«Новые технологии для нового поколения. Формы и способы их использования в практике работы детского сада. «Интерактивная инфографика в ДОУ: новый тренд в мнемотехнике»
консультация
Внедрение новых технологий в детском саду способствует более эффективному воспитанию ребенка, стремящегося творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций, к получению знаний, формированию положительной мотивации к дальнейшему обучению и отношения к образованию как к одной из ведущих жизненных ценностей.
Современный этап развития дошкольного образования характеризуется быстрым темпом внедрения различных технологий в практику работы детских садов. ФГОС ДО требует изменений во взаимодействии взрослых с детьми. В связи с этим перед педагогами-дошкольниками встала задача пересмотра приоритета профессиональной деятельности. Главное – не просто передать какие-либо знания, но развить познавательный интерес у детей. Для этого мы применяем интересные модели по воспитанию и интеллектуальному развитию малышей, основной целью которых является модернизация образовательного процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Новые технологии в ДОО | 38.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
Старший воспитатель: Бородина Т.В.
Тема: «Новые технологии для нового поколения.
Формы и способы их использования в практике работы детского сада.
«Интерактивная инфографика в ДОУ: новый тренд в мнемотехнике»
01.09.2022 г.
Внедрение новых технологий в детском саду способствует более эффективному воспитанию ребенка, стремящегося творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций, к получению знаний, формированию положительной мотивации к дальнейшему обучению и отношения к образованию как к одной из ведущих жизненных ценностей.
Современный этап развития дошкольного образования характеризуется быстрым темпом внедрения различных технологий в практику работы детских садов. ФГОС ДО требует изменений во взаимодействии взрослых с детьми. В связи с этим перед педагогами-дошкольниками встала задача пересмотра приоритета профессиональной деятельности. Главное – не просто передать какие-либо знания, но развить познавательный интерес у детей. Для этого мы применяем интересные модели по воспитанию и интеллектуальному развитию малышей, основной целью которых является модернизация образовательного процесса.
1.Направление:«Популяризация чтения».
Название технологии: «Буккроссинг».
Краткое описание: Библиотека книг находится в свободном доступе для всех участников образовательного процесса в холле в литературном уголке детского сада.
Любой родитель, ребенок, педагог берет понравившуюся книгу, а взамен оставляет свою для того, чтобы библиотека не пустела.
Цель: Пропаганда чтения.
Реализация:
- оформление «Литературного уголка» в холле;
- организация: выставки портретов детских писателей и поэтов, выставки к Дням рождения писателей,выставки книг, иллюстраций, плакатов к событийным датам, выставки книг-новинок;
- организация вернисажей и биеннале;
- проведение тематических литературных досугов, литературно-музыкальных вечеров «Литературная гостиная»;
- подбор аудиокниг для прослушивания;
- проведение экскурсии в библиотеку;
- организация встречи с детскими писателями;
- проведение квестов: «Поможем Буратино», «Куда спрятались страницы», « Незнайка в гостях у Коротышек»;
Название технологии : «Досуговое чтение».
Краткое описание: В организованном читательском уголке в группе вывешивается стенд со списком детей и названием книг, которые родители могут прочитать с детьми дома.
Родители берут любую книгу, читают ее дома, а затем ставят отметку о прочтении на данном стенде.
Цель: Возрождение традиций семейного чтения.
Реализация:
- подготовка родителями фотоотчетов «Читаем дома»;
- создание творческих работ: «Любимая книга, прочитанная дома», «Мой любимый герой книги»;
- организация выставки «Наша домашняя библиотека», выставки-конкурса
«Книжки-самоделки, книжки-малышки, книжки-раскладушки, тканевые книжки, книги с окошками, пищалками, шнурками»;
- создание мини - библиотек в группах;
- организация театральных постановок по прочитанным книгам;
- проведение конкурса чтецов, КВН «Буриме», досуга с родителями
«Синквейн»;
- изготовление лэпбуков.
Название технологии: «Книга года: выбирают дети».
Краткое описание: Воспитатели получают определенный набор книг для чтения в группе. Создается детское жюри из числа воспитанников. Дети оценивают конкурсные книги по определенным критериям. Результаты направляются учредителям конкурса.
Цель: Обучение детей критериальному оцениванию книг.
Реализация:
- оформление информационного стенда для родителей «Книга года: выбирают дети»;
- создание «Почтового ящика» для написания отзыва о книге;
- организация творческого конкурса: «Слово на обложку», «Какой иллюстрации не хватает», конкурса видеороликов «Моя любимая книга».
Название технологии: «Буктрейлер».
Краткое описание: Создание короткого видеоролика, рассказывающего в произвольной художественной форме о какой-либо книге.
Цель: Развитие мотивации к чтению с помощью визуальных средств.
Реализация:
- проведение литературной викторины;
- участие в конкурсе «Страна Читалия»;
- показ интегрированной НОД для родителей и педагогов;
- проведение мастер-класса для родителей «Фильм, фильм, фильм»;
- выпуск газеты совместно с родителями «Мультфильмы моего детства».
Планируемый результат реализации направления «Популяризация чтения»:
- расширение кругозора;
- развитие воображения и памяти;
- увеличение словарного запаса;
2. Направление: «Социализация».
Название технологии: «Говорящие стены».
Краткое описание: На стене в группе и помещениях детского сада крепятся магнитные полоски, ковровое полотно, кармашки, прищепки, ТСО, игры, игровые фишки и различные тематические картинки.
Цель: Усвоение, закрепление и расширение знаний.
Реализация:
- проведение «Утра улыбок»;
- показ открытой интегрированной НОД для родителей и педагогов;
- оформление «Говорящих стен» в развивающей предметно-пространственной среде детского сада в целом;
- введение билингвального обучения;
- организация для родителей экскурсии по ДОУ «Детский сад – территория детства».
Название технологии: «Социальные акции».
Краткое описание: Дети принимают участие в событиях, имеющих социальную значимость.
Цель: Формирование у детей отношения к общественной жизни, развитие гражданской позиции
Реализация:
- участие в сборе макулатуры;
- проведение конкурса « Кормушка для птиц»;
- выпуск стенгазеты к знаменательным датам;
- возложение цветов к памятнику героя ВОВ;
- поздравление ветеранов;
- участие родителей и детей в субботниках;
- проведение акции «Вылечим книги»;
- организация трудового десанта «Помоги дворнику»;
- участие в сборе батареек;
Название технологии: «Волонтерство».
Краткое описание: Дети подготовительной группы получают от младших детей письма с определенными просьбами. Прочитав эти письма в группе, взрослые дети отправляются на помощь малышам.
Цель: Развитие коммуникативных навыков и умения общаться в разновозрастном коллективе
Реализация:
- создание эмблемы волонтеров;
- проведение досуга «Посвящение в волонтеры»;
- создание «Почтового ящика» для писем малышей;
- работа волонтерского отряда по направлениям: конструирование,
продуктивная деятельность, одевание и раздевание, помощь на физкультурном занятии, обучение малышей самообслуживанию, совместные игры в группе и на прогулке;
- подготовка стенгазеты «Панорама добрых дел».
Название технологии: «Клубный час».
Краткое описание: Дети под незримым контролем взрослых свободно перемещаются по территории детского сада и в разных помещениях выбирают ту деятельность, которая им нравится.
Цель: Формирование умения планировать свои действия и саморегулировать поведение.
Реализация:
- создание плакатов с правилами;
- подготовка поощрительных фишек;
- условных знаков для помещений по видам деятельности;
- организация открытого показа для родителей;
- проведение праздника в форме «Клубного часа»;
- проведение «Клубного часа» силами родителей;
- изготовление костюмов для тематических «Клубных часов».
Названия технологии: «Утро улыбок».
Краткое описание: Дети вместе с воспитателем собираются возле «говорящей стены», сидя на ковре или на подушках.
Работа включает в себя три блока: блок эмоционального настроя, информационный блок и блок планирования на день.
Цель: Развитие умения обмениваться знаниями и опытом, формирование мотивации к текущим занятиям, установление эмоционального контакта.
Реализация:
- проведение бесед, интервьюирования, рефлексии, экспресс-опросов;
- подбор плакатов, тематических картинок;
- проведение открытого показа для родителей.
Название технологии: «Детский сад без обид».
Краткое описание: Для установления игрового контакта, прояснения и выражения сильных эмоций, снятия чувства вины за своё поведение у каждого из детей есть своя игрушка.
Дети приносят и хранят любимую игрушку в группе в специально отведенном месте.
Цель: Создание условий для бесконфликтного общения и поиска выхода из конфликтной ситуации, воспитание чуткого, внимательного отношения друг к другу.
Реализация:
- пошив одежды для игрушки;
- придумывание имени игрушки;
- создание фоторепортажа о «жизни» игрушки дома;
- написание писем для игрушки;
- создание «Почты доверия: «Ларчик хороших слов и добрых пожеланий»
( для родителей);
- проведение рефлексивного круга;
- разыгрывание проблемной педагогической ситуации;
Название технологии: «Элементы реджио-педагогики».
Краткое описание: В группе организован центр, где хранится разнообразный материал для самостоятельной творческой деятельности детей.
Цель: Развитие творческого мышления и умения самостоятельного выбора деятельности.
Реализация:
- организация самостоятельной деятельности в течение дня;
- создание «Ателье полезных предметов»;
- оформление «Уголка уединения»;
- организация выставок самостоятельной продуктивной деятельности детей;
- организация наблюдений на прогулке;
- проведение бесед о предметах и явлениях.
Планируемый результат реализации направления «Социализация».
- развитие коммуникативных навыков;
- возможность почувствовать себя полноценным членом общества;
- развитие самостоятельности;
- помощь в адаптации к школе.
3. Направление: «Здоровьесбережение».
Название технологии: «5 стихий»: фитотерапия, закаливание, питание, эмоции, движение».
Краткое описание: В группе оформляется центр здоровья, где представлены материалы по данной теме.
Цель: Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни
Реализация:
- изготовление ковриков для босохождения;
- подбор книг и иллюстраций о здоровом образе жизни;
- оформление гербария лекарственных растений;
- проведение спортивного Клубного воскресенья с родителями;
- разработка буклетов для родителей по валеологии;
- проведение процедур закаливания в группах;
- применение способа закаливания «Кофе Кнейпа»;
- организация прогулок-походов, спортивных праздников и досугов;
- участие в соревнованиях «Папа, мама, я – спортивная семья»;
- организация группового клуба «Здоровячок»;
- использование ритмопластики, соляной лампы, фитотерапии, аромотерапии, песочной терапии, гелиотерапии в режиме дня;
- знакомство с пирамидой питания;
- пошив кукол-эмоций;
- оформление «Сенсорной тропы»;
- организация сюжетно-ролевых игр;
- обучение детей оказанию первой медицинской помощи.
Планируемый результат реализации направления «Здоровьесбережение».
- укрепление здоровья и психоэмоционального состояния;
- снижение заболеваемости;
- формирование мотивации на здоровый образ жизни.
4.Направление «Познавательное развитие».
Название технологии: «Ковры В.В.Воскобовича».
Краткое описание: Ковер «Фиолетовый лес» и «Коврограф» вывешиваются в группах, кабинете психолога, в коридоре.
Цель: Ознакомление с окружающим миром и развитие познавательных интересов.
Реализация:
- проведение индивидуальных и подгрупповых занятий специалистов;
- проведение интегрированной НОД, открытых показов НОД для родителей и педагогов;
- организация свободной деятельности детей;
- использование в «Клубном часе»;
- проведение мастер-класса для родителей;
- изготовление дополнительных материалов для использования на ковре.
Название технологии: «AVToys 3-D Конструктор».
Краткое описание: Конструктор находится в специальном контейнере, разделенном на ячейки для деталей, каждая из которых имеет свое название. К конструктору прилагаются схемы сборки моделей.
Цель: Пропедевтика формирования проектных умений и 3-D мышления на ступени ДО.
Реализация:
- организация индивидуальной и подгрупповой работы;
- организация выставки готовых работ;
- проведение мастер-класса для родителей на Дне открытых дверей;
- проведение конкурса «Собери свой мир»;
- создание конструкторского бюро в группе;
- посещение интеллектуального досугового центра «Игры разума»;
открытых уроков в школе.
Название технологии: «Ноураша – цифровая лаборатория».
Краткое описание: Передвижной стеллаж, включающий 8 сцен цифровой лаборатории, которые посвящены разным темам: свет, температура, звук, магнитное поле, электричество, сила, пульс, кислотность.
Цель: Формирование познавательной активности, любознательности, исследовательского интереса.
Реализация:
- организация экспериментариума;
- проведение НОД;
- проведение КВН «Юные исследователи», досуга «Мир открытий».
Название технологии: «Метеостанция ( элемент экологического воспитания)».
Краткое описание: На уличной площадке располагается метеорологическое оборудование: флюгер, термометр, метеобудка, «ловец облаков», солнечные часы, линейка для измерения снежного покрова, термогигрометр, осадкомер, ветровой рукав.
Цель: Организация систематического наблюдения за погодой, повышение экологической культуры и грамотности.
Реализация:
- посадка растений на участках;
- создание отряда «Зеленый патруль» ;
- конструирование из природного материала;
- подбор дидактических игр о природе;
- создание экологического уголка в группе;
- сбор коллекций семян, камней, листьев;
- оформление календаря экологических дат;
- проведение досуга «Урожайная ярмарка», «День шарлоток и осенних угощений»;
- труд и наблюдение в природе;
- организация экспериментариума;
- проведение экскурсий в природу;
- оформление гербария растений;
- подборка народных примет о погоде;
- выращивание рассады в группе и озеленение участков;
- непосредственная работа с метеостанцией: наблюдение за облаками, измерение температуры и т.д.;
- ведение дневников наблюдения;
- организация сюжетно-ролевых игры «Метеоролог», «Метеобюро»;
Название технологии: «Мнемотехника».
Краткое описание: Информация кодируется ( зарисовывается схематично) с помощью изображений, которые помогают ребенку воспроизвести текст.
Цель: Развитие основных психических процессов: памяти, внимания, речи, образного мышления.
Реализация:
- разработка мнемотаблиц, ассоциативных цепочек, мнемодорожек, мнемоквадратов;
- проведение викторины по мнемотехнике;
- подготовка заданий по мнемотехнике для родителей в сценарии праздника;
- показ открытого занятия по развитию речи с использованием элементов мнемотехники;
- размещение материалов по мнемотехнике на «Говорящих стенах»;
- проведение досугов «Реши кроссворды», «Найди ошибки у художника», «Отгадай загадку и назови героя», « Может быть – не может быть».
Итерактивная инфография в ДОУ : новый тренд в мнемотехнике.
Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники для дошкольников сегодня становится все более актуальным. Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по – разному: Воробьёва В.К. называет эту методику сенсорно- графическими схемами, Ткаченко Т.А.- предметно – схематическими моделями, Глухов В.П. - блоками-квадратами, Большёва Т.В. - коллажем, Ефименкова Л.Н.- схемой составления рассказа.
Особое место в работе с детьми занимает дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем-моделей, что заметно облегчает детям овладение связной речью. Кроме того, наличие зрительного плана-схемы делает рассказы (сказки) четкими, связными и последовательными.
Что же такое инфографика?
Инфографика или, по -другому, визуализация данных - относительно новая технология подачи информации в виде визуальных образов.
Она появилась более 25 лет назад на страницах зарубежных массовых периодических изданий. От переизбытка информации в нашем современном образовании появилась потребность кратко и интересно излагать учебный материал. Согласно статистике, 90% информации, которую мы помним, основывается на визуальном восприятии, поэтому можно легко понять, почему такое простое и наглядное средство визуализации данных, как инфографика, выделяется среди других средств обучения. То есть инфографика, как метод обучения, способствует лучшему запоминанию информации.
Инфографика объединяет визуальные элементы и тексты. Основная цель инфографики – информирование. Существуют: статичная или печатная инфографика – содержащая один слайд без анимированных элементов; динамичная инфографика – это небольшое видео, в котором представлены картинки, видео и текст. Интерактивная инфографика – представлена в виде картинки, анимации или видео, а также переходов на дополнительные сведения (она позволяет изменять данные, отображаемые в графической форме).
Использование этого метода в ДОУ помогает организовать интересную непосредственно образовательную деятельность, а также повышает уровень мотивации дошкольников к выполнения конкретных учебных заданий. При помощи инфографики, к примеру, один большой рассказ можно легко отразить в одном графическом рисунке. Этот уникальный подход в подаче информации может быстрее привлечь внимание детей и способствовать быстрому запоминанию дидактического материала.
Использование наглядности в педагогическом процессе ДОУ способствует обогащению и расширению чувственного опыта детей, структурирует их представления и формирует любознательность. Принцип наглядности непосредственно влияет на результативность и оптимизацию педагогической деятельности, поэтому актуально использование инфографики в ДОУ.
Как преподнести материал детям в виде интерактивной инфографики? В настоящее время есть много программ (работа оффлайн) и сервисов (работа онлайн), но самые популярные и простые в использовании:
Самая востребованная техника инфографики - мнемо, способствующая быстрому запоминанию информации и ее воспроизведение путём образования ассоциаций. В ДОУ педагоги часто используют мнемотехники для заучивания стихотворений и развитию связной речи по опорным картинкам и схемам. Современные информационно-коммуникативные технологии помогают усовершенствовать это направление работы и способствуют созданию интерактивных плакатов. Выбрав вид мнемотехники (квадраты, дорожки, таблицы) мы с помощью знакомой программы или сервиса можем создать удобное дидактическое пособие, причем абсолютно бесплатно. Интерактивные мнемоматериалы очень яркие и эстетически оформлены, а интерактивность переходов или подачи инфографики повышает мотивацию детей к обучению. Дети даже не замечают времени на таких занятиях, потому что педагогический процесс проходит увлекательно, зрелищно, в форме игры.
Применение интерактивной инфографики активизирует дошкольников, возбуждает их внимание и делает занятие более интересным. Инфографика наряду с наглядной, иллюстративной функцией выполняет еще и познавательную, служит инструментом познания.
Планируемые результаты реализации направления «Познавательное развитие».
- развитие интересов и любознательности;
- формирование познавательных действий;
- развитие творческой активности;
- развитие познавательной мотивации.
Заключительная часть:
Подводя итог можно с уверенность сказать, что современные образовательные технологии в ДОУ применяются все чаще, а результат их внедрения будет проявляться еще не одно десятилетие.
Список литературы:
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 года № 1155. Зарегистрирован приказом Минюста РФ № 30384 от 14 ноября 2013 года).
- «От рождения до школы». Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014.
- В.В.Гербова «Развитие речи» -МОЗАИКА СИНТЕЗ.
- Методические рекомендации «Фиолетовый лес» Развивающая предметно-пространственная среда»/ В.В.Воскобович.
- https://www.knigadeti.ru /Книга года: выбирают дети.
https://dohcolonoc.ru/ сайт.Дошколенок.ру
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация мастер-класса для педагогов "Новые технологии для нового поколения. Формы и способы их использования в практике работы детского сада"
ull;Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день. Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи не...
Новые технологии для нового поколения. Формы и способы их использования в практике работы детского сада.
Новые технологии для нового поколения. Формы и способы их использования в практике работы детского сада...
«Инновационные технологии. Формы и способы их использования в практике работы детского сада. «Интерактивная инфографика в ДОУ: новый тренд в мнемотехнике»
Современный этап развития дошкольного образования характеризуется быстрым темпом внедрения различных технологий в практику работы детских садов. ФГОС ДО требует изменений во взаимодействии взросл...
Новые технологии для нового поколения. Формы и способы их использования в практике работы детского сада
Внедрение новых технологий в образовательный процесс дошкольных учреждений способствует более эффективному воспитанию ребенка, который стремится творчески подходить к решению разли...
Новые технологии для нового поколения. Формы и способы их использования в практике работы детского сада
Современный этап развития дошкольного образования характеризуется быстрым темпом внедрения различных технологий в практику работы детских садов. ФГОС ДО требует изменений во взаимодействии взросл...