Метод синквейна
учебно-методический материал (подготовительная группа)
Одним из эффективных интересных методов, который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, дидактического синквейна.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_sinkveyna.docx | 17.22 КБ |
Предварительный просмотр:
«Дидактический синквейн»
Одним из эффективных интересных методов, который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, дидактического синквейна.
Применение данной методики помогает создать условия для развития личности, способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать. Данный метод может легко интегрироваться со всеми образовательными областями. Простота построения синквейна позволяет быстро получить результат. В дидактическом синквейне самое главное это смысловое содержание и часть речи, которая используется в каждой строке.
Синквейн – с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения. В педагогических и образовательных целях, может использоваться как результативный метод развития образной речи, интеллектуальных и аналитических способностей.
(Мой выбор) Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли. Тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Работая с детьми старшего дошкольного возраста, я находилась в поиске таких методов и приемов работы, которые совершенствовали бы мыслительные способности дошкольников с нарушением речи и позволили бы мыслить более продуктивно.
Сегодня очень важно научить детей не только правильно и четко говорить, но и мыслить. Передо мною встало много вопросов:
- как сделать современного дошкольника социально мобильным выпуская его во взрослую жизнь, в школу;
- как научить применять знания, умения, навыки в конкретной ситуации;
- как научить умению выявлять, наблюдать, различать, классифицировать, оценивать, делать выводы, принимать продуманные решения;
- как вовлечь ребенка в интерактивную деятельность на занятиях?
Наши дети должны научиться не просто смотреть, а видеть. Они должны научиться не просто слушать, а слышать.
Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения.
Правила составления дидактического синквейна:
В первой строке – должна находиться сама тема (заголовок) дидактического синквейна, обычно это явление или предмет, о котором идет речь. Чаще всего в первой строке пишется всего одно слово, но иногда и небольшое словосочетание. По части речи это местоимение или существительное, и отвечает на вопросы: кто? что?
Во второй строке – находятся уже два слова, иногда и словосочетания, которые описывают свойства и признаки этого предмета или явления. По части речи это обычно причастия и прилагательные, отвечающие на вопросы: какой? какая? какое? какие?
В третьей строке – содержатся уже три слова (иногда и словосочетания) которые описывают действия обычные для этого явления или объекта. По части речи это глаголы, отвечающие на вопрос: что делает? что делают)
В четвертой строке — ребенок выражает уже непосредственно свое мнение о затронутой теме. Иногда это может быть просто известный афоризм, фраза или что-то подобное, иногда даже небольшой стих. Самый традиционный вариант, когда эта фраза состоит из четырех слов.
Пятая строка – содержит в себе опять всего одно слово или словосочетание. Это как бы резюме всего стихотворения, отражающее суть предмета или явления о котором говориться в дидактическом синквейне, и мнение автора об этом. Обычно как часть речи также существительное или местоимение и отвечает на вопрос: кто? что?
Чёткое соблюдение правил составления синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке — два слова. Возможны варианты использования и других частей речи. Его форма напоминает ёлочку.
При работе с данным приёмом можно решить сразу множество важнейших задач:
• изученный на занятии материал приобретает некую эмоциональную окраску, что способствует его более глубокому усвоению;
• отрабатываются знания о частях речи;
• знания о предложении;
• умение соблюдать интонацию;
• значительно активизируется словарный запас ребёнка;
• совершенствуется навык использования в речи синонимов, антонимов;
• активизируется и развивается мыслительная деятельность;
• совершенствуется умение высказывать собственное отношение к чему-либо.
На сегодняшний день десятки отечественных авторов указывают на большую помощь дидактического синквейна в постановке правильности и осмысленности речи для детей дошкольного возраста, а также в опыте правильного использования различных терминов.
Например:
Кто? - Медведь.
Какой? - Мохнатый, большой.
Что делает? - Рычит, Лакомится, Спит.
Предложение Зимой спит в берлоге.
Ассоциация - Зверь.
Синквейн в работе с дошкольниками.
Поиск подходов к повышению эффективности образовательного процесса в работе с дошкольным возрастом вызывает необходимость уделять большое внимание применению инновационных педагогических технологий и методов. Одним из эффективных и интересных методов, на мой взгляд, который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, т. е. синквейна. Основные правила составления синквейна:
1 строка – одно ключевое слово – название, заголовок, тема, обычно существительное, определяющее содержание (название предмета, произведения, имя героя и т. д.);
2 строка – два слова (прилагательные, описывающие признаки предмета или его свойства, слова можно соединять союзами и предлогами.
3 строка – три слова (глаголы). Действия предмета, относящиеся к теме.
4 строка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме.
5 строчка – одно слово – слово-резюме, ассоциация, синоним, который характеризует суть темы, философской обобщение, выражает личное выражение и эмоцию автора к теме в первой строчке, обычно существительное.
Например,
Что? Кукла
Какая? Красивая, Любимая
Что делает? Стоит, Сидит, Улыбается
Предложение. Моя кукла самая красивая
Ассоциация. Игрушка.
Либо например
Кто? Заяц
Какой? Белый, пушистый
Что делает? Скачет, прячется, боится.
Предложение. Я жалею зайца.
Ассоциация. Дикие животные.
При знакомстве детей с понятиями «слово, обозначающее предмет», «слово, обозначающее действие предмета», «слово, обозначающее признак предмета», готовится основа и накапливается материал для последующей работы в целом. В этой работе используются различные картинки, предметы, игрушки. В чем же педагогическая ценность данного метода. В результате наши дети будут подготовлены к школе.
Но и в заключении: самое главное - эта работа является неиссякаемым источником для творчества всех – и детей и взрослых.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер – класс По теме: «Применение метода синквейн в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»
Метод "Синквейн" является одним из современных образовательных технологий. Синквейны часто используются современными педагогами ДОУ в непосредственной образовательной деятельносмти и на уроках в...
"Формирование интонационной выразительности устной речи и ритмических способностей детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи на основе метода "Синквейна"
Публикация в сборнике "Образование сегодня: векторы развития. Проблемы когнетивной лингвистики, речи и речевой деятельности: сборник материалов III Международной заочной научно-практической конференци...
Метод синквейна в форме игры "Волшебная лесенка Синквейна".
В своей работе мы часто сталкиваемся с проблемой, что дети дошкольного возраста, имеющие общее недоразвитие речи (ОНР), испытывают трудност...
МЕТОД СИНКВЕЙНА В ФОРМЕ ИГРЫ «ВОЛШЕБНАЯ ЛЕСЕНКА СИНКВЕЙНА»
В своей работе мы часто сталкиваемся с проблемой, что дети дошкольного возраста, имеющие нарушение речи, испытывают трудности в звукопроизношении, не различают звуки на слух, для них характерны ошибки...
«Использование метода синквейн в развитии связной речи у детей дошкольного возраста с ТНР»
Технология синквейн не требует особых условий его применения и органично вписывается в работу по развитию лексико-грамматических категорий, а простота построения позволяет быстро п...
«Применение метода синквейн в развитии речи детей 5-7 лет».
Синквейн-слово французское, в переводе означает "стихотворение из пяти строк". Форма синквейна была разработана американской поэтессой Аделаидой Крэпси. Синквейн-это не обычное стихотворение, а стихот...
Методическая разработка по обучению детей родному языку для детей дошкольного возраста в подготовительной к школе группе с использованием метода «Синквейн».
Методическая разработка по комплекту «Без инде хәзер зурлар, мәктәпкә илтә юллар» предназначена для родителей, детей, воспитателей, воспитателей по обучению татарскому языку дошкольных образоват...