Презентация мастер-класса для педагогов "Новые технологии для нового поколения. Формы и способы их использования в практике работы детского сада"
презентация к уроку по развитию речи (подготовительная группа)
Для формирования и активизации познавательно-речевого развития, наряду с традиционными методами и приемами, используются следующие инновационные методы :
- здоровьесберегающие технологии,
- ТРИЗ-технологии,
- метод проектирования,
- метод моделирования,
- ИКТ-технологии,
- технология мнемотехника,
- педагогическая арт-терапия;
- синквейн
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perezentatsiya_master_klassa.pptx | 1.24 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день. Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими. Поэтому целенаправленная разнообразная работа воспитателя с детьми с помощью различных инновационных и развивающих технологий, использование разнообразных форм работы с родителями и педагогами приведет к положительной динамике показателей развития речи дошкольников. Инновационные технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, образовательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных условиях Для формирования и активизации познавательно-речевого развития, наряду с традиционными методами и приемами, используются следующие инновационные методы
Инновационные методы: - - здоровьесберегающие технологии, - ТРИЗ-технологии, - метод проектирования, - метод моделирования, - ИКТ-технологии, - т ехнология мнемотехника, - педагогическая арт-терапия; - синквейн Хочу рассказать вам об одном из инновационных методов это - «Технология мнемотехника» Мнемотехника – в переводе с греческого - «искусство запоминания». Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации и развитие речи. Цель обучения мнемотехнике – развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи.
Для начала притча
-топологической мнемоники, согласно которой для запоминания большого количества материала достаточно расположить его в знакомом пространстве (например, собственной квартире) и по мере надобности доставать (находить) его. Учение Симонида состояло из двух важных понятий — ассоциация и фон. Ассоциация — мысленная связь между двумя предметами, фон — это то, что вы хорошо знаете до мельчайших подробностей. Тогда для того, чтобы запомнить множество каких-то фактов, их нужно соединить (ассоциировать) с тем, что вам хорошо знакомо.
. Симонидовский метод широко использовал Цицерон, который проговаривал свою речь, шагая из комнаты в комнату. Выступая перед публикой, он проходил мысленно тот же путь, собирая «разбросанные» по пути факты и изречения
. Впоследствии мнемоника на долгие годы была забыта. Однако возросшее количество информации и необходимость запоминать много и надолго возродило интерес к этой области практической психологии . В настоящее время создано множество методик рационального запоминания, однако по прежнему суть их одна — вначале запоминается какой-либо опорный ряд (фон), к которому подобраны ассоциации Приведем несколько широко известных мнемонических фраз или слов. Конечно, всем с детства хорошо известна фраза, задающая порядок цветов спектра: «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан». Начальные буквы слов в этих предложениях дают названия цветов: красный, оранжевый, желтый и так далее.
Тот же принцип лежит в использовании фразы «Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пеленку» в качестве прекрасного средства для запоминания очередности падежей в русском языке: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный. Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи. .
. К . Д.Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету»
. Проблемы в речи детей: -Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение. -Бедность речи. Недостаточный словарный запас. -Употребление нелитературных слов и выражений. -Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ. -Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. -Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов. -Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д. -Плохая дикция.
. Данная технология имеет: 1.Теоретическую основу – базируется на представлении о сложной и активной природе процессов запоминания, опирающихся у человека на целый ряд совместно работающих аппаратов мозговой коры, она открывает широкие возможности для более эффективного заучивания детьми стихотворного текста, даже, что особенно важно, детьми с проблемами в развитии. ( В.А.Козаренко «Учебник мнемотехники Система запоминания «Джордано»») 2.Формирует воображение, понимание того, что слышишь; способность сохранять в памяти поступившую информацию; 3. Развивает образное мышление, творческие способности детей, зрительную память.
. Отличительные особенности технологии: -имеет чёткое теоретическое и экспериментальное обоснование; -приемы запоминания индивидуализированы; -широко используются образные коды, обеспечивающие быстрое запоминание; -введено понятие ”навык запоминания” и разработана точная система контроля навыка запоминания. Мнемотехника помогает развивать: - ассоциативное мышление - зрительную и слуховую память - зрительное и слуховое внимание - воображение Цель обучения: - развитие связной речи; - преобразование абстрактных символов в образы (перекодирование информации); - развитие мелкой моторики рук; - развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления; - помогает овладение приёмами работы с мнемотаблицами и сокращает время обучения.
. Знакомство ребенка с мнемотехникой лучше всего проводить в несколько этапов по принципу от простого к сложному: Мнемоквадрат – отдельная карточка со схематично изображенным на ней предметом, действием или явлением, в котором зашифровано одно слово (например , «лист», «чашка», «бежать» или «дождь»). Мнемодорожка – сочетание нескольких линейно расположенных мнемоквадратов , по которым можно составить фразу или предложение. Мнемотаблица – более сложная конструкция из множества мнемоквадратов , в которую заложена достаточно объемная информация. Количество мнемоквадратов , из которых состоит дорожка или таблица зависит от возраста и других индивидуальных особенностей ребенка. Для детей 3-5 лет подойдут небольшие схемы, включающие 4-8 клеток. Со старшими дошкольниками 5-7 лет можно использовать таблицы из 8-16 квадратов. Мнемотаблицы для малышей обязательно должны быть цветными и яркими, так ребенку будет легче концентрировать свое внимание. Для детей постарше подойдут и черно-белые картинки. Важно, чтобы изображения были знакомы и понятны малышу.
Мнемотаблицы использую для : - обогащения словарного запаса, - при обучении составлению рассказов, - при пересказах художественной литературы, - при заучивании стихов. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Как любая работа строится от простого к сложному. Мнемотаблицы могут быть предметные, предметно — схематические и схематические. Если дети, справились с предметной моделью, то задание усложняется: даётся предметно – схематическая модель. Этот вид мнемотаблиц включает меньшее количество изображений. И только после этого дается схематическая мнемотаблица .
Стихотворения. Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план — схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы .
Описательный рассказ. Это наиболее трудный вид в монологической речи. Описание задействует все психические функции (восприятие, внимание, память, мышление). Дети не располагают теми знаниями, которые приобретают в течение жизни. Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание — это анализ. Что ребенку очень трудно. Здесь важно научить ребенка сначала выделять признаки предмета.
Пересказ. Ему принадлежит особая роль в формировании связной речи. Здесь совершенствуется структура речи, ее выразительность умение строить предложения. И если пересказывать с помощью мнемотаблиц , когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.
Творческие рассказы. Предложение придумать рассказ или сказку дети обычно встречают радостно. Но чтобы рассказы детей были не однообразные, логично построенные, существенную помощь окажут мнемотаблицы
- Работа на занятиях по мнемотаблицам состоит из трех этапов. 1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено. 2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов слов в образы. 3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме. В младших группах с помощью воспитателя, в старших – дети должны уметь самостоятельно. С помощью мнемотаблиц , схем – моделей удается достичь следующих результатов: у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире; появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории; появляется интерес к заучиванию стихов; словарный запас выходит на более высокий уровень; дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией. Поэтому , чем раньше будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.
1 2 .
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Новые технологии для нового поколения. Формы и способы их использования в практике работы детского сада.
Новые технологии для нового поколения. Формы и способы их использования в практике работы детского сада...
Новые технологии для нового поколения. Формы и способы их использования в практике работы детского сада
Внедрение новых технологий в образовательный процесс дошкольных учреждений способствует более эффективному воспитанию ребенка, который стремится творчески подходить к решению разли...
Новые технологии для нового поколения. Формы и способы их использования в практике работы детского сада
Современный этап развития дошкольного образования характеризуется быстрым темпом внедрения различных технологий в практику работы детских садов. ФГОС ДО требует изменений во взаимодействии взросл...
«Новые технологии для нового поколения. Формы и способы их использования в практике работы детского сада. «Интерактивная инфографика в ДОУ: новый тренд в мнемотехнике»
Внедрение новых технологий в детском саду способствует более эффективному воспитанию ребенка, стремящегося творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций, к получению знаний, формированию ...
«Технологии нового поколения. Формы и способы их использования в практике специалистов детского сада»
Нейроигры-эффективнейшая методика,позволяющая улучшить у ребенка память,внимание,речь, пространственные представления,мыслительную деятельность,мелкую и крупную моторику. Это инструмент, который сможе...