультипликаторами «Союзмультфильма».

    Большое положительное влияние на детей дошкольного возраста мультфильмов из «Золотой коллекции «Созмультфильма» неоспоримо и очевидно.

Практически все мультфильмы построены на сюжете взаимодействия личности и коллектива, личности и общества. Причём таких взаимоотношений, когда коллектив и общество являются не враждебной личности средой, а средой жизни.

Мультипликация как современный интегрированный вид искусства и обучения позволит:

-формировать у детей способность разносторонне и вариативно рассматривать, осознавать и оценивать ситуации, явления окружающей действительности;

-формировать целостное гармоничное сознание дошкольника, позволяющее ему адекватно воспринимать произведения искусства,

-формировать эстетические оценки и предпочтения,

 -создать особое образовательное пространство: культурное, патриотическое, нравственное (зло, добро, как можно и нужно поступать , а как нельзя) , интеллектуальное, эстетически активное, в центре которого - развивающаяся, думающая, мыслящая личность ребёнка .

-учат думать, показывают ребёнку красоту природы России (деревья- берёзка, дуб, рябина), знакомят с разнообразием животного мира (звери , птицы леса, лесные ягоды, полевые и луговые цветы),  с напевностью русской речи.

Озвучивание происходит в форме грамотной литературной речи, с глубокой  интонационной выразительностью,  с напевностью.

Зрителям представлены образы в ярких, красочных  костюмах из красивых тканей (Дед Мороз, Снегурочка, царевна, царевич и т.д.).

Практически каждый мультфильм как бы состоит  из нескольких содержательных сценок, в то же время обьединённых единым  сюжетом .

Почти каждый из них – это маленькая притча, где далеко не все лежит на поверхности. Многое остается как бы за кадром, заставляет задуматься, посмотреть иначе на себя и свои поступки. Здесь все события происходят в светлом, понимающем мире, несут в себе заряд тепла, любви, позитивной энергии.

Каждый персонаж индивидуален и неповторим. Даже злые герои часто становятся добрее, потому что добро, участие, понимание, сопереживание - великая сила, способная и самого злого превратить в симпатичное и дружелюбное существо.

Положительное воздействие анимации на дошкольников возможно при условии:

- отбора взрослыми мультфильмов для просмотра с учётом  возраста ребёнка,

- проведённые предварительные беседы ( о событиях и ценностях того времени, о костюмах, одежде, традициях ,общению и т.д.) ;

-чтение книг, одноимённых с мультфильмом ;

- положительный настрой и интерес ребёнка;

-беседы после просмотра ( что запомнил, что и  кто понравился ,почему, как бы ты поступил и т.д.)

Этот вид деятельности может послужить  прекрасным пособием для развития мышления, развития речи , творческого потенциала в занятиях аппликацией, рисованием, лепкой героев мультфильмов, игровыми приемами, развития умений общения  в социуме и взаимодействия в сюжетных играх.

Приобщайте детей к прекрасному !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ознакомление детей дошкольного возраста с жанрами изобразительного искусства

Мир детства -  чудесный и таинственный остров в мире взрослых. Маленькие жители его много знают, многое умеют, много понимают, но у них пока еще мало жизненного опыта. А современное российское об...

Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством.

Обучение дошкольников умению различать наиболее известныхе виды  декоративной живописи: хохломской, городецкой, дымковской, гжельской ; пониманию  детьми характерных особенностей изделий...

Календарно – тематический план по развитию представлений у детей старшего дошкольного возраста о театре, как о виде искусства.

Примерный календарно – тематический план по развитию представлений у детей старшего дошкольного возраста о театре, как о виде искусства....

Методические рекомендации для повышения уровня нравственного развития детей старшего дошкольного возраста посредством мультипликационных фильмов

При использовании мультипликационных фильмов как средства нравственного развития ребенка, следует вспомнить о советских мультфильмах, их герои были добрые – это «радуга положительных эмоций» для детей...

Мастер - класс для родителей "Ознакомление детей дошкольного возраста с ПДД в разных видах деятельности"

Цель данного мастер - класса - повышение активности взрослых по формированию у дошкольников навыков безопасного поведения на дороге....

Ознакомление детей дошкольного возраста с произведением искусства в разных видах деятельности

laquo;Обучить творческому акту искусства нельзя, но это не значит, что нельзя воспитателю содействовать его образованию и проявлению», - писал Л.С.Выготский....