План по самообразованию на тему :«Формирование патриотических чувств у старших дошкольников»
материал (старшая группа)
Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству.
Д.С. Лихачёв
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_2020.docx | 35.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Формирование патриотических чувств у старших дошкольников»
Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству.
Д.С. Лихачёв
Цель: Повышение профессиональной компетентности и систематизирование знаний по вопросам нравственно – патриотического воспитания дошкольников через игру.
Задачи для педагога:
— повысить свой теоретический и научно – методический уровень через подборку и изучение методической литературы;
— разработать консультации и папки- передвижки для родителей;
— разработать план работы по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников;
— пополнить предметно-развивающую среду;
— создать картотеку игр по данной теме;
— провести самоанализ и подготовить отчет о проделанной работе.
Задачи для детей:
- Формировать чувства привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким.
- Формировать чувство любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям.
- Формировать представления о России как о родной стране.
- Воспитывать патриотизм, уважение к культурной прошлой России
- Воспитывать гражданско-патриотические чувства посредством изучения государственной символики
Задачи для родителей:
Создать в семье благоприятные условия для нравственно- патриотического развития ребёнка, учитывая опыт детей, приобретённый в детском саду.
Пояснительная записка.
Гармоничное развитие ребенка — основа формирования будущей личности. Оно зависит от успешного решения многих задач, среди которых особое место занимают вопросы нравственного и патриотического воспитания.
В свою очередь нравственно-патриотическое воспитание можно разделить на отдельные две части объединенных принципами и задачами: — нравственное воспитание — подразумевает воспитание дружеских взаимоотношений между самими детьми, привычку играть и трудиться, заниматься сообща; умение договариваться и помогать друг другу; стремление радовать старших хорошими поступками. Сюда же мы относим воспитание уважительного отношения к окружающему миру и людям; заботливое отношение к малышам и пожилым людям, умения помогать им; а так же развитие самостоятельности и волевых качеств, таких как, умение ограничивать свои желания и расширять возможности самостоятельности, преодолевать препятствия, подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные правила и нормы поведения в обществе, в своих поступках следовать положительному примеру.
Патриотическое воспитание подразумевает формирование самооценки своих действий и поступков, доброжелательная оценка поступков других людей, умение спокойно отстаивать свое мнение, обогащение словаря формулами словесной вежливости, желание познавать культуру своего народа и страны, а так же бережное отношение к традициям и жизни своей малой и большой Родины. У России тысячелетняя история, богатые традиции, огромный духовный потенциал. Необходимо воспитывать детское самосознание через знакомство с русской культурой, приобщать к фольклору, знакомить с национальными игрушками, праздниками, творениями художников, архитекторов, композиторов, значимыми событиями в истории страны, в том числе с государственными символами, которые являются частью культуры и истории страны.
Воспитание уважительного отношения к культуре других народов (толерантность), приобщение детей к традициям своей страны и малой Родины.
С младенчества ребенок слышит родную речь. Песни матери, сказки открывают ему окно в мир, эмоционально окрашивают настоящее, вселяют надежду и веру в добро. Слушая сказку, ребенок начинает любить то, что любит его народ. Сказки, пословицы, поговорки, народные подвижные игры формируют начало любви к своему народу, к своей Родине. Народное искусство, включая все его виды, обладает большими воспитательными возможностями. Оно несет в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного, в победу добра и справедливости.
Мир детства не может быть без игры. Игра в жизни ребёнка – это минуты радости, забавы, соревнования, она ведёт ребёнка по жизни. Детские игры многообразны. Одни развивают сообразительность, другие — смекалку, третьи — воображение и творчество, но объединяет их общая задача — воспитание у ребенка потребности в движении и эмоциональном восприятии жизни.
Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей. Их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости и мужестве.
Народные игры актуальны и интересны и в настоящее время, несмотря на то, что существует достаточно большое количество соблазнов в наш технократический век. Человек, незнакомый с традициями, историей и культурой своего народа – человек без прошлого, а значит, и без полноценного настоящего.
Народные подвижные игры оказывают благотворное влияние развитие речи, которая становится красивой, образной и мелодичной. Формирует у детей умения действовать в коллективе, выполнять действия в соответствии с правилами или текстом игры. Народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами способствуют развитию активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
У каждого народа сложилась своя кладовая подвижных и словесных игр. Патриотическое воспитание происходит и в ходе развлечений и праздников. Народный праздник для ребёнка является, по сути, большой яркой и содержательной игрой. Такие праздники создают атмосферу теплоты, способствуют развитию интереса, дружеских отношений.
Несправедливо будет, если не отметить значение дидактических игр в формировании нравственно-патриотических качеств дошкольника. В дидактических играх развивается сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу, согласовывать свои действия с действиями ведущего и других участников игры. В играх проявляются и развиваются необходимые к школе качества: произвольное поведение, образное и логическое мышление, воображение, познавательная активность.
Актуальность
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одной из актуальных проблем является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребенке постепенно, в ходе воспитания любви к своим близким, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.
Противоречия, сложившиеся в настоящее время, в условиях ломки нравственных идеалов российского общества, приобретают особую актуальность в формировании патриотизма у дошкольников. Приоритет материальных интересов над духовными и нравственными резко снижает воспитательное воздействие семьи в сфере воспитания.
Выход из противоречия – приоритет комплексного подхода в воспитании и развитии дошкольника на основе обращения к истокам, к традициям малой родины.
Идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретает все большее значение и стала задачей государственной важности. В концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года, указано, что стратегической целью является достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России, как ведущей мировой державы 21 века.
На сегодняшний день самым важным преобразованием, произошедшем в дошкольном образовании, является введение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Что предполагает изменение подходов к организации воспитательно-образовательного процесса и направлено на создание условий социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного морально-нравственного и познавательного развития.
Поэтому так важно формирование личности дошкольника. И это невозможно без воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям. Работа по привитию детям патриотического духа в детском саду строиться на тесной связи с семьей, социумом. От мировоззрения взрослых, их жизненной позиции, ярких наглядных примеров зависит точность усвоения ребенком своей роли в жизни и развитии Родины. Малыш быстрее включится в добрые дела для своей семьи, детского сада, друзей, города. Он поймет, что является тем маленьким кирпичиком в строительстве мира, порядка, процветания Отечества, без которого просто нельзя обойтись.
Учите своих детей добру, толерантности, здоровому ритму жизни, и они не замедлят порадовать вас своими достижениями.
Ожидаемый результат.
Дети должны знать.
- домашний адрес (испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, матери, детскому саду; дорожить своей семьей, домом; с удовольствием идти в детский сад);
- место работы родителей (иметь представление о значимости их труда; испытывать гордость и уважение к труду взрослых; иметь посильные трудовые обязанности дома, в детском саду, нести ответственность за их выполнение);
- место проживания: город; предприятия родного города и их значимость; символику города, достопримечательности; климатические условия;
- свою нацию, язык, традиции (должны гордиться своим народом, его достижениями); столицу нашей Родины — Москву (знать историю, достопримечательности несколько крупных городов, страну и показывать их на карте России флаг, герб, гимн России);
- представителей других национальностей, населяющих нашу страну (уважать их культуру и традиции);
- природу родных мест, флору и фауну (необходимо научиться любоваться природой, бережно относиться к ней);
- название планеты, на которое мы живем;
Формы и методы работы по патриотическому воспитанию детей
- Создание проблемной ситуации.
- Гостиная.
- Совместная проектная деятельность.
- Совместная деятельность родителей и детей по изготовлению поделок.
- Конкурсы рисунков и поделок.
- Конкурсы стихов.
- Анализ нравственных качеств.
- Ручной труд.
- Беседа
- Инсценировки, театрализация.
- Изготовление подарков.
- «Уроки доброты».
- Выставки и экспозиции.
- Игры (дидактические, народные подвижные, настольно-печатные, игры-сотрудничества).
- Сказки.
Выставки детских рисунков
обустройство патриотического уголка в группе;
Создание современной предметно-развивающей среды в группе;
организация экскурсий по достопримечательностям родного края, посещение музеев, выставок;
организация тематических мероприятий (праздники, утренники, соревнования, конкурсы, развлечения, досуги, концерты);
чтение соответствующих произведений, заучивание стихотворений, просмотр фильмов, передач.
Народные игры
По содержанию все народные игры легки и доступны ребенку. Использование народных игр способствует знакомству детей с истоками культуры своего народа. Необходимо систематически и последовательно использовать народные игры, чередуя их.
1) По характеру использования речевого сопровождения: с использованием (хороводные) или без;
2) По способу ведения: с выбором ведущего при помощи считалок или делением на подгруппы;
3) По характеру использования двигательных реакций: на развитие ловкости движений; на развитие быстроты реакции; на развитие глазомера; на развитие ритмичности;
4) По характеру проявления психических качеств: на развитие внимания; на развитие различных видов памяти (слуховая, зрительная, моторная); на развитие мыслительных реакций и творческого воображения; на развитие речи.
В младшем дошкольном возрасте, в соответствии с возрастными особенностями и возможностями, из народных игр могут использоваться игры-забавы, игры с народными игрушками, подвижные игры, изредка хороводные.
В старшем дошкольном возрасте могут использоваться все виды народных игр. Старшие дошкольники должны уметь играть в народные игры самостоятельно. К этому возрасту у них уже складываются предпочтения. Самым ярким выражением культуры любого народа для дошкольников являются праздники проявление духовной жизни народа: они давали заслуженный отдых, ими удовлетворяли потребность в общении, они были своего рода собранием, театром, где присутствующие выполняли одновременно две роли – и зрителя, и актера. К ним относятся такие праздники как встреча Нового года, Рождество, Масленица. Тесная связь народных праздников с природой, народно-хозяйственным календарем, повлияла на жизнестойкость этих праздников, придала им своеобразие и национальную окраску.
Перспективный план работы
Работа с педагогами
Раздел | Сроки | Содержание работы | Практические выходы |
Работа с педагогами | Ноябрь | Консультация «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» | |
Январь | «Использование дидактических и народных игр в патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста. » | Выставка дидактических игр и наглядного материала по теме. | |
Март | «Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста в процессе приобщения к культуре и традициям народов России». | ||
«Сказка как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста » | Выставка художественной литературы по теме консультации. | ||
Май | Семинар-практикум по нравственному воспитанию: «Как воспитать патриотов?» |
Работа с семьей
Работа с семьёй | Сентябрь | Анкетирование «Патриотическое воспитание детей» | С помощью анкеты выяснить отношение родителей к данной теме. |
Октябрь | Консультация «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» | ||
Ноябрь | Роль семьи и традиций | ||
Декабрь | Практическое занятие с родителями "Роль семьи в патриотическом воспитании дошкольников" | ||
Январь | Рекомендация для родителей «Как воспитать маленького патриота» | Наглядная агитация. | |
Февраль | Родительское собрание Роль семьи в воспитании маленького гражданина» | ||
Апрель | Работа по благоустройству территории детского сада. | Акция «Посади дерево». | |
Май | Оформление сборника консультаций для родителей. «Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину» |
Работа с детьми | Сентябрь | Оформление уголка в группе детского сада «Национального уголка». Просмотр презентаций о родном городе. Подборка дидактических игр по патриотическому воспитанию. |
Экскурсия по детскому саду и знакомство с трудом сотрудников. | ||
Октябрь | Беседа «Уважай отца и мать – будет в жизни благодать». | |
Ноябрь | Ознакомление с символикой России, родного города, области. Разучивание стихов «Стихи о маме». Цель: воспитывать чувства любви, уважения и заботы о маме. | |
Декабрь | «Мой любимый г.Саранск» Праздник «Новогодний карнавал». Цель: создать у детей радостное настроение | |
Январь | Беседа «Конвенция о правах ребёнка» | |
Февраль | НООД «Защитники Отечества» Рассматривание картины В.М. Васнецова "Богатыри" | |
Март | Занятие «О мамах родных и очень важных». Праздник «Мы поздравляем мам с 8 марта». | |
Апрель | Занятие «Покорение космоса». Беседа "Березка-символ России". | |
Май | Экскурсия по улице Есенина. Цель : познакомить детей с героем ВОВ его подвигом, воспитывать чувство гордости и любовь к родному городу. Занятие «Этот день Победы». Экскурсия к вечному огню с возложением цветов к обелиску павших солдат | |
Сентябрь - май | Чтение художественной литературы детям о природе России, родного края, о войне, о других исторических событиях. |
Работа с детьми
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План по самообразованию по теме: «Формирование патриотических чувств дошкольников через культуру и традиции народов Мордовии» на 2017 -2018 учебный год Хантимеровой Ирины Александровны
Детство – это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие ...
План по самообразованию по теме "Формирование патриотических чувств детей через использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности"
Материал для использования воспитателями по формированию у детей патриотических чувств через нетрадиционные техники изобразительной деятельности....
План самообразования по теме "Формирование патриотических чувств дошкольников"
Период дошкольного детства благоприятствует воспитанию патриотических чувств, т. к. именно в это время происходит формирование культурно-ценно...
План работы по самообразованию На тему: «Формирование патриотических чувств у дошкольников через художественную литературу»
В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем общества является состояние духовного, нравственного здоровья россиян. Концепция дошкольного образования поставила перед педагогами...
План по самообразованию «Формирование патриотических чувств у старших дошкольников через художественную литературу» на 2019-2020 г.
Подготовительная группа...
Индивидуальный план работы по самообразованию на тему: «"Формирование патриотических чувств у дошкольников".
Индивидуальный план работы по самообразованию. Тема: "Формирование патриотических чувств у дошкольников". Цель : Совершенствование профессиональной деятельности и п...
План самообразования.Тема: "Формирование патриотических чувств у старших дошкольников"
Тема: "Формирование патриотических чувств у старших дошкольников"...