Статья «Ознакомление детей дошкольного возраста с мультипликационными фильмами как видом искусства.»
статья
В статье говорится о положительном влиянии мультфильмов на формирование мировоззрения ребёнка , приводятся аргументы в пользу этого вида искусства, особенно творческих работ из "Золотого фонда " студии "Союзмультфильм.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_multfilmy.docx | 23.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья
«Ознакомление детей дошкольного возраста
с мультипликационными фильмами
как видом искусства.»
Составили:
Анисимова Инна Владимировна-воспитатель, Чеховская Татьяна Анатольевна-воспитатель
Мультипликация (анимация) - это вид современного искусства.
Анимация производное от латинского "anima" - душа , одушевление или оживление чего-либо.
Искусство мультипликации представляет собой художественно-организованную действительность, в которой образно, точно, с определенной долей акцентирования представлена некая реальность посредством языковых доминант и изобразительного искусства, таких как: форма, цвет, композиция, сюжет, пространство, динамика, национальный колорит, исторические и другие, активно воздействующих на эмоции, чувства, воображение и фантазию дошкольников .
Самая первая студия мультипликации у нас в стране появилась в 1936 г.и называлась «Союзмультфильм», в которой создавались мультфильмы-сказки для детей- добрые, красочные, волшебные.
В основу многих из них легли русские народные и авторские сказки, содержащие в себе глубокую народную мудрость, а также произведения наиболее ярких представителей- иллюстраторов, художников-сказочников литературных произведений —Виктора Михайловича Васнецова ( «Витязь на распутье», 1882; «Богатыри», 1881-1898; «Снегурочка», 1899; «Царевна Несмеяна», 1916-1926; «Царевна-лягушка», 1918; «Спящая царевна» и др.) и Ивана Яковлевича Билибина (« Иван-царевич», 1899; «Василиса Прекрасная покидает избу Бабы Яги», 1900 год; «Сказка о золотом петушке»; «Вольга с дружиной», 1902; «Иллюстрация к сказке Василиса Прекрасная», 1900; «Сказка о царе Салтане», 1905 и др.) Полотна этих художников помогают передать внутренний мир героев сказок, погружают в то время и атмосферу, в которой жили сказочные персонажи. Благодаря творчеству этих художников мы можем не только читать сказку, но и видеть ее на картинах, а благодаря аниматорам – ещё и в мультфильмах.
Мультфильмы, созданные с 1936 г. до 80- х г.г.прошлого века являются «Золотым фондом» данного отечественного искусства , это более 1500 рисованых и кукольных фильмов. Первый чёрно-белый мультик, выпущенный студией, назывался «В Африке жарко». Сценарий написал детский поэт Сергей Михалков. В нём рассказывается о том, как жарко зверятам, живущим в Африке, и как сильно им хочется мороженого. Затем зрители увидели «Лимпопо», «Бармалей», «Мойдодыр» . В тяжёлых военных условиях мультипликаторы создали несколько любимейших нами картин: «Сказка о царе Салтане», «Краденое солнце» и «Синдбад-мореход».
«Песенка радости» удостоилась бронзовой медали на Венецианском кинофестивале 1947 года. Это был первый шаг к международному признанию. Многие фильмы киностудии «Союзмультфильм» удостоены премий международных кинофестивалей. Среди них — «Серая шейка» (1948 год), «Цветик-семицветик» (1948 год), «Когда зажигаются елки» (1950 год), «В лесной чаще» (1954 год),«Необыкновенный матч» (1955 год),«Снежная королева» (1957 год), «Шайбу! Шайбу!»(1964 год), «Каникулы Бонифация» (1965 год),«Варежка» (1967 год), «Ежик в тумане»(1975 год), «Путешествие муравья» (1983 год) и др. А в 1953 году начинается выпуск кукольных мультиков. Первым успехом была картина Евгения Мигунова «Карандаш и Клякса — весёлые охотники». Разработано было более 20 разных жанров и стилей, а самым ярким достижением студии стал мультсборник «Весёлая карусель», число выпусков которого насчитывает 50.Долгие годы Фёдор Хитрук и Вячеслав Котёночкин были ведущими мультипликаторами «Союзмультфильма».
Большое положительное влияние на детей дошкольного возраста мультфильмов из «Золотой коллекции «Созмультфильма» неоспоримо и очевидно.
Практически все мультфильмы построены на сюжете взаимодействия личности и коллектива, личности и общества. Причём таких взаимоотношений, когда коллектив и общество являются не враждебной личности средой, а средой жизни.
Мультипликация как современный интегрированный вид искусства и обучения позволит:
-формировать у детей способность разносторонне и вариативно рассматривать, осознавать и оценивать ситуации, явления окружающей действительности;
-формировать целостное гармоничное сознание дошкольника, позволяющее ему адекватно воспринимать произведения искусства,
-формировать эстетические оценки и предпочтения,
-создать особое образовательное пространство: культурное, патриотическое, нравственное (зло, добро, как можно и нужно поступать , а как нельзя) , интеллектуальное, эстетически активное, в центре которого - развивающаяся, думающая, мыслящая личность ребёнка .
-учат думать, показывают ребёнку красоту природы России (деревья- берёзка, дуб, рябина), знакомят с разнообразием животного мира (звери , птицы леса, лесные ягоды, полевые и луговые цветы), с напевностью русской речи.
Озвучивание происходит в форме грамотной литературной речи, с глубокой интонационной выразительностью, с напевностью.
Зрителям представлены образы в ярких, красочных костюмах из красивых тканей (Дед Мороз, Снегурочка, царевна, царевич и т.д.).
Практически каждый мультфильм как бы состоит из нескольких содержательных сценок, в то же время обьединённых единым сюжетом .
Почти каждый из них – это маленькая притча, где далеко не все лежит на поверхности. Многое остается как бы за кадром, заставляет задуматься, посмотреть иначе на себя и свои поступки. Здесь все события происходят в светлом, понимающем мире, несут в себе заряд тепла, любви, позитивной энергии.
Каждый персонаж индивидуален и неповторим. Даже злые герои часто становятся добрее, потому что добро, участие, понимание, сопереживание - великая сила, способная и самого злого превратить в симпатичное и дружелюбное существо.
Положительное воздействие анимации на дошкольников возможно при условии:
- отбора взрослыми мультфильмов для просмотра с учётом возраста ребёнка,
- проведённые предварительные беседы ( о событиях и ценностях того времени, о костюмах, одежде, традициях ,общению и т.д.) ;
-чтение книг, одноимённых с мультфильмом ;
- положительный настрой и интерес ребёнка;
-беседы после просмотра ( что запомнил, что и кто понравился ,почему, как бы ты поступил и т.д.)
Этот вид деятельности может послужить прекрасным пособием для развития мышления, развития речи , творческого потенциала в занятиях аппликацией, рисованием, лепкой героев мультфильмов, игровыми приемами, развития умений общения в социуме и взаимодействия в сюжетных играх.
Приобщайте детей к прекрасному !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ознакомление детей дошкольного возраста с жанрами изобразительного искусства
Мир детства - чудесный и таинственный остров в мире взрослых. Маленькие жители его много знают, многое умеют, много понимают, но у них пока еще мало жизненного опыта. А современное российское об...
Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством.
Обучение дошкольников умению различать наиболее известныхе виды декоративной живописи: хохломской, городецкой, дымковской, гжельской ; пониманию детьми характерных особенностей изделий...
Календарно – тематический план по развитию представлений у детей старшего дошкольного возраста о театре, как о виде искусства.
Примерный календарно – тематический план по развитию представлений у детей старшего дошкольного возраста о театре, как о виде искусства....
Методические рекомендации и презентация на тему "Ознакомление детей дошкольного возраста с народным и декоративно-прикладным искусством"
Мини-проект по теме "Народное и декоративно-прикладное искусство"...
Методические рекомендации для повышения уровня нравственного развития детей старшего дошкольного возраста посредством мультипликационных фильмов
При использовании мультипликационных фильмов как средства нравственного развития ребенка, следует вспомнить о советских мультфильмах, их герои были добрые – это «радуга положительных эмоций» для детей...
Мастер - класс для родителей "Ознакомление детей дошкольного возраста с ПДД в разных видах деятельности"
Цель данного мастер - класса - повышение активности взрослых по формированию у дошкольников навыков безопасного поведения на дороге....
Ознакомление детей дошкольного возраста с произведением искусства в разных видах деятельности
laquo;Обучить творческому акту искусства нельзя, но это не значит, что нельзя воспитателю содействовать его образованию и проявлению», - писал Л.С.Выготский....