Развитие творческого потенциала личности ребенка через театральную деятельность в современных условиях ДОУ
статья (старшая группа)

В данной статье автор рассказывает о театральной деятельности дошкольников в условиях ДОУ.  Он отмечает успешность данного вида деятельности на развитие личности ребенка

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СОВРЕМЕННЫХ УЛОВИЯХ ДОУ

                                                                  Никулина Татьяна Леонидовна,

                                                       Воспитатель МАДОУ ДС№73 «Мишутка»

                                                       г. Старый Оскол

Ведущей деятельностью в детском саду является игра. Дети охотно играют, их не надо заставлять этого делать. Так играя с ребенком,  мы общаемся с ним на его территории. У каждого ребенка в детском возрасте появляется и свой театр. Детский театр возникает из оживления предмета. Каждый ребенок стремиться к актерству.  Театрализованные представления в жизни ребенка важны, они заставляют его сопереживать персонажам, приобщая его тем самым к духовным ценностям. Более того театрализованная деятельность в ДОУ, способна раскрыть творческий  потенциал ребенка.

Самым распространенным видом детского творчества, является драматизация сказки.   Она и близка и понятна для детей дошкольного возраста. Это легко объяснить двумя моментами, так как  драма,  основанная на действии самого ребенка, наиболее близко и действенно связывает художественное творчество с личным переживанием. Следующей причиной близости драматической формы для ребенка является связь всякой драматизации с игрой. Драма непосредственно связана и с игрой, и содержит в себе элементы самых различных видов творчества. В этом  и есть ценность детской театральной постановки. Для дошкольников сама театральная постановка становится материалом для самых различных  видов творчества. В ДОУ театрализованная деятельность способствует развитию творческого потенциала дошкольника. Через эту деятельность дети учатся понимать окружающий мир, умение создавать свой художественный образ персонажа, у них является творческое воображение. Театральное искусство - понятно детям,  так как в основании его лежит игровая деятельность. Ведь театрализованная деятельность – один из самых ярких и эмоциональных способов, который формирует у детей  художественный вкус. Театральная деятельность направлена на развитие творческой личности, дает возможность детям раскрепоститься, способствует развитию психических процессов, помогает пробрести чувство уверенности, радости и успеха. Она дает возможность сочетать  несколько видов искусства - музыки, живописи, танца, литературы и актерской игры.  Театральное творчество удивительным образом воздействует на эмоциональный мир ребенка.

 Огромная роль в развитии театральной деятельности принадлежит и  воспитателю. Так как воспитатель не только выразительно рассказывает сказки, но и готов к любым превращениям,  то есть умело владеет основами актерского мастерства и навыками режиссуры. Он является активным участником игры. В результате дети уже к концу учебного года умело владеют необходимыми навыками театральной деятельности. Они эмоционально относятся к  своим героям. Лишь благодаря тесному взаимодействию воспитателя и ребенка можно достичь определенных целей: создать атмосферу для развития творческой личности.

В детском саду мы используем разнообразные кукольные театры, такие как  бибабо, теневой театр, пальчиковый, настольные и другие игрушки для инсценирования  различных стихотворений и знакомых сказок. Кукольный театр  оказывает весьма значительную роль в развитии творческих способностей дошкольников. Он не только воспитывает детей, он их развлекает, учит фантазировать, заставляет сопереживать происходящему, вызывает позитивные эмоции.  Дети знакомятся с театральной куклой уже с  2 –х летнего возраста.  Дети  любят сказки - «Курочка - ряба», «Волк и семеро козлят», «Колобок»,  «Лиса и петух», «Репка» и другие.  Вовлекая дошкольников в театральную деятельность,  мы обговариваем с ними увиденное.  Детям младшего дошкольного возраста еще тяжело выучить текст роли, поэтому они роли персонажей показывают жестами, а дети старшего возраста легко  с текстами ролей. В группе среднего возраста мы продолжаем учить детей объединять в ролях и движения и слова, развивать чувства партнера Важно не то,  что ребенок самостоятельно инсценирует знакомую ему сказку, но и то что он  получает положительные эмоции от этого.  Дети  сочувствует героям сказки, у них  развивается чувствительность, формируется представление о  плохих и хороших людских поступках.

Привлекаем ребят к созданию декораций к знакомым сказкам. Приобщаем к играм и малоактивных детей. С детьми старшего дошкольного возраста организовываем специальные экскурсии, прогулки, наблюдение за окружающим миром. Во время которых дети в обращают внимание на  поведением животных, слушают пение птиц, обращая внимания на поведения людей, отмечая особенности жестов, мимики и интонации.  Для развития творческих представлений мы предлагаем детям разные задания например: «представьте море, песок, на пляже солнце,мы зы лежим и загораем. Быстро встали подбежали к морю сейчас будем нырять»,        Предлагаем и задания другого характера «пройди как Лиса Патрикиевна», «Зайди как Снежная Королева». В своей работе используем мимические этюды . Все эти задания включают детей в творческую игру. Театральная деятельность развивает у детей не только психические функции личности ребенка,  но и   художественные навыки творческой личности,  способствуя дошкольникам адаптироваться в социальном мире,  помогая  детям  понять правила поведения взрослых. Очень важным и своевременным решением  было организовать  «Комнату сказок», «Музыкальная гостиная».  В «Комнате сказок» дети проводят занятия по театральной деятельности.  и могут найти здесь разные виды театров:

- настольный кукольный театр (театр на плоской картинке, магнитный настольный, конусный, театр игрушки (готовая, самодельная)

- стендовый театр (фланелеграф, теневой);

- театр на руке (пальчиковый, картинки на руке, варежки теней);

- куклы Марионетки;

-театр «рукавичек»

- театр живой игрушки  – ростовые куклы.,

 Все атрибуты театрального уголка отвечают нормам безопасности для жизни и здоровья детей. Это позволяет оптимально организовать регламентированную и самостоятельную активность в дошкольной группе.

  В работе по театрализованной деятельности важно участие родителей воспитанников, задача которых заключается  в содействии  творческому развитию детей. Такая форма работы способствует повышению интереса родителей к проблемам детского сада, Конечно же,  не все родители имеют творческие способности к театральной деятельности, но они охотно принимают участие в  детских спектаклях. Мы с огромным удовольствием предоставляем им такую возможность. Родители помогают нам  организовывать спектакли  следующим образом:

- пошив театральных костюмов;

- изготовление декораций;

- изготовление атрибутов;

Так совместными усилиями был поставлен спектакль «Муха - цокотуха»,  «Рукавичка» и другие, Эти совместные мероприятия способствовали сближению между родителями, педагогами и детьми,  в результате чего сложились доверительные отношения.

 Ценность и польза театрализованных игр при развитии творческих способностей дошкольников очевидна, поэтому мы их используем  в самых разнообразных формах

работы с детьми.
Литература:

1. М. Д. Маханёва «Занятия по театрализованной деятельности в детском саду» ТЦ «Сфера», Москва 2007г.

2. Журнал «Воспитатель ДОУ» №10 /2010г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Раскрытие и развитие творческого потенциала личности ребенка в образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО

В этой презентации рассказывается о раскрытии и развитии творческого потенциала личности ребенка в образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО...

«Развитие творческого потенциала личности дошкольника через организацию работы по художественно-эстетическому развитию»

Совершенствование воспитательно-образовательного процесса.Создание творческой атмосферы в коллективе....

Педсовет №2. «Развитие творческого потенциала личности дошкольника через организацию работы по художественно-эстетическому развитию».

Педсовет №2.  «Развитие творческого потенциала личности дошкольника через организацию работы по художественно-эстетическому развитию».Цель: совершенствовать работу по художе...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ДОУ

Данная статья о развитии творческого потенциала личности ребенка,  через занятие театральной деятельностьб....

«Развитие творческого потенциала личности дошкольника через организацию работы по художественно-эстетическому развитию»

Дошкольный возраст даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству и от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого че...

Развитие творческого потенциала личности ребенка дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности

Развитие творческого потенциала личности ребенка дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности...