Финансовая грамотность детей старшего дошкольного возраста посредством экономического воспитания
методическая разработка по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Рябова Татьяна Сергеевна

План по самообразованию по финансовой грамотности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobrazovaniyu_finansovaya_gramotnost.docx34.92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 10 «Белочка»

План по самообразованию

Воспитателя Рябовой Т.С.

2021-2022 учебный год

Тема самообразования:

«Финансовая грамотность детей старшего дошкольного возраста посредством экономического воспитания».

План работы по самообразованию

Воспитателя Рябовой Татьяны Сергеевны

на 2021 /2022 учебный год

Тема самообразования:

«Финансовая грамотность детей старшего дошкольного возраста посредством экономического воспитания».

Цель: Совершенствование условий для формирования у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности. Помочь детям пяти–семи лет войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности у детей данного возраста.

Задачи: использовать современные технологии и методы работы в группе;

  • способствовать формированию первоначальных представлений у детей о потребностях;
  • способствовать формированию первоначальных представлений о труде;
  • способствовать формированию первоначальных представлений о купле-продаже товаров;
  • способствовать формированию первоначальных представлений о деньгах как об универсальном средстве обмена, платежа и накопления;
  • способствовать формированию первоначальных представлений о семейном бюджете и значимости финансовой грамотности в семейной экономике.
  • учить признавать авторитетными качества человека-хозяина: бережливость, рациональность, экономность, трудолюбие и вместе с тем — щедрость, благородство, честность, отзывчивость, сочувствие (примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т. п.);
  • рационально оценивать способы и средства выполнения желаний, корректировать собственные потребности, выстраивать их иерархию и временную перспективу реализации;
  • применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях.

     

Ожидаемые результаты: для  воспитателя сформируются основы педагогического мастерства, профессионализма и творчества:

  • умение анализировать научно-методическую литературу, повышение своих теоретических и практических знаний, умений и навыков;
  • овладение инновационными педагогическими технологиями как средствами познавательного  развития детей;
  • умение активизировать познавательные, социально-коммуникативные способности и умения;
  • распространение своего опыта и достижений через информационно-образовательные сайты, применять полученные знания на практике в ходе организации непосредственно образовательной деятельности.

       Внедрение в образовательный процесс экономического воспитания позволит осуществлять тесную связь этического, трудового и экономического воспитания, способствует становлению ценностных жизненных ориентаций в дошкольном возрасте. Работа предполагает комплексный подход к развитию личности дошкольника, предусматривая тесную связь этического, трудового и экономического воспитания.

Основные вопросы:

  • изучение методической  литературы по экономическому воспитанию старших дошкольников;
  • актуальность формирования финансовой грамотности в образовательном процессе с дошкольниками;
  • цели и задачи финансовой грамотности  в обучении детей дошкольного возраста;
  • этапы работы по внедрению финансовой грамотности в образовательный процесс;
  • особенности экономического воспитания для детей дошкольного возраста;
  • роль родителей в деятельности детей по финансовой грамотности;
  • изучение педагогического опыта других педагогов;
  • внедрение экономического воспитания в образовательный процесс.

Проблема. Проблема низкой финансовой грамотности в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экономического сознания, культуры сбережения. Эта работа должна начинаться в детском саду – первом звене системы непрерывного образования.
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям.
К сожалению, финансовой грамотности почти не обучают в детских садах. А грамотное
 отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.

Актуальность:

Тема экономического воспитания является актуальной, потому что проблему формирования элементарных экономических представлений, мы начинаем изучать с дошкольного возраста. Дети рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже и других финансово-экономических отношениях, овладевая таким образом экономической информацией на житейском уровне. Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Поэтому обучение основам экономических знаний необходимо начинать уже в детском саду, ведь представления о деньгах и их применении начинают формироваться в дошкольном возрасте.

Сегодня  каждый понимает, что судьба государства зависит от экономической, правовой, политической и нравственной грамотности молодого поколения. Экономика всегда была неотъемлемой частью жизни человека. В изменяющихся условиях современного общества жизни непрерывное экономическое  образование необходимо начинать именно с дошкольного возраста,- когда детьми  приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях. Ребёнок - дошкольник не освоит эту область самостоятельно, но,  вместе с воспитателями и родителями,  путешествуя по этому новому удивительному и увлекательному миру, он приобретает доступные ему знания и поймёт, какое место экономика занимает в окружающей его действительности.

Новизна опыта состоит в использовании блочной системы способствующей формированию финансовой грамотности у дошкольников. Дети должны знать, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается. Понятно, что счастье за деньги не купишь, но детям не лишним будет знать, что достаточное количество финансовых ресурсов открывают перед ними большие возможности, способные дарить радость. Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.

Выбор темы объясняется необходимостью повышения качества образовательного процесса в дошкольном учреждении. Острой потребностью воспитывать дошкольников полноценно развитой личностью, гармонично сочетающей в себе интеллектуальные и нравственные качества.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей.

Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах (бережливость, рачительность, смекалка, трудолюбие, умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности). Без сформированных первичных экономических представлений невозможно формирование финансовой грамотности.

Сущность экономического воспитания заключается не в организации специального обучения экономике, а в обогащении разных видов детской деятельности экономическим содержанием. Насыщение жизни дошкольников элементарными экономическими сведениями способствует развитию предпосылок формирования реального экономического мышления, что сделает этот процесс более осознанным.

В дошкольной педагогике проблема экономического воспитания и обучения рассматривалась как составная часть трудового воспитания. Об этом свидетельствуют работы таких исследователей как Р.С. Буре, Л.С. Дзинтерс, И.В. Житко, Л.М. Казарян, Л.В. Крайновой, Л.Я. Мусатовой, В.Г. Нечаевой и др.

Анализ программно-методических документов для дошкольных учреждений, таких как Курак Е.А. «Экономическое воспитание дошкольников», примерная программа, перспективное планирование, конспекты занятий. Смоленцевой А.А. «Проблемно-игровая технология экономического образования дошкольников», «Знакомим дошкольников с экономикой посредством сказок» показывает: с детьми дошкольного возраста в этом направлении целенаправленная система работы пока не сложилась. В качестве предпосылок экономического воспитания необходимо выделить доступные детям знания из области экономики и качества деятельности, которые постепенно станут личностными.

Направление и формы работы

Время реализации

Изучение нормативных документов

систематически

Организация работы по изучению и распространению передового психолого-педагогического опыта.

в течение года

Повышение квалификации через систему курсов повышения квалификации, передача опыта коллегам.

в конце уч.года

Изучение инновационных методов работы педагогов дошкольного образования

систематически

Использование современных психолого-педагогических технологий и ИКТ в области обучения и воспитания.

систематически

Участие в профессиональных конкурсах, экспертных комиссиях при аттестации педагогических работников.

в течение года

Широкое использование в психологическом сопровождении мультимедийных презентаций.

в течение года

Участие в олимпиадах и творческих конкурсах.

в течение года

Совершенствование форм и средств организации психолого-педагогического сопровождения.

систематически

Составление авторских разработок в электронном варианте с целью их внедрения в учебно-воспитательный процесс.

в течение года

Применение психодиагностического инструментария

в конце учебного года

Обобщение и распространение собственного опыта

систематически

Продолжить выступления на педагогических советах, семинарах

в течение года

Пополнение портфолио на уровне требований современности.

в течение года

Перспективный план

Мероприятие

Срок

Примечание

Iэтап. Теоретический.

1.1

Изучение нормативно-правовой документации: Постановления,  

Приказы, письма федерального, регионального и муниципального уровней.  

Сентябрь

Оформление папки «Нормативно-правовой документации»

1.2

Изучение методической литературы по данной теме:

1.Работа с методической литературой. ОПДО ДО;Целевые ориентиры.

2.Работа с методической литературой.

3.Изучение программы «Азы финансовой культуры для дошкольников под ред. Л.В.Стахович, Е.В.Семенковой.

                

4.Изучение методики Л.В.Стахович, Е.В.Семенковой.

5.Обработка результатов мониторинга готовности к школе;

6.Изучение дидактическогопособия «Развивающие игры длядетей 3-7 лет». (Е.Н. Михина);        

                                        

7.Организация развивающей

предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС;        

                                        

8. Подведение итогов  работы  по развитию финансовой грамотности. Подготовка  и оформление документации.

Сентябрь

1.Сбор и обработка данных. Мониторинг по подготовке к школе.

2.Изучить для двух возрастных групп задачи, условия, методику обучения по финансовой грамотности.

3.Приобретение навыка и умения проведения .

4.Повышение профессионализма по финансовой грамотности через мини-спектакли, совместные игры,чтение.

5.Сбор и обработка данных;

6.Повышение профессионализма по развитию различных компонентов личности

ребёнка;

7.Обеспечение возможности общения и совместной деятельности детей и взрослых;

8.Сбор и обработка данных. Мониторинг по направлению «Познавательное развитие»  

1.3

Изучение статей в журналах.

Октябрь

1.«Воспитатель ДОУ»,

2.«Дошкольное воспитание»,

3.«Ребенок в детском саду»,

4.«Обруч».

1.4

Изучение методик и технологий педагогов в Интернете.

Октябрь

Интернет-ресурсы

1.5

Посещение лекций, конференций, семинаров, круглых столов, вебинаров, тренингов, мастерклассов.  

Обучение на курсах повышенияквалификации.  

В течении года

Свидетельства, дипломы.

1.6

Участие в конкурсах профессионального мастерства. Участие в конкурсах в Интернете.

Издательская деятельность (публикации         в

специализированных изданиях, статьи в методические журналы, буклеты, размещение материалов на образовательных сайтах, помещение своих разработок на сайтах в Интернете).

В течении года

Свидетельства, дипломы.

IIэтап. Внедрение в практику (изготовление методического материала)

Создание минут релаксации, психологических настроев

Сентябрь

Снижение эмоционального напряжения всех участников образовательного процесса

Создание картотеки конспектов нод по теме самообразования (проект «Мой мнемотаблицы»)

Октябрь

Для проведения воспитательных мероприятий.

Изготовление игр и пособий по финансовой грамотности

Ноябрь

Работа с детьми. Формирование связной речи.

Создание картотеки игр познавательной направленности (финансовой грамотности)

Декабрь

Формирование у дошкольников речевой культуры.

Изготовление памяток, брошур, консультаций по теме.

Январь-февраль

Организация профилактической работы с педагогами, детьми, родителями.

III этап. Практический(работа с детьми, родителями, педагогами).

3.1

Мониторинг по «Познавательному развитию» направлениям.

Проведение         НОД моментов.

Консультация для «Мнемотехника – развития связной речи у детейнаправлению приоритетным

и режимных родителей:

как средство связной речи

Сентябрь

Выявление у детей уровней развития речи. Развивать

артикуляционный         и голосовой аппарат, двигательную активность детей, мелкую моторику пальцев рук.

3.2

Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения и задачами по развитию речи дошкольников.

Октябрь

Знакомство родителей с условиями, содержанием, методами воспитания и развития речи детей в дошкольном учреждении.

3.3

Проведение гимнастики для мимических мышц лица, игр по развитию слухового внимания и слуха «Звуковые часы», «Слышишь ли ты звук».

Ноябрь

Развитие мимических мышц и подготовка

артикуляционного

аппарата. Развитие фонематического слуха и внимания. Оформление папки «Гимнастика для мимических мышц лица, игры по развитию слухового внимания и слуха»

3.4

Составление папок-передвижек и консультаций «Возрастные психологические особенности дошкольников 6-7 лет», «Уровень развития речи 6-7 лет».

Ноябрь

3.5

Проведение кинезиологическихупражнений, комплекса артикуляционной гимнастики. Проведение игр по развитию речи «Кто это?», «Как об этом сказать?», «Произносим слова», «Какое слово потерялось?»

Декабрь

Обучение детей вслушиваться в слова, их звучание. Вызывать интерес к слову. Оформление папок

«Упражнения, комплексы артикуляционной гимнастики», «Игры по развитию речи».

3.6

Составление комплекса артикуляционной гимнастики «Весёлый язычок»                        

Декабрь

Обучение родителей артикуляционным

упражнениям в домашних условиях. Оформление папки «Комплекс гимнастики «Ленивый язычок»».        

3.7

Проведение НОД, артикуляционной гимнастики, кинезиологических упражнений, речевых дидактических игр «На что это похоже?», «Здравствуйте, я Петрушка!»; проведение проблемных ситуаций по составлению описательного рассказа «Что у меня, а что у тебя?», «Любимая кукла». Подготовка детей к новогодним утренникам. Разучивание стихотворений, песен.

Январь

Развитие артикуляционного аппарата, мышления, памяти, внимания.

Формирование фонематического слуха и восприятия. Обучение описательного рассказывания. Пополнение         папок «Упражнения,

комплексы артикуляционной гимнастики», «Игры по развитию речи»; оформление папки «Стихотворения».

3.8

Изготовление папки-передвижки «Роль семьи в развитии речи детей дошкольного возраста».

Январь

Привлечение родителей к работе по развитию речи у детей. Оформление родительского уголка папкой-передвижкой

«Роль семьи в развитии речи детей дошкольного возраста»

3.9

Проведение проблемной ситуации по составлению описательного рассказа «Путешествие в страну

Загадок». Проведение артикуляционной гимнастики, кинезиологических упражнений, игр: «Подумай и скажи», «Кто летит в самолёте», «Слышишь ли ты звук».

Февраль

Развитие артикуляционного аппарата, мышления, памяти, внимания.

Формирование фонематического слуха и восприятия. Обучение описательного рассказывания.

        Пополнение папок «Упражнения, комплексы артикуляционной гимнастики», «Игры по развитию речи».

3.10

Родительское собрание «Развитие речи детей старшего возраста средствами мнемотехник».

Февраль

Ознакомление родителей с результатами работы по развитию речи. Вопрос о продолжении работы. Конспект родительского собрания «Развитие речи детей старшего возраста».

3.11

Подготовка детей к выступлению на праздниках «День защитника Отечества». «8 Марта».

Разучивание стихотворений, песен.  

Март

Отработка у детей четкой дикции и интонаций. Воспитание эмоциональной отзывчивости.  

Пополнение папки «Стихотворения. Учим стихи с помощью мнемотехник»;

        оформление папки

«Театрализованные игры».

3.12

Письменные         рекомендации для родителей дошкольников, посещающих старшую группу детского сада.

Март

Пропаганда логопедических занятий.

3.13

Проведение НОД, театрализованных игр «Козлятки и волк», развивающих игр на внимание «Кто где живёт», памяти «Опиши предмет», развитие речи по лексике «Шаги», по звуковой культуре речи «Кто здесь живёт?». Проведение проблемной ситуации повествовательного характера «Игрушки», «Рассказы для

Степашки».

Мастер-класс «Учим стихи с помощью мнемотехник»  

Апрель

Обучать детей грамотно строить предложения, формировать умения соотносить слово с выразительными движениями, развивать внимание, память, активный словарь и звукопроизношение.

Учить детей составлять схему повествовательного высказывания. Пополнение папок

«Театрализованные игры», «Игры по развитию речи».

3.14

Практикум «Речь и весёлый мяч».

Апрель

Обучение родителей приёмам и методам развития речи в игровой форме. Конспект практикума «Речь и весёлый мяч».

3.15

Проговаривание и разучивание чистоговорок, скороговорок по плану звуковой культуры речи.

Май

Формирование правильного звукопроизношения.

Оформление         папки

«Чистоговорки.

Скороговорки».

3.16

Конкурс с родителями «Книга любимых сказок своими руками».

Май

Совместная деятельность родителей, педагога и детей. «Выставка книг».

3.17

Мониторинг готовности детей к школе. Раздел «Развитие речи»

Проведение         различных         игр         на закрепление         пройденного материала.

Май

Эффективность результатов работы. Подведение итогов, оценка и самооценка детей. Пополнение папки «Игры по развитию речи».

3.18

Анкетирование родителей

Май

Сбор информации о семейном воспитании детей.

3.19

Отчёт по теме самообразования

Май

Выступление на педагогическом совете. Презентация опыта работы

Предполагаемый результатработы над темой самообразования.

У меня, как упедагогасформируются основы педагогического мастерства:

  • умение анализировать научно-методическую литературу;
  • умение применять полученные знания на практике;
  • активизировать творческие способности и пропагандировать свои достижения.

У детей увеличение круга знаний об окружающем мире;

  • появления желания пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
  • появления интереса к заучиванию стихов и потешек;
  • вывести словарный запас на более высокий уровень;
  • преодоления робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Финансовая грамотность детей старшего дошкольного возраста посредством экономического воспитания»

План работы по самообразованию на тему: «Финансовая грамотность детей старшего дошкольного возраста посредством экономического воспитания»воспитателя средней группы Черновой Н.С....

План самообразования на 21-22 учебный год на тему «Финансовая грамотность детей старшего дошкольного возраста посредством экономического воспитания»

Материал можно использовать для совершенствования условий для формирования у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности....

План работы по самообразованию на тему: «Финансовая грамотность детей старшего дошкольного возраста посредством экономического воспитания» 2020 - 2021г

Цель: Совершенствование условий для формирования у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности.Задачи:- сформировать первичные экономические понятия; - научить детей правильному ...

Презентация для родительского собрания: "Финансовая грамотность детей старшего дошкольного возраста посредством экономического воспитания"

Цель:   привлечение родителей к реализации программы по финансовой грамотности. Задачи:  1.  Познакомить родителей с программой экономического воспитания и его возможност...

План работы по самообразованию. Тема: «Финансовая грамотность детей старшего дошкольного возраста посредством экономического воспитания» на 2021-2022 учебный год

План работы по самообразованию. Тема: «Финансовая грамотность детей старшего дошкольного возраста посредством экономического воспитания» на 2021-2022 учебный год...