Социальное партнёрство ДОУ и семьи по воспитанию у детей экологической культуры
консультация

Хуснуллина Эльвира Рамисовна

Выступление для воспитателей

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Каратунский детский сад «Гульчечек»

Апастовского муниципального района РТ

Выступление на тему:

Социальное партнёрство ДОУ и семьи по воспитанию у детей экологической культуры

                Подготовила: воспитатель

                                                        МБДОУ «Каратунский  детский  сад «Гульчечек»

                                   Апастовского муниципального района

                             Хуснуллина Эльвира Рамисовна

2015 год

“Каждый из нас, педагогов и родителей,

несёт свою долю ответственности

за сокровище по имени «Детство»… ”

Е. П. Арнаутова

        Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему даёт ребёнку социальный опыт, но только вместе они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

        Катастрофическое ухудшение экологической обстановки стоит в ряду самых актуальных проблем современности. Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требует отныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. Экологические проблемы присущи всем материкам и каждому государству. Есть они и в России, и в каждом отдельном регионе.

     Страшно осознавать, что от невежественного вмешательств человека в дела природы, исчезают с лица земли реки, вырубаются леса. От личной ответственности каждого за сохранность природы зависит, каким станет лик Земли.

        В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру.

         Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами нашего дошкольного учреждения встала задача формирования у дошкольников основ экологической культуры.

         Работа с семьёй должна учитывать современные подходы к этой проблеме. Если родители и воспитатели объединят свои усилия, то обеспечат малышу двойную защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома. Мы считаем, что педагог не только воспитатель детей, но и партнёр родителей в образовательно-воспитательном процессе. Именно эту задачу конструктивного взаимодействия семьи и дошкольного учреждения в области экологического воспитания ставит и решает коллектив нашего детского сада, вовлекая родителей в проектную деятельность.

     Природа хрупка и ранима. Сегодня наш общий дом в опасности: появилось много новых зон экологического бедствия. Остановить опасность, уберечь наш общий дом от катастрофы, может только человек. Наша цель – вырастить и воспитать такого защитника, обогатить его знаниями, научить быть милосердным, по-хозяйски распоряжаться природными богатствами.

       И кто, как не мы, взрослые, призваны научить наших детей любить и беречь родную землю. Для того чтобы успешно решать задачи по экологическому воспитанию и образованию детей, необходимо объединить усилия воспитателей и родителей.

Проблема:

    Наши дети живут, практически, в искусственной среде и не имеют возможности общаться с природными объектами. Изо дня в день, они видят серые здания, асфальт под ногами, играют с электронными зверушками. Надо понимать, что, никакой, даже самый красивый видеофильм о природе не заменит живого общения с ней.

     Часто ли мы задумываемся, что лежит у нас под ногами, с чем мы можем знакомить наших детей. У нас возникла проблема, как познакомить ребёнка с объектами неживой природы в доступной и увлекательной форме.

     В практике дошкольных учреждений в последнее время всё больший акцент делается на создание условий для самостоятельной опытно-исследовательской деятельности детей. Эта деятельность вызывает огромный интерес у детей. Опыты, словно фокусы. Только секрет фокуса остаётся неразгаданным, а вот всё, что получается в результате, можно понять и объяснить.

       Мы решили создать в своей группе мини-лабораторию, обратились за помощью к родителям. Так наша лаборатория стала постепенно пополняться разными материалами: песком, глиной, камешками, палочками, трубочками, разными, по формам, сосудами, стаканчиками, воронками.

          Теперь у нас появилась возможность проводить простейшие опыты с водой, песком, глиной и камнем.

         Мы выбрали тему интегрированного экологического проекта «Лаборатория неживой природы».

          Сначала провели опрос среди детей: «Что мы знаем о воде, песке, глине и камне? » Ответы записывали на большой ватман. Рядом с ответом дети печатными буквами писали своё имя. Затем они отвечали на второй вопрос: «Что мы хотим узнать и как это можно сделать? » Ответы детей определяли содержимое тематического проекта. Чаще всего дети предлагали способы сбора информации:

  • Поиск и чтение книг;
  • Вопросы, обращенные к воспитателям и родителям;
  • Проведение экскурсий;
  • Проведение экспериментов.

           Для родителей мы разработали анкету, из которой узнали, какое внимание уделяется в семье экологическому воспитанию, предложили родителям стать участниками проекта. Позиция родителей была разнообразной.

         55% – родители, которые активно откликнулись на наше предложение. Это те, кто заинтересован в том, чтобы их дети получали новые знания и умения, активно развивали свои способности.

         25% – родители, которые недопонимали значения данного вида деятельности.

         20% – родители, которые пассивно отнеслись к совместной деятельности.

        Было решено, в ходе проектной деятельности стремиться к тому, чтобы родители стали активными участниками педагогического процесса, а не оставались пассивными наблюдателями. Для этого были использованы различные формы и методы работы. Их мы отразили в плане нашего проекта.

          План проекта составляли вместе с активом группы, в ходе круглого стола, определили его цели и задачи.

         

      Цель:

  • Познакомить детей с объектами неживой природы;
  • Выявить уровень отношения детей к природе и представления о правилах взаимодействиях с нею;
  • Заинтересовать опытно-исследовательской деятельностью детей и родителей;
  • Привлечь родителей к активному сотрудничеству в целях повышения интереса к экологическому и художественно-эстетическому воспитанию детей в процессе совместной деятельности педагогов, детей и родителей.

      Задачи:

  • Формировать представления о свойствах объектов неживой природы;
  • Предоставить возможность самим находить ответы на вопросы «Как? » и «Почему? », делать выводы. ;
  • Организовать творческое сотрудничество с семьями своих воспитанников.

Содержание практической деятельности по реализации тематических блоков проекта.

Тематический блок «Живая и неживая природа»

       Формы работы с детьми: беседы, чтение художественной литературы, экспериментальная деятельность, оформление альбома загадок.

        Формы работы с родителями: совместные прогулки на природу. Вернисаж. Проведение выставки на тему «Любование природой», «Поделки из природного материала»

Тематический блок «Вода»

         Формы работы с детьми: экспериментальная, художественно-творческая деятельность, загадывание загадок, чтение художественной литературы, беседы.

         Формы работы с родителями: открытое занятие для родителей «Капелька-путешественница». Досуг совместно с родителями «Вода вокруг нас». Участие родителей в конкурсе на лучшие снежные постройки. Выставка панно, изготовленных родителями, «В мире воды».

Тематический блок «Песочные струйки»

        Формы работы с детьми: экспериментальная и творческая (рисование песком) деятельность, беседы.

        Формы работы с родителями: участие в конкурсе «Песочные картины».

Тематический блок «Удивительная глина» и «Такие разные камни»

       Формы работы с детьми: опытно-экспериментальная деятельность. Дидактические игры, беседы. Рассматривание коллекций «Мир камня», открыток и буклетов «Уральские самоцветы». Коллективная работа по художественному труду «Каменный цветок» (панно из мелкого камня). Рассматривание альбома «Дымковская игрушка» и роспись глиняных горшков.

        Формы работы с родителями: семейный клуб «Творческая мастерская». Мастер-класс по изготовлению поделок из глины. Создание мини-музея «Удивительный мир природы». Организация выставки «Творческая мастерская неживой природы» (совместные работы детей и родителей из природных материалов – глина, песок, камни) .

РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА:

  • Дети научились проводить простейшие опыты, сравнивать, делать выводы, самостоятельно отвечать на вопросы: «Как? » и «Почему? »;
  • Конспекты интегрированных занятий по экологии (интеграция с художественно-эстетическим воспитанием) ;
  • Создание мини-музея  «Удивительная глина»;
  • Рост удовлетворенности родителей работой педагогов;
  • Возрастание интереса родителей к мероприятиям, проводимым в ДОУ, активность родителей увеличилась с 55% до 70%;
  • Результат активности родителей – выставка «Мастерская неживой природы».

ВЫВОД:

        Применение разнообразных форм и методов работы с семьями, превращает сотрудничество педагогов и родителей в нашем детском саду в увлекательный, творческий, взаимно обогащающий процесс, имеющий целью обоюдное участие в развитии дошкольника.

      Мы не останавливаемся на достигнутом, продолжаем искать новые пути сотрудничества с родителями, ведь у нас одна цель – воспитать будущих созидателей жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальное партнёрство ДОУ и семьи через организацию детско – родительского клуба "Мы родом из детства"

Признание государством приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и детского сада и определяется как социальное партнёрство, сотрудничество в организации воспитательно - образовател...

Социальное партнёрство ДОУ с семьями воспитанников.

Представлены формы взаимодействия с родителями, применяемые в ДОУ....

Семинар-практикум "Социальное партнёрство ДОУ и семьи в условиях введения ФГОС"

Материалы семинара содержат теоретический и практический материал по проблеме "Социальное партнёрство ДОУ и семьи в условиях введения ФГОС"....

Мастер-класс «Использование дидактических игр по воспитанию у детей экологической культуры».

Мастер-класс «Использование дидактических игр по воспитанию у детей экологической культуры»....

Обмен опытом "Система работы в ДОУ по воспитанию у детей экологической культуры"

Материал о системе  воспитания у детей экологической  культуры в ДОУ....

Консультация для родителей "Воспитание у детей экологической культуры"

Консультация для родителей по экологическому воспитанию...

Консультация для родителей "Воспитание у детей экологической культуры"

Консультация для родителей "Воспитание у детей экологической культуры"...