План-конспект семинара-практикума "Экскурсия как метод социализации дошкольников"
методическая разработка
Методическая разработка для педагогических работников дошколных учреждений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
План-конспект семинара-практикума | 32.1 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект семинара-практикума «Экскурсия как метод социализации дошкольников»
Социальный педагог: В.А. Буторина
План
I. Теоретическая часть
1.1. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» в соответствии с ФГОС дошкольного образования.
1.2. Понятие и классификация экскурсий.
1.3.Теоретические основы организации и проведения экскурсий.
1.4. Актуальность проблемы социализации детей, воспитывающихся в учреждениях.
1.5. Социализация дошкольников в условиях экскурсии.
II. Практическая часть
2.1. Обсуждение.
III. Заключительная часть.
3.1. Подведение итогов
Слушатели: воспитатели дошкольного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Форма работы: групповая.
Форма взаимодействия всех участников семинара – сотрудничество, сотворчество, совместный поиск.
Обеспечение: раздаточный материал, презентация
Цель: Объединить усилия коллектива для повышения уровня
организации экскурсий, использования в практике достижений передового
опыта и педагогической науки.
3адачи:
1.Оказание методической помощи педагогам.
2.Повышение интереса к профессиональной деятельности.
3.Способствовать творческому поиску
4. Совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей
Предварительная работа:
1.Отбор и изучение литературы по проблемам организации и руководства экскурсии.
2.Разработка сценария семинара
- Теоретическая часть.
- Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» в соответствии с ФГОС дошкольного образования.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования, социализация личности дошкольника и его коммуникативное развитие выделены в одну образовательную область «Социально-коммуникативное развитие». Подобное объединение направлений развития ребенка не случайно и закономерно, так как решающим фактором развития личности является социальная среда. И именно она обеспечивает полноценную практику взаимодействия и речевого общения.
Цель:
- позитивная социализация детей дошкольного возраста;
- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Задачи:
- усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
- развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками
- становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;
- формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;
- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
- формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе;
- формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.
Основные направления социально-коммуникативного развития:
- развитие игровой деятельности детей с целью освоения различных социальных ролей
- формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе
- трудовое воспитание
- патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.
1.2. Понятие и классификация экскурсий.
Дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре, природе. Экскурсии помогают привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям. Задачей при проведении экскурсий с дошкольниками является направить и сконцентрировать их внимание на конкретном изучаемом или исследуемом объекте.
Экскурсия – одна из форм организации образовательной деятельности в детском учреждении. Основное значение экскурсий в том, что они обеспечивают формирование у детей конкретных представлений и впечатлений об окружающей жизни.
Цель: создание условий для творческого развития личности, самовыражения и самоопределения ребенка.
Задачи:
- воспитательные: экологическое, эстетическое, патриотическое воспитание.
- образовательные: познавательное развитие (развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира);
- развивающие: формирование навыков наблюдения (умение видеть признаки предметов, цвет и оттенки, форму, фактуру, пространственное положение), мыслительных процессов (анализа, сравнения, обобщения, классификации, умение устанавливать связи разной степени сложности) воображения и творческих способностей
- коррекционные – развитие психических процессов.
Все разнообразие экскурсий подразделяется по следующим признакам:
- по содержанию;
- по составу участников;
- по месту проведения;
- по способу передвижения;
- по форме проведения.
Тематические экскурсии разделяют на следующие группы:
- исторические, в которых освещается конкретный период истории края;
- военно-исторические, т.е. экскурсии по памятным местам военных событий и в военно-исторические и мемориальные музей;
- производственные, которые раскрывают историю предприятия, показывают его достижения, производственный процесс;
- природоведческие - по экологической тематике, к уникальным памятникам природы, в отделы природы краеведческого музея;
- искусствоведческие экскурсии рассказывают о творчестве композиторов, художников. Это экскурсии в картинные галереи, выставочные залы;
- литературные;
- архитектурно-градостроительные - с показом памятников архитектуры, знакомящие с планировкой и застройкой города.
По содержанию экскурсии делятся на обзорные и тематические. По месту проведения экскурсии подразделяются на:
- городские (обзорные и тематические);
- заочные (видеосюжеты);
- загородные (автобусные и пешеходные);
- музейные.
По способу передвижения экскурсии подразделяются на пешеходные, транспортные и комбинированные.
По форме проведения экскурсии подразделяются следующим образом:
- Обычные экскурсии (обзорные и тематические);
- Учебные;
- Экскурсии – прогулки
Структура экскурсии:
- вводная беседа;
- коллективное наблюдение;
- индивидуальное самостоятельное наблюдение детей;
- сбор материала;
- игры детей с собранным материалом;
- заключительная часть, во время которой педагог подводит итог экскурсии и напоминает от необходимости бережного отношения к природе.
1.3. Теоретические основы организации и проведения экскурсий.
При разработке экскурсии важно ставить и решать комплекс задач воспитательного, образовательного и развивающего характера. Педагог заранее должен приготовиться к экскурсии: заранее найти место (Куда? Зачем?); что рассказать, с чем познакомить; продумать время (общая продолжительность не более 1 часа, расстояние 1 км. в один конец, или несколько метров, если дети маленькие); экскурсия с помощниками.
Подготовка педагога заключается прежде всего в определении цели экскурсии и отборе программного содержания. Намечает воспитатель экскурсию, исходя из требований программы и особенностей окружающей местности.
Определяя место экскурсии, педагог выбирает наилучший путь к нему – не утомительный, не отвлекающий детей от намеченной цели. При определении расстояния до места экскурсии следует исходить из физических возможностей детей. Продолжительность пути до выбранного места (в одну сторону) не должна превышать в средней группе 30 минут, в старшей и подготовительной группах – 40-50 минут. При этом следует учитывать особенности дороги, состояние погоды.
При организации и проведении экскурсии необходимо помнить, большое количество даже интересной информации приводит к ослаблению внимания, к проявлению так называемых кризисов внимания Первый кризис внимания наступает на 14 – 18 минуте, второй – через 11 – 14 минут после первого, третий – через 9-11 минут, четвертый – через 8-9 минут, и далее интервалы между кризисами внимания следуют каждые 4-5 минут.
Требования к методам организации и проведения экскурсий:
1. Соответствие содержания интересам детей;
2. Определить количество детей;
3. Направлена на предмет (никакие привходящие явления не должны отвлекать внимание ребенка от главного, центрального);
4. Не должна носить характер урока, формального обучения.
5. Тщательная подготовка педагога;
6. Заранее установить те речевые формы, которые будут закрепляться или предлагаться впервые;
7.После экскурсии подобрать картинки, провести беседу, дидактическую игру, нарисовать свои впечатления;
8. Число экскурсий должно обязательно планироваться в соответствии с другими занятиями
Требования к отбору сведений об окружающем, с учетом:
- научная достоверность; б) Систематичность; в) Доступность; г) Конкретность
1.4. Актуальность проблемы социализации детей, воспитывающихся в учреждениях.
Педагоги обращают внимание на то, что самая трудная педагогическая проблема в работе с детьми, находящимися в учреждениях государственной защиты – их социализация. Ребенок с трудом выделяет сверстника в качестве объекта для взаимодействия, длительное время усваивает правила поведения, не проявляет инициативы в организации взаимодействия с окружающими людьми.
Поэтому актуальным становится поиск путей развития социальных способностей и коммуникативных умений детей, воспитывающихся в учреждениях.
Ранний возраст – яркая, неповторимая страница жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Это время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка.
Для воспитания полноценной личности необходимо способствовать социализации ребенка в его первых социумах – семье и группе детского сада, в нашем случае в условиях учреждения, которые могут способствовать его социально-психологической адаптации к дальнейшей жизни в обществе и успешному взаимодействию с окружающим миром.
Результатом ранней социализации является готовность в дальнейшем детей к школе и свободное общение со сверстниками и взрослыми. От того, как происходит процесс ранней социализации во многом зависит дальнейшая жизнь человека, так как в этот период примерно на 70% формируется человеческая личность.
В большинстве практических разработок и программ работа по развитию социального интеллекта сводится к подготовке детей, лишенных попечения родителей, к самостоятельной жизни вне стен учреждения, и ограничена правовой подготовкой и выработкой жизненных навыков, связанных с самообслуживанием и профессиональным самоопределением.
1.5. Социализация дошкольников в условиях экскурсии.
Большие потенциальные возможности для всестороннего гармонического развития личности ребенка заложены в процессе воспитательно-образовательной работы с детьми в условиях экскурсии. Здесь как нигде малышам предоставляются уникальные условия для всестороннего развития, в полной мере удовлетворяются его потребности в активных движениях, в самостоятельных действиях при ознакомлении окружающим миром, в новых ярких впечатлениях, в свободной игре как с природным материалом, так и с игрушками. Однако в силу возрастных особенностей дети сами не могут использовать все время прогулки с максимальной пользой для своего развития. Взрослый должен педагогически правильно руководить их деятельностью.
Как было сказано ранее в современном воспитании очень актуален вопрос ранней социализации ребенка. Формирование высших человеческих чувств происходит в процессе усвоения ребенком социальных ценностей, социальных требований, норм, принятых в обществе. Ребенок приобретает своеобразную систему эталонов: оценивает их эмоционально как привлекательные или отталкивающие, как добрые или злые, как красивые или безобразные.
В раннем возрасте формированию у детей знаний о труде людей, пониманию роли труда в жизни человека придается огромное значение.
Эта задача решается двумя путями:
- ознакомление детей с трудом взрослых (профессии);
- участие детей в посильной трудовой деятельности.
Одной из самых эффективных форм работы с детьми по ознакомлению с трудом взрослых является экскурсия.
В ходе проведения экскурсий педагогическая работа направлена на реализацию трех функций: образовательной, развивающей, воспитательной.
Задачи, которые реализуются во время проведения экскурсий:
- удовлетворение познавательных потребностей детей;
- развитие способности к анализу, синтезу, самоконтролю;
- развитие пространственной ориентации;
- совершенствуются двигательные навыки;
- развиваются навыки коммуникативного общения;
- осваиваются основы безопасности;
- развивается связная речь;
- воспитывается любовь к труженикам и уважение к результатам труда;
- воспитывается уважительное отношение к природе.
Для детей экскурсия – это путешествие. Оно создает своеобразный мир ощущений, эмоциональный подъем и хорошее настроение. Дети становятся веселее, раскованнее, общительнее, появляется чувство свободы и желание без всякого принуждения усваивать знания.
В этом организованном процессе познания окружающего мира огромную роль играет эмоциональная сторона, которая является необходимым компонентом каждой экскурсии. Педагогу важно добиться от детей сопереживания, а не только наблюдения и слушания. Увиденное и услышанное должно вызывать у детей ответные чувства: восхищения, возмущения, радости от услышанного и др.
На экскурсиях дети учатся действовать в группе, в команде; учатся подчинять свои интересы и желания желаниям и интересам других; приобретают опыт общения с большим количеством людей разного возраста; учатся ориентироваться в ближайшем окружении; совершать мелкие покупки; осуществлять заказы; получать нужную информацию; соблюдать правила поведения в салоне транспорта; ориентироваться в объектах живой природы и наблюдать за ними.
Особое значение экскурсий в воспитании и обучении детей отмечали Я. А. Каменский, К. Д. Ушинский. Они полагали, что в обучении надо идти не от рассуждения о предмете, а от реального наблюдения. Актуально до сих пор изречение Конфуция: «Я слышу – и забываю, я вижу – и вспоминаю».
По данным статистики 70% информации усваивается визуальным каналом восприятия. Во время экскурсии идет восприятие информации сразу по трем каналам: визуальный («смотри»), аудиальный («слушай», кинетический (тактильный).
Таким образом, дети социализируются за счет экскурсий и выездных мероприятий с индивидуальным сопровождением; досуговых мероприятий, как в Учреждении, так и за его пределами, развивают у детей наблюдательность, обеспечивают уточнение и закрепление представлений. Экскурсия является одной из эффективных организационных форм воспитательной работы с дошкольниками.
II. Практическая часть
2.1. Обсуждение.
Вопросы для обсуждения:
Какие задачи воспитания и развития детей позволит решить педагогу организация экскурсий?
Какой этап организации экскурсии является для Вас самым трудным?
Какую тематику экскурсии Вы бы хотели для себя выбрать? Определите его место и содержание?
Литература
1. Шешукова О.В. К вопросу об экспериментальном исследовании социального интеллекта // Среднее профессиональное образование. - №8. - 2007. – С. 10- 12.
2. Дети, лишившиеся попечения родителей: формы воспитания Кувшинова Н.В., Разумова Д.Н. V Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум» 15 февраля – 31 марта 2013 года [Электронный ресурс] http://www.scienceforum.ru/2013/22/5089
3. Филипиди Т.И. Особенности социально-коммуникативной компетентности личности с компенсированной затрудненностью 81 психического развития (на материале подросткового возраста): Аавтореф. дис. ... канд./д-ра психол. наук. – 2014. - С. 96-112.
4. Карнаух И.С. Психологические особенности подростков воспитанников детского дома.: Автореферат дисс. … канд. психол. наук.- Москва, - 2006.
5. Теплюк С.Н. Занятия на прогулке с малышами: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Для работы с детьми 2-4 лет. – М.: Москва – Синтез, 2005.
6. Е.С. Дёмина, Н.В. Козюк «Развитие и обучение детей раннего возраста в ДОУ». «Сфера» Москва 2005г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Планы-конспекты зантий по развитию речи для старших дошкольников с ОНР.
Занятия разработаны с использованием книг Н. Нищевой, Л.Смирновой, В.Коноваленко. Замечательные книги, но адресованы они в основном логопедам, для воспитателей в чистом виде не годятся. Пришлось адапт...
План - конспект образовательной деятельности по дополнительному образованию с дошкольниками подготовительной к школе группе Тема: «Сочиняем сказку ».
Занятия с использованием технологии ТРИЗ...
План – конспект круглого стола «Укрепление и сохранение здоровья дошкольников»
Ознакомить родителей воспитанников с основными факторами, способствующими укреплению здоровья дошкольников в домашних условиях и условиях детского сада....
План-конспект открытого занятия по английскому языку для дошкольников
План-конспект открытого занятия по английскому языку для дошкольников...
План-конспект открытого занятия по английскому языку для дошкольников
План-конспект открытого занятия по английскому языку для дошкольников...
План-конспект проведения занятия с использованием метода интеллект-карт «Все о воде»
План-конспект проведения занятия с использованием метода интеллект-карт «Все о воде»...
Из опыта работиы коррекционного психолога "Современные методы социализации дошкольников"
Одной из основных потребностей человека, является потребность в общении. Научить ребенка взаимодействию с окружающим миром, сформировать умение развернуться в коллективе, гармонично взаимодействовать ...