План по самообразованию на тему :«Формирование патриотических чувств у старших дошкольников»
материал (старшая группа)

Данилицкая Алена Ивановна

Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду.  Постепенно расширяясь, эта любовь переходит   в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству.

                                                                                                         Д.С. Лихачёв

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_2020.docx35.42 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Формирование патриотических чувств у старших дошкольников»

Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду.  Постепенно расширяясь, эта любовь переходит   в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству.

                                                                                                         Д.С. Лихачёв

Цель: Повышение профессиональной компетентности и систематизирование знаний по вопросам нравственно – патриотического воспитания дошкольников через игру.

Задачи для педагога:

— повысить свой теоретический и научно – методический уровень через подборку и изучение методической литературы;

— разработать консультации и папки- передвижки для родителей;

— разработать план работы по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников;

— пополнить предметно-развивающую среду;

— создать картотеку игр по данной теме;

— провести самоанализ и подготовить отчет о проделанной работе.

Задачи для детей:

  1. Формировать чувства привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким.
  2. Формировать чувство любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям.
  3. Формировать представления о России как о родной стране.
  4. Воспитывать патриотизм, уважение к культурной прошлой России
  5. Воспитывать гражданско-патриотические чувства посредством изучения государственной символики

Задачи для родителей:

Создать в семье благоприятные условия для нравственно- патриотического развития ребёнка, учитывая опыт детей, приобретённый в детском саду.

Пояснительная записка.

Гармоничное развитие ребенка — основа формирования будущей личности. Оно зависит от успешного решения многих задач, среди которых особое место занимают вопросы нравственного и патриотического воспитания.

В свою очередь нравственно-патриотическое воспитание можно разделить на отдельные две части объединенных принципами и задачами: — нравственное воспитание — подразумевает воспитание дружеских взаимоотношений между самими детьми, привычку играть и трудиться, заниматься сообща; умение договариваться и помогать друг другу; стремление радовать старших хорошими поступками. Сюда же мы относим воспитание уважительного отношения к окружающему миру и людям; заботливое отношение к малышам и пожилым людям, умения помогать им; а так же развитие самостоятельности и волевых качеств, таких как, умение ограничивать свои желания и расширять возможности самостоятельности, преодолевать препятствия, подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные правила и нормы поведения в обществе, в своих поступках следовать положительному примеру. 

Патриотическое воспитание подразумевает формирование самооценки своих действий и поступков, доброжелательная оценка поступков других людей, умение спокойно отстаивать свое мнение, обогащение словаря формулами словесной вежливости, желание познавать культуру своего народа и страны, а так же бережное отношение к традициям и жизни своей малой и большой Родины. У России тысячелетняя история, богатые традиции, огромный духовный потенциал. Необходимо воспитывать детское самосознание через знакомство с русской культурой, приобщать к фольклору, знакомить с национальными игрушками, праздниками, творениями художников, архитекторов, композиторов, значимыми событиями в истории страны, в том числе с государственными символами, которые являются частью культуры и истории страны.

Воспитание уважительного отношения к культуре других народов (толерантность), приобщение детей к традициям своей страны и малой Родины.

С младенчества ребенок слышит родную речь. Песни матери, сказки открывают ему окно в мир, эмоционально окрашивают настоящее, вселяют надежду и веру в добро. Слушая сказку, ребенок начинает любить то, что любит его народ. Сказки, пословицы, поговорки, народные подвижные игры формируют начало любви к своему народу, к своей Родине. Народное искусство, включая все его виды, обладает большими воспитательными возможностями. Оно несет в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного, в победу добра и справедливости. 

Мир детства не может быть без игры. Игра в жизни ребёнка – это минуты радости, забавы, соревнования, она ведёт ребёнка по жизни.  Детские игры многообразны. Одни развивают сообразительность, другие — смекалку, третьи — воображение и творчество, но объединяет их общая задача — воспитание у ребенка потребности в движении и эмоциональном восприятии жизни. 

Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей. Их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости и мужестве. 

Народные игры актуальны и интересны и в настоящее время, несмотря на то, что существует достаточно большое количество соблазнов в наш технократический век. Человек, незнакомый с традициями, историей и культурой своего народа – человек без прошлого, а значит, и без полноценного настоящего. 

Народные подвижные игры оказывают благотворное влияние развитие речи, которая становится красивой, образной и мелодичной. Формирует у детей умения действовать в коллективе, выполнять действия в соответствии с правилами или текстом игры. Народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами способствуют развитию активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. 

У каждого народа сложилась своя кладовая подвижных и словесных игр. Патриотическое воспитание происходит и в ходе развлечений и праздников. Народный праздник для ребёнка является, по сути, большой яркой и содержательной игрой. Такие праздники создают атмосферу теплоты, способствуют развитию интереса, дружеских отношений.

Несправедливо будет, если не отметить значение дидактических игр в формировании нравственно-патриотических качеств дошкольника. В дидактических играх развивается сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу, согласовывать свои действия с действиями ведущего и других участников игры. В играх проявляются и развиваются необходимые к школе качества: произвольное поведение, образное и логическое мышление, воображение, познавательная активность.

 

Актуальность

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одной из актуальных проблем является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребенке постепенно, в ходе воспитания любви к своим близким, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.

Противоречия, сложившиеся в настоящее время, в условиях ломки нравственных идеалов российского общества, приобретают особую актуальность в формировании патриотизма у дошкольников. Приоритет материальных интересов над духовными и нравственными резко снижает воспитательное воздействие семьи в сфере воспитания.

Выход из противоречия – приоритет комплексного подхода в воспитании и развитии дошкольника на основе обращения к истокам, к традициям малой родины.

Идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретает все большее значение и стала задачей государственной важности. В концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года, указано, что стратегической целью является достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России, как ведущей мировой державы 21 века.

На сегодняшний день самым важным преобразованием, произошедшем в дошкольном образовании, является введение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Что предполагает изменение подходов к организации воспитательно-образовательного процесса и направлено на создание условий социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного морально-нравственного и познавательного развития.

Поэтому так важно формирование личности дошкольника. И это невозможно без воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям. Работа по привитию детям патриотического духа в детском саду строиться на тесной связи с семьей, социумом. От мировоззрения взрослых, их жизненной позиции, ярких наглядных примеров зависит точность усвоения ребенком своей роли в жизни и развитии Родины. Малыш быстрее включится в добрые дела для своей семьи, детского сада, друзей, города. Он поймет, что является тем маленьким кирпичиком в строительстве мира, порядка, процветания Отечества, без которого просто нельзя обойтись.

Учите своих детей добру, толерантности, здоровому ритму жизни, и они не замедлят порадовать вас своими достижениями.

Ожидаемый результат.

Дети должны знать.

  • домашний адрес (испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, матери, детскому саду; дорожить своей семьей, домом; с удовольствием идти в детский сад);
  • место работы родителей (иметь представление о значимости их труда; испытывать гордость и уважение к труду взрослых; иметь посильные трудовые обязанности дома, в детском саду, нести ответственность за их выполнение);
  • место проживания: город; предприятия родного города и их значимость; символику города, достопримечательности; климатические условия;
  • свою нацию, язык, традиции (должны гордиться своим народом, его достижениями); столицу нашей Родины — Москву (знать историю, достопримечательности несколько крупных городов, страну и показывать их на карте России флаг, герб, гимн России);
  • представителей других национальностей, населяющих нашу страну (уважать их культуру и традиции);
  • природу родных мест, флору и фауну (необходимо научиться любоваться природой, бережно относиться к ней);
  • название планеты, на которое мы живем;

Формы и методы работы по патриотическому воспитанию детей

  • Создание проблемной ситуации.
  • Гостиная.
  • Совместная проектная деятельность.
  • Совместная деятельность родителей и детей по изготовлению поделок.
  • Конкурсы рисунков и поделок.
  • Конкурсы стихов.
  • Анализ нравственных качеств.
  • Ручной труд.
  • Беседа
  • Инсценировки, театрализация.
  • Изготовление подарков.
  • «Уроки доброты».
  • Выставки и экспозиции.
  • Игры (дидактические, народные подвижные, настольно-печатные, игры-сотрудничества).
  • Сказки.

Выставки детских рисунков 

обустройство патриотического уголка в группе; 

Создание современной предметно-развивающей среды в группе;

организация экскурсий по достопримечательностям родного края, посещение музеев, выставок;

организация тематических мероприятий (праздники, утренники, соревнования, конкурсы, развлечения, досуги, концерты);

чтение соответствующих произведений, заучивание стихотворений, просмотр фильмов, передач. 

Народные игры

 По содержанию все народные игры легки и доступны ребенку. Использование народных игр способствует знакомству детей с истоками культуры своего народа. Необходимо систематически и последовательно использовать народные игры, чередуя их.

1) По характеру использования речевого сопровождения: с использованием (хороводные) или без;

2) По способу ведения: с выбором ведущего при помощи считалок или делением на подгруппы;

3) По характеру использования двигательных реакций: на развитие ловкости движений; на развитие быстроты реакции; на развитие глазомера; на развитие ритмичности;

4) По характеру проявления психических качеств: на развитие внимания; на развитие различных видов памяти (слуховая, зрительная, моторная); на развитие мыслительных реакций и творческого воображения; на развитие речи.

В младшем дошкольном возрасте, в соответствии с возрастными особенностями и возможностями, из народных игр могут использоваться игры-забавы, игры с народными игрушками, подвижные игры, изредка хороводные. 

В старшем дошкольном возрасте могут использоваться все виды народных игр. Старшие дошкольники должны уметь играть в народные игры самостоятельно. К этому возрасту у них уже складываются предпочтения. Самым ярким выражением культуры любого народа для дошкольников являются праздники проявление духовной жизни народа: они давали заслуженный отдых, ими удовлетворяли потребность в общении, они были своего рода собранием, театром, где присутствующие выполняли одновременно две роли – и зрителя, и актера. К ним относятся такие праздники как встреча Нового года, Рождество, Масленица. Тесная связь народных праздников с природой, народно-хозяйственным календарем, повлияла на жизнестойкость этих праздников, придала им своеобразие и национальную окраску.

 

 

 

 

 

Перспективный план работы

Работа с педагогами

Раздел

Сроки

Содержание работы

Практические выходы

Работа с педагогами

Ноябрь

Консультация «Нравственно-патриотическое  воспитание дошкольников»    

Январь

«Использование дидактических и народных игр в патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста. »

Выставка дидактических игр и наглядного материала по теме.

Март

«Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста в процессе приобщения к культуре и традициям народов России».

«Сказка как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста »

Выставка художественной литературы по теме консультации.

Май

Семинар-практикум по нравственному воспитанию: «Как воспитать патриотов?»

Работа с семьей

Работа с семьёй

Сентябрь

Анкетирование «Патриотическое воспитание детей»

С помощью анкеты выяснить отношение родителей к данной теме.

Октябрь

Консультация «Нравственно-патриотическое  воспитание дошкольников»    

Ноябрь

Роль семьи и традиций

Декабрь

Практическое занятие с родителями "Роль семьи в патриотическом воспитании дошкольников"

Январь

Рекомендация для родителей «Как воспитать маленького патриота»

Наглядная агитация.

Февраль

Родительское собрание Роль семьи в воспитании маленького гражданина»

Апрель

Работа по благоустройству территории детского сада.

Акция «Посади дерево».

Май

Оформление сборника консультаций для родителей. «Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину»

Работа с детьми

Сентябрь

Оформление уголка в группе детского сада «Национального уголка».  Просмотр презентаций о родном городе. Подборка дидактических игр по патриотическому воспитанию.

Экскурсия по детскому саду и знакомство с трудом сотрудников.

Октябрь

Беседа «Уважай отца и мать – будет в жизни благодать».

Ноябрь

Ознакомление с символикой России, родного города, области.

Разучивание стихов «Стихи о маме».  Цель: воспитывать чувства любви, уважения и заботы о маме.

Декабрь

«Мой любимый г.Саранск»

Праздник «Новогодний карнавал». Цель: создать у детей радостное настроение

Январь

Беседа «Конвенция о правах ребёнка»

Февраль

НООД «Защитники Отечества»

Рассматривание картины В.М. Васнецова "Богатыри"

Март

Занятие «О мамах родных и очень важных».

Праздник «Мы поздравляем мам с 8 марта».

Апрель

Занятие «Покорение космоса».

Беседа "Березка-символ России".

Май

Экскурсия по улице Есенина. Цель : познакомить детей  с героем ВОВ его подвигом, воспитывать чувство гордости и любовь к родному городу. Занятие «Этот день Победы».  Экскурсия к вечному огню с возложением цветов к обелиску павших солдат

Сентябрь - май

Чтение художественной литературы детям о природе России, родного края, о войне, о других исторических событиях.

Работа с детьми


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию по теме: «Формирование патриотических чувств дошкольников через культуру и традиции народов Мордовии» на 2017 -2018 учебный год Хантимеровой Ирины Александровны

Детство – это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие ...

План по самообразованию по теме "Формирование патриотических чувств детей через использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности"

Материал для использования воспитателями по формированию у детей патриотических чувств через нетрадиционные техники изобразительной деятельности....

План самообразования по теме "Формирование патриотических чувств дошкольников"

     Период дошкольного детства благоприятствует воспитанию патриотических чувств, т. к. именно в это время  происходит формирование культурно-ценно...

План работы по самообразованию На тему: «Формирование патриотических чувств у дошкольников через художественную литературу»

В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем общества является состояние духовного, нравственного здоровья россиян. Концепция дошкольного образования поставила перед педагогами...

Индивидуальный план работы по самообразованию на тему: «"Формирование патриотических чувств у дошкольников".

Индивидуальный план работы по самообразованию. Тема: "Формирование патриотических чувств у дошкольников".  Цель : Совершенствование профессиональной деятельности и п...

План самообразования.Тема: "Формирование патриотических чувств у старших дошкольников"

Тема: "Формирование патриотических чувств у старших дошкольников"...