Современные педагогические технологии и формы работы с дошкольниками по формированию основ финансовой грамотности
статья по математике (старшая группа)

Чтоб не стало дитя, лишь беспомощным ртом-

Приучай его с детства заниматься трудом,

Чем он раньше познает, как хлеб достаётся-

Тем полезней ему будет в жизни потом!..

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_po_finansovoy_gramotnosti.docx35.37 КБ

Предварительный просмотр:

Современные педагогические технологии и формы работы с дошкольниками по формированию основ финансовой грамотности

Чтоб не стало дитя, лишь беспомощным ртом-

Приучай его с детства заниматься трудом,

Чем он раньше познает, как хлеб достаётся-

Тем полезней ему будет в жизни потом!..

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Поэтому обучение основам экономических знаний необходимо начинать уже в детском саду, ведь представления о деньгах и их применении начинают формироваться в дошкольном возрасте.

Проблема низкой финансовой грамотности в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экономического сознания, культуры сбережения. Эта работа должна начинаться в детском саду – первом звене системы непрерывного образования. Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире и в этот период закладывается позитивное отношение к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям.

К сожалению, финансовой грамотности почти не обучают в детских садах. А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.

И сегодня я хочу поделиться с вами своим опытом работы в области применений современных педагогических технологий и форм работы по финансовой грамотности с детьми дошкольного возраста.

В первую очередь хочется вспомнить определение финансовой грамотности и её роли в познавательном развитии детей дошкольного возраста.

По данным Википедии (свободный словарь), финансовая грамотность  сочетание осведомленности, знаний, навыков, установок и поведения, связанных с финансами и необходимых для принятия разумных финансовых решений, а также достижения личного финансового благополучия; набор компетенций человека, которые образуют основу для разумного принятия финансовых решений. Считается, что развитие финансовой грамотности дает возможность поддерживать и улучшать финансовое благополучие.

Финансовая грамотность для дошкольников – это финансово-
экономическое образование детей, направленное на заложение нравственных основ финансовой культуры и развитие нестандартного мышления в области финансов. В дошкольном возрасте под финансовой грамотностью понимается воспитание у ребенка бережливости, деловитости и рационального поведения в отношении простых обменных операций, здоровой ценностной оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги, а также формирование у ребенка правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные и взвешенные решения в будущем.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей.

Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах (бережливость, рачительность, смекалка, трудолюбие, умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности). Без сформированных первичных экономических представлений невозможно формирование финансовой грамотности.

Сущность экономического воспитания заключается не в организации специального обучения экономике, а в обогащении разных видов детской деятельности экономическим содержанием. Насыщение жизни дошкольников элементарными экономическими сведениями способствует развитию  предпосылок формирования реального экономического мышления, что сделает этот процесс более осознанным.

Цель моей педагогической  деятельности по данному направлению - не только расширять экономический кругозор дошкольника, но и дать представление о таких экономических качествах, как трудолюбие, бережливость, хозяйственность, экономность. Помочь дошкольнику осознать, что достичь экономических благ можно лишь упорным трудом, причем труд следует понимать не только,  как средство достижения этих самих благ, но и как созидание, как творческий процесс, приносящий радость и удовлетворения.

Для формирования у детей основ финансовой грамотности и систематизации знаний поставила перед собой следующие задачи:

  • Создать условия для формирования элементарных экономических знаний у детей.
  • Научить понимать и ценить окружающий предметный мир (как результат труда людей), видеть красоту человеческого творения и относиться к нему с уважением.
  • Помочь детям осознать на доступном уровне взаимосвязь понятий: «труд – продукт - деньги» и «стоимость продукта в зависимости от качества».
  • Развивать эмоциональную сферу детей, умение понимать свое эмоциональное состояние, регулировать собственное поведение, формировать положительную самооценку, способность распознать чувства других людей.
  • Воспитывать у детей навыки и привычки речевого этикета, культурного поведения в быту (вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях с разумными потребностями).
  • Расширять круг представлений о мире, человеческих отношениях
  • Формировать правильное отношение к деньгам как предмету жизненной необходимости.

Реализация целей и задач, предполагает следующие результаты:

Ребенок может:

  • Активно использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.).
  • Свободно ориентироваться в понимании, что зарплата – это оплата за количество и качество труда, пенсии за прошлый труд, а пособия на детей – это аванс детям в расчете на их будущий труд.
  • Понимать, что расходы семьи не должны быть расточительными и что ребенок может, будучи экономным, их уменьшить.
  • Осознавать, что сбережения семьи – это денежные средства, которые могут остаться, если разумно расходовать свои доходы, и могут быть использованы для отдыха всей семьей или приобретения необходимых, вещей
  • Осознавать  на доступном уровне взаимосвязи понятий: «труд – продукт - деньги» и «стоимость продукта в зависимости от качества», признание авторитетными качества человека-хозяина: бережливость, рациональность, расчетливость, экономность, трудолюбие - и вместе с тем щедрость, честность, отзывчивость, доброта (приводить примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т. п.).

Образовательная деятельность с дошкольниками по формированию финансовой грамотности включает ряд тематических мероприятий. Занятия проводятся со всей группой или подгруппой детей в ходе режимных моментов, культурных практик и даются в различных формах: занятия-соревнования, занятия-путешествия, занятия-экскурсии, занятия-викторины и т. д., включают в себя:

  • Ознакомление детей с денежными единицами.
  • Проведение сюжетно-ролевых игр, моделирующих жизненные ситуации: «Банк», «Супермаркет».
  • Организация развивающих игр («Пятый лишний», «Кому, что нужно для работы», игры по продвижению продукта).
  • Решение арифметических задач, кроссвордов.
  • Чтение художественной литературы и использование сказок экономического содержания в игровой деятельности и на занятиях.
  • Игровые упражнения для активизации воображения, внимания, восприятия и для развития математических способностей.

В процессе  реализации поставленных задач, в группе были созданы условия для формирования основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста: банкомат, копилка, деньги для игры в магазин, раскраски,  настольно – печатная игра «Миллионер», комикс «История о Рублике и его друзьях», альбом «История денег». Дидактические игры: «Профессии», «Что можно и нельзя купить за деньги», «Семейный бюджет: расходы и доходы», «Хочу – надо», «Положи монеты в банк, копилку, кошелёк». Стенд «Задача дня».

Для развития и формирования основ финансовой грамотности у дошкольников применяются различные современные технологии:

  • Проектная деятельность – это обучение через решение обучающимися личностно значимых задач под руководством педагога, выполнение которых имеет целью создание конечного продукта, способствует приобретению и углублению знаний, формированию навыков работы с информацией, планирования, организации деятельности, работы в коллективе. Цель проектной деятельности: понимание и применение воспитанниками знаний, умений и навыков, приобретенных в процессе планирования и выполнение постепенно усложняющихся практических заданий – проектов.
  • Мастерская  в первую очередь является формой организации продуктивной деятельности, однако, в силу ярко выраженного интегративного характера позволяет развивать двигательную (мелкую моторику), социально-коммуникативную, познавательно-исследовательскую, трудовую деятельность, речевое и физическое развитие
  • Кейс – технология - развитие способности находить решении проблемы и учиться работать с информацией. Кейс – технология подразделяется на:
  1. Кейс - неоднозначная ситуация. Направленность: способность сопереживать, анализировать, строить гипотезы,
    предполагать.
  2. Кейс – проблемная ситуация. Направлен на: умение воспитанников видеть возможный парадокс, способность формулировать проблему, умение анализировать, строить гипотезы, предполагать, способность коллективно решать сложные задачи.
  3. Кейс – диспут. Направлен на: умение воспитанников аргументировано отстаивать свое мнение, способность вести конструктивный диалог, умение анализировать, видеть ситуацию с разных сторон.
  • Мини – постановки. Театрализованные интерактивные мини-постановки (обучающие сказки) имеют особое значение для социализации и развития дошкольника. Эта форма может успешно использоваться для закрепления пройденных понятий: работать и зарабатывать, деньги, желания и потребности, тратить, расходовать, экономить, беречь, откладывать, копить, сберегать, план, планировать, занимать, долг и пр. Участие детей в театрализованных постановках позволяет осуществлять образование и развитие по всем направлениям: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое.

Подробнее мне хотелось бы остановиться на технологии  «ситуационная задача» – это задача, позволяющая ребёнку осваивать интеллектуальные операции последовательно в процессе работы с информацией: ознакомление – понимание – применение -  анализ – оценка. Применение данной технологии предоставляет детям возможность проживания различных социальных  ролей с целью получения значимых образцов социального поведения.

Для примера, хочу показать, как мы решали ситуационную задачу «Открытие продуктового магазина»

Цель: формировать экономическое мышление, проводить эксперименты, устанавливать причинно – следственные связи.

Задачи:

  1. Закрепить представления детей о сущности экономических явлений и понятий.
  2. Закрепить экономические знания в практической ситуации.
  3. Использовать обобщённые способы решения задач.

Для решения ситуационной задачи «Открытие магазина» используются такие методические приёмы как:

  • словесные (мотивация, беседа, обсуждение);
  • наглядные (наблюдение, рассматривание журналов);
  • игровые (создание игровой проблемной ситуации, сюжетно – ролевые игры);
  • практические (постановка задачи, выполнение задания, продуктивная деятельность, подведение итогов, анализ работы).

 В качестве мотивации мы беседовали по прочитанной книге «Буратино»

«Буратино посадил пять золотых монет. Он их полил, посолил, а денежное дерево так и не выросло. А что нужно сделать, чтобы были деньги? Я предлагаю вам, чтобы заработать деньги, попробовать открыть свой бизнес»

Первое -  нам нужен начальный капитал. Где взять деньги?  (Например, взять кредит в банке).

Второе – нужно создать рекламные буклеты и каталог товаров. Нанять работников для раздачи рекламных буклетов и продавца магазина. Затем нужно найти помещение и оформить витрину. В конце выручку от продаж в магазине распределяем: отдать зарплату работникам, погасить долг по кредиту в банке. Оставшуюся выручку делим: одну часть на закупку продуктов, вторую часть можно пустить на благотворительность (по желанию), а остальное на свои нужды.

В завершение ситуационный задачи «Открытие магазина» вместе с детьми составляем бизнес – план.

Таким образом, дети на практике отрабатывают полученные знания и умения в области финансовой грамотности.  У детей сформировано экономическое мышление, путём экспериментов, установления причинно – следственных связей.

В процессе работы по познавательному развитию детей в области финансовой грамотности так же активно велась работа с родителями:

  • Тематические стенды, фотовыставки с наглядным и консультативным материалом по различным вопросам.
  • Анкетирование, опрос дошкольников и родителей позволяют воспитателю получить необходимую информацию для размышления.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию Тема «Формирование основ финансовой грамотности у дошкольников»

Повысить собственную профессиональную квалификацию по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста....

«Современные педагогические технологии и формы работы по финансовой грамотности с детьми дошкольного возраста»

Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Поэтому обучение основам экономических знан...