Проект "Сити-фермерство"
проект по окружающему миру (средняя группа)
Формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию растений и овощей в комнатных условиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_siti-fermerstvo_9_gruppa.docx | 797.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение
«Детский сад № 6 – центр развития ребенка»
Проект
«Сити-фермерство»
в средней группе № 9 «Звездочка»
Выполнила:
Воспитатель
первой
квалификационной
категории
Сур М.В.
Понятие «сити-фермерство» и, соответственно, профессия «сити-фермер» возникли в Сингапуре в 2012 году, где впервые была применена система вертикального озеленения на крыше небоскреба. В первую очередь это направление несет себе идею создания идеальной городской среды
«Сити фермерство» (от англ. Сity-farm). На сегодняшний день, одно из самых перспективных направлений сельского хозяйства, подразумевающее устройство так называемых «ферм» для выращивания сельскохозяйственных культур в городской среде.
т
«В нашей стране «сити-фермерство» будет развиваться не как часть городской инфраструктуры через освоение пустующих пространств,
а как некий элемент общественного питания – продукты будут выращиваться рядом, потому что потребность в здоровом питании и здоровой среде уже существует»
Исполнительный директор Национального органического союза Олег Мироненко.
Актуальность проблемы:
Рост численности населения города, на фоне изменения потребительских предпочтений в сторону приоритета «здоровой», «натуральной», «органической» пищи, затрагивает такие важные вопросы, как развитие дополнительной или альтернативной системы бесперебойного снабжения или самообеспечения городов продуктами питания и обеспечение перспективной продовольственной безопасности. Это обуславливает актуальность развития технологий городского агропроизводства - сити-фермерства.
Дети средней группы в недостаточной степени имеют представления о том, что растения и овощи можно выращивать в комнатных условиях, о необходимых условиях роста, их интерес познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Актуальностью сити-фермерства является развитие познавательного интереса: получение детьми необходимых знаний и навыков о выращивании «продуктов питания» в стенах детского сада, т.е. растения живые, их сажают, поливают, выращивают в помещении ДОУ.
Цель:
Целью данной работы является изучение возможности выращивания продуктов питания в условиях ДОУ; развитие творческих способностей у детей; улучшение пространственного видения и образного мышления; развитие мелкой моторики рук и интеллекта; формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию растений и овощей в комнатных условиях.
Задачи:
Обучающие:
-Расширить знания и представления детей о растениях, выращиваемых в помещении;
-Продолжить знакомить детей с особенностями выращивания культурных растений (лук, укроп, горох, бобы, цветы);
-Продолжать формировать умение детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.
Развивающие:
-Развивать познавательные и творческие способности.
-Продолжать развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся.
-Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.
Воспитательные:
-Воспитывать трудолюбие, бережное отношение к растениям.
-Получить положительные эмоции от полученных результатов.
Вид проекта: долгосрочный (январь 2020 - август 2020)
Тип проекта: познавательно - исследовательский.
Целевая аудитория: дети средней группы, воспитатели, родители.
Интеграция в ходе реализации проекта:
«Познание », «Коммуникация», «Здоровье», «Социализация», «Труд»,
«Физическая культура».
Принципы:
- воспитания: создание положительного эмоционального подъема.
- обучения: принцип наглядности, принцип систематичности и последовательности, доступности.
Методы:
- наглядный (методы иллюстраций и демонстраций): плакаты, сюжетные картинки, муляжи овощей.
- словесный: беседы, чтение рассказов и стихов, загадки, пословицы и поговорки.
- практический: посадка семян лука, полив, рыхление почвы.
- наблюдения: наблюдение за прорастанием семян лука.
Предполагаемый результат:
1. Дети опытным путем получат знания о том, что растения живые, их выращивают из семян, поливают.
2. С помощью исследовательской работы дети должны будут выявить многообразие и разнообразие посевного материала.
3. Дети получат практический опыт создания дневника наблюдений за растениями на подоконнике.
4. С помощью вовлечения в практическую деятельность по выращиванию культурно – огородных растений на подоконнике, дети получат представление об этапах роста растений и получении конечного результата.
5. Все участники проекта (дети, воспитатели, родители) получат положительные эмоции от полученных результатов.
Этапы работы над проектом:
1. Подготовительный: определение цели и задач проекта, сбор информационного материала, создание условий для организации работы в «огороде на подоконнике», составление плана мероприятий по организации детской деятельности
2. Основной: (или этап реализации проекта): проводятся запланированные мероприятия для реализации проекта (беседы, опыты, эксперименты, творческая деятельность, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы).
3. Заключительный: подводятся итоги, подготавливается презентация, итоговая беседа.
Этапы работы | Содержание | Дата |
1. Подготовительный этап | Работа с родителями: - Беседа с родителями «Пусть тюльпаны зацветут» (выгонка тюльпанов) - Обсуждение целей и задач проекта. Сформирование интереса у родителей по созданию условий для реализации проекта. - Помощь родителей в приобретении инвентаря, посевного материала для цветника на окне. - Подбор наглядно– дидактических пособий, демонстрационного материала, природного материала, художественной литературы, приобретение необходимого оборудования. | Январь 2020 |
2. Основной этап | - Рассматривание книг, иллюстраций о растениях. (Вызвать интерес к растениям, желание заботиться о них, углублять и расширять знания видах растений). - Пальчиковая гимнастика « Цветы» - «Посадка луковиц тюльпана». (Расширение представлений детей об условиях, необходимых для роста и развития цветов (почва, влага, тепло и свет). Закрепление элементарных понятий о природных витаминах. Формирование трудовых умений и навыков.) - Дидактическая игра «Кто скорее соберет?»
- Чтение художественной литературы: «Огород бабы Феклы». - Создание «Огорода на подоконнике «Веселый колобок»»: (Поэтапная высадка растений) Посадка лука, укропа, петрушки, салата, редиса. (Формирование элементарных понятий о природных витаминах. Закрепление навыков посадки семян. Формирование представления о выращивании этих растений. Приобретение трудовых умений и навыков. Расширение представление детей об условиях, необходимых для роста и развития растения (почва, влага, тепло и свет). Закрепление элементарных понятий о природных витаминах. Беседа: «Какие бывают овощи». Дидактическая игра «Что сажают в огороде?» Театрализация сказки «Колобок» (театр на варежке) Пальчиковая гимнастика «Капуста» Дидактическая игра «Собери урожай» Дидактическая игра: «Один-много». Отгадывание загадок. Труд в уголке природы. (Продолжение учения детей правильно строить суждения и делать выводы о создании благоприятных условий (воды, света, тепла). Дидактическая игра «Вершки - корешки». Опыт – наблюдение за ростом лука в земле. (Показать детям, как растения вырастают из семян). Чтение стихов о луке (Е. Борисова) Дидактическая игра «Найди по описанию». Беседа: «Растут ли наши растения ». Наблюдение за всходами лука, укропа, петрушки, подсолнечника. (Продолжение учения детей замечать изменения в росте и развитии растений.) Дидактическая игра «С какой ветки детки?» Пальчиковая гимнастика "Компот". Создание «Каскада цветов» (вертикальное озеленение на подоконнике) Беседа - наблюдение: «Мир цветов» (Расширение представления детей о цветах, их строении: научить узнавать и называть части растения (корень, стебель, лист, цветок). Поощрение желания ухаживать за комнатными растениями. Воспитание интереса к исследовательской деятельности: учить размышлять, делать выводы.) Дидактическая игра «Угадай-ка» Посадка фиалок трехцветных. (Углубление знаний о разнообразии растительного мира, ознакомление с характерными особенностями разных видов фиалок. Овладение навыками исследовательской работы.) Отгадывание загадок о цветах. Труд в уголке природы. Продолжать учить детей правильно строить суждения и делать выводы о создании благоприятных условий для растений (воды, света, тепла). Игра-хоровод «Моя фиалка». Рассматривание книг, иллюстраций о растениях. (Вызвать интерес к растениям, желание заботиться о них, углублять и расширять знания видах растений). Чтение художественной литературы: «Репка», «Спор овощей». Наблюдение за «Огородом на подоконнике»: ростом лука, укропа, петрушки, редиски. (Продолжить учить детей замечать изменения в росте и развитии растений.) Подвижная игра «Баба сеяла горох». Труд в уголке природы Продолжать учить детей правильно строить суждения и делать выводы о создании благоприятных условий для растений (воды, света, тепла). Упражнение «Удивляемся природе» Пальчиковая гимнастика «Пальчики в саду» Игра малой подвижности «Огород у нас в порядке» Наблюдения за ростом фиалок трехцветных. (Воспитание эмоционально‐ценностного отношения к природе; стремление создавать прекрасное. Формирование умения самостоятельно выражать собственное мнение об увиденном и услышанном. Воспитание бережного отношения к растениям; закрепление знаний об условиях произрастания цветов; развитие чувство прекрасного, речи.) Аппликация «Волшебная страна цветов» Беседа – наблюдение «Солнце в жизни растений». Игры «Путешествие на луг», «Кто быстрее соберет цветок» (разрезные картинки); Рассматривание альбома «Весенние цветы». Раскрашивание цветов в раскрасках. Театрализованная постановка «О чем говорят цветы? | |
Итоговая беседа «Огород на подоконнике»
Выставка оформленного «Огорода на подоконнике». Создание презентации «Огород на подоконнике «Веселый колобок». Итоговая работа «Каскад цветов вертикальное озеленение». (Осуществление исследовательской деятельности, пронизанное духом творчества и познания, неугасаемого интереса и радостью новых открытий. Создание необходимых условий для общения детей между собой, построения новых отношений между детьми.) Фотовыставка « И все это наши цветы». Создание «Веселой грядки» на участке ДОУ. (Развитие любознательности и наблюдательности у детей, что лучше помогает познать растительную жизнь. Расширение представления детей о растениях, как живых организмах; об условиях, необходимых для роста и развития; развитие этического чувства, умения радоваться красоте выращиваемых растений и результату своего труда.) Беседа с детьми о том, что такое огород и для чего он нужен. (Расширение знания детей о культурных растениях на огороде.) Рассматривание иллюстраций о культурных растениях. (Проявление интереса к растениям, желания заботиться о них, углубление и расширение знаний о видах растений.) Чтение художественной литературы А.Барто «Нарисуем огород». (Расширение знаний детей о значении огорода для людей, Знакомство детей с тем, какие культуры выращивают на огородах). Экспериментирование: рассматривание семян через увеличительное стекло, выявление благоприятных условий для прорастания семян. Расширение знания детей о семенах, откуда они берутся и как появляются из них растения. Подготовка грядки к посадкам. (Перекапывание, рыхление почвы). Посадка огурцов, кабачков, моркови, помидоров. (Развитие ответственности по уходу за растениями. Формирование интереса к ценности овощей для здоровья человека и к выращиванию огородной культуры.) Озеленение прогулочного участка: - Оформление клумбы «Цветы у дома» (Уточнение знаний детей о способах выращивания растений, знакомство с приёмами высадки растений, воспитание ответственности, желания ухаживать за растениями, делать участок сада красивым.) Беседа «Что такое клумба и зачем она нужна?» Работа с родителями – предоставление рассады цветов и помощи по облагораживанию участка. Высадка цветов: бархатцев, ноготков, васильков. Дидактическая игра «Один - много» ( Расширение словарного запаса, классификация названий цветов) - Вертикальное озеленение веранды с помощью каскадных кашпо. (Перенос и закрепление «Каскада цветов» на веранде) Игры «Путешествие на луг», «Во саду ли в огороде». Настольные игры. − «выложи цветы» (мозаика), «Собери комнатное растение», «Собери букет», «Цветочное лото». Наблюдение за растениями, полив растений, прополка грядки, рыхление земли. (Развитие ответственности по уходу за растениями. Проявление интереса к выращиванию огородной культуры.) Наблюдение за всходами и ростом овощных культур. (Формирование умения детей замечать изменения, которые происходят у прорастающих семян. Сюжетно-ролевые игры: «Овощной магазин» «Летняя ярмарка». (Развитие игровой деятельности. Закрепление знаний детей о полезных свойствах овощей для организма человека). Беседа «Насколько растения нуждаются в уходе человека?» Наблюдение за посадками (Рыхление почвы, полив растений. Особое внимание уделяется борьбе с сорняками, так как сорная трава – идеальное место для размножения большинства вредителей. Учение детей замечать изменения в росте и развитии растений.)
Игра «Веселый садовник». Чтение. Стихи о цветах: Шорыгина Т. «Колокольчики и гном», Пришвин М. «Золотой луг». Слушание музыки. В. Моцарт «Цветы»; П.И. Чайковский «Вальс цветов». Рассматривание книг, иллюстраций, альбома «Наш огород».
Разработка консультаций для родителей «Витаминная корзина», «Полезные свойства овощей», «Трудовое воспитание ребенка в семье», «Экологическое воспитание ребенка в семье». Наблюдение за ростом цветов на клумбе в каскадных кашпо: почвой, поливом, а также за формой цветка, его запахом и формой. Беседы «Овощи», «Овощи и фрукты – полезные продукты», «Овощи на грядки и здоровье в порядке», «Что растет в огороде», «Вода и растения». (Расширение познаний детей о овощах, их свойствах.) Труд в природе. Сбор созревших овощей с «Веселой грядки». (Употребление созревших плодов. Формирование интереса к результату своего труда.) Художественно - эстетическое развитие: «Лепка овощей из пластилина», аппликация «Корзина с овощами». (Развитие продуктивной деятельности детей, детского творчества в художественном конструировании. Формирование трудовых умений и навыков.) Выставка поделок из бросового материала «Цветы вокруг нас». Презентация « Мы – сити-фермеры!» (Предоставление фотоматериалов об изучении нового направления «сити-фермерство» : обучение детей выращиванию растений в условиях ДОУ, повышение экологической компетентности детей: дети могут различать некоторые виды растений, знают особенности строения растения и условия их роста; уважительное отношение к труду.) | Май 2020 Июнь 2020 Июль 2020 Август 2020 |
Выводы: Благодаря проекту «Сити-фермерство» дети получат знания о том, что растения живые, их поливают, сажают, выращивают из семян. С помощью исследовательской работы дети смогут выявить многообразие и разнообразие посевного материала. Более того ребята совместно с воспитателями создадут в группе огород на подоконнике. Проект позволит вовлечь детей в практическую деятельность по выращиванию культурно – огородных растений как на подоконнике в группе, так и на улице, а также создать цветники на участке: оформить клумбу и «каскад цветов». Проект «сити-фермерство» позволит сформировать у детей уважительное отношение к труду, а значит все участники проекта (дети, воспитатели и родители) получат положительные эмоции от итоговых результатов.