Проект «Наша компетенция: Сити-фермерство»
проект

Мартынюк Ольга Владимировна

Рост численности населения города, на фоне изменения потребительских предпочтений в сторону приоритета «здоровой», «натуральной», «органической» пищи, затрагивает такие важные вопросы, как развитие дополнительной или альтернативной системы бесперебойного снабжения или самообеспечения городов продуктами питания и обеспечение перспективной продовольственной безопасности. Это обуславливает актуальность развития технологий городского агропроизводства - сити-фермерства.

Сити-фермер - специалист по разработке проектов, обустройству зеленых насаждений на крышах домов и в зданиях крупных городов. Такие вертикальные формы, представляющие собой автономные и экологичные конструкции, позволят выращивать растения в черте города. Мы решили вырастить некоторые овощные культуры, такие как: лук, горох, фасоль, укроп, в комнатных условиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл siti-ferma_martynyuk_o.v.docx58.82 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Наша компетенция: Сити-фермерство»

В средней группе «Затейники»

Разработан воспитателем:

Мартынюк Ольгой Владимировной

Рост численности населения города, на фоне изменения потребительских предпочтений в сторону приоритета «здоровой», «натуральной», «органической» пищи, затрагивает такие важные вопросы, как развитие дополнительной или альтернативной системы бесперебойного снабжения или самообеспечения городов продуктами питания и обеспечение перспективной продовольственной безопасности. Это обуславливает актуальность развития технологий городского агропроизводства - сити-фермерства.

Сити-фермер - специалист по разработке проектов, обустройству зеленых насаждений на крышах домов и в зданиях крупных городов. Такие вертикальные формы, представляющие собой автономные и экологичные конструкции, позволят выращивать растения в черте города. Мы решили вырастить некоторые овощные культуры, такие как: лук, горох, фасоль, укроп, в комнатных условиях.

Исследовательская деятельность по выращиванию растений оказалась очень интересной для детей. На этапе постановки проблемы и определения задач много времени уделяли обсуждению. Например: что лук для зелени может расти не только в почве, но и в воде. Детям удалось доказать, что в помещении группы можно вырастить овощные культуры, но для этого следует создать все необходимые условия для роста и развития растений.

Актуальность:

Данная работа направлена на развитие поисково-познавательной деятельности детей, которая дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать познавательную и творческую активность, самостоятельность, умение планировать, работать в коллективе.  Такие качества способствуют успешному обучению детей не только в детском саду, но и в школе.

У детей недостаточен объем знаний в области естественно-научных представлений, они затрудняются в установлении взаимосвязи в живой и не живой природе. Решением проблемы может стать исследовательский-познавательный проект, суть которого - свобода его участников в выражении субъективного мнения, в выборе содержания деятельности и средств решения проблемы.

Поэтому при разработке данного проекта использовала метод организованного и контролируемого детского экспериментирования в индивидуальной и коллективной деятельности детей.

Метод экспериментирования позволяет детям реализовать заложенную в них программу самообразования и удовлетворять потребность познания эффективным и доступным для них способом - путем самостоятельного исследования и познания окружающего мира.

Необходимость введения данной компетенции обусловлена необходимостью социальной адаптации детей: получение начальных до профессиональных знаний, а, следовательно, и возможности выбрать будущую профессию.

Почему мы выбрали эту компетенцию, так как данная работа предполагает развитие у детей профессионально важных качеств для владения компетенцией, а это в свою очередь формирование гибких навыков у детей или иначе Softskills:

-неукоснительное действие согласно установленных инструкций

-внимательность

-ответственность

-сосредоточенность

-самостоятельность

-умение доводить начатое до конца

-самоконтроль

-грамотность

-аккуратность

-абстрактное мышление

-осознание необходимости постоянного обучения саморазвития

-работа в команде

-сити-фермерство помогает развивать творческие способности ребенка

-помогает пространственному видению

-развивает образное мышление, мелкую моторику рук

-помогает развитию интеллекта.

Цель: формирование у детей интереса к опытнической и познавательно-исследовательской деятельности по выращиванию овощных и бобовых культур в комнатных условиях.

Задачи:

Обучающие:

-Расширить знания и представления детей о растениях, выращиваемых в помещении;

-Продолжить знакомить детей с особенностями выращивания овощных растений (лук, укроп, горох,);

-Продолжать формировать умение детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.

Развивающие:

-Развивать познавательные и творческие способности.

-Продолжать развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся.

-Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.

Воспитательные:

-Воспитывать трудолюбие, бережное отношение к растениям.

-Получить положительные эмоции от полученных результатов.

Наши планы на будущее:

В ходе исследования у детей формировалось экологическое представление об овощных культурах (лук) и зернобобовых культурах (горох).

Важно знать, как правильно подобрать семена для посева в комнатных условиях, применять натуральное удобрение, выбирать правильное время и место для посева семян и хорошо за ними ухаживать.

Проводить исследование нам понравилось, поэтому в следующем году мы хотим вырастить другие овощные культуры в комнатных условиях.

Этапы работы над проектом:

1.Подготовительный: определение цели и задач проекта, сбор информационного материала, создание условий для организации работы в «сити-ферме», составление плана мероприятий по организации детской деятельности

2.Основной: (или этап реализации проекта): проводятся запланированные мероприятия для реализации проекта (беседы, опыты, эксперименты, творческая деятельность, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы).

3.Заключительный: подводятся итоги, подготавливается презентация, итоговая беседа.

1.Подготовительный этап.

Деятельность педагога:

1.Изучение темы.

2.Подбор наглядно– дидактических пособий, демонстрационного материала, природного материала,художественной литературы, приобретение необходимого оборудования

Беседы: «Окружающая природа»; «Что такое сити-ферма?»; «Что такое огород и для чего он нужен?», «Кто работает в поле, а кто в огороде?» -  сравнение профессий.

 (Расширение знания детей о культурных растениях на огороде.)

Рассматривание иллюстраций о культурных растениях. (Проявление интереса  к растениям, желания заботиться о них, углубление и расширение знаний о видах растений.)

Внесение в развивающую среду иллюстраций, альбомов с видами растений.

Создание условий для оформления центра «сити-ферма».

Деятельность детей

Просмотр мультфильма «Профессия сити-фермер». Рассматривание фото с изображением «Сити-фермы». Рассматривание книг, иллюстраций о растениях. (Вызвать интерес к растениям, желание заботиться о них, углублять и расширять знания видах растений. Проявление интереса к растениям, желания заботиться о них, углубление и расширение знаний о видах растений).

Деятельность родителей

1.Беседа с родителями о проекте «Сити-ферма»

2.Обсуждение целей и задач проекта.

3.Формирование интереса у родителей по созданию условий для реализации проекта.

Привлечение родителей к приобретению инвентаря, посевного материала для «Сити-фермы».

2.Основной этап.

Деятельность педагога:

 Создание условий для познавательно-опытнической деятельности: опыт - как узнать качество семян.

Подготовка почвы к посеву овощных культур.

Посев семян: лук в ассортименте(севок, головки на зелень, семенами ), укроп, салат в ассортименте, петрушка, томат, перец, баклажан, горох, ,фасоль.

Привлечение детей к изготовлению макета

Дидактическая игра «Вершки - корешки».

Опыт – наблюдение за ростом лука, салата, укропа в земле.

(Показать детям, как растения вырастают из семян).

Беседа, «Какие бывают овощи»; «Что еще может расти на подоконнике», беседа: « Как растут  наши растения».

Труд в уголке природы.  (Продолжение учения детей правильно строить суждения и делать выводы о создании благоприятных условий (воды, света, тепла).

Проблемная ситуация : что делать с растениями , которые еще не выросли? (томат, перец, и т.д.)

Деятельность детей

Изготовление макета «сити-ферма»

Посев семян.

- Создание «Сити-фермы»  в групповой комнате

(Поэтапная высадка растений)

 Посадка  лука, укропа, петрушки, салата, томат, перец, баклажан.

 (Формирование элементарных понятий о природных витаминах. Закрепление навыков посадки семян. Формирование представления о выращивании этих растений. Приобретение трудовых умений и навыков. Расширение представление детей об условиях, необходимых для роста и развития растения (почва, влага, тепло и свет). Закрепление элементарных понятий о природных витаминах.

Ведение дневника наблюдений «Как растут растения в нашей сити-ферме.

Реализация первого урожая (лук, укроп, салат).

Расширение фермы.

Наблюдение за всходами лука, укропа, петрушки.

(Продолжение учения детей замечать изменения в росте и развитии растений.)

Посадка овощных культур: перец, томат, баклажан, лук, фасоль, горох, петрушка, салат, укроп.

Труд в уголке природы.  Продолжать учить детей правильно строить суждения и делать выводы о создании благоприятных условий для растений (воды, света, тепла).

Наблюдение за растениями, полив растений, прополка грядки, рыхление земли.

(Развитие ответственности по уходу за растениями. Проявление интереса к выращиванию овощных культуры.) 

Наблюдение за всходами и ростом овощных культур.

(Формирование умения детей замечать изменения, которые происходят у прорастающих семян.

Деятельность родителей

Сбор посадочного инвентаря: емкости для растений, почва, удобрения, семена.

консультаций для родителей «Витаминная корзина», «Полезные свойства овощей», «Трудовое воспитание ребенка в семье», «Экологическое воспитание ребенка в семье».

Помощь в зарисовках дневника наблюдений.

Пополнение сити-фермы посадочным материалом, землей, емкостями для посадки.

3.Заключительный.

Деятельность педагога:

Итоговая беседа «Наша сити-ферма»

(Развитие связной речи через составление описательных рассказов о растениях: как сажали, появление всходов, способы ухода.

Развитие творческих способностей через продуктивную деятельность.

Воспитании любознательности и наблюдательности, а также уважения к труду, бережное отношение к его результатам.)

Деятельность детей

Сюжетно-ролевые игры: «Овощной магазин» « Ярмарка овощей». Реализация урожая.

(Развитие игровой деятельности. Закрепление знаний детей о полезных свойствах овощей для организма человека).

В результате

 Дети заинтересованы в создании сити-фермы в группе.

Внесены в развивающую среду материалы для реализации проекта. Оформлен центр «Сити-ферма».

Родители вовлечены в реализацию проекта.

Реализован первый продукт сити-фермы.(лук, укроп, салат)

Презентация « Мы – сити-фермеры!»

(Предоставление фотоматериал  об  изучении нового направления «сити-фермерство»: обучение детей выращиванию растений в условиях ДОУ, повышение экологической компетентности детей: дети могут различать некоторые виды растений, знают особенности строения растения и условия их роста; уважительное отношение к труду.

ВыводыВ ходе исследования у детей сформировалось экологическое представление об овощных культурах (лук) и зернобобовых культурах (горох).

Дети знают и умеют, как правильно подобрать семена для посева в комнатных условиях, применяют натуральное удобрение, выбирают правильное время и место для посева семян и правильно  за ними ухаживают, понимая, что неукоснительные действия согласно  установленных инструкций приведут их труды к положительным результатам. Данная деятельность сформировала фундамент работы детского коллектива в команде, каждый учится нести ответственность за порученное ему дело, а ведение «Карты роста» мотивирует малыша доводить начатое дело до конца, потому что ему интересен результат именно своего труда!

Работая в данном направлении, мне как педагогу помогает вводить детей в мир  современных профессий, а детям закладывает ростки ранней профориентации.

 

Лук известен человечеству около пяти тысяч лет. Его выращивали в Древней Греции. На Руси лук появился 12 веке. Большое значение в питании человека имеет лук. Недаром русская поговорка гласит: «Лук – от семи недуг». И это не случайно. Новейшими исследованиями установлено, что в нем содержится в большом количестве сахар, по содержанию лук можно сравнить даже с арбузом. Также лук содержит белки, минеральные соли, фитонциды и витамин С.

Горох в России всегда был популярен: его не трудно выращивать, урожай он дает богатый. Давно известно, что горох обладает целебными свойствами, которые обусловлены богатым составом, такими как разнообразными витаминами и минералами. Как источник белка, горох вполне годится для замены мяса.  

                                            Приложение 1

Подготовительный этап:

Деятельность педагога:

1.Изучение темы.

2.Подбор наглядно –  дидактических пособий, демонстрационного материала, природного материала, художественной литературы, приобретение необходимого оборудования.

3.Беседа: «Что такое огород и для чего он нужен?», 

   Вопросы:  что такое огород? что растет в огороде? кто работает в огороде? что делают люди в огороде? Какие инструменты нужны для ухода за овощными культурами?

4.Беседа «Что такое сити-ферма?»

   Вопросы: что означает сити-ферма?

5.Показ мультфильма «Профессия сити-фермер»

   Вопросы: чем занимается сити-фермер? где выращивает растения? Чем отличается овощевод      от сити-фермера?

 6. Беседа «Кто работает в поле, а кто в огороде?»

     Вопросы: сравнение профессий, кто работает в поле? Кто работает в огороде? Что выращивают в огороде? Что выращивают в поле? Какой  транспорт и инструменты применяются для выращивания и ухода за растениями?

7.Беседа: «Что растет на подоконнике?»

   Вопросы: Что можно выращивать на подоконнике? Почему не растут корнеплоды?

Почему мы выбрали посадить лук и горох?

Лук известен человечеству около пяти тысяч лет. Его выращивали в Древней Греции. На Руси лук появился 12 веке. Большое значение в питании человека имеет лук. Недаром русская поговорка гласит: «Лук – от семи недуг». И это не случайно. Новейшими исследованиями установлено, что в нем содержится в большом количестве сахар, по содержанию лук можно сравнить даже с арбузом. Также лук содержит белки, минеральные соли, фитонциды и витамин С.

Горох в России всегда был популярен: его не трудно выращивать, урожай он дает богатый. Давно известно, что горох обладает целебными свойствами, которые обусловлены богатым составом, такими как разнообразными витаминами и минералами. Как источник белка, горох вполне годится для замены мяса.  

8.Внесение в развивающую среду иллюстраций, альбомов с видами овощных культурных растений.

 9.Создание условий для оформления центра «сити-ферма».

-определение места

-сбор и приобретение: посевного материала, инвентаря, земли, удобрения.

Деятельность детей

1.Просмотр мультфильма «Профессия сити-фермер».

2.Рассматривание фото с изображением «Сити-фермы».

3.Рассматривание книг, иллюстраций и картинок об овощных культурах . (Вызвать интерес к растениям, желание заботиться о них, углублять и расширять знания видах растений. Проявление интереса к растениям, желания заботиться о них, углубление и расширение знаний о видах растений).

 

2.Основной этап.

Деятельность педагога:

1.Создание условий для познавательно-опытнической деятельности:

   Опыт - как узнать качество семян?

-Семена гороха замочили в воде и оставили на несколько дней.

Вывод: семена, у которых нет ростков не пригодны для посева.

 - Семена укропа и салата высыпать в воду, размешать палочкой, подождать несколько минут.

Вывод: семена,  которые опустились на дно -пригодны для посева; семена, которые остались на поверхности воды – не пригодны для посева, потому что они пустые.

2.Подготовка почвы к посеву овощных культур.

 Показ как готовится почва для посева овощных культур.

3.Посев семян: лук в ассортименте(севок, головки на зелень, семенами ), укроп, салат в ассортименте, петрушка, томат, перец, баклажан, горох, ,фасоль.

4.Привлечение детей к изготовлению макета.

Приготовление и подбор материала.(коробки, краски, клей, цветная бумага, ножницы, палочки от морожнного)

5.Дидактическая игра «Вершки - корешки».

Правила: сортируем карточки с изображением овощей какие растут в земле, а какие на поверхности. Или нужно назвать овощи.

6. Опыт – наблюдение за ростом лука, салата, укропа в земле.

 Вопросы: где пророс лук быстрее в оде или в земле? Из какого посадочного материала  лук быстрее растет головки или семечки?

Вывод: лук-севок  быстрее пророс.

7.Наблюдение: как растут  наши растения.

Вопросы: Как мы можем помочь растениям вырасти? Что мы будем делать с овощными культурами, такими как томат, перец, баклажан?

Вывод: Овощные культуры нуждаются в удобрении. Растения нужно больше света. Некоторым растениям нужно больше времени для созревания, поэтому мы будем высаживать рассаду летом в открытый грунт.

8.Труд в уголке природы.  

Следуем графику дежурства и по очереди осуществляем полив и рыхление почвы.

Деятельность детей

1.Изготовление макета «сити-ферма».

2.Подготовка почвы к посадке.

   В большой емкости смешиваем землю и удобрение. Раскладываем по ящикам и стаканчикам.

3.- Создание «Сити-фермы»  в групповой комнате

(Поэтапная высадка растений)

 Посадка  лука, укропа, петрушки, салата, томат, перец, баклажан.

 

4.Ведение дневника наблюдений «Как растут растения в нашей сити-ферме».

Дети зарисовывают на листах поэтапную деятельность и рост растений.

5.Реализация первого урожая (лук, укроп, салат).

6.Расширение фермы.

Посадка лука в индивидуальные стаканчики.

7.Посадка овощных культур: перец, томат, баклажан, лук, фасоль, горох, петрушка, салат, укроп.

8.Труд в уголке природы.

 Следуют графику дежурства и по очереди осуществляют полив и рыхление почвы.

9.Наблюдение за растениями, полив растений, рыхление земли.

Наблюдение за всходами и ростом овощных культур.

3.Заключительный.

Деятельность педагога:

1.Итоговая беседа «Наша сити-ферма».

Мини рассказы детей по вопросам: Чему научились? Как ухаживали за растениями?

Деятельность детей

1.Сюжетно-ролевые игры: «Овощной магазин» « Ярмарка овощей».

Распределяют роли (продавец, покупатели, грузчики) и подбирают атрибуты (муляжи овощей, сумки, весы, касса, карточки, деньги, фартуки).

2.Реализация урожая.

В вечернее время, когда приходят родители, дети предлагают купить зелень лука.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приложение к проекту " Наше деревце-Кленок" День рождения нашего Кленка

Пожелания Своему любимому дереву Кленок на день рождения....

Презентация проекта "Наше здоровье в наших руках"

В материале представлен проект для воспитателей, родителей и детей среднего дошкольного возраста, направленный на укрепление здоровья воспитанников с использованием современных здоровьесберегающих тех...

Московский детский чемпионат KidSkills - СИТИ-ФЕРМЕРСТВО

Московский детский чемпионат KidSkills - СИТИ-ФЕРМЕРСТВО...

Презентация "Сити-фермерство"

Презентация "Сити-фермерство"...

Проект "Сити-фермерство"

Формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию растений и овощей в комнатных условиях....

Проект "Сити - фермерство"

Педагогический проект , направленный на экологическое просвещение и обучение вочпитанников первой младшей группы...

Дополнительная общеразвивающая образовательная программа «Сити-фермерство»

Не секрет, что дошкольники, живущие в городах, зачастую имеют недостаточные представления о сельском хозяйстве, мало общаются с природой, не имеют практики выращивания растений, овощных культур. Решен...