Развитие творческого потенциала личности ребенка через театральную деятельность в современных условиях ДОУ
статья (старшая группа)
В данной статье автор рассказывает о театральной деятельности дошкольников в условиях ДОУ. Он отмечает успешность данного вида деятельности на развитие личности ребенка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_lichnosti_rebenka_cherez_teatralnuyu_deyatelnost_v_sovremennyh_uloviyah_do2.docx | 19.57 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СОВРЕМЕННЫХ УЛОВИЯХ ДОУ
Никулина Татьяна Леонидовна,
Воспитатель МАДОУ ДС№73 «Мишутка»
г. Старый Оскол
Ведущей деятельностью в детском саду является игра. Дети охотно играют, их не надо заставлять этого делать. Так играя с ребенком, мы общаемся с ним на его территории. У каждого ребенка в детском возрасте появляется и свой театр. Детский театр возникает из оживления предмета. Каждый ребенок стремиться к актерству. Театрализованные представления в жизни ребенка важны, они заставляют его сопереживать персонажам, приобщая его тем самым к духовным ценностям. Более того театрализованная деятельность в ДОУ, способна раскрыть творческий потенциал ребенка.
Самым распространенным видом детского творчества, является драматизация сказки. Она и близка и понятна для детей дошкольного возраста. Это легко объяснить двумя моментами, так как драма, основанная на действии самого ребенка, наиболее близко и действенно связывает художественное творчество с личным переживанием. Следующей причиной близости драматической формы для ребенка является связь всякой драматизации с игрой. Драма непосредственно связана и с игрой, и содержит в себе элементы самых различных видов творчества. В этом и есть ценность детской театральной постановки. Для дошкольников сама театральная постановка становится материалом для самых различных видов творчества. В ДОУ театрализованная деятельность способствует развитию творческого потенциала дошкольника. Через эту деятельность дети учатся понимать окружающий мир, умение создавать свой художественный образ персонажа, у них является творческое воображение. Театральное искусство - понятно детям, так как в основании его лежит игровая деятельность. Ведь театрализованная деятельность – один из самых ярких и эмоциональных способов, который формирует у детей художественный вкус. Театральная деятельность направлена на развитие творческой личности, дает возможность детям раскрепоститься, способствует развитию психических процессов, помогает пробрести чувство уверенности, радости и успеха. Она дает возможность сочетать несколько видов искусства - музыки, живописи, танца, литературы и актерской игры. Театральное творчество удивительным образом воздействует на эмоциональный мир ребенка.
Огромная роль в развитии театральной деятельности принадлежит и воспитателю. Так как воспитатель не только выразительно рассказывает сказки, но и готов к любым превращениям, то есть умело владеет основами актерского мастерства и навыками режиссуры. Он является активным участником игры. В результате дети уже к концу учебного года умело владеют необходимыми навыками театральной деятельности. Они эмоционально относятся к своим героям. Лишь благодаря тесному взаимодействию воспитателя и ребенка можно достичь определенных целей: создать атмосферу для развития творческой личности.
В детском саду мы используем разнообразные кукольные театры, такие как бибабо, теневой театр, пальчиковый, настольные и другие игрушки для инсценирования различных стихотворений и знакомых сказок. Кукольный театр оказывает весьма значительную роль в развитии творческих способностей дошкольников. Он не только воспитывает детей, он их развлекает, учит фантазировать, заставляет сопереживать происходящему, вызывает позитивные эмоции. Дети знакомятся с театральной куклой уже с 2 –х летнего возраста. Дети любят сказки - «Курочка - ряба», «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Лиса и петух», «Репка» и другие. Вовлекая дошкольников в театральную деятельность, мы обговариваем с ними увиденное. Детям младшего дошкольного возраста еще тяжело выучить текст роли, поэтому они роли персонажей показывают жестами, а дети старшего возраста легко с текстами ролей. В группе среднего возраста мы продолжаем учить детей объединять в ролях и движения и слова, развивать чувства партнера Важно не то, что ребенок самостоятельно инсценирует знакомую ему сказку, но и то что он получает положительные эмоции от этого. Дети сочувствует героям сказки, у них развивается чувствительность, формируется представление о плохих и хороших людских поступках.
Привлекаем ребят к созданию декораций к знакомым сказкам. Приобщаем к играм и малоактивных детей. С детьми старшего дошкольного возраста организовываем специальные экскурсии, прогулки, наблюдение за окружающим миром. Во время которых дети в обращают внимание на поведением животных, слушают пение птиц, обращая внимания на поведения людей, отмечая особенности жестов, мимики и интонации. Для развития творческих представлений мы предлагаем детям разные задания например: «представьте море, песок, на пляже солнце,мы зы лежим и загораем. Быстро встали подбежали к морю сейчас будем нырять», Предлагаем и задания другого характера «пройди как Лиса Патрикиевна», «Зайди как Снежная Королева». В своей работе используем мимические этюды . Все эти задания включают детей в творческую игру. Театральная деятельность развивает у детей не только психические функции личности ребенка, но и художественные навыки творческой личности, способствуя дошкольникам адаптироваться в социальном мире, помогая детям понять правила поведения взрослых. Очень важным и своевременным решением было организовать «Комнату сказок», «Музыкальная гостиная». В «Комнате сказок» дети проводят занятия по театральной деятельности. и могут найти здесь разные виды театров:
- настольный кукольный театр (театр на плоской картинке, магнитный настольный, конусный, театр игрушки (готовая, самодельная)
- стендовый театр (фланелеграф, теневой);
- театр на руке (пальчиковый, картинки на руке, варежки теней);
- куклы Марионетки;
-театр «рукавичек»
- театр живой игрушки – ростовые куклы.,
Все атрибуты театрального уголка отвечают нормам безопасности для жизни и здоровья детей. Это позволяет оптимально организовать регламентированную и самостоятельную активность в дошкольной группе.
В работе по театрализованной деятельности важно участие родителей воспитанников, задача которых заключается в содействии творческому развитию детей. Такая форма работы способствует повышению интереса родителей к проблемам детского сада, Конечно же, не все родители имеют творческие способности к театральной деятельности, но они охотно принимают участие в детских спектаклях. Мы с огромным удовольствием предоставляем им такую возможность. Родители помогают нам организовывать спектакли следующим образом:
- пошив театральных костюмов;
- изготовление декораций;
- изготовление атрибутов;
Так совместными усилиями был поставлен спектакль «Муха - цокотуха», «Рукавичка» и другие, Эти совместные мероприятия способствовали сближению между родителями, педагогами и детьми, в результате чего сложились доверительные отношения.
Ценность и польза театрализованных игр при развитии творческих способностей дошкольников очевидна, поэтому мы их используем в самых разнообразных формах
работы с детьми.
Литература:
1. М. Д. Маханёва «Занятия по театрализованной деятельности в детском саду» ТЦ «Сфера», Москва 2007г.
2. Журнал «Воспитатель ДОУ» №10 /2010г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Раскрытие и развитие творческого потенциала личности ребенка в образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО
В этой презентации рассказывается о раскрытии и развитии творческого потенциала личности ребенка в образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО...
«Развитие творческого потенциала личности дошкольника через организацию работы по художественно-эстетическому развитию»
Совершенствование воспитательно-образовательного процесса.Создание творческой атмосферы в коллективе....
Педсовет №2. «Развитие творческого потенциала личности дошкольника через организацию работы по художественно-эстетическому развитию».
Педсовет №2. «Развитие творческого потенциала личности дошкольника через организацию работы по художественно-эстетическому развитию».Цель: совершенствовать работу по художе...
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ДОУ
Данная статья о развитии творческого потенциала личности ребенка, через занятие театральной деятельностьб....
«Развитие творческого потенциала личности дошкольника через организацию работы по художественно-эстетическому развитию»
Дошкольный возраст даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству и от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого че...
Консультация для воспитателей «Развитие творческого потенциала личности дошкольника через организацию работы по художественно-эстетическому развитию (КОНСТРУИРОВАНИЕ)»
Дошкольное детство – это период первоначального становления и развития личности. Эмоциональный мир современных детей изменился, они стали более свободными, самостоятельными и активны...