РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ДОУ
материал (старшая группа)

Никулина Татьяна Леонидовна

Данная статья о развитии творческого потенциала личности ребенка,  через занятие театральной деятельностьб.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ДОУ

                                                                  Никулина Татьяна Леонидовна,

                                                                                                                             

                                                     воспитатель МАДОУ ДС№73 «Мишутка»

                                                      Старооскольского городского округа

"Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он - засушенный цветок". В. А. Сухомлинский.

Перемены,    происходящие   в современном   обществе, требуют новых методов подготовки детей к школе. Значительные перемены происходят и в системе образования. Главной целью современной школы является разностороннее развитие детей, их познавательных интересов, учебных знаний и творческих способностей.  И сегодня уже многие педагоги осознают что истинная цель обучения это не только приобретенные знания, но и развитие наблюдательности, развитие воображение и воспитание творческой личности в целом. Поэтому процесс развития у дошкольников творческих способностей является важнейшей задачей современного ДОУ. Эти  способности у детей следует  развивать как можно  раньше, начиная уже с первой младшей группы детского  сада, потому как уже в этом возрасте они открыты для общества и проявляют свои творческие способности.

Ведущей деятельностью в детском саду является игра. Дети охотно играют, их не надо заставлять этого делать. Так играя с ребенком,  мы общаемся с ним на его территории. У каждого ребенка в детском возрасте появляется и свой театр. Детский театр возникает из оживления предмета. Каждый ребенок стремиться к актерству. Театрализованная деятельность является источником развития чувств. Сами театрализованные представления в жизни ребенка важны, они заставляют его сопереживать персонажам, приобщая его тем самым к духовным ценностям. Театрализованная деятельность в ДОУ способна раскрыть творческий  потенциал ребенка. Театрализованная деятельность в детском саду в соответствии с ФГОС может быть включена в образовательную деятельность. Занимаясь театром  с детьми дошкольного возраста, мы делаем их жизнь, интересной, насыщенней событиями, яркой и главное наполняем ее радостью творчества.

Ближе всего к детскому литературному творчеству,  стоит только детское литературное творчество. Драматизация сказки это и есть распространенный вид детского творчества. Она и близка и понятна для дошкольников. Это легко объяснить двумя моментами, так как  драма основанная на действии самого ребенка, наиболее близко и действенно связывает художественное творчество с личным переживанием. Следующей причиной близости драматической формы для ребенка является связь всякой драматизации с игрой. Драма непосредственно связана и с игрой, и содержит в себе элементы самых различных видов творчества. В этом  и есть ценность детской театральной постановки. Для дошкольников сама театральная постановка становится материалом для самых различных  видов творчества. В ДОУ театрализованная деятельность способствует развитию творческого потенциала дошкольника. Через эту деятельность дети учатся понимать окружающий мир, умение создавать свой художественный образ персонажа, у них является творческое воображение. Театральное искусство - понятно детям,  так как в основании его лежит игровая деятельность. Ведь театрализованная деятельность – один из самых ярких и эмоциональных способов, который формирует у детей  художественный вкус. Театральная деятельность направлена на развитие творческой личности. Эта деятельность дает возможность детям раскрепоститься, способствует развитию психических процессов, помогает пробрести чувство уверенности, радости и успеха. Она дает возможность сочетать  несколько видов искусства - музыки, живописи, танца, литературы и актерской игры.  Театральное творчество удивительным образом воздействует на эмоциональный мир ребенка. Занятия театральной деятельности внедрены в общую стратегию воспитательной деятельности.

 Огромная роль в развитии театральной деятельности принадлежит и  воспитателю. Так как воспитатель не только выразительно рассказывает сказки, но и готов к любым превращениям,  то есть умело владеет основами актерского мастерства и навыками режиссуры. Он является активным участником игры, и показывает  своим воспитанникам какой, разнообразной  может быть интонация, жесты, движения и постановки. В результате дети уже к концу учебного года умело владеют необходимыми навыками театральной деятельности. Они эмоционально относятся к  своим героям. Лишь благодаря тесному взаимодействию воспитателя и ребенка можно достичь определенных целей: создать атмосферу для развития творческой личности.

В детском саду мы используем разнообразные кукольные театры, такие как  бибабо, теневой театр, пальчиковый, настольные и другие игрушки для инсценирования  различных стихотворений и знакомых сказок. Кукольный театр  оказывает весьма значительную роль в развитии творческих способностей дошкольников. Он не только воспитывает детей, он их развлекает, учит фантазировать, заставляет сопереживать происходящему, вызывает позитивные эмоции.  Дети знакомятся с театральной куклой уже с  2 –х летнего возраста.  Дети  любят сказки - «Курочка - ряба», «Волк и семеро козлят», «Колобок»,  «Лиса и петух», «Репка» и другие.  Вовлекая дошкольников в театральную деятельность,  мы обговариваем с ними увиденное.  Детям младшего дошкольного возраста еще тяжело выучить текст роли, поэтому они роли персонажей показывают жестами, а дети старшего возраста легко  с текстами ролей. В группе среднего возраста мы продолжаем учить детей объединять в ролях и движения и слова, развивать чувства партнера Важно не то,  что ребенок самостоятельно инсценирует знакомую ему сказку но и то что он  получает положительные эмоции от этого.  Дети  сочувствует героям сказки, у них  развивается чувствительность, формируется представление о  плохих и хороших людских поступках. Привлекаем ребят к созданию декораций к знакомым сказкам. Приобщаем к играм и малоактивных детей. С детьми старшего дошкольного возраста организовываем специальные экскурсии, прогулки, наблюдение за окружающим миром. Во время которых дети в обращают внимание на  поведением животных, слушают пение птиц, обращая внимания на поведения людей, отмечая особенности жестов, мимики и интонации.  Для развития творческих представлений мы предлагаем детям разные задания например: «представьте море, песок, на пляже солнце, мы лежим и загораем. Быстро встали, подбежали к морю, сейчас будем нырять»,        Предлагаем и задания другого характера «пройди как Лиса Патрикиевна», «Зайди как Снежная Королева». В своей работе используем мимические этюды. Все эти задания включают детей в творческую игру. Театральная деятельность развивает у детей не только психические функции личности ребенка,  но и   художественные навыки творческой личности,  способствуя дошкольникам адаптироваться в социальном мире,  помогая  детям  понять правила поведения взрослых. Очень важным и своевременным решением  было организовать  «Комнату сказок», «Музыкальная гостиная».  В «Комнате сказок» дети проводят занятия по театральной деятельности.  и могут найти здесь разные виды театров:

- настольный кукольный театр (театр на плоской картинке, магнитный настольный, конусный, театр игрушки (готовая, самодельная);

- стендовый театр (фланелеграф, теневой);

- театр на руке (пальчиковый, картинки на руке, варежки теней);

- куклы Марионетки;

-театр «рукавичек»

- театр живой игрушки  – ростовые куклы.,

 Все атрибуты театрального уголка отвечают нормам безопасности для жизни и здоровья детей. Это позволяет оптимально организовать регламентированную и самостоятельную активность в дошкольной группе.

Театральные игры мы  рассматриваем, как импровизации театральных представлений. Дети имеют и свои реквизиты: игрушки, мебель, одежду. Ребята в нашей группе выступают в роли режиссера, декоратора, поэта, тем самым выражает сами себя.  Благодаря этой деятельности у дошкольников формируется правильная  модель поведения, повышается уровень культуры детей, в свою очередь это дает возможность более  близкого знакомство с литературой, искусством, изобразительным творчеством,  с  правилами этикета, обрядами и традициями.  Прежде чем начать театральное представление, мы вместе с детьми читаем сказку – сценарий, обговариваем его, и лишь затем дети самостоятельно выбирают себе роль. После этого вместе рисуем эскизи костюмов персонажей, изготавливаем декорации,  или же лепим сказку, моделируем ее из пластилина. Мы вместе  с детьми слушаем музыку, а затем  выбираем музыкальные фрагменты к нашему спектаклю. Репетируя роль вслушиваемся в музыкальное произведение, которая помогает лучше изобразить героя сказки. Часто дети меняются ролями. В своей практике используем такие театры, где дети не говорят, а только показывают действия, а педагог рассказывает. Театрализованные игры позволяют повысить эффективность обучения и воспитания, так как во время игры дети чувствуют себя свободно, что является питательной средой для развития у них творческих способностей. Обязательные занятия актерского мастерства отлично тренируют речевой аппарат, дикцию и формирует правильное дыхание. После чего голос становится звучным,  а речь внятной. Театральные занятия способствуют и развитию речи у детей. Дети учатся строить правильные фразы, а  ребята старшего дошкольного возраста становятся более уверенными, избавляясь от слов паразитов. Занимаясь в театральном кружке, дети быстрее находят общий язык со сверстниками, становясь более открытыми при общении. Театральная обстановка прекрасная тренировка дисциплины, и самодисциплины, заставляя детей дошкольного возраста брать ответственность на себя. И наконец театр -  это кладезь остроумных цитат и изречений. Он прекрасно тренирует память Театрализованные игры это игры, которые имеют фиксированные содержание в виде литературного произведения, разыгранного самими детьми в лицах. Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключение, события жизни, изменение детской фантазией – сюжетом игры. Как и в  настоящем спектакле,  в них жест, поза и походка создают конкретные образы. Театрализованные игры отличаются от сюжетных игр не только сюжетом,  но и характером самой игры. Они представляют собой богатейшее поле для развития творческих способностей у дошкольников, и являются мощным толчком к дальнейшему развитию личности ребенка.

При организации театральной деятельности мы используем разные игрушки и куклы,  которые выпускаются промышленностью. Но большую часть используем игрушки - которые,  изготовили наши дети самостоятельно,  так как они представляют большую ценность, они развивают не только ручные умения но  и творческие способности детей. Эти игрушки дети делали  из бумаги, картона, поролона, коробок, из природного материала.

По способу управления различают пять видов кукол в театральной деятельности дошкольников:

Куклы марионетки это куклы проходят по полу к ее голове ногам и рукам Марионетки прикреплены нитки, с помощью которых актер заставляет куклу передвигаться.              

Куклы рукавички надеваются непосредственно на руку, с палочкой актер работает двумя руками - одной рукой он держит корпус, другой управляет палочкой, которая прикреплена к  руке.

Настольный театр, один из весьма доступных видов театра для детей дошкольного возраста, особенно для младших дошкольников. Дети в этом возрасте уже освоили первичные навыки режиссерской театрализованной игры  Чтобы изготовить персонажей для него понадобится цветной картон  ножницы клей фломастеры. Куклы предназначенные для настольного театра должны устойчиво стоять на столе и достаточно легко перемещаться на нем. Туловище кукол имеет форму конуса, к которому прикрепляются голова и руки. Величина такой куклы может достигать от 10 до 30 см. в высоту. Управлять такой куклой довольно легко. Ребенок берет игрушки со спины таким образом, чтобы его пальцы были спрятаны под ее руками, он ведет этот персонаж по столу в соответствии с сюжетом той  самой инсценировки. Очень важно чтобы речь ребенка совпадала с движением куклы.

Теневые куклы – плоское изображение живого существа, который создает тень на экране. Особой популярностью в нашей группе используется и фланелеграф.

Плоские игрушки, игрушки из конусов и цилиндров, магнитный театр.  

Игрушки - говорушки,  куклы из воздушных шаров.

В работе по театрализованной деятельности важно участие родителей воспитанников, задача которых заключается  в содействии  творческому развитию детей. Такая форма работы способствует повышению интереса родителей к проблемам детского сада, Конечно же,  не все родители имеют творческие способности к театральной деятельности, но они охотно принимают участие в  детских спектаклях. Мы с огромным удовольствием предоставляем им такую возможность. Родители помогают нам  организовывать спектакли  следующим образом:

- пошив театральных костюмов;

- изготовление декораций;

- изготовление атрибутов;

Так совместными усилиями был поставлен спектакль «Муха - цокотуха»,  «Рукавичка» и другие, Эти совместные мероприятия способствовали сближению между родителями, педагогами и детьми,  в результате чего сложились доверительные отношения.

 Ценность и польза театрализованных игр при развитии творческих способностей дошкольников очевидна, поэтому мы их используем  в самых разнообразных формах

работы с детьми.
Литература:

1. М. Д. Маханёва «Занятия по театрализованной деятельности в детском саду» ТЦ «Сфера», Москва 2007г.

2. Журнал «Воспитатель ДОУ» №10 /2010г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Раскрытие и развитие творческого потенциала личности ребенка в образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО

В этой презентации рассказывается о раскрытии и развитии творческого потенциала личности ребенка в образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО...

«Развитие творческого потенциала личности дошкольника через организацию работы по художественно-эстетическому развитию»

Совершенствование воспитательно-образовательного процесса.Создание творческой атмосферы в коллективе....

Педсовет №2. «Развитие творческого потенциала личности дошкольника через организацию работы по художественно-эстетическому развитию».

Педсовет №2.  «Развитие творческого потенциала личности дошкольника через организацию работы по художественно-эстетическому развитию».Цель: совершенствовать работу по художе...

Развитие творческого потенциала личности ребенка через театральную деятельность в современных условиях ДОУ

В данной статье автор рассказывает о театральной деятельности дошкольников в условиях ДОУ.  Он отмечает успешность данного вида деятельности на развитие личности ребенка...

«Развитие творческого потенциала личности дошкольника через организацию работы по художественно-эстетическому развитию»

Дошкольный возраст даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству и от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого че...

Развитие творческого потенциала личности ребенка дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности

Развитие творческого потенциала личности ребенка дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности...