Консультация "Финансовая грамотность в работе с дошкольниками"
консультация (средняя группа)

Керейтова Айгуль Башировна

Финансовая грамотность – это способность человека управлять своими доходами и расходами, принимать правильные решения по распределению денежных средств (жить по средствам) и грамотно их приумножать.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Деньги – это средство воспитания,
и с ними необходимо знакомить
уже в дошкольном возрасте».
Макаренко Антон Семенович

Финансовая грамотность – это способность человека управлять своими доходами и расходами, принимать правильные решения по распределению денежных средств (жить по средствам) и грамотно их приумножать.

В изменяющихся условиях современной общественной жизни непрерывное экономическое образование и воспитание необходимо начинать именно с дошкольного возраста, - когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях. Конечно, ребенок – дошкольник не освоит ту область самостоятельно, но, вместе с педагогом и родителями путешествуя по этому новому удивительному и увлекательному миру, он приобретает доступные ему знания и поймет, какое место экономика занимает в окружающей его действительности, где и когда каждый человек соприкасается с ней.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставят задачу формирования общей культуры личности детей.
Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах: бережливость, смекалка, трудолюбие, умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности. Без сформированных первичных экономических представлений невозможно формирование финансовой грамотности.
Финансовая грамотность дошкольников – это заложение нравственных основ финансовой культуры, воспитания бережливости, деловитости и рационального поведения в отношении простых обменных операций, здоровой ценностной оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги.

Сегодняшнее поколение живет в иных экономических условиях. Детей повсюду окружает реклама, а в их лексикон включается все больше слов финансовой среды. Дети рано включаются в финансовую  жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, ходят с родителями в магазины. Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.
 

В возрасте до 7 лет основы финансовой грамотности могут приниматься через базовые нравственные представления: о добре, зле, красивом, некрасивом, о хорошем и плохом. Основная задача – дать понятие о бережливом отношении к вещам, природным ресурсам, а затем и деньгам. Центральная идея – бережливость, «я – бережливый ребенок».

Перечень базовых финансовых  понятий:
- труд, работа, профессия, продукт труда, товар, услуга;
- деньги, монета, купюра, доход, заработок, заработная плата;
- личный бюджет, карманные деньги, семейный бюджет, домашнее хозяйство;
- сбережения, копилка, кошелек, сейф;
- покупка, цена, продажа, обмен, расходы, покупатель, продавец, выгодно, невыгодно, дорого, дёшево;
- долг, должник, заем;
- план, экономия;
- потребность, капризы, желание, возможность;
- торговые предприятия: магазины, киоски, ларьки, рынки, ярмарки;
- подарок, реклама;
- богатство, бедность, жадность, щедрость.
 
Формирование финансовой культуры у дошкольников направлено на:
• любовь к труду
• уважение к результатам труда взрослых
• умение считаться с потребностями семьи
• тратить деньги, прежде всего на то, что необходимо
• проявлять терпение при достижении желаемого
• ответственно относится к чужим вещам

Что лежит в основе финансовой культуры
Деньги не растут на деревьях. Деньги – продукт труда. Я уважаю деньги не потому, что на них можно все купить, а потому что они являются эквивалентом человеческого труда. Деньги- это форма благодарности за ту пользу, которую ты принес обществу. Любой труд почетен.

Формы и методы, которые необходимо воспитателю использовать в своей работе: чтение, беседы, игры, загадки, пословицы, решение ситуационных задач, творческо-трудовая деятельность, раскраски, интерактивные мини спектакли, видео- и звуковых материалов и пр.                                                                                                                Предметно – пространственная экономическая среда является необходимым условием для успешного осуществления педагогического процесса.                                                                                  При построении ППЭС необходимо соблюдать следующие положения:
- статичность и подвижность предметного окружения;
- гибкость;
- комфортность;
- открытость – закрытость ППС.                                                      
Предметно – пространственная экономическая среда предусматривает наличие зоны, которая бы обеспечивала самостоятельную деятельность ребенка и способствовала переносу экономических знаний в игровую и трудовую деятельность.
Семья – это реальная экономическая среда, в которой живет ребенок. Семья формирует отношение ребенка к здоровью, учебе, близким, работе, деньгам. Только объединение детского сада и семьи дает полноценный опыт и практику «экономического поведения».

Игра  « Что можно купить за деньги? «Если этот предмет можно купить за деньги, то хлопните в ладоши, если нет, то не хлопайте.
(Показать картинки: ветер, кукла, радуга, молоко и т.д)

Игра «Груша-яблоко».

Цель: научить считать деньги и ресурсы.

Необходимые материалы: бумага, карандаши, ножницы.

Суть игры:

Предложите ребенку нарисовать на одной стороне

бумаги грушу. Когда рисунок закончен, предложите

нарисовать на оборотной стороне листа яблоко.

Когда завершены оба рисунка, дайте ребенку в руки

ножницы и попросите вырезать для вас и грушу, и

яблоко. Увидев замешательство, объясните, что,

конечно, это невозможно. Потому что лист бумаги

один, и если мы изначально хотели вырезать два

рисунка, необходимо было заранее спланировать

место на бумаге.

Так и с деньгами:

их нужно планировать заранее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание опыта работы "Обучение дошкольников основам компьютерной грамотности в процессе реализации программы «Развитие» Л.А. Венгера"

Основная цель проводимой работы – разумное внедрение компьютера в дошкольное учреждение, основанное на требовании приоритета развития личности каждого ребенка....

Из опыта работы "Финансовая грамотность в работе с детьми среднего дошкольного возраста"

В настоящее время очень важно сформировать элементарные представления об экономических категориях: «потребности», «труд», «товар», «деньги&raqu...

Презентация «Финансовая грамотность в работе с дошкольниками»

Финансовая грамотность - это способность человека управлять своими доходами и расходами, принимать правильные решения по распределению денежных средств и грамотно их приу...

Семинар «Финансовая грамотность. Особенности работы в старшей группе»

Финансовое обучение и воспитание детей в детском саду – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. А ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимо...

Финансовая грамотность в работе учителя-логопеда

В данном разделе представлен конспект организованной образовательной деятельности и перечень игр, которые могут быть использованы учителем-логопедом...

Опыт работы с дошкольниками ОВЗ по основам финансовой грамотности

Способствовать формированию основ финансовой нрамотности у старших дошкольников...

Современные педагогические технологии и формы работы с дошкольниками по формированию основ финансовой грамотности

Чтоб не стало дитя, лишь беспомощным ртом-Приучай его с детства заниматься трудом,Чем он раньше познает, как хлеб достаётся-Тем полезней ему будет в жизни потом!.....