Консультация для педагогов "Использование игровой технологии в обучении навыкам самообслуживания дошкольников с ТМНР"
консультация
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад компенсирующего вида «Центр «Радуга»
«Использование игровой технологии в обучении навыкам самообслуживания дошкольников с ТМНР»
Учитель-дефектолог:
Гришанова А.Р.
г. Екатеринбург, 2021
Основной целью образования детей с ТМНР дошкольном возрасте является последовательное овладение более совершенными формами познавательной деятельности, самостоятельностью и социальным поведением, постепенное расширение социального опыта и разнообразие способов социального взаимодействия.
Развитие самостоятельности и навыков самообслуживания у детей с ТМНР включает в себя овладение такими навыками как культурно-гигиенические навыки, культурно-гигиенические навыки приема пищи, культурно-бытовые навыки. Работа по перечисленным областям проводится ежедневно в процессе обычного распорядка дня и осуществляется непрерывно, а также в ходе игровой деятельности в группе.
Игровая деятельность — это форма деятельности в условных ситуациях, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий. В игре воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, подчинение которым обеспечивает познание и усвоение предметной и социальной действительности, интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие личности.
Осваивая навыки самообслуживания, ребенок чувствует большую самостоятельность, меньшую зависимость от взрослого. Однако самообслуживание для малышей представляет значительную трудность, так как оно требует от детей известных усилий, сосредоточенности. В процессе обучения навыкам самообслуживания педагоги часто обращаются к игре. Иногда используется какая-либо игрушка: мишка или кукла, «которые смотрят, как чисто умываются дети, аккуратно вешают свою одежду на спинку стула» или же используется настольно-печатная игра, с целью закрепления усвоенных навыков или представлений о ЗОЖ.
Игровая технология в самообслуживании.
Игровая технология – это группа методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр, которая стимулирует познавательную активность детей, «провоцирует» их самостоятельно искать ответы на возникающие вопросы, позволяет использовать жизненный опыт детей, включая их обыденные представления о чем-либо.
Использование игровой технологии в процессе обучения детей самообслуживанию, позволяет повысить интерес у детей к самостоятельной деятельности.
Игры по воспитанию культурно – гигиенических навыков проводятся на разные темы: использование предметов личной гигиены, формирование навыков раздевания/одевания, формирование навыка умывания, формирование навыков культуры еды и правил поведения за столом. Используя в своей работе разнообразные игры, педагог формирует и закрепляет у детей умения и навыки, которые вырабатываются в повседневной жизни. Обучение детей навыкам самообслуживания в процессе игры также следует начинать от более простых действий к более сложным, например: начинать обучать ребенка снимать и надевать одежду на кукол(игрушки), лучше со свободной одежды, не требующей застегивания, после освоения данных навыков, можно применять различные приспособления для тренировки тонких движений (застегивание/расстегивание пуговиц, молний и тп), обучать мытью рук(умыванию) стоит с использованием различных гигиенических средств (твердое/жидкое мыло, различные щетки и мочалки, что поспособствует развитию самостоятельности у детей, во время выполнения гигиенических процедур.
Игры на развитие мелкой моторики важны в овладевании навыками самообслуживания, именно эти игры помогают освоить такие навыки как: застегивание пуговиц, шнурование обуви.
Для того, чтобы игры не были скучными в их проведение, можно вносить соревновательный момент, например: «Кто быстрее соберёт игрушки?», «Кто аккуратнее соберёт тарелки?». Эти игры уже относятся к таким делам, где воспитанник становится помощником взрослого.
Нельзя не сказать, что особое место в формировании культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания дошкольников занимают дидактические игры. Дидактическая игра делает процесс обучения более лёгким и занимательным: та или иная умственная задача решается в ходе доступной и привлекательной для детей деятельности. Основная цель дидактических игр по усвоению культурно-гигиенических умений заключается в том, чтобы они, грамотно подобранные и организованные педагогом, постепенно становились частью самостоятельной деятельности дошкольников.
Для развития культурно-гигиенических навыков целесообразно использовать все виды игр:
1. Настольно-печатные игры. Эти игры разнообразны по содержанию, обучающим задачам, оформлению. Они помогают уточнять и расширять представления детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы. Примером к данному виду игр можно привести «Перемешанные картинки», где ребенку к изображению, например, растрепанной девочки нужно подобрать изображение расчески.
2. Словесные игры. Они отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность. Здесь примером может послужить игра «Назови, что нужно», где дети должны вспомнить и назвать предметы, которые нужны для того, чтобы руки стали чистыми и сухими.
3. Игры с предметами (игрушками). Например, игра «Водичка, водичка!» помогает уточнить представления о различных гигиенических принадлежностях, а также привить стремление детей к самостоятельности при выполнении гигиенических процедур.
Таким образом, учитывая, что необходимые умения и навыки дошкольники с ТМНР способны осваивать в процессе игровой деятельности, то в организацию и проведение режимных моментов необходимо включать дидактические игры и игровые упражнения, которые направленны на формирование и развитие культурно-гигиенических навыков и навыков. При этом процесс обучения навыкам самообслуживания у детей данной категории должен осуществляться с учетом личностно-ориентированной модели воспитания и должен быть направлен на создание реальных возможностей в их самообслуживании. Важными условиями проведения коррекционной работы в данном направлении являются регулярность занятий, их вариативность в организации и проведении, непрерывность воспитательного процесса, единство требований педагогов и родителей. Только в этом случае сформированные у детей навыки станут осознанными действиями, а затем и привычкой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровые приемы для развития навыков самообслуживания и словообразования дошкольников
На современном этапе развития нашего государства, на фоне политических и экономических изменений, целью учебно-воспитательного процесса является всесторонне развитие ребёнка. В последнее время возросл...
Игровые технологии в обучении грамоте старших дошкольников
С первых дней жизни мы пытаемся произносить звуки, познаем и осознаем их, начинаем учиться слышать, в дальнейшем фиксировать с помощью значков (букв) на письме. Звуковая структура в нашем родном языке...
Консультация для педагогов: "Игровые технологии в обучении и воспитании дошкольников"
В данной консультации педагоги найдут ответы на актуальные вопросы косающиеся места и роли игровых технологий в учебном процессе детей дошкольного возраста....
Консультация для родителей на тему: «Развитие графомоторных навыков у дошкольников и детей с ОВЗ, ЗПР и ТМНР»
Уровень развития мелкой моторики – это один из основных показателей готовности дошкольника к дальнейшему обучению в школе. Как правило, ребенок, у которого хорошо развита мелкая моторика, умеет ...
Консультация для родителей " Игровые технологии в обучении грамоте детей старшего дошкольного возраста".
Игровые технологии помогают эффективно строить интересный педагогический процесс, основываясь на ведущем виде деятельности дошкольников - игре....
Консультация для воспитателей "Игровые технологии в познавательно-речевом развитии дошкольников".
Консультация для педагогов....
Консультация для родителей: «Обучение навыкам самообслуживания и бытовым навыкам детей с РДА»
Особенности формирования бытовых навыков у детей с РАС...