Занятие - викторина
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Конспект занятия – викторины
по экологии в подготовительной группе
«Мы - друзья природы»
Конспект занятия – викторины
по экологии в подготовительной группе
«Мы - друзья природы»
Цель:
Cистематизировать представления детей о многообразии природы.
Задачи:
Закрепить знания детей о природе, о бережном и заботливом отношении к природе
Выявить знания о птицах, насекомых, животных, деревьях
Закрепить правила поведения в природе
Воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и сверстников, чувство ответственности перед своей командой
Оборудование: аудиозапись «Звуки природы», «Голоса птиц»; картинки
« следов животных», «правила поведения в лесу»; два стола для игры «Чем был и чем стал»; стол для жюри; одежда для Айболита; фишки.
Ход НОД:
Дети встают в круг:
Собрались все дети в круг,
Я - твой друг и ты - мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнёмся:
«Здравствуйте!»
Ребята, садитесь на места! А я вам предлагаю сегодня отправиться в путешествие, оно будет необычное, в форме викторины – «Мы - друзья природы». Ребята я предлагаю вам разделится на две команды, одна команда будет называться «Чистый ручеек», а другая «Защитники леса».
Все вы знаете, что для проведения игры нам потребуется справедливое жюри: я предлагаю выбрать доктора Айболита, потому что он хорошо знает всех зверей и птиц, он их лечит, и поэтому очки никому просто так присуждать не будет.
За каждый правильный ответ команды будут получать фишку. А жюри будет внимательно следить и подсчитывать очки.
Встречайте команды.
Представление.
Команду «Чистый ручеек»: представит нам Дима
Широки просторы Родины любимой,
Дорог каждый кустик, мотылек.
Сохраним мы красоту природы,
Пусть журчит, искрится
Чистый родничок!
Команду «Защитники леса»: представит Саша
Много леса – не губи,
Мало леса – береги,
Нет леса – посади.
Лес сажаем и растим,
Его мы защитим,
Никому в обиду не дадим.
Ну, вот и познакомились. А вы знаете, куда мы отправимся? Я приглашаю вас в путешествие по лесу. Хотите?
А что такое лес, вы знаете? Что растет в лесу? Кто живет в лесу? (Лес – это деревья, кусты, травы, ягоды, грибы, насекомые, птицы, звери)
Леса бывают разные. Вот как называется лес, где растут березы? – (березняк, березовая роща)
А где растут ели, сосны? (ельник, еловый лес, сосновый бор, сосновый лес)
Много дубов? (дубрава)
А что такое смешанный лес?(Лес, где растут сосна, береза, липа, дуб, клён, рябина, осина, ель)
Молодцы! Вижу вы уже, готовы? Закрыли глаза (запись «Звуки и шумы леса»), откройте – мы с вами уже в лесу.
1 конкурс.
Ребята, лес всегда для нас был загадкой. Здесь мы можем услышать разное пение птиц, журчание ручейка, шум ветра, а также найти следы разных животных. Давайте посмотрим на картинки и попробуем отгадать следы. А чтобы легче было угадать, я вам буду задавать загадки:
1) Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный? (Волк)
2)Рыжая кума всех провела (Лиса)
3) Он всю зиму долго спал, лапу правую сосал.
А проснулся – стал реветь.
Этот зверь лесной (медведь)
4) Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе орешки я грызу. (Белка)
2 конкурс
Игра «Чей голос? » (голоса птиц в записи).
- И так ребята послушайте, а что это за голоса?
- Настроение у всех замечательное, и я думаю, что можно продолжать нашу викторину.
3.Вопросы:
1команда – Назовите животных, которые зимой впадают в спячку (медведь, еж, барсук, лягушка, хомяк, летучие мыши, бурундук).
2 команда - Назовите птиц хищников (орел, сокол, сова, ястреб).
1 команда – Назовите перелетных птиц (гуси, утки, жаворонок, певчий дрозд, ласточка, малиновка, иволга, лебеди, горихвостка)
2 команда – Назовите птиц, которые зимуют в нашем крае(сорока, воробей, ворона, снегири, синички)
1 команда – Назовите птиц, которые не летают? (страусы, пингвины)
2 команда – Что птицам страшнее голод или холод? Почему?
1 команда – Какие птицы не вьют гнезда и не выводят птенцов? (кукушка, сова)
2 команда – Приведите примеры живой и неживой природы.
1 команда -Почему воробья так назвали? (он воровал зерна и люди бегали за ним и кричали: вора бей!)
2 команда - А почему сороку назвали сорокой? (на ней белое оперение, похожее на сорочку)
4. Динамическая пауза.
Игра «Закончи предложение и покажи движение»
Хитрая, как ….
Быстрый, как…
Голодный, как…
Неуклюжий, как…
Игра «Отгадай и назови»
(Кто) забрался под листья.
(Кто) залез в берлогу.
(Кто) юркнул в дупло.
(Кто) укрылся под кустом.
(Кто) шмыгнул в логово.
(Кто) спряталась в нору.
- О птицах и животных мы с вами поговорили, но птицы и животные не могут существовать без растений. И в следующем конкурсе мы поговорим о растениях.
5 конкурс
1 команда – Как называются огромные растения с твердыми стволами, от которых отходят ветки?
2 команда – Как называются растения, у которых сразу несколько стволов и по высоте которые уступают деревьям.
1, 2 команды – Как называются небольшие растения с мягкими стебельками.
(После каждого ответа воспитатель выставляет соответствующую картинку: дерево, кустарник, трава)
- Ребята посмотрите, что у нас получилось – лестница. В лесу растения расположены по лесенке. Скажите, пожалуйста, какие растения живут внизу, посередине, повыше.
- Ребята как вы думаете, как такие огромные деревья и маленькие нежные цветочки стоят на земле и не падают? Что их держит? (корень) Зачем для растений необходим корень? (Растения через корни «пьют» воду и получают питательные вещества из земли.)
6 конкурс «Загадки- задачки»
- у животных две пары ног, две правые ноги, две левые ноги, две сзади и две спереди. Сколько ног всего? (4)
- наступил долгожданный январь, и зацвела одинокая дикая яблонька, а потом еще три липы. Сколько зацвело деревьев? (в январе деревья не цветут)
- кто про себя может сказать такое: «живу в норе, там сплю, отдыхаю, затем охотиться начинаю, ищу мышку полевую. Хочу зайца поймать, да мне его не догнать? »(лиса)
- про кого говорят так: «зимой я крепко сплю, зарывшись в теплую нору. Готовлю с осени запас, грибы и ягоды припас. Трудился я, не ленился. Нам с медведем одна зимой забота – крепко спать, да весну ждать? » (еж)
Физкультминутка «Звериная зарядка»
Мы идем во лесок,
Будь внимателен, дружок. (Ходьба.)
Впереди ручеек,
Перейти – вот мосток. (На носочках.)
Пробирайся осторожно –
Промочить здесь ноги можно. (Высоко поднимают ноги.)
Мы попрыгаем немножко
По извилистой дорожке. (Прыжки.)
Как услышим в небе гром,
Спрячемся мы под кустом. (Приседают.)
Будем медленно идти –
Дождь настигнет нас в пути. (Легкий бег.)
Мы пришли с тобой, дружок,
Во дремучий во лесок. (Ходьба.)
7 конкурс.
Каждой команде я раздам карточки. Вы должны посовещаться и выложить цепочку «Чем был и чем стал»
Икринка – малёк – рыба.
Икринка – головастик – лягушка.
Семечко – росток – растение (одуванчик).
Жёлудь – росток – дуб.
8 Задание «Узнай по описанию»
Задание про грибы
1. Срежешь гриб, и вскоре увидишь – ножка его сразу потемнела. А у этого не темнеет никогда, даже когда высушишь его. Как называется этот гриб? (белый). Ребенок находит гриб и выставляет его на мольберт.
2. Живут эти грибы на дереве или пнях. Живут большими компаниями. Иногда с одного дерева или пня можно собрать целое лукошко. Что за гриб? (опенок) Ребенок работает у мольберта.
3. Красивый гриб, яркий, а есть его нельзя, но и уничтожать нельзя. Он лечит некоторых животных, а для человека – ядовитый гриб. Что это за гриб? (мухомор).
4.Эти грибы из-за своего цвета названы в честь хитрого лесного животного (лисички).
9.А теперь небольшой блиц-опрос: для всех команд
– Кто на себе дом носит? (Улитка)
– Не птичка, а с крыльями. (Бабочка)
– Кто шляпу носит, а здороваться не умеет? (гриб)
– Чем отличаются хищные птицы от других пернатых? (Очень зоркие глаза, клюв крючком, острые когти)
– Для чего на водоёмах зимой делают проруби. (Рыбам не хватает воздуха, чтобы дышать)
– У какого зверя глаза одновременно видят спереди, сбоку и даже сзади? (У зайца)
– Какую птицу называют “лесным доктором? (Дятла).
– Какое животное называют “кораблём пустыни”
– Без чего не сможет расти растение? (свет, вода, тепло).
- Какие звери летают? – летучие мыши.
- Что такое «Красная книга»? (В книге указаны исчезающие виды растений, животных и причины исчезновения.)
- Почему листву нельзя сжигать? (Ухудшают условия существования деревьев и кустарников. Листва – это дом для насекомых. Ущерб здоровью жителей.)
- Что такое загрязнение? (Это вредные вещества, которые накапливаются в воздухе)
- Что происходит с лесами на нашей планете? (Исчезают.)
11 конкурс
Вы, ребята, очень хорошо отвечали на все вопросы. И вы, конечно, знаете, что иногда человек причиняет вред природе своим неумением вести себя в лесу.
Для того чтобы шумели леса, пели птицы, резвились бабочки, необходимо соблюдать правила поведения в природе.
Сейчас мы проверим знаете вы правила поведения в лесу или нет. Ваша задача правильно называть, что нельзя делать в лесу?
- Не лови красивых насекомых.
- Не рви паутину и не уничтожай пауков, они полезны
- Не сбивай ногами несъедобные грибы, они нужны лесу
- Не жги костры
- Не рви цветы
- Не руби деревья
- Не ломай ветки
- Нельзя брать с собой домой лесных жителей.
Ребята, сегодня мы с вами побывали в лесу, провели викторину и вспомнили, кто, где и как живет, узнали, для чего нужны корни растениям, как правильно вести себя в лесу, отвечали на вопросы, отгадывали загадки. Сегодня все вы были умницами, и победила сегодня дружба. Ну, а я вам предлагаю вечером нарисовать правила поведения в лесу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспекты занятий: "Викторина по сказкам К. И. Чуковского," "Путешествие по зимнему лесу", "У осени в гостях"
1. Использовала мультемедийный материал с портала "Социальная сеть работников образования".2. Тематический досуг. Интеграция с музыкальным руководителем. Лексическая тема: "Дикие животные и их д...
Занятие - викторина «Страна сказок А.Пушкина»
Цели: создать эмоционально - положительное настроение у детей; активизировать литературную память дошкольников; обогатить представления о жизни и творчестве А.Пушкина; побуждать детей к инсц...
Обобщающее занятие – викторина по теме «Права детей»
Вид - Обобщающее занятие – викторина по теме «Права детей»Тип– нетрадиционноеЦЕЛЬ занятия:Содействие развитию основ правового сознания у детейЗАДАЧИ: 1. Обобщить зн...
Занятие-викторина "ЗИМНИЙ ЛЕС"
Закрепить знания о лесе как сообществе растений и животных, проживающих на одной территории, о многоярусности смешанного леса, об особенностях жизни обитателей леса в зимних условиях. Упражнять ...
Занятие-викторина : «Дом наш – храм. Храм – наш дом »
Цель: раскрыть значение дома, как храма в русской культуре и храма, как дома для верующих людей....
Занятие - викторина для детей старшего возраста
Занятие - викторина для детей старшего дошкольного возраста " В гостях у Светофорчика"....
Конспект занятия -викторины " Сказочная викторина"
Конспект занятия -викторины " Сказочная викторина"...