Новые технологии для нового поколения
учебно-методический материал (подготовительная группа)

В данной статье рассмотрены виды современных технологий, их описание, способы реализации в практике работы дошкольного образовательного учреждения, а также определен планируемый результат использования данных технологий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Новые технологии для нового поколения: формы и способы использования в практике работы группы кратковременного пребывания»

«Новые технологии для нового поколения: формы и способы использования в практике работы детского сада»

Аннотация:

В данной статье рассмотрены виды современных технологий, их описание, способы реализации в практике работы дошкольного образовательного учреждения, а также определен планируемый результат использования данных технологий.

Гипотеза:

Внедрение новых технологий в детском саду способствует более эффективному воспитанию ребенка, стремящегося творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций, к получению знаний, формированию положительной мотивации к дальнейшему обучению и отношения к образованию как к одной из ведущих жизненных ценностей.

Актуальность:

Современный этап развития дошкольного образования характеризуется быстрым темпом внедрения различных технологий в практику работыдошкольных образовательных организаций. ФГОС ДО требует изменений во взаимодействии взрослых с детьми. В связи с этим перед педагогами-дошкольниками встала задача пересмотра приоритета профессиональной деятельности. Главное – не просто передать какие-либо знания, но развить познавательный интерес у детей и осуществить преемственность дошкольного и начального школьного обучения через современные педагогические технологии.

Новизна:

Любое новшество представляет собой не что иное, как создание и последующее внедрение принципиального нового компонента, вследствие чего происходят качественные изменения среды. Технология, в свою очередь, является совокупностью различных приемов, которые применяются в том или ином деле, ремесле или искусстве. Для этого мы в нашем детском саду применяем отличающиеся от других дошкольных учреждений интересные модели по воспитанию и интеллектуальному развитию малышей, основной целью которых является модернизация образовательного процесса.

Ключевые слова:

  • технология
  • инновация
  • современность
  • приоритет
  • мотивация
  • преемственность
  • познавательный интерес
  • взаимодействие
  • развитие
  • компонент
  • модернизация
  • прием
  • модель

Введение:

Несколько прошедших лет были для нашего детского сада очень плодотворными и насыщенными событиями, которые обогатили работу новыми идеями и проектами.

Использование этих технологий, направленное на достижение новых высот, педагоги успешно реализовывали в непрерывной и непосредственной образовательной деятельности, в проведении итоговых мероприятий, в открытом сотрудничестве с родителями.

Основная часть:

Описание педагогических технологий, их целей и способов реализации в процессе профессиональной деятельности педагогов ДОУ.

1. Направление: «Популяризация чтения».

Название технологии: «Буккроссинг».

Краткое описание: Библиотека книг находится в свободном доступе для всех участников образовательного процесса в холле в литературном уголке детского сада.

Любой родитель, ребенок, педагог берет понравившуюся книгу, а взамен оставляет свою для того, чтобы библиотека не пустела.

Цель: Пропаганда чтения.

Реализация:

  • оформление «Литературного уголка» в холле
  • организация: выставки портретов детских писателей и поэтов, выставки к Дням рождения писателей, выставки книг, иллюстраций, плакатов к событийным датам, выставки книг-новинок
  • организация вернисажей и биеннале
  • проведение тематических литературных досугов, литературно-музыкальных вечеров «Литературная гостиная»
  • подбор аудиокниг для прослушивания
  • проведение экскурсии в библиотеку
  • организация встречи с детскими писателями
  • проведение квестов: «Поможем Буратино»«Куда спрятались страницы»«Незнайка в гостях у Коротышек»

Название технологии: «Досуговое чтение».

Краткое описание: В организованном читательском уголке в группе вывешивается стенд со списком детей и названием книг, которые родители могут прочитать с детьми дома.

Родители берут любую книгу, читают ее дома, а затем ставят отметку о прочтении на данном стенде.

Цель: Возрождение традиций семейного чтения.

Реализация:

  • подготовка родителями фотоотчетов «Читаем дома»
  • создание творческих работ: «Любимая книга, прочитанная дома»«Мой любимый герой книги»
  • организация выставки «Наша домашняя библиотека», выставки-конкурса

«Книжки-самоделки, книжки-малышки, книжки-раскладушки, тканевые книжки, книги с окошками, пищалками, шнурками»;

  • создание мини — библиотек в группах
  • организация театральных постановок по прочитанным книгам
  • проведение конкурса чтецов, КВН «Буриме», досуга с родителями

«Синквейн»;

  • изготовление лэпбуков.

Название технологии: «Книга года: выбирают дети».

Краткое описание: Воспитатели получают определенный набор книг для чтения в группе. Создается детское жюри из числа воспитанников. Дети оценивают конкурсные книги по определенным критериям. Результаты направляются учредителям конкурса.

Цель: Обучение детей критериальному оцениванию книг.

Реализация:

  • оформление информационного стенда для родителей «Книга года: выбирают дети»
  • создание «Почтового ящика» для написания отзыва о книге
  • организация творческого конкурса: «Слово на обложку»«Какой иллюстрации не хватает», конкурса видеороликов «Моя любимая книга».

Название технологии: «Буктрейлер».

Краткое описание: Создание короткого видеоролика, рассказывающего в произвольной художественной форме о какой-либо книге.

Цель: Развитие мотивации к чтению с помощью визуальных средств.

Реализация:

  • проведение литературной викторины
  • участие в конкурсе «Страна Читалия»
  • показ интегрированной НОД для родителей и педагогов
  • проведение мастер-класса для родителей «Фильм, фильм, фильм»
  • выпуск газеты совместно с родителями «Мультфильмы моего детства».

Планируемый результат реализации направления «Популяризация чтения»:

  • расширение кругозора
  • развитие воображения и памяти
  • увеличение словарного запаса

2. Направление: «Социализация».

Название технологии: «Говорящие стены».

Краткое описание: На стене в группе и помещениях детского сада крепятся магнитные полоски, ковровое полотно, кармашки, прищепки, ТСО, игры, игровые фишки и различные тематические картинки.

Цель: Усвоение, закрепление и расширение знаний.

Реализация:

  • проведение «Утра улыбок»
  • показ открытой интегрированной НОД для родителей и педагогов
  • оформление «Говорящих стен» в развивающей предметно-пространственной среде детского сада в целом

Название технологии: «Социальные акции».

Краткое описание: Дети принимают участие в событиях, имеющих социальную значимость.

Цель: Формирование у детей отношения к общественной жизни, развитие гражданской позиции

Реализация:

  • участие в сборе макулатуры
  • проведение конкурса «Кормушка для птиц»
  • выпуск стенгазеты к знаменательным датам
  • возложение цветов к памятнику героя ВОВ
  • поздравление ветеранов
  • участие родителей и детей в субботниках
  • проведение акции «Вылечим книги»
  • организация трудового десанта «Помоги дворнику»
  • участие в сборе батареек

Название технологии: «Волонтерство».

Краткое описание: Дети подготовительной группы получают от младших детей письма с определенными просьбами. Прочитав эти письма в группе, взрослые дети отправляются на помощь малышам.

Цель: Развитие коммуникативных навыков и умения общаться в разновозрастном коллективе

Реализация:

  • создание эмблемы волонтеров
  • проведение досуга «Посвящение в волонтеры»
  • создание «Почтового ящика» для писем малышей
  • работа волонтерского отряда по направлениям: конструирование

продуктивная деятельность, одевание и раздевание, помощь на физкультурном занятии, обучение малышей самообслуживанию, совместные игры в группе и на прогулке;

  • подготовка стенгазеты «Панорама добрых дел».

Название технологии: «Клубный час».

Краткое описание: Дети под незримым контролем взрослых свободно перемещаются по территории детского сада и в разных помещениях выбирают ту деятельность, которая им нравится.

Цель: Формирование умения планировать свои действия и саморегулировать поведение.

Реализация:

  • создание плакатов с правилами
  • подготовка поощрительных фишек
  • условных знаков для помещений по видам деятельности
  • организация открытого показа для родителей
  • проведение праздника в форме «Клубного часа»
  • проведение «Клубного часа» силами родителей
  • изготовление костюмов для тематических «Клубных часов».

Названия технологии: «Утро улыбок».

Краткое описание: Дети вместе с воспитателем собираются возле «говорящей стены», сидя на ковре или на подушках.

Работа включает в себя три блока: блок эмоционального настроя, информационный блок и блок планирования на день.

Цель: Развитие умения обмениваться знаниями и опытом, формирование мотивации к текущим занятиям, установление эмоционального контакта.

Реализация:

  • проведение бесед, интервьюирования, рефлексии, экспресс-опросов
  • подбор плакатов, тематических картинок
  • проведение открытого показа для родителей.

Название технологии: «Детский сад без обид».

Краткое описание: Для установления игрового контакта, прояснения и выражения сильных эмоций, снятия чувства вины за своё поведение у каждого из детей есть своя игрушка.

Дети приносят и хранят любимую игрушку в группе в специально отведенном месте.

Цель: Создание условий для бесконфликтного общения и поиска выхода из конфликтной ситуации, воспитание чуткого, внимательного отношения друг к другу.

Реализация:

  • пошив одежды для игрушки
  • придумывание имени игрушки
  • создание фоторепортажа о «жизни» игрушки дома
  • написание писем для игрушки
  • создание «Почты доверия: «Ларчик хороших слов и добрых пожеланий»

(для родителей);

  • проведение рефлексивного круга
  • разыгрывание проблемной педагогической ситуации

Планируемый результат реализации направления «Социализация».

  • развитие коммуникативных навыков
  • возможность почувствовать себя полноценным членом общества
  • развитие самостоятельности
  • помощь в адаптации к школе.

3. Направление: «Здоровьесбережение».

Название технологии: «5 стихий»: фитотерапия, закаливание, питание, эмоции, движение».

Краткое описание: В группе оформляется центр здоровья, где представлены материалы по данной теме.

Цель: Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни

Реализация:

  • изготовление ковриков для босохождения
  • подбор книг и иллюстраций о здоровом образе жизни
  • оформление гербария лекарственных растений
  • проведение спортивного Клубного воскресенья с родителями
  • разработка буклетов для родителей по валеологии
  • проведение процедур закаливания в группах
  • применение способа закаливания «Кофе Кнейпа»
  • организация прогулок-походов, спортивных праздников и досугов
  • участие в соревнованиях «Папа, мама, я – спортивная семья»
  • организация группового клуба «Здоровячок»
  • использование ритмопластики, соляной лампы, фитотерапии, аромотерапии, песочной терапии, гелиотерапии в режиме дня
  • знакомство с пирамидой питания
  • пошив кукол-эмоций
  • оформление «Сенсорной тропы»
  • организация сюжетно-ролевых игр
  • обучение детей оказанию первой медицинской помощи.

Планируемый результат реализации направления «Здоровьесбережение».

  • укрепление здоровья и психоэмоционального состояния
  • снижение заболеваемости
  • формирование мотивации на здоровый образ жизни.

4. Направление «Познавательное развитие».

Название технологии: «Мнемотехника».

Краткое описание: Информация кодируется (зарисовывается схематично) с помощью изображений, которые помогают ребенку воспроизвести текст.

Цель: Развитие основных психических процессов: памяти, внимания, речи, образного мышления.

Реализация:

  • разработка мнемотаблиц, ассоциативных цепочек, мнемодорожек, мнемоквадратов
  • проведение викторины по мнемотехнике
  • подготовка заданий по мнемотехнике для родителей в сценарии праздника
  • показ открытого занятия по развитию речи с использованием элементов мнемотехники
  • размещение материалов по мнемотехнике на «Говорящих стенах»
  • проведение досугов «Реши кроссворды»«Найди ошибки у художника»«Отгадай загадку и назови героя»«Может быть – не может быть».

Название технологии: «Ковры В.В. Воскобовича».

Краткое описание: Ковер «Фиолетовый лес» и «Коврограф» вывешиваются в группах, кабинете психолога, в коридоре.

Цель: Ознакомление с окружающим миром и развитие познавательных интересов.

Реализация:

  • проведение индивидуальных и подгрупповых занятий специалистов
  • проведение интегрированной НОД, открытых показов НОД для родителей и педагогов
  • организация свободной деятельности детей
  • использование в «Клубном часе»
  • проведение мастер-класса для родителей
  • изготовление дополнительных материалов для использования на ковре.

Название технологии: «Ноураша – цифровая лаборатория».

Краткое описание: Передвижной стеллаж, включающий 8 сцен цифровой лаборатории, которые посвящены разным темам: свет, температура, звук, магнитное поле, электричество, сила, пульс, кислотность.

Цель: Формирование познавательной активности, любознательности, исследовательского интереса.

Реализация:

  • организация экспериментариума
  • проведение НОД
  • проведение КВН «Юные исследователи», досуга «Мир открытий».

Название технологии: «Метеостанция (элемент экологического воспитания)».

Краткое описание: На уличной площадке располагается метеорологическое оборудование: флюгер, термометр, метеобудка, «ловец облаков», солнечные часы, линейка для измерения снежного покрова, термогигрометр, осадкомер, ветровой рукав.

Цель: Организация систематического наблюдения за погодой, повышение экологической культуры и грамотности.

Реализация:

  • посадка растений на участках
  • создание отряда «Зеленый патруль»
  • конструирование из природного материала
  • подбор дидактических игр о природе
  • создание экологического уголка в группе
  • сбор коллекций семян, камней, листьев
  • оформление календаря экологических дат
  • проведение досуга «Урожайная ярмарка»«День шарлоток и осенних угощений»
  • труд и наблюдение в природе
  • организация экспериментариума
  • проведение экскурсий в природу
  • оформление гербария растений
  • подборка народных примет о погоде
  • выращивание рассады в группе и озеленение участков
  • непосредственная работа с метеостанцией: наблюдение за облаками, измерение температуры и т.д.
  • ведение дневников наблюдения
  • организация сюжетно-ролевых игры «Метеоролог»«Метеобюро»

Планируемые результаты реализации направления «Познавательное развитие».

  • развитие интересов и любознательности
  • формирование познавательных действий
  • развитие творческой активности
  • развитие познавательной мотивации.

Заключительная часть:

С момента внедрения технологий, раскрытых в данной статье, педагоги ДОУ, опираясь на данные мониторинга образовательной деятельности, определили повышение показателей по всем образовательным областям. Таким образом, можно предположить, что данные технологии качественно влияют на результаты образовательной деятельности в целом.

Подводя итог можно с уверенность сказать, что современные образовательные технологии в ДОУ применяются все чаще, а результат их внедрения будет проявляться еще не одно десятилетие.

Список литературы:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 года № 1155. Зарегистрирован приказом Минюста РФ № 30384 от 14 ноября 2013 года).
  2. «От рождения до школы». Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014.
  3. В.В. Гербова «Развитие речи» -МОЗАИКА СИНТЕЗ.
  4. Методические рекомендации «Фиолетовый лес» Развивающая предметно-пространственная среда» / В.В. Воскобович.

https: //www. knigadeti. ru /Книга года: выбирают дети.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Новые технологии для нового поколения"

Инновационные технологии в Доу...

Презентация мастер-класса для педагогов "Новые технологии для нового поколения. Формы и способы их использования в практике работы детского сада"

ull;Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день. Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи не...

Новые технологии для нового поколения. Формы и способы их использования в практике работы детского сада.

Новые технологии для нового поколения. Формы и способы их использования в практике работы детского сада...

Новые технологии для нового поколения

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"21904690","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...

"Новые технологии для нового поколения"

Современный этап развития дошкольного образования характеризуется быстрым темпом внедрения различных технологий в практику работы детских садов. ФГОС ДО требует изменений во взаимодействии взрослых с ...

«Новые технологии для нового поколения: цифровая образовательная среда дошкольной организации»

В настоящее время окружающее цифровое пространство стало неотъемлемой составляющей жизни ребенка, начиная с раннего возраста. Источником формирования представлений ребенка об окружающем мире, общечело...

«Новые технологии для нового поколения. Формы и способы их использования в практике работы детского сада. «Интерактивная инфографика в ДОУ: новый тренд в мнемотехнике»

Внедрение новых технологий в детском саду способствует более эффективному воспитанию ребенка, стремящегося творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций, к получению знаний, формированию ...