Социальное партнёрство ДОУ и семьи
консультация на тему
Рассматривается социальное партнёрство как особый вид взаимодейтвия. Дается определение педагогического партнёрства. Раскрываются виды благополучия - эмоциональное, физическое, социальное. Даны некоторые проблемы в организации сотрудничества с разных сторон. Аспекты педагогического партнёрства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_sotsialnoe_partnyorstvo_dou_i_semi.docx | 28.87 КБ |
sotsialnoe_partnyorstvo_dou_i_semi.pptx | 1.32 МБ |
Предварительный просмотр:
Консультация
«Социальное партнёрство ДОУ и семьи»
Дошкольное образование сегодня претерпевает существенные изменения. Эти изменения обусловливают как позитивные тенденции развития дошкольного образования, так и сложные проблемы, требующие решения: обеспечения качества образования, как главной задачи российской образовательной политики, а так же привлечения социально-педагогических сил в дошкольное образование как одного из факторов развития образовательной среды дошкольных организаций.
Одной из основных проблем современного дошкольного учреждения является разрыв между изменяющимися образовательными потребностями общества и реальными возможностями системы образования. Путь к новому состоянию и новому качеству образования невозможен без организации диалога между сферой образования и родительской общественностью.
Построение взаимоотношений между дошкольной образовательной организацией и семьей в системе социального партнерства является неотъемлемой частью обновления содержания работы дошкольной организации в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Однако новые подходы к взаимодействию с семьями определены не только Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, но и в целом изменениями в обществе, в системе ценностей современной семьи, запросами сегодняшних родителей на воспитательно—образовательные услуги дошкольного учреждения.
Внимание к социальному партнерству в настоящее время не случайно. Оно обусловлено тем, что именно партнерство - наиболее действенный механизм решения различных задач, таких как: развитие системы внешних связей и сотрудничества дошкольных образовательных учреждений с социальными партнерами; обновление экспериментальной деятельности дошкольных образовательных учреждений и совершенствование их ресурсной базы (как получение материальных ценностей, так и выражение заботы, любви, позитивной оценки, повышающей самоуважение педагогического коллектива) и др.
Признание государством приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и детского сада и определяется как социальное партнерство, сотрудничество и взаимодействие в совместных усилиях и общении. Расширение сферы участия родителей в организации воспитательно — образовательного процесса учреждения — это способ повышения эффективной деятельности детского сада, направленной на воспитание. Это и есть социальное партнерство с целью полноценного развития ребенка — дошкольника. Необходимость взаимодействия и сотрудничества детского сада и семьи — это требование социальных условий времени, нельзя вырастить настоящего человека без стремлений обеих сторон к успеху. Решающим условием взаимодействия и построения партнерских взаимоотношений является сближение педагогов и родителей воспитанников, которое достигается доверительным общением, взаимопониманием и устанавливается только в совместной деятельности. Педагоги и родители — это партнеры, которые дополняют друг друга, их отношения предполагают равенство сторон, взаимность, доброжелательность, уважение, создание атмосферы общности интересов в воспитании, располагая к диалогу.
Социальное партнёрство в сфере дошкольного образования рассматривается как особый тип взаимодействия образовательных учреждений с участниками образовательного процесса, государственными и местными органами власти, общественными организациями, нацеленного на согласование и реализацию интересов участников этого процесса (О.Д.Никольская)
Под педагогическим партнерством дошкольной образовательной организации и семьи понимается система взаимодействия педагогов с родителями воспитанников с целью обеспечения эмоционального, физического и эмоционального благополучия детей.
Эмоциональное благополучие —- результат процесса гармонизации детско-родительских отношений. Основные составляющие:
- эмоциональное принятие ребенка (безусловная любовь к ребенку, уважение его индивидуальности);
- наличие эмоциональной атмосферы в семье (доминирование положительных эмоций);
- эмоциональная близость детей и родителей (развитая эмпатия родителей, оказание эмоциональной поддержки ребенку, удовлетворение потребности в эмоциональном контакте (стремление к телесному контакту)).
Физическое благополучие — результат приобщения ребенка к здоровому образу жизни в условиях детского сада и семьи. Основные составляющие:
- закаливание ребенка в детском саду и семье;
- соблюдение режима дня в детском саду и семье;
- соблюдение правильного режима питания в детском саду и семье;
- формирование культурно-гигиенических навыков;
- поддержание двигательной активности ребенка.
В основе социального благополучия лежит социально-нравственное развитие ребенка и обеспечение безопасности его жизнедеятельности. Основные составляющие:
- морально-нравственная сфера старших дошкольников;
- основы безопасного поведения дома, на улице, природе.
Опираясь на факторы, тормозящие развитие взаимодействия педагогов с родителями, описанные Е.П. Арнаутовой, и результаты анкетирования педагогов и родителей, обозначим существующие проблемы в организации сотрудничества семьи и ДОО в обеспечении эмоционального, физического и социального благополучия ребенка.
Со стороны педагогов:
- недостаточная подготовленность педагогов в вопросах оздоровления, социального и психофизического развития детей;
- неготовность осуществлять новые подходы к взаимодействию с родителями как участниками педагогического процесса;
- низкий уровень педагогического общения с родителями;
- некомпетентность в педагогических методах и приемах работы с родителями;
- игнорирование пожеланий родителей, отсутствие обратной связи с педагогами.
Со стороны родителей:
- непонимание важности периода — дошкольное детство;
- недооценка роли сотрудничества с педагогами образовательной организации и игнорирование сотрудничества;
- низкий социально-культурный уровень родителей;
- некомпетентность в вопросах оздоровления, психофизического и социального развития детей.
Со стороны руководства детского сада:
- отсутствие системы повышения педагогической компетентности родителей в вопросах охраны и укрепления здоровья детей, их психофизического развития;
- отсутствие системы совместной работы специалистов ДОО (инструктора по физической культуре, педагога-психолога, медицинской сестры, социального педагога) и воспитателей.
Кроме того, в процессе взаимодействия семьи и дошкольной организации наблюдаются следующие противоречия:
- между стремлением специалистов ДОО (психолога, социального педагога) к оказанию помощи семьям по вопросам психологического и физического благополучия и игнорированием родителями этой помощи;
- между низким уровнем педагогической компетентности родителей в вопросах психофизического развития детей и отсутствием системы взаимодействия педагогов с семьей;
- между пассивностью родителей и незнанием воспитателями методов активизации педагогической позиции родителей и формирования педагогической рефлексии.
Обозначенные выше проблемы свидетельствуют о необходимости разработки модели педагогического партнерства семьи и дошкольной организации.
Понятие «педагогическое партнерство образовательной организации и семьи» включает три аспекта: социальный, организационный и педагогический.
Социальный аспект. Дошкольная образовательная организация —открытая система, которая оперативно реагирует на запросы родителей, позволяющая сформировать у них доверительное отношение и стремление к взаимопониманию в вопросах психофизического развития, воспитания и обучения детей раннего и младшего дошкольного возраста. Родители являются заказчиками образовательных услуг и партнерами педагогов в вопросах обеспечения эмоционального, физического и социального благополучия детей.
Организационный аспект. Работа в рамках педагогического партнерства дошкольной образовательной организации и семьи строится по системе: ребенок—родители — воспитатели — специалисты.
Педагогический аспект. Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей определяет их субъект - субъектные отношения.
Изучение педагогической литературы, обобщение результатов современных исследований и экспериментальной деятельности позволили сделать вывод о том, что эффективность партнерства ДОО и семьи в обеспечении эмоционального, физического и социального благополучия ребенка значительно повысится, если:
- педагоги, родители и дети выступают субъектами образовательных отношений;
- учитывается уровень психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах психофизического развития ребенка;
- спроектирована и реализована модель процесса педагогического партнерства ДОО и семьи.
Таким образом, родительская общественность, выступая как партнер в многообразном процессе воспитания и обучения дошкольников, формулирует социальный заказ образованию и разделяет ответственность за состояние образовательного процесса в дошкольном учреждении. Партнерство ДОУ и родителей в целях образования оказывает долгосрочное воспитательное воздействие на дошкольников, подавая детям практический пример и формируя ценности и традиции социальноориентированной инициативы.
Литература:
- Партнёрство дошкольной организации и семьи/ Под ред. С.С.Прищепа, Т.С.Шатверян. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016
- Зайцева Н. В. Социальное партнёрство семьи и дошкольной образовательной организации // Молодой ученый. — 2015. — №3. — С. 767-769.
- Справочник заведующего ДОУ/авт.-сост. Т.В. Комардина [и др.]. – Изд. 2-е, испр. и доп. – Волгоград: Учитель, 2014
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Социальное партнёрство - наиболее действенный механизм решения различных задач
Педагоги и родители — это партнеры, которые дополняют друг друга, их отношения предполагают равенство сторон, взаимность, доброжелательность, уважение, создание атмосферы общности интересов в воспитании, располагая к диалогу .
Социальное партнёрство в сфере дошкольного образования рассматривается как особый тип взаимодействия образовательных учреждений с участниками образовательного процесса, государственными и местными органами власти, общественными организациями, нацеленного на согласование и реализацию интересов участников этого процесса (О.Д.Никольская)
Педагогическим партнерством дошкольной образовательной организации и семьи понимается система взаимодействия педагогов с родителями воспитанников с целью обеспечения эмоционального, физического и эмоционального благополучия детей.
Эмоциональное благополучие эмоциональное принятие ребенка (безусловная любовь к ребенку, уважение его индивидуальности); наличие эмоциональной атмосферы в семье (доминирование положительных эмоций); эмоциональная близость детей и родителей (развитая эмпатия родителей, оказание эмоциональной поддержки ребенку, удовлетворение потребности в эмоциональном контакте (стремление к телесному контакту)).
Физическое благополучие закаливание ребенка в детском саду и семье; соблюдение режима дня в детском саду и семье; соблюдение правильного режима питания в детском саду и семье; формирование культурно-гигиенических навыков; поддержание двигательной активности ребенка.
Социальное благополучие морально-нравственная сфера старших дошкольников; основы безопасного поведения дома, на улице, природе.
Аспекты социального партнерства Социальный аспект. Организационный аспект. Педагогический аспект.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социальное партнёрство ДОУ и семьи через организацию детско – родительского клуба "Мы родом из детства"
Признание государством приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и детского сада и определяется как социальное партнёрство, сотрудничество в организации воспитательно - образовател...
Социальное партнёрство ДОУ с семьями воспитанников.
Представлены формы взаимодействия с родителями, применяемые в ДОУ....
Семинар-практикум "Социальное партнёрство ДОУ и семьи в условиях введения ФГОС"
Материалы семинара содержат теоретический и практический материал по проблеме "Социальное партнёрство ДОУ и семьи в условиях введения ФГОС"....
«Стратегия развития социального партнёрства «Детский сад- семья» в процессе создания «открытого учреждения» и повышения педагогической компетентности родителей воспитанников, в соответствии с ФГОС ДО»
В данном материале представлен опыт работы по развитию партнерских взаимоотношений с родителями (законными представителями) воспитанников Учреждения и формированию единого образовательного пространств...
Социальное партнёрство ДОУ и семьи по воспитанию у детей экологической культуры
Выступление для воспитателей...
Методическая разработка Новый год – праздник,для всех… Социального партнёрства ДОУ и семьи
В соответствии с Законом «Об образовании» и Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) дошкольного образования одной из основных задач, является организа...
Всеобуч "Проектная деятельность как форма социального партнёрства ДОУ и семьи"
Вашему вниманию представляю родительский всеобуч «Проектная деятельность как форма социального партнёрства ДОУ и семьи»....