Практическое применение художественно-познавательного материала для изучения математики на основе любимых детьми персонажей сказок и мультфильмов в программе «Математические ступеньки 4-5 лет (средняя группа)»
учебно-методический материал по математике (средняя группа) на тему
Обучение лучше осуществлять в естественном, самом привлекательном для дошкольника виде деятельности – в игре. Достоинства игровой деятельности известны всем. В процессе игры развиваются целеполагание, планирование, умение анализировать результаты, воображение, символическая функция сознания. Несомненным достоинством игры является и внутренний характер мотивации. Дети играют потому, что им нравится сам игровой процесс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 18.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка.
Практическое применение художественно-познавательного материала для изучения математики на основе любимых детьми персонажей сказок и мультфильмов в программе «Математические ступеньки 4-5 лет (средняя группа)»
Обучение лучше осуществлять в естественном, самом привлекательном для дошкольника виде деятельности – в игре. Достоинства игровой деятельности известны всем. В процессе игры развиваются целеполагание, планирование, умение анализировать результаты, воображение, символическая функция сознания. Несомненным достоинством игры является и внутренний характер мотивации. Дети играют потому, что им нравится сам игровой процесс.
В течение учебного года с детьми проводились занятия по программе «Математические ступеньки» с использованием рабочих тетрадей «Я считаю до пяти» с дошкольниками 4-5 лет.
Для занятий были сформированы группы из 8 детей, с которыми еженедельно проводились занятия продолжительностью 15-20 минут.
Весь курс обучения рассчитан на 32 занятия, однако, в связи с тем, что не все дети могли выполнить сразу четыре задания, предлагаемые на одном занятии, с некоторыми детьми проводились не одно, а два занятия - что зависело как от предыдущей подготовки, так и от индивидуальных особенностей ребенка.
В процессе обучения продолжена работа, начатая в младшей группе. Дети закрепляли понятия один и много, упражнялись в сравнении двух групп предметов, учатся устанавливать равенство и неравенство, считать по образцу и названному числу. С этой целью им, например, предлагались следующие задания: нарисовать рыбок столько же, сколько нарисовано пингвинов; нарисовать в нижнем прямоугольнике на один кружок больше, чем в верхнем.
Большое внимание в средней группе уделялось отражению в речи детей результатов сравнения: рыбок меньше, чем пингвинов, а пингвинов больше, чем рыбок; 3 меньше, чем 4, а 4 больше, чем 3. Это подготавливает их к осознанию понятий больше — меньше.
Достижение положительных результатов в образовании невозможно без тесного сотрудничества воспитателя с родителями. На проводимых родительских собраниях они познакомились с программой «Математические ступеньки». Также получали нужную информацию в индивидуальных беседах и через информационный стенд группы. Один раз в полугодие проводились открытые занятия, на которых родители могли увидеть своего ребенка в коллективе сверстников и лучше понять, какие у него есть проблемы.
В книге Михайловой 3.А. и Чеплашкиной И.Н. «Математика — это интересно. Игровые ситуации для детей дошкольного возраста. Диагностика освоенности математических представлений: Методическое пособие для педагогов ДОУ» прекрасно описаны различные игровые ситуации для детей дошкольного возраста. Они включают: игровой сюжет (краткое изложение основных событий), описание игрового материала, используемого на занятии, учебно-игровые задачи, развитие сюжета (Играем! Познаем! Думаем!) с последующим обсуждением и выполнением упражнений в рабочих тетрадях. Всё необходимое оборудование при этом можно изготовить самостоятельно совместно с детьми из картона, фанеры, цветной бумаги, коробок, пластмассовых емкостей и т.д. Также в книге предложена диагностика освоенности математических представлений детьми 3—7 лет.
Используя принципы построения игровых ситуаций описанных в этой книге можно изготовить на основе любимых персонажей детских сказок и мультфильмов художественно-познавательный материала для активизации интереса к изучению детьми математики. Мною был изготовлен и применялся в практической деятельности для изучения математики художественно-познавательный материал на основе любимых персонажей детских сказок и мультфильмов. Для этого использовались различные персонажей из мультфильма «Мадагаскар».
Для примера рассмотрим проведение занятия по изучению цифры три, построенное с использованием игровых ситуаций.
Самолёт
Игровой сюжет. Лев Алекс очень скучает по своим родственникам живущим в Африке. Его друзья Глория и Мелман утешают его. А пингвины решают ему помочь и построить самолёт. По их данным на старом аэродроме есть много разных частей для постройки самолёта…
Игровой материал. Фигурки льва Алекса, пингвинов – Шкипера, Ковальски, Прапора и Рико, гиппопотама - Глории, жирафа - Мелмана, лемура - Короля Джулиана, рыбок.
Детали для строительства самолёта и моста в виде геометрических фигур. Билеты на самолёт, настенные часы.
Учебно-игровые задачи.
• Упражнение в группировке предметов по 3 и определении количества групп, узнавании времени по часам.
• Определение вариантов состава числа 3.
• навыков в процессе нахождения предмета по ориентирам (цифрам).
Играем! Познаем! Думаем!
Пингвины решают добраться до старого аэропорта и собрать самолёт. Но сначала им надо наловить каждому по 3 рыбки. Дети считают, сколько поймал рыбок каждый пингвин и сколько получилось групп (ПРИЛОЖЕНИЕ 2, ПРИЛОЖЕНИЕ 3).
Пингвины приходят на аэродром и начинают собирать части самолёта. Дети называют геометрические фигуры, из которых состоит самолёт, считают количество шасси, иллюминаторы.
Пингвины знают, что в зоопарк им надо вернуться к обеду до 3 часов дня. Переводя стрелки на часах, воспитатель спрашивает, сколько полных часов оказалось в распоряжении пингвинов.
Наконец пингвины собрали все части самолёта и хотят унести их в зоопарк. Но старый мост не выдержит такой вес – необходимо построить новый из брёвен. Все брёвна разной длинны – детям необходимо найти самое длинное, на него положить следующее по длине и так уложить все брёвна.
И вот мост построен. Пингвины добрались до своей мастерской. Теперь можно собирать из частей самолёт. Дети помогают пингвинам, собирать самолёт называя геометрические фигуры из которых он состоит (Приложение 4).
После сборки самолёта пингвины приглашают других зверей полететь с ними в Африку. Они раздают всем билеты на самолёт. Дети должны помочь зверям найти на плане свои места в самолёте (3 ряда кресел по 3 мест а в ряду) (ПРИЛОЖЕНИЕ 5, ПРИЛОЖЕНИЕ 6).
После того как звери нашли свои места, самолёт улетает.
Воспитатель предлагает детям придумать продолжение сказки.
Обсуждаем! Педагог обращается к детям:
— Почему бывает важно выяснить, который сейчас час?
— Если самолёт улетает в Африку в 3 часа, а до аэродрома зверям надо ехать в течение часа, то когда им следует выходить из дома? (Детям предлагается модель часов.)
— Льву Алексу исполнился 1 год. А сколько лет ему будет через год? А через два?
Далее используя рабочую тетрадь «Я считаю до пяти» (ПРИЛОЖЕНИЕ 7) дети:
- Пишут цифру три по точкам.
- Находят ее среди множества других цифр.
- Дети заштриховывают и закрашивают количество предметов, которое эта цифра обозначает.
Дети знакомятся с порядковым счетом, повторяют ранее пройденный материал (ПРИЛОЖЕНИЕ 8, ПРИЛОЖЕНИЕ 9), слушая известные им сказки и литературные произведения, что делает процесс обучения увлекательным и соответствует психологическим особенностям дошкольника.
При проведении занятий не стоит забывать и о физической культуре на них дети выполняют несложные движения под музыку или по тексту стихотворений, что способствует развитию мелкой моторики, основных движений.
В заключительной части занятия воспитатель подводит итоги - поощряя наиболее активных детей словесно и раздавая им небольшие подарки, делает для себя выводы об усвоении материала и о необходимости индивидуальных занятий с отдельными детьми.
Аналогичным образом была построена вся работа с детьми средней группы по изучению математики в течении года, с использованием художественно-познавательного материала разработанного на основе персонажей мультфильмов «Пингвины Мадагаскара» и «Мадагаскар».
Следует отметить что, дети при использовании художественно-познавательного материала разработанного на основе персонажей мультфильмов «Пингвины Мадагаскара» и «Мадагаскар» гораздо активнее, чем обычно, включались в процесс получения знаний – они охотно выполняли все задания, сами придумывали продолжения историй и хорошо усваивали пройденный материал.
Таким образом, стало очевидно, что в процессе обучения необходимо широкое применение разнообразного интересного для детей художественно-познавательного материала, который способствует самостоятельной работе ребёнка, повышает активность в освоении умений и представлений и делает данный процесс освоения знаний более эффективным. Этот художественно-познавательный материал может быть использован детьми и в самостоятельном освоении нового и формировании практических умений и навыков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа «Математические ступеньки» (Е.В. Колесникова «Математические ступеньки» для детей 5-7 лет.)
Программа «Математические ступеньки» составлена на основе программы Е.В. Колесниковой «Математические ступеньки» для детей 5-7 лет....
ПРОГРАММА «Математические ступеньки» Развитие математических представлений в подготовительной группе кратковременного пребывания
Программа предназначена для работы с детьми подготовительной группы кратковременного пребывания....
Положение о конкурсе детских рисунков "Мои любимые герои татарских сказок и мультфильмов"
Организация конкурсов в ДОУ....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ «МАТЕМАТИЧЕСКИЕ СТУПЕНЬКИ» Е.В. КОЛЕСНИКОВОЙ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ 15 МБДОУ 72 г.ХОТЬКОВО
Программа «Математические ступеньки» составлена на основе авторской парциальной программы Е.В. Колесниковой «Математические ступеньки» для детей 5-7 лет. Образовател...
Программа дополнительного образования по обучению математике для работы с детьми 6 лет в дошкольном образовательном учреждении. «Математические ступеньки»
Пояснительная запискаПроблема развития математических способностей детей дошкольного возраста принадлежит к числу острейших методических проблем последних десятилетий. При этом игра является основной ...
Развитие математических представлений у дошкольников на примере парциальной программы «Математические ступеньки» Е.В. Колесниковой.
Презентация и текст к ней по теме: Развитие математических представлений у дошкольников на примере парциальной программы «Математические ступеньки» Е.В. Колесниковой....
Программа дополнительного образования по формированию элементарных математических представлений у детей в средней группе «Занимательная математика»
В настоящее время проблема формирования элементарных математических представлений является одной из наиболее важных и актуальных задач в рамках подготовки детей к школе. Математика представляет широки...
- Мне нравится (1)