РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ДОУ
материал (старшая группа)

Никулина Татьяна Леонидовна

Данная статья о развитии творческого потенциала личности ребенка,  через занятие театральной деятельностьб.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ДОУ

                                                                  Никулина Татьяна Леонидовна,

                                                                                                                             

                                                     воспитатель МАДОУ ДС№73 «Мишутка»

                                                      Старооскольского городского округа

"Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он - засушенный цветок". В. А. Сухомлинский.

Перемены,    происходящие   в современном   обществе, требуют новых методов подготовки детей к школе. Значительные перемены происходят и в системе образования. Главной целью современной школы является разностороннее развитие детей, их познавательных интересов, учебных знаний и творческих способностей.  И сегодня уже многие педагоги осознают что истинная цель обучения это не только приобретенные знания, но и развитие наблюдательности, развитие воображение и воспитание творческой личности в целом. Поэтому процесс развития у дошкольников творческих способностей является важнейшей задачей современного ДОУ. Эти  способности у детей следует  развивать как можно  раньше, начиная уже с первой младшей группы детского  сада, потому как уже в этом возрасте они открыты для общества и проявляют свои творческие способности.

Ведущей деятельностью в детском саду является игра. Дети охотно играют, их не надо заставлять этого делать. Так играя с ребенком,  мы общаемся с ним на его территории. У каждого ребенка в детском возрасте появляется и свой театр. Детский театр возникает из оживления предмета. Каждый ребенок стремиться к актерству. Театрализованная деятельность является источником развития чувств. Сами театрализованные представления в жизни ребенка важны, они заставляют его сопереживать персонажам, приобщая его тем самым к духовным ценностям. Театрализованная деятельность в ДОУ способна раскрыть творческий  потенциал ребенка. Театрализованная деятельность в детском саду в соответствии с ФГОС может быть включена в образовательную деятельность. Занимаясь театром  с детьми дошкольного возраста, мы делаем их жизнь, интересной, насыщенней событиями, яркой и главное наполняем ее радостью творчества.

Ближе всего к детскому литературному творчеству,  стоит только детское литературное творчество. Драматизация сказки это и есть распространенный вид детского творчества. Она и близка и понятна для дошкольников. Это легко объяснить двумя моментами, так как  драма основанная на действии самого ребенка, наиболее близко и действенно связывает художественное творчество с личным переживанием. Следующей причиной близости драматической формы для ребенка является связь всякой драматизации с игрой. Драма непосредственно связана и с игрой, и содержит в себе элементы самых различных видов творчества. В этом  и есть ценность детской театральной постановки. Для дошкольников сама театральная постановка становится материалом для самых различных  видов творчества. В ДОУ театрализованная деятельность способствует развитию творческого потенциала дошкольника. Через эту деятельность дети учатся понимать окружающий мир, умение создавать свой художественный образ персонажа, у них является творческое воображение. Театральное искусство - понятно детям,  так как в основании его лежит игровая деятельность. Ведь театрализованная деятельность – один из самых ярких и эмоциональных способов, который формирует у детей  художественный вкус. Театральная деятельность направлена на развитие творческой личности. Эта деятельность дает возможность детям раскрепоститься, способствует развитию психических процессов, помогает пробрести чувство уверенности, радости и успеха. Она дает возможность сочетать  несколько видов искусства - музыки, живописи, танца, литературы и актерской игры.  Театральное творчество удивительным образом воздействует на эмоциональный мир ребенка. Занятия театральной деятельности внедрены в общую стратегию воспитательной деятельности.

 Огромная роль в развитии театральной деятельности принадлежит и  воспитателю. Так как воспитатель не только выразительно рассказывает сказки, но и готов к любым превращениям,  то есть умело владеет основами актерского мастерства и навыками режиссуры. Он является активным участником игры, и показывает  своим воспитанникам какой, разнообразной  может быть интонация, жесты, движения и постановки. В результате дети уже к концу учебного года умело владеют необходимыми навыками театральной деятельности. Они эмоционально относятся к  своим героям. Лишь благодаря тесному взаимодействию воспитателя и ребенка можно достичь определенных целей: создать атмосферу для развития творческой личности.

В детском саду мы используем разнообразные кукольные театры, такие как  бибабо, теневой театр, пальчиковый, настольные и другие игрушки для инсценирования  различных стихотворений и знакомых сказок. Кукольный театр  оказывает весьма значительную роль в развитии творческих способностей дошкольников. Он не только воспитывает детей, он их развлекает, учит фантазировать, заставляет сопереживать происходящему, вызывает позитивные эмоции.  Дети знакомятся с театральной куклой уже с  2 –х летнего возраста.  Дети  любят сказки - «Курочка - ряба», «Волк и семеро козлят», «Колобок»,  «Лиса и петух», «Репка» и другие.  Вовлекая дошкольников в театральную деятельность,  мы обговариваем с ними увиденное.  Детям младшего дошкольного возраста еще тяжело выучить текст роли, поэтому они роли персонажей показывают жестами, а дети старшего возраста легко  с текстами ролей. В группе среднего возраста мы продолжаем учить детей объединять в ролях и движения и слова, развивать чувства партнера Важно не то,  что ребенок самостоятельно инсценирует знакомую ему сказку но и то что он  получает положительные эмоции от этого.  Дети  сочувствует героям сказки, у них  развивается чувствительность, формируется представление о  плохих и хороших людских поступках. Привлекаем ребят к созданию декораций к знакомым сказкам. Приобщаем к играм и малоактивных детей. С детьми старшего дошкольного возраста организовываем специальные экскурсии, прогулки, наблюдение за окружающим миром. Во время которых дети в обращают внимание на  поведением животных, слушают пение птиц, обращая внимания на поведения людей, отмечая особенности жестов, мимики и интонации.  Для развития творческих представлений мы предлагаем детям разные задания например: «представьте море, песок, на пляже солнце, мы лежим и загораем. Быстро встали, подбежали к морю, сейчас будем нырять»,        Предлагаем и задания другого характера «пройди как Лиса Патрикиевна», «Зайди как Снежная Королева». В своей работе используем мимические этюды. Все эти задания включают детей в творческую игру. Театральная деятельность развивает у детей не только психические функции личности ребенка,  но и   художественные навыки творческой личности,  способствуя дошкольникам адаптироваться в социальном мире,  помогая  детям  понять правила поведения взрослых. Очень важным и своевременным решением  было организовать  «Комнату сказок», «Музыкальная гостиная».  В «Комнате сказок» дети проводят занятия по театральной деятельности.  и могут найти здесь разные виды театров:

- настольный кукольный театр (театр на плоской картинке, магнитный настольный, конусный, театр игрушки (готовая, самодельная);

- стендовый театр (фланелеграф, теневой);

- театр на руке (пальчиковый, картинки на руке, варежки теней);

- куклы Марионетки;

-театр «рукавичек»

- театр живой игрушки  – ростовые куклы.,

 Все атрибуты театрального уголка отвечают нормам безопасности для жизни и здоровья детей. Это позволяет оптимально организовать регламентированную и самостоятельную активность в дошкольной группе.

Театральные игры мы  рассматриваем, как импровизации театральных представлений. Дети имеют и свои реквизиты: игрушки, мебель, одежду. Ребята в нашей группе выступают в роли режиссера, декоратора, поэта, тем самым выражает сами себя.  Благодаря этой деятельности у дошкольников формируется правильная  модель поведения, повышается уровень культуры детей, в свою очередь это дает возможность более  близкого знакомство с литературой, искусством, изобразительным творчеством,  с  правилами этикета, обрядами и традициями.  Прежде чем начать театральное представление, мы вместе с детьми читаем сказку – сценарий, обговариваем его, и лишь затем дети самостоятельно выбирают себе роль. После этого вместе рисуем эскизи костюмов персонажей, изготавливаем декорации,  или же лепим сказку, моделируем ее из пластилина. Мы вместе  с детьми слушаем музыку, а затем  выбираем музыкальные фрагменты к нашему спектаклю. Репетируя роль вслушиваемся в музыкальное произведение, которая помогает лучше изобразить героя сказки. Часто дети меняются ролями. В своей практике используем такие театры, где дети не говорят, а только показывают действия, а педагог рассказывает. Театрализованные игры позволяют повысить эффективность обучения и воспитания, так как во время игры дети чувствуют себя свободно, что является питательной средой для развития у них творческих способностей. Обязательные занятия актерского мастерства отлично тренируют речевой аппарат, дикцию и формирует правильное дыхание. После чего голос становится звучным,  а речь внятной. Театральные занятия способствуют и развитию речи у детей. Дети учатся строить правильные фразы, а  ребята старшего дошкольного возраста становятся более уверенными, избавляясь от слов паразитов. Занимаясь в театральном кружке, дети быстрее находят общий язык со сверстниками, становясь более открытыми при общении. Театральная обстановка прекрасная тренировка дисциплины, и самодисциплины, заставляя детей дошкольного возраста брать ответственность на себя. И наконец театр -  это кладезь остроумных цитат и изречений. Он прекрасно тренирует память Театрализованные игры это игры, которые имеют фиксированные содержание в виде литературного произведения, разыгранного самими детьми в лицах. Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключение, события жизни, изменение детской фантазией – сюжетом игры. Как и в  настоящем спектакле,  в них жест, поза и походка создают конкретные образы. Театрализованные игры отличаются от сюжетных игр не только сюжетом,  но и характером самой игры. Они представляют собой богатейшее поле для развития творческих способностей у дошкольников, и являются мощным толчком к дальнейшему развитию личности ребенка.

При организации театральной деятельности мы используем разные игрушки и куклы,  которые выпускаются промышленностью. Но большую часть используем игрушки - которые,  изготовили наши дети самостоятельно,  так как они представляют большую ценность, они развивают не только ручные умения но  и творческие способности детей. Эти игрушки дети делали  из бумаги, картона, поролона, коробок, из природного материала.

По способу управления различают пять видов кукол в театральной деятельности дошкольников:

Куклы марионетки это куклы проходят по полу к ее голове ногам и рукам Марионетки прикреплены нитки, с помощью которых актер заставляет куклу передвигаться.              

Куклы рукавички надеваются непосредственно на руку, с палочкой актер работает двумя руками - одной рукой он держит корпус, другой управляет палочкой, которая прикреплена к  руке.

Настольный театр, один из весьма доступных видов театра для детей дошкольного возраста, особенно для младших дошкольников. Дети в этом возрасте уже освоили первичные навыки режиссерской театрализованной игры  Чтобы изготовить персонажей для него понадобится цветной картон  ножницы клей фломастеры. Куклы предназначенные для настольного театра должны устойчиво стоять на столе и достаточно легко перемещаться на нем. Туловище кукол имеет форму конуса, к которому прикрепляются голова и руки. Величина такой куклы может достигать от 10 до 30 см. в высоту. Управлять такой куклой довольно легко. Ребенок берет игрушки со спины таким образом, чтобы его пальцы были спрятаны под ее руками, он ведет этот персонаж по столу в соответствии с сюжетом той  самой инсценировки. Очень важно чтобы речь ребенка совпадала с движением куклы.

Теневые куклы – плоское изображение живого существа, который создает тень на экране. Особой популярностью в нашей группе используется и фланелеграф.

Плоские игрушки, игрушки из конусов и цилиндров, магнитный театр.  

Игрушки - говорушки,  куклы из воздушных шаров.

В работе по театрализованной деятельности важно участие родителей воспитанников, задача которых заключается  в содействии  творческому развитию детей. Такая форма работы способствует повышению интереса родителей к проблемам детского сада, Конечно же,  не все родители имеют творческие способности к театральной деятельности, но они охотно принимают участие в  детских спектаклях. Мы с огромным удовольствием предоставляем им такую возможность. Родители помогают нам  организовывать спектакли  следующим образом:

- пошив театральных костюмов;

- изготовление декораций;

- изготовление атрибутов;

Так совместными усилиями был поставлен спектакль «Муха - цокотуха»,  «Рукавичка» и другие, Эти совместные мероприятия способствовали сближению между родителями, педагогами и детьми,  в результате чего сложились доверительные отношения.

 Ценность и польза театрализованных игр при развитии творческих способностей дошкольников очевидна, поэтому мы их используем  в самых разнообразных формах

работы с детьми.
Литература:

1. М. Д. Маханёва «Занятия по театрализованной деятельности в детском саду» ТЦ «Сфера», Москва 2007г.

2. Журнал «Воспитатель ДОУ» №10 /2010г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Раскрытие и развитие творческого потенциала личности ребенка в образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО

В этой презентации рассказывается о раскрытии и развитии творческого потенциала личности ребенка в образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО...

«Развитие творческого потенциала личности дошкольника через организацию работы по художественно-эстетическому развитию»

Совершенствование воспитательно-образовательного процесса.Создание творческой атмосферы в коллективе....

Педсовет №2. «Развитие творческого потенциала личности дошкольника через организацию работы по художественно-эстетическому развитию».

Педсовет №2.  «Развитие творческого потенциала личности дошкольника через организацию работы по художественно-эстетическому развитию».Цель: совершенствовать работу по художе...

Развитие творческого потенциала личности ребенка через театральную деятельность в современных условиях ДОУ

В данной статье автор рассказывает о театральной деятельности дошкольников в условиях ДОУ.  Он отмечает успешность данного вида деятельности на развитие личности ребенка...

«Развитие творческого потенциала личности дошкольника через организацию работы по художественно-эстетическому развитию»

Дошкольный возраст даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству и от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого че...

Консультация для воспитателей «Развитие творческого потенциала личности дошкольника через организацию работы по художественно-эстетическому развитию (КОНСТРУИРОВАНИЕ)»

Дошкольное детство – это период первоначального становления и развития личности.   Эмоциональный мир современных детей изменился, они стали более свободными, самостоятельными и активны...