Практикум "По ступенькам математики"
материал
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное
учреждение Квитокская средняя
общеобразовательная школа № 1
Практикум «По ступенькам математики» по теме самообразования
«Формирование элементарных математических представлений посредствам дидактических игр»
Подготовила: Ладченко Марина Геннадьевна, воспитатель
1 категории
Квиток, 2019
Теоретическая часть.
Математика – один из наиболее сложных предметов в школьном цикле, поэтому для успешного обучения ребенка в школе уже в детском саду необходимо расширять математический кругозор, повышать качество математической подготовки к школе. Это позволит детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активно использовать математические знания в повседневной жизни. Математические представления должны осваиваться дошкольником последовательно и систематически. С этой целью необходимо организовать образовательную деятельность, осуществляемую как в процессе организации различных видов деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения художественной литературы), так и в ходе режимных моментов; а также самостоятельную деятельность детей с применением разнообразных игровых средств.
В связи с реализацией федерального стандарта в дошкольном образовании произошли существенные изменения. Главным образом изменился подход к образовательной деятельности дошкольников. Одним из ведущих методов при проведении образовательных ситуаций, является игра.
Дидактическая игра составляет важнейшую базу для начала систематического обучения, именно в этом виде деятельности, происходит становление таких новообразований, как произвольность поведения, способность к мышлению, самоконтроль, творческое воображение, самостоятельность.
Условия эффективной педагогической деятельности по использованию дидактических игр в работе с дошкольниками:
1. Создание положительного эмоционального фона перед каждым ребенком.
2. Поощрение стремления детей предлагать свои собственные способы выполнения задания
3. Создание атмосферы заинтересованности каждого ребенка в работе и стимулирование детей к использованию разнообразных способов выполнения заданий без боязни ошибиться.
4. Индивидуально-дифференцированный подход к воспитанникам на каждом мероприятии.
Функции дидактической игры
Применение дидактических игр по формированию элементарных математических представлений начинается с раннего возраста.
Тренажер «Собери бусы»
Цель: помощник в решении простейших примеров и задач на сложение и вычитание
Задачи:
развивать умение решать простейшие примеры и задачи на сложение и вычитание;
воспитывать внимательность, усидчивость;
развивать мелкую моторику рук.
Материал: веревочка, бусинки (не более 10), цветовая гамма на ваш вкус.
Дети могут сначала посчитать все бусинки на тренажёре.
Затем решают простейшие задачи:
1) "На дереве висело пять яблок". (Отсчитывают пять яблок). Два яблока упало. (Отнимают два яблока). Сколько яблок осталось на дереве? (пересчитывают бусинки)
2) На дереве сидело три птички, к ним прилетело еще три птички. (Сколько птичек осталось сидеть на дереве)
Дети решают простейшие задачи как на сложение, так и на вычитание.
«Веселые фигуры»
Цель: формирование элементарных математических навыков.
Образовательные задачи:
- Закрепить умение различать геометрические фигуры по цвету, форме, размеру, учить детей систематизировать и классифицировать геометрические фигуры по признакам.
Развивающие задачи:
- Развивать логическое мышление, внимание.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать эмоциональную отзывчивость, любознательность.
На начальном этапе мы знакомим детей с названием геометрических фигур: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник. Затем мы знакомим с цветом, потом постепенно знакомим с геометрическими фигурами: круг, квадрат, треугольник и так далее, согласно образовательной программе. Задания можно давать различные в зависимости от возраста, способностей детей.
Задание для детей в возрасте 2-3 года (соотнесение по цвету)
- “Найди цветочки и фигуры такого же цвета, как шарик”.
Задание для детей в возрасте 3-4 года (соотнесение по форме)
- “Найди фигуры, похожие на кубик”.
Задание для детей в возрасте 4-5 лет (соотнесение по форме и цвету)
- “Найди фигуры, похожие на пирамиду такого же цвета”.
Задание для детей в возрасте 4-7 лет (соотнесение по форме)
“Найди предметы, похожие на параллелепипед (кирпичик)”.
«Один – много», «Лепбук»
Важным условием развития способностей и умений у детей дошкольного возраста является поддерживание долговременного интереса к занятиям, занятия должны приносить радость, проходить на эмоциональном подъеме. Среди широко используемых в практике игровых технологий можно выделить квест- технологию. Квест – это командная игра. Важнейшими элементами игры в жанре квеста являются собственно повествование и обследование мира, а ключевую роль в игровом процессе играют решение головоломок и задач, требующих от игрока умственных усилий.
Хочу поделиться опытом по использованию дидактических игр для формирования элементарных математических представлений на примере квест –игры «Приключение Нолика» в старшей группе.
Тема квест - игры выбрана в контексте изучаемой темы по ДООП Колесниковой Е.В «Математические ступеньки» и соответствует теме по самообразованию.
Цели и задачи игры соответствуют целевым ориентирам ФГОС в ДО, также возрастным возможностям воспитанников.
Цель: создать условия для повышения умственной активности детей в процессе усвоения математических представлений.
Задачи:
Обучающие:
- Закреплять навык прямого и обратного счета, о порядковом расположении цифр;
- Закреплять представления детей о геометрических фигурах: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник;
- Закреплять умение ориентироваться в пространстве относительно себя;
- Формировать мыслительные операции и навыки самостоятельной работы.
Развивающие:
- Развивать способность выполнять последовательные комплексы движений и совершать целенаправленные действия по выработанному плану;
- Развивать внимание, логическое мышление, речь, цветовое восприятие, мелкую моторику, усидчивость, глазомер, память;
- Развивать речь, умение аргументировать свои высказывания.
Воспитательные:
- Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно;
- Воспитывать желание помогать героям сказки ;
- Формировать навыки взаимоконтроля, самоконтроля.
Планируемый результат: знают количественный и порядковый счет в пределах десяти, соотносят количество предметов и соответствующую цифру, знают геометрические фигуры круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, проявляют готовность к сотрудничеству.
Методы и приемы:
Практический (моделирование, использование сюрпризных моментов, игр, упражнений).
Наглядный (использование карточек).
Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей).
Предварительная работа: дидактические игры, рассматривание опорных картинок.
Материалы: конверты, карта, магнитная доска, коробка с разрезная картинка - «Лес», ткань, имитирующая реку, дощечки с цифрами от 1 до 10, «Кораблик» (схема), «Строительный набор Поликарпова» карточка с загадкой, картинка - «Гусеница», конверт с цветными кругами: зеленого, желтого, голубого и розового цвета, подарки – сюрпризы, гелевые шары, ИКТ.
Практическая часть
Участники игры – воспитатели.
Приветствие «Доброе утро!»
(Создание благоприятного психологического климата.)
«Письмо от Нолика»(создание условий для формулирования задач, создание игровой проблемной ситуацию)
Разминка
Сколько углов у квадрата?
Яблоко круглое или треугольное?
Что меньше шесть или три?
(создание игровой ситуации «Произнеси волшебные слова»)
Игровое задание № 1«Собери картинку»
(Вовлечь в совместную деятельность, задать вопросы, стимулировать процесс мышления, способствовать тому, чтобы дети самостоятельно разрешали возникающие проблемы. предоставить возможность обсудить, найти решение)
Игровое задание № 2 (по группам)
«Восстанови мост» (разложить «дощечки» по порядку )
«Построй кораблик» (конструирование по схеме из строительного материала Поликарпова)
(Задать вопросы, стимулирующие процесс мышления. Инициировать поиск ответов на вопросы)
Физкультурная минутка
Игровое задание №3 «Наряди гусеницу» (порядковый счет)
(Способствовать тому, чтобы дети самостоятельно разрешали возникшие проблемы, вопросы, стимулирующие процесс мышления.)
Игровое задание № 4 «Найди число» -
соотнести количество предметов на карточке с цифрой (работа в группах)
посчитать предметы на карточке и найти соответствующую цифру.
(стимулировать проявление любознательности, интереса.)
«Письмо Нолику»
Рефлексия.
Подведение итогов в форме беседы – словесного метода (прием – вопросы к детям).
Дыхательное упражнение «Настроение».
Совместная игра педагога и детей (квест – игра) достаточно эффективна, динамична. Игровые события квеста способствуют проектированию совместной деятельности педагога и воспитанников, создают игровую мотивацию.
Таким образом, систематическая и правильно организованная работа по применению дидактических игр в воспитательно – образовательном процессе привела к повышению познавательного интереса детей дошкольного возраста, что побуждает меня продолжать подбирать и эффективно использовать дидактические игры в своей деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практическое применение художественно-познавательного материала для изучения математики на основе любимых детьми персонажей сказок и мультфильмов в программе «Математические ступеньки 4-5 лет (средняя группа)»
Обучение лучше осуществлять в естественном, самом привлекательном для дошкольника виде деятельности – в игре. Достоинства игровой деятельности известны всем. В процессе игры развиваются целеполагание,...
Презентация к занятию 2. Тема "Свойства предметов". Петерсон Л. Г., Холина Н.П. Раз - ступенька, два - ступенька...Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации.
Материал для занятия старший возраст (5 - 6 л). Данная презентация позволяет провести занятие в увлекательной форме, эмоционально увлечь детей. Цель: 1) Закрепить представления детей о свойствах пред...
Кружок по математики "Математические ступеньки"
Рабочая программа по кружку "Математические ступеньки" для подготовительной к школе группы....
ЗАНЯТИЕ ПО МАТЕМАТИКЕ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ «По математическим ступенькам»
Программное содержание: - выявить у детей полученные знания, представления, умения, которые они получили на занятиях по математике: закрепить умение ориентироваться в пространстве и на плоскости, уточ...
Рабочая программа по дополнительному образованию Кружка«Ступеньки творчества» ( с использованием палочек Кюизенера, игры и упражнения по обучению математике детей 5-7 лет)
Пояснительная запискаРабочая программа по дополнительному образованию кружка «Ступеньки творчества» ОО «Познание» (для детей 5-7лет).Одна из важнейших задач воспита...
Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина «Раз – ступенька, два – ступенька….» Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации
Методическое пособие по развитию математических представлений детей 5-6 и 6-7 лет является частью непрерывного курса математики «Школа 2000…». Включает краткое описание концепции, п...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Ступеньки Математики».
Актуальность представленной программы заключается в том, что готовность к обучению в школе является приоритетной задачей для родителей на данном этапе жизни ребенка. Интеллектуальная готовность ...