Методическая разработка Новый год – праздник,для всех… Социального партнёрства ДОУ и семьи
методическая разработка (младшая группа)
В соответствии с Законом «Об образовании» и Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) дошкольного образования одной из основных задач, является организация эффективного взаимодействия с семьей в целях обеспечения полноценного развития ребенка. Наиболее приоритетной формой сотрудничества ДОУ и родителей считается социальное партнерство. Под «социальным партнерством» понимается «особый тип совместной деятельности между субъектами образовательного процесса, характеризующийся доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и долговременностью отношений, а также признанием взаимной ответственности сторон за результат их сотрудничества и развития». Результатом социального партнерства становятся определенные позитивные и положительно окрашенные взаимоотношения между педагогами и родителями, которые складываются в процессе оказания взаимопомощи друг другу при решении образовательных, социальных, коммуникативных, управленческих, организационных и иных проблем посредствам согласительных процедур.
В ходе инновационной деятельности ГБДОУ детский сад № 12 Выборгского района была разработана новая педагогическая модель развития партнерских отношений между детским дошкольным учреждением и семьями воспитанников, которая базируется на принципах событийной педагогики.
Проектируя модель социального партнерства, педагогический коллектив ДОУ исходил из следующего тезиса: выстроить эффективные партнерские отношения между воспитывающими взрослыми можно только в рамках реализации конкретных практических «дел», которые позволяют субъектам образовательного процесса (в том числе и дошкольникам) на время объединяться для того, чтобы реализовать свои собственные цели и интересы. Поэтому в качестве единицы проектирования взаимоотношений субъектов образовательного процесса было выбрано культурно-образовательное событие, которое понимается как «бытие “образующегося” человека, совместное с бытием других людей, объединенное общими переживаниями, смыслами, деятельностью» (В. И. Слободчиков), «специально организованный уникальный педагогический факт, ограниченный образовательной ситуацией, но жестко не детерминированный ею и выводящий образовательный процесс за границы обыденности» (В. В. Лобанов), «способ жизнеобеспечения, жизнестроения, жизнетворчества человека» (Ю. С. Мануйлов).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 954.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 12
Невского района Санкт-Петербурга
Методическая разработка
Новый год – праздник, объединяющий всех…
Событийная педагогика как основа развития социального партнёрства ДОУ и семьи
Направление: развитие дошкольного образования
Авторы:
Гончарова Татьяна Михайловна воспитатель
Санкт-Петербург
2021
В соответствии с Законом «Об образовании» и Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) дошкольного образования одной из основных задач, является организация эффективного взаимодействия с семьей в целях обеспечения полноценного развития ребенка. Наиболее приоритетной формой сотрудничества ДОУ и родителей считается социальное партнерство. Под «социальным партнерством» понимается «особый тип совместной деятельности между субъектами образовательного процесса, характеризующийся доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и долговременностью отношений, а также признанием взаимной ответственности сторон за результат их сотрудничества и развития». Результатом социального партнерства становятся определенные позитивные и положительно окрашенные взаимоотношения между педагогами и родителями, которые складываются в процессе оказания взаимопомощи друг другу при решении образовательных, социальных, коммуникативных, управленческих, организационных и иных проблем посредствам согласительных процедур.
В ходе инновационной деятельности ГБДОУ детский сад № 12 Выборгского района была разработана новая педагогическая модель развития партнерских отношений между детским дошкольным учреждением и семьями воспитанников, которая базируется на принципах событийной педагогики.
Проектируя модель социального партнерства, педагогический коллектив ДОУ исходил из следующего тезиса: выстроить эффективные партнерские отношения между воспитывающими взрослыми можно только в рамках реализации конкретных практических «дел», которые позволяют субъектам образовательного процесса (в том числе и дошкольникам) на время объединяться для того, чтобы реализовать свои собственные цели и интересы. Поэтому в качестве единицы проектирования взаимоотношений субъектов образовательного процесса было выбрано культурно-образовательное событие, которое понимается как «бытие “образующегося” человека, совместное с бытием других людей, объединенное общими переживаниями, смыслами, деятельностью» (В. И. Слободчиков), «специально организованный уникальный педагогический факт, ограниченный образовательной ситуацией, но жестко не детерминированный ею и выводящий образовательный процесс за границы обыденности» (В. В. Лобанов), «способ жизнеобеспечения, жизнестроения, жизнетворчества человека» (Ю. С. Мануйлов).
В рамках разработанной модели отличительными особенностями «события» (в сравнении с «мероприятием») являются:
• актуальность для ребенка и родителей, сопряженность с жизнью семьи. В качестве события, способного объединить всех субъектов образовательного процесса, выбираются не темы базовых и локальных программ дошкольного образования, интересные для педагога, а события, которые непосредственно связаны с жизнью всего детского коллектива или происходящие в жизни отдельных семей;
• субъектность, предполагающая, что дети и взрослые выступают агентами действия (любой из участников образовательного события – это действительно участник, а не зритель: у каждого – свои смыслы, своя деятельность, свои переживания);
• рефлексивность (образовательное событие – это ситуация, которая переживается и осознается ребенком как важная и ценная в его собственном развитии, поэтому обязательным элементом события становится осмысление происходящего каждым участников);
• неформальность (событие всегда предполагает равноправие участников, отсутствие какой-либо социальной иерархии, открытость отношений, свободу высказываний и действия);
• развивающий характер (в событии дошкольник и воспитывающие взрослые «обретают себя» – меняют отношение к себе, другим людям и к миру в целом);
• однократность (многократное повторение одного и того же перестает восприниматься как событие и становится лишь этапом того или иного процесса).
Для культурно-образовательного события необходим информационный повод - случай или происшествие, которое одинаково важно и интересно для всех субъектов образовательного процесса. Им может стать: общегосударственный или городской праздник; ссора между ребятами; подарок, который был подарен одному из детей на день рождение, но эмоционально затронул всех детей группы; конкурс, объявленный сторонней организацией-партнеров и пр. Главная задача воспитывающих взрослых – увидеть в случившемся (или происходящем) некую проблему, обозначать ее в качестве проблемного вопроса, личностно значимого для дошкольников, и организовать деятельность детей по поиску решения этой проблемы. Кто при этом будет инициатором проведения культурно-образовательного события – педагог или родители – не важно. В этом как раз и проявляется такой принцип выстраивания партнерских отношений как равноправие.
В качестве конкурсной работы авторы представляют методическую разработку одного из реализованных культурно-образовательных событий – «Новый год – семейный праздник» (подготовка к празднованию Нового года).
Содержательная и методическая части
Новый год как информационный повод для организации совместной детско-взрослой деятельности был выбран не случайно.
Новый год — самый любимый и долгожданный праздник для детей и взрослых. Он объединяет людей в радости и согласии. Ведь это единственное торжество, которое является ни политическим, ни конфессиональным. Вероятно, именно поэтому он обладает огромным педагогическим потенциалом.
Во-первых, новогодний праздник активизирует процесс развития личности и одновременно обеспечивает потребность ребенка в приобщении к социокультурным ценностям. Новый год по своей сути является праздником обновления и надежд. Это точка отсчета новой жизни, когда человек стремится избавиться от проблем и неудач уходящего года, продумать жизненные планы на будущее, изменить себя и свое отношение к окружающей действительности. В Новый год люди собираются за одним столом, прощают друг другу старые обиды, обмениваются подарками и теплыми пожеланиями. Свой заветный подарок может получить даже тот, кто об этом не мечтал: новогодние праздники — время добрых дел, проведения многочисленных благотворительных акций и событий. Именно поэтому на примере празднования Нового года можно наглядно раскрыть смысл таких сложных для детей дошкольного возраста понятий как «традиция», «уважение к своей истории», «целеустремленность», «добро», «милосердие» и других нравственных и этических категорий, которые станут основой ценностных ориентаций дошкольников.
Вместе с тем новые знания и умения, полученные в процессе повседневной жизни, бывают весьма разрознены, их необходимо еще «встроить» в систему мировоззрения ребенка. Только совместными усилиями всех воспитывающих взрослых — и родителей, и педагогов детского сада — можно решить данную задачу.
Совместное детско-взрослое событие разворачивалось в формате проектной деятельности. Оно было ориентировано на детей дошкольного возраста 5-6 лет.
Его цели: расширение представлений детей о традициях празднования Нового года, развитие уважительного отношения к семейным реликвиям, укрепление связи между поколениями.
Авторы придерживались следующего алгоритма организации и проведения данного детско-взрослого культурно-образовательного события:
1 шаг – диагностический.
Сущность совместной работы - формирование у субъектов образовательного процесса потребности в проведении события и мотивация их на совместную работу. Форма работы на данном этапе – социологические исследования (опросы, эксперименты), открытые занятия для родителей в группах с целью выявления круга возможных событий, совместные детско-взрослые психолого-педагогические тренинги и проблемные мастерские.
2 шаг – прогнозирование и планирование события.
Сущность совместной работы - моделирование образа желаемого результата, совместное целеполагание события, определение программы (последовательности) действий, распределение обязанностей и ответственности. Форма работы – непосредственное и опосредованное (через социальные сети, визуальную карту события) общение воспитывающих взрослых, родительские собрания.
3 шаг – реализация события (его свершение).
Сущность совместной работы – выполнение действий по достижению результата. Форма работы – непосредственное и опосредованное (через социальные сети, визуальную карту события) общение воспитывающих взрослых, родительские собрания, творческие встречи.
4 шаг – рефлексия и оценка события.
Сущность совместной работы - соотнесение полученного результата с желаемым, выявление отношения участников культурно-образовательного события к нему, поощрение участников культурно-образовательного события. Форма работы на данном этапе – организация психологической диагностики («рефлексивный круг»), проведение социологических исследований (опросы, эксперименты).
Объекты культурного наследия, с которыми работали дети и воспитывающие взрослые: реликвии из семейных архивов. В групповое пространство вносились атрибуты «из прошлого»: старые семейные фотографии, открытки с историей празднования Нового года, старинные елочные игрушки и украшения.
Ход работы с детьми и родителями:
1. Проведение познавательных занятий для детей соответствующей тематики:
- история возникновения праздника;
- главный атрибут праздника – елка, и как ее украшали наши предки;
- традиции празднования Нового Года;
- кто ты, Дедушка Мороз?
Рассматривание старых родительских фотографий. Сравнительный анализ того как встречали праздник родители детей и как этот праздник проходит теперь у них самих.
2. Работа с родителями: сбор экспонатов – игрушек для оформления новогодней елки, изготовление флажков и гирлянд (старого образца, их детства)
3. Создание Адвент-календаря |
4. Создание презентационного ролика.
Литература
- Ванюшкина Л. М., Коробкова Е. Н. Образование в пространстве культуры. Монография. – СПб.: СПб АППО, 2012.
- Крылова Н. Б. Культурные практики детства и их роль в становлении культурной идеи ребенка // Самобытность детства. – М., 2007. С. 79-102.
- Окерешко А.В. Информальное образование: опыт определения понятия // Непрерывное образование взрослых: Матер. междунар. форума / Отв. ред. В.В. Беличенко, С.В. Кривых, В.Я. Никитин. СПб.: ИНОВ, 2015. С. 67–72.
- Хоменко И. А. Школа и родители: этапы развития социального партнерства // Педагогическое обозрение. – 2008 – № 4 – с. 7-8.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социальное партнёрство ДОУ и семьи через организацию детско – родительского клуба "Мы родом из детства"
Признание государством приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и детского сада и определяется как социальное партнёрство, сотрудничество в организации воспитательно - образовател...
Социальное партнёрство ДОУ с семьями воспитанников.
Представлены формы взаимодействия с родителями, применяемые в ДОУ....
Семинар-практикум "Социальное партнёрство ДОУ и семьи в условиях введения ФГОС"
Материалы семинара содержат теоретический и практический материал по проблеме "Социальное партнёрство ДОУ и семьи в условиях введения ФГОС"....
Социальное партнёрство ДОУ и семьи
Рассматривается социальное партнёрство как особый вид взаимодейтвия. Дается определение педагогического партнёрства. Раскрываются виды благополучия - эмоциональное, физическое, социальное. Даны некото...
«Стратегия развития социального партнёрства «Детский сад- семья» в процессе создания «открытого учреждения» и повышения педагогической компетентности родителей воспитанников, в соответствии с ФГОС ДО»
В данном материале представлен опыт работы по развитию партнерских взаимоотношений с родителями (законными представителями) воспитанников Учреждения и формированию единого образовательного пространств...
Социальное партнёрство ДОУ и семьи по воспитанию у детей экологической культуры
Выступление для воспитателей...
Всеобуч "Проектная деятельность как форма социального партнёрства ДОУ и семьи"
Вашему вниманию представляю родительский всеобуч «Проектная деятельность как форма социального партнёрства ДОУ и семьи»....