Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Ступеньки Математики».
рабочая программа по математике (подготовительная группа)
Актуальность представленной программы заключается в том, что готовность к обучению в школе является приоритетной задачей для родителей на данном этапе жизни ребенка. Интеллектуальная готовность ребёнка (наряду с эмоциональной психологической готовностью) является важной для успешного обучения в школе, взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Современный педагог должен «не столько научить ребёнка читать и писать, сколько «приохотить» его к учёбе на протяжении всей жизни». Поэтому формирование основ умения учиться и способности организации своей деятельности – одна из важнейших задач воспитания и обучения нынешнего дошкольника.
Правильно организованная образовательная деятельность даёт возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях, способствует воспитанию любознательного, самостоятельного, успешного ребёнка. Всё это является очень важным и необходимым для успешного обучения в школе, адаптации ребёнка в обществе сверстников, в постоянно меняющемся социуме. Программа создает условия, которые помогут дошкольнику поверить в свои силы и быть успешным в учебной деятельности.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Ступеньки математики» разработана в соответствии с требованиями следующих нормативно-правовых документов:
-Конвенции о правах ребенка,
-Нормативных документов федерального и муниципального уровней:
-Декларацией прав ребенка (Провозглашена резолюцией 1386 (XIV)
Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1959 года);
-Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273- ФЗ;
- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196;
- В соответствии с действующими Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_2022-2023_stupenki_matematiki_kolosova_e.v.docx | 133.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
социально-педагогической направленности
«Ступеньки Математики».
Возраст детей: 6-7 лет
Срок реализации: 1 год.
Автор-составитель:
Колосова Екатерина Валерьевна,
педагог дополнительного образования
с. Печерск, 2022г.
1. Пояснительная записка
Фундаментом всей образовательной системы является дошкольное образование. С него начинается закладка будущей личности, в последующем определяющая характер развития ребенка.
Обучение в школе – это переломный момент в жизни ребенка. С него наступает новый этап в развитии дошкольника. Меняются образ жизни ребенка, условия его деятельности, взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. К моменту поступления в школу для успешного усвоения учебной программы и выполнения школьных обязанностей дошкольник должен достичь определенного уровня развития, как физического, так и психического. В совокупности это обеспечивает осознанное желание учиться, умение сосредотачиваться, подчиняться правилам, выстраивать доверительные отношения с учителем и сверстниками.
Математика сопровождает нас всю жизнь. Чем раньше ребенок поймет и усвоит азы математики, тем лучше. Знания и умения, приобретенные в дошкольном возрасте, фундамент для дальнейшего развития.
Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному воспитанию дошкольника.
Современные достижения требуют от человека мыслить абстрактно, значит необходимо развивать логическое мышление детей дошкольного возраста. Представленная программа обеспечивает развитие познавательного интереса, акцентирует на стремление к получению знаний, положительной мотивации к дальнейшему обучению в школе.
Направленность (профиль) программы.
Программа по подготовке детей к школе «Ступеньки математики» имеет социально-педагогическую направленность и способствует развитию мотивации ребенка к познанию и творчеству, созданию условий для всестороннего развития личности ребенка.
1.1 Актуальность.
Актуальность представленной программы заключается в том, что готовность к обучению в школе является приоритетной задачей для родителей на данном этапе жизни ребенка. Интеллектуальная готовность ребёнка (наряду с эмоциональной психологической готовностью) является важной для успешного обучения в школе, взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Современный педагог должен «не столько научить ребёнка читать и писать, сколько «приохотить» его к учёбе на протяжении всей жизни». Поэтому формирование основ умения учиться и способности организации своей деятельности – одна из важнейших задач воспитания и обучения нынешнего дошкольника.
Правильно организованная образовательная деятельность даёт возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях, способствует воспитанию любознательного, самостоятельного, успешного ребёнка. Всё это является очень важным и необходимым для успешного обучения в школе, адаптации ребёнка в обществе сверстников, в постоянно меняющемся социуме. Программа создает условия, которые помогут дошкольнику поверить в свои силы и быть успешным в учебной деятельности.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Ступеньки математики» разработана в соответствии с требованиями следующих нормативно-правовых документов:
-Конвенции о правах ребенка,
-Нормативных документов федерального и муниципального уровней:
-Декларацией прав ребенка (Провозглашена резолюцией 1386 (XIV)
Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1959 года);
-Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273- ФЗ;
- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196;
- В соответствии с действующими Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
1.2 Отличительной особенностью программы.
Отличительной особенностью программы является то, что в последние годы возросла потребность в эффективных методах воспитания и образования детей дошкольного возраста. Данная программа предусматривает увлекательную игровую форму занятий и обеспечивает возможность индивидуального подхода к каждому ребенку. В ходе реализации программы предусмотрены различные виды деятельности: игры, рисование, штриховка, запоминание и воспроизведения рисунков и таблиц, упражнения на развитие слуховой, зрительной и двигательной памяти, поиск закономерности и т.д. Необходимость объяснять свои действия заставляет детей строить умозаключения, что способствует развитию мышления и речи.
Содержание образовательной программы направлено на:
∙ создание условий для развития личности ребенка;
∙ развитие мотивации личности к познанию и творчеству;
∙ приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;
∙ развитие универсальных учебных действий в рамках дополнительного образования;
∙ обеспечение преемственности содержания различных видов образования;
∙ целостность процесса психического и физического, умственного и духовного развития личности ребенка;
∙ обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
∙ укрепление психического и физического здоровья;
∙ положительную социализацию ребенка;
∙ профилактику асоциального поведения; формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества.
При реализации программы педагог опирается на основные принципы дидактики:
Научность: обучающиеся предлагаются для усвоения подлинные, прочно установленные наукой знаний и используются методы обучения, по своему характеру приближающиеся к методам изучаемой науки.
Учет возрастных особенностей: доступность обучения определяется возрастными особенностями учащихся и зависит от их индивидуальных особенностей, а так же от особенностей организации учебного процесса. Опора на интерес: содержание программы и формы занятий выстраиваются педагогом таким образом, чтобы развить и закрепить естественный интерес детей к загадкам и тайнам исторического прошлого.
Систематичность и последовательность: логическое построение программного материала и каждой темы в отдельности с использованием межпредметных связей, обобщения и систематизации.
Доступность: педагог учитывает индивидуальную обучаемость каждого ребенка, организует работу учащихся по микрогруппам с более или менее одинаковой степенью обучаемости, использует арсенал наглядных пособий, ясность и эмоциональность изложения нового материала.
Связь теории с практикой: глубокое осмысление жизненных фактов, связанных с изучаемыми явлениями и применением в личной жизни ребенка полученных навыков.
1.3 Адресат программы.
Программа по подготовке дошкольников к обучению в школе «Ступеньки математики» рассчитана на детей 6–7 лет.
В дошкольном возрасте дети располагают значительными резервами развития. Признаком возраста является начинающееся становление личности, овладение творческой деятельностью, познание и имитация мира человеческих взаимоотношений. Социальная ситуация развития характеризуется разделением системы отношений на две ветви: «ребенок – взрослый» и «ребенок-ребенок». Главной направленностью жизнедеятельности является игра, ведущей деятельностью становится сюжетно-ролевая игра. Кризисным моментом возраста является демонстративное поведение, отказ от правил и обязанностей. Появляется потребность в общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности. Для мотивационной сферы характерно соподчинение мотивов. Возраст характеризуется развитым самосознанием, наглядно-образным мышлением, непроизвольной памятью, правильной речью, целенаправленным анализирующим восприятием. Начинает появляться произвольная память и словесно-логическое мышление.
Объем программы. Данный курс рассчитан на 1 год обучения для детей дошкольного возраста. Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения – 36 часов.
Формы организации образовательного процесса: очная форма.
Виды занятий по программе определяются содержанием программы и предусматривают следующие занятий:
- сюжетные занятия интегрированного характера, включающие беседы, игры, творческие задания, работу в рабочих тетрадях;
- физкультурные занятия с включением подвижных игр.
Виды занятий по программе определяются содержанием программы и предусматривают занятия интегрированного характера, а также беседы, игры, творческие задания, работу в рабочих тетрадях.
Срок освоения программы: один год обучения в количестве 36 часов
с учебной нагрузкой 1 час в неделю.
Режим занятий: 1 раз в неделю во второй половине дня, продолжительностью для детей 6-7 лет – 30 минут согласно нормам СаНПина.
1.4 Цель и задачи.
Цель: развитие интеллектуальных способностей, познавательной активности, интереса детей к математике и желанию творчески применять полученные знания.
Задачи:
Обучающие: |
|
Развивающие:
∙ развивать умения познавательной деятельности;
∙ развивать умения презентовать результаты познавательной деятельности;
∙ развивать умения сравнивать, выделять главное, классифицировать, приводить примеры, устанавливать взаимосвязь между явлениями;
∙ развивать умения синтезировать как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, выполнением недостающих элементов;
∙развивать умения сравнивать и сопоставлять; выделение общего и различного; осуществление классификации; установление аналогии; самостоятельный выбор способов задач в зависимости от конкретных условий; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форм
- Развитие памяти, внимания, образного и логического мышления;
Воспитательные:
∙ Формирование устойчивой мотивации к занятиям;
- реализовать самостоятельную творческую деятельность;
- формировать благоприятный психологический климат группы;
- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку заниматься вместе.
1.5 Планируемые результаты освоения программы
Предметные результаты
- Называть числа в прямом и обратном порядке в пределах 20;
- Пользоваться арифметическими знаками действия, соотносить цифру с числом, решать и составлять задачи;
- Различать геометрические фигуры;
- Знать что такое «Цифра», «Число», «Клетка»;
- Умеет правильно пользоваться карандашом, ручкой и другими графическими материалами;
- Уметь писать графические диктанты;
- Уметь при раскрашивании фиксировать границы рисунков;
- Уметь ориентироваться в тетради, рисовать различные элементы и узоры;
- Уметь показывать и называть предмет расположенный левее (правее), выше (ниже) данного предмета; предмет, расположенный между данными предметами;
- Выполнять на слух инструкции.
Личностные результаты
- Иметь устойчивую мотивацию к занятиям;
- Соблюдать правила поведения в школе, осознавая свою позицию ученика;
- Идентифицировать себя членом творческого объединения;
- Уметь соотносить теоретические знания и практические
действия;
- Уметь адекватно оценивать результаты деятельности;
- Проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности (игре, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании);
- Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
Метапредметные результаты
Регулятивные
- Умеет ставить цель и планировать свои учебные действия;
- Умеет оценивать, корректировать, анализировать свои поступки, осуществлять контроль и самоконтроль;
- Умеет признавать свои ошибки и исправлять их;
- Имеет чувство ответственности.
Познавательные
- Имеет навык познавательной деятельности;
- Умеет различать виды учебной и игровой деятельности;
- Умеет фиксировать результат познавательной деятельности и применять полученные знания в других областях знаний и практической деятельности;
- Умеет сравнивать, выделять главное, классифицировать, приводить примеры, устанавливать взаимосвязь. Может осмысленно высказывать свое отношение к данным фактам и явлениям.
Коммуникативные
- Умеет работать в группе, ожидая своей очереди;
- Умеет общаться со взрослыми и ровесниками;
- Имеет навык выполнения коллективных творческих и исследовательских проектов.
Для педагога
- Повысить профессиональный рост педагога, его теоретический уровень;
- Внедрить современные формы и методы работы по интеллектуально-познавательному развитию воспитанников.
Условия реализации программы:
Формой осуществления образовательного процесса является учебная группа, с постоянным составом. Занятия проводятся в естественной для ребенка среде, то есть помещение группы. Информационное обеспечение образовательной деятельности реализуется с использованием специальной образовательной, научно-популярной и художественной литературы, интернет источников, видео- и фото-материалов по темам программы.
1.6 Формы аттестации/контроля
1. Наблюдение – на занятиях.
2. Срезовые задания (устный опрос, собеседование, тестовые задания, индивидуальные карточки с заданиями различного типа) по программе для определения уровня освоения программы, осведомленности в проблемах.
3. Игры (дидактические, подвижные, интерактивные), позволяющие решать поставленные задачи с обучающими путем активизизации мыслительных процессов и познания нового.
4. Демонстрационные: организация конкурсов, соревнований.
5. Творческие задания: изо – деятельность, КВН, интеллектуальные игры.
6. Занятие комплексного контроля.
1.7 Педагогическая диагностика.
Реализация программы дополнительного образования «Безопасная дорога» предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования)
Педагогическая диагностика проводится 2 раза в год: в начале года (сентябрь) с целью определения уровня развития детей, и в конце года (май) с целью определения уровня освоения воспитанниками образовательной программы. Результаты педагогической диагностики используются исключительно для решения следующих образовательных задач:
- индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
- оптимизации работы с группой детей.
В ходе образовательной деятельности педагоги создают диагностические ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику детей и скорректировать свои действия
Диагностирование знаний по ФЭМП у детей 6-7 лет.
Критерии/ показатели:
Умение самостоятельно считает, уменьшает и увеличивает число на единицу, сравнивает группы предметов, считает в прямом и обратном порядке.
Умение решать простые задачи на уменьшение и увеличение.
Определяет состав числа.
Умение измерять с помощью условных мерок (линейка, счёт по заданной мере).
Сформированность представления о геометрических фигурах.
Способность ориентируется в пространстве и времени.
Умение "читать" простую схему, способ и последовательность выполнения действий.
Проявление инициативы и творчества в интеллектуальных играх.
Высокий (3 балла) - Ребёнок самостоятельно считает, уменьшает и увеличивает число на единицу, сравнивает группы предметов, считает в прямом и обратном порядке, различает количественный и порядковый счёт. Устанавливает связи между числом, цифрой, количеством. Решает простые задачи на уменьшение и увеличение. Определяет состав числа. Определяет место числа среди других чисел ряда. Самостоятельно измеряет с помощью условных мерок (линейка, счёт по заданной мере).
Имеет чёткие представления о геометрических фигурах. Делает обобщение "многоугольник". Владеет способом воссоздания геометрических фигур, силуэтов по описанию, представлению. Выделяет самостоятельно основания классификации, определяет наличие и отсутствие свойства (красные, небольшие, некруглые фигуры).
Легко и свободно ориентируется в пространстве и времени.
"Читает" простую схему, способ и последовательность выполнения действий. Свободно пользуется условными обозначениями.
Проявляет инициативу и творчество в интеллектуальных играх.
Знания и представления математического содержания активно отражает в речи.
Средний (2 балла) - Ребёнок правильно определяет совокупность предметов на основе счёта, сравнивает числа, уменьшает и увеличивает число на единицу, считает в прямом и обратном порядке, различает количественный и порядковый счёт, соотносит количество предметов с цифрой. Решает задачи, но допускает ошибки, которые в состоянии сам исправить.
С помощью воспитателя на основе практических манипуляций определяет состав числа. При определении места числа среди других чисел допускает ошибки, но исправляет их. Затрудняется в измерении и счёте с помощью условных мерок, но с помощью воспитателя справляется с заданием.
Имеет представления о геометрических фигурах. С помощью воспитателя делает обобщение "многоугольник". Затрудняется в выделении изменений при смене основания классификации, а также в определении наличия и отсутствия свойства.
Ориентируется в пространстве и времени.
Самостоятельно выполняет заданные действия, поясняет их последовательность. Может "расшифровать" условные обозначения.
Результаты деятельности носят, в основном, воспроизводящий (нетворческий) характер.
С помощью воспитателя выражает в речи свои знания, представления математического содержания.
Низкий (1 балл) - Ребёнок правильно определяет количество предметов на основе счёта, уменьшает и увеличивает число на единицу, но допускает ошибки, соотносит количество предметов с цифрой. Ошибается при определении места числа среди других чисел.
Выделяет свойства предметов (двух-трёх), определяет наличие /отсутствие признака.
Путается в определении временных и пространственных отношений.
Выполняет действия в заданной последовательности.
В деятельности пользуется образцами, инициативы и творчества не проявляет.
Затрудняется в речевом выражении своих мыслей, действий.
ФИО\критерии | начало года | конец года | ||||||||||||||
Умение самостоятельно считает, уменьшает и увеличивает число на единицу, сравнивает группы предметов, считает в прямом и обратном порядке. | Умение решать простые задачи на уменьшение и увеличение. | Определяет состав числа. | Умение измерять с помощью условных мерок (линейка, счёт по заданной мере). | Сформированность представления о геометрических фигурах. | Способность ориентируется в пространстве и времени. | Умение "читать" простую схему, способ и последовательность выполнения действий. | Проявление инициативы и творчества в интеллектуальных играх. | Умение самостоятельно считает, уменьшает и увеличивает число на единицу, сравнивает группы предметов, считает в прямом и обратном порядке. | Умение решать простые задачи на уменьшение и увеличение. | Определяет состав числа. | Умение измерять с помощью условных мерок (линейка, счёт по заданной мере). | Сформированность представления о геометрических фигурах. | Способность ориентируется в пространстве и времени. | Умение "читать" простую схему, способ и последовательность выполнения действий. | Проявление инициативы и творчества в интеллектуальных играх. | |
1. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2.Содержательный раздел Программы
Программа «Ступеньки математики» предлагает интегрированное образовательное содержание для решения задач различных образовательных областей и всестороннее развитие детей:
- умственное развитие – дети получают и закрепляют знания, учатся логически мыслить, обобщать, составлять рассказы по темам, делиться жизненным опытом, грамотно излагать свои мысли, отвечать на вопросы;
- нравственное воспитание – на занятиях у детей формируется культура поведения в кругу сверстников и в семье. Учащиеся учатся уважению к окружающим людям;
- эстетическое воспитание – дети участвуют в конкурсах рисунков, плакатов, фотоконкурсах. На занятиях учащиеся работают с красочным наглядным материалом;
- трудовое воспитание – дети изготавливают необходимые пособия, макеты, дидактические игры для занятий по программе,
- физическое воспитание – на каждом занятии с детьми проводятся подвижные игры и различные двигательные игровые задания по темам.
Также образовательная деятельность, проводимая с детьми, имеет практическую направленность на формирование у детей самооценки, самоконтроля и умению применять полученные знания в жизни.
Материал, представляемый детям в рамках образовательной деятельности, постепенно усложняется, уточняется, дополняется, передается через традиционные и инновационные методы и формы организации образовательной деятельности с дошкольниками в соответствии с тематическим планом работы.
2.1. Содержание общеобразовательной общеразвивающей деятельности детей
Учебный план
№ п/п | Название раздела, темы | Кол-во часов | Формы аттестации/контроля | |||
Всего | Теория | Практика | ||||
Раздел 1 Арифметика. 29 ч | ||||||
1 | Состав чисел от 1 до 10.. Понятия десяток и единица | 8 | 1 | 7 | Наблюдение, опрос | |
2 | Количественный и порядковый счет в пределах 20. | 10 | 1 | 9 | Наблюдение, опрос | |
3 | Решение и составление арифметических задач. | 7 | 1 | 6 | Наблюдение, опрос | |
4 | Ориентировка в пространстве и во времени. Решение логических задач. | 4 | 4 | Наблюдение, опрос | ||
Раздел 2 Геометрия. 7 ч | ||||||
1 | Геометрические фигуры, что нас окружают. | 3 | 3 | Наблюдение, опрос | ||
2 | Знакомство с клеткой и линейкой. Понятия точка, отрезок прямая. | 2 | 1 | 1 | Наблюдение, опрос | |
3 | Графический диктант. | 2 | 2 | Наблюдение, опрос |
2.2 Содержание учебного плана
Представленная программа реализуется на основе авторских разработок и материалов передового педагогического опыта, что в сочетании способствует выстраиванию целостного педагогического процесса.
Занятия построены для обучения навыкам учебного сотрудничества. Материал, с которым работают дошкольники направлен на развитие познавательных способностей. Большое внимание уделяется игровым и занимательным моментам для поддержания интереса к занятию. Также в программу включены задания для подготовки руки к письму.
Раздел 1. Арифметика
Состав чисел от 1 до 10.. Понятия десяток и единица
Теория: систематизирование и закрепление математических представлений у детей, состав чисел от 1до 10, понятие десяток и единица.
Практика: Закреплять знания о соседях числа, состав чисел от 1 до 10. Систематизировать понятия «предыдущее, последующее». Закреплять знания детей о порядке и количестве, уметь называть по порядку и считать количество предметов в пределах 10. Систематизировать понятия: больше, меньше, знаки <, >. Закреплять понимание отношений между числами, развивать внимание, память, логические формы мышления.
Количественный и порядковый счет в пределах 20.
Теория: счет в пределах 20, обозначение чисел от 10 до 20.
Практика: закреплять счет в пределах 20. Закреплять знания детей о порядке и количестве, уметь называть по порядку и считать количество предметов в пределах20.Упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами, развивать внимание, память, логические формы мышления.
Решение и составление арифметических задач
Теория: понятия арифметическая задача, условия задачи; смысл арифметических операций сложение и вычитание, название и обозначение этих действий (знаки «+», «-»), математические знаки +,-,=.
Практика: учимся устному составлению задач по рисункам. Решение задач с опорой на наглядный материал; учимся читать математическую запись, правильно использовать математические знаки; закрепляем умение формулировать вопрос к задаче.
Ориентировка в пространстве и во времени. Решение логических задач.
Теория: Знакомство с календарями, их видами. Понятия год, время года, месяц, неделя. Знакомство с циферблатом часов, понятиями: час, минута, сутки. Понятия под, над, внизу, слева справа и т.д.
Практика: закрепляем умение ориентирования на плоскости (листе бумаги), в пространстве, чувство времени. Закрепляем умение ориентироваться в пространстве, закреплять умение строиться друг за другом, называя себя по порядку. учимся называть своё местоположение и местоположение предметов относительно других. Развиваем у детей приёмы мыслительной активности (анализ, сравнение, классификация, обобщение). Развивать мышление, учить слушать задачи и по тексту понимать, какое действие нужно сделать. Учимся мыслить, используя знания о связях между явлениями, выстроенные на их основе суждения и понятия.
Раздел 2 Геометрия
Геометрические фигуры, что нас окружают.
Теория: закрепление знаний об основных геометрических фигурах; знакомство с объемными фигурами;
Практика: Закрепляем представления о геометрических фигурах и их свойствах, развиваем умение классифицировать геометрические фигуры по определённым признакам. Дети учатся соотносить цвета, определять форму предметов, используя геометрические фигуры как эталон, создавать геометрические фигуры с помощью линейки.
Знакомство с клеткой и линейкой. Понятия точка, отрезок прямая.
Теория: знакомство с работой с линейкой. Понятия клетка, точка, отрезок, прямая.
Практика: развиваем умение сравнивать длину, размер предметов. Закрепляем знания детей о линейке, рассказать о её значении. Учимся проводить прямые линии и рисовать по линейке. Развиваем умение рисовать фигуры, используя линейку. Закреплять умение сравнивать полученные результаты, делать выводы и умозаключения.
Графический диктант.
Теория: знакомство с тетрадью в крупную клетку; понятие клетка, угол клетки.
Практика: сформирование у детей графические умения, необходимые для подготовки руки к обучению письму. Учимся слушать и слышать, сосредоточиться на том, что говорит воспитатель, четко выполнять указания сформируется умение фиксировать уголок клетки, видеть клетку. Закрепление умения ориентироваться на листе бумаги в клетку, развивали зрительное и слуховое восприятие, произвольность внимания и памяти. Развитие мелкой моторики и координации движений руки, формируют пространственное мышление.
2.3 Календарный учебный график
№ п/п | Месяц | Число | Время Проведе-ния занятия | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
1 | Сентябрь | 1 неделя | Интегрированное занятие | 1 | Порядковый и количественный счет от 1 до 10 | гр. помещение | Игра,, наблюдение | |
2 | 2 неделя | Интегрированное занятие | 1 | Состаы чисел 2,3,4. Математические знаки какие они? | гр. помещение | Игра,, наблюдение | ||
3 | 3 неделя | Интегрированное занятие | 1 | Состав чисел 5 и 6. Решение логических задач | гр. помещение | Игра,, наблюдение | ||
4 | 4 неделя | Интегрированное занятие | 1 | Геометрические фигуры вокруг нас | гр. помещение | Игра,, наблюдение | ||
5 | Октябрь | 1 неделя | Интегрированное занятие | 1 | Ориентировка во времени. Части суток. Решение логических задач | гр. помещение | Опрос, наблюдение | |
6 | 2 неделя | Интегрированное занятие | 1 | Состав чисел 7 и 8. Составление и решение математических задач. | гр. помещение | Опрос, наблюдение | ||
7 | 3 неделя | Интегрированное занятие | 1 | Состав чисел 9 и 10. Составление и решение математических задач. | гр. помещение | Опрос, наблюдение | ||
8 | 4 неделя | Интегрированное Занятие | 1 | Состав чисел от 1 до 10. Числовые домики | гр. помещение | Опрос, наблюдение | ||
9 | Ноябрь | 1 неделя | Интегрированное занятие | 1 | Сложение и вычитание чисел: смысл арифметических операций сложение и вычитание, название и обозначение этих действий (знаки «+», «-») | гр. помещение | Опрос, наблюдение | |
10 | 2 неделя | Интегрированное занятие | 1 | Понятие единица и десяток. 1часть | гр. помещение | Опрос, наблюдение | ||
11 | 3 неделя | Интегрированное занятие | 1 | Понятие единица и десяток. 2часть | гр. помещение | Опрос, наблюдение | ||
12 | 4 неделя | Интегрированное занятие | 1 | Знакомство с клеткой. Линейка. Единицы измерения | гр. помещение | Опрос, наблюдение | ||
13 | Декабрь | 1 неделя | Интегрированное занятие | 1 | Деление целого на части. Называние части от целого. Ориентировка на листе бумаги. | гр. помещение | Опрос, наблюдение | |
14 | 2 неделя | Интегрированное занятие | 1 | Учимся составлять задачи | гр. помещение | Игра,, наблюдение | ||
15 | 3 неделя | Интегрированное занятие | 1 | Счёт до 11. Обозначение числа 11 | гр. помещение | Игра,, наблюдение | ||
16 | 4 неделя | Интегрированное занятие | 1 | Счёт до 12. Обозначение числа 12 | гр. помещение | Игра,, наблюдение | ||
17 | Январь | 1 неделя | Интегрированное занятие | 1 | Понятия точка, отрезок прямая. | гр. помещение | Игра,, наблюдение | |
18 | 2 неделя | Интегрированное занятие | 1 | Задача. Решение и составление задач с опорой на наглядный материал | гр. помещение | соревнование | ||
19 | 3 неделя | Интегрированное занятие | 1 | Счёт до 13 Обозначение числа 13 | гр. помещение | Опрос, наблюдение | ||
20 | 4 неделя | Интегрированное занятие | 1 | Счёт до 14. Обозначение числа 14 | гр. помещение | Опрос, наблюдение | ||
21 | Февраль | 1 неделя | Интегрированное занятие | 1 | Дни недели. Решение логических задач | гр. помещение | Опрос, наблюдение | |
22 | 2 неделя | Интегрированное занятие | 1 | Графический диктант | гр. помещение | Опрос, наблюдение | ||
23 | 3 неделя | Интегрированное занятие | 1 | Счёт до 15. Обозначение числа 15 | гр. помещение | Опрос, наблюдение | ||
24 | 4 неделя | Интегрированное занятие | 1 | Счёт до 16. Обозначение числа 16 | гр. помещение | Опрос, наблюдение | ||
25 | Март | 1 неделя | Интегрированное занятие | 1 | Задача. Решение и составление задач с опорой на наглядный материал | гр. помещение | Опрос, наблюдение | |
26 | 2 неделя | Интегрированное занятие | 1 | Решение логических задач по картинкам. | гр. помещение | Опрос, наблюдение | ||
27 | 3 неделя | Интегрированное занятие | 1 | Счёт до 17. Обозначение числа 17 | гр. помещение | Опрос, наблюдение | ||
28 | 4 неделя | Интегрированное занятие | 1 | Счёт до 18. Обозначение числа 18 | гр. помещение | Опрос, наблюдение | ||
29 | Апрель | 1 неделя | Интегрированное занятие | 1 | Графический диктант | гр. помещение | Опрос, наблюдение | |
30 | 2 неделя | Беседа с включением творческих заданий | 1 | Счёт до 19. Обозначение числа 19 | гр. помещение | Опрос, творческое задание | ||
31 | 3 неделя | Интегрированное занятие | 1 | Геометрические фигуры вокруг нас. Объёмные геометрические фигуры1ч | гр. помещение | Опрос, наблюдение | ||
32 | 4 неделя | Интегрированное занятие | 1 | Счёт до 20. Обозначение числа 20 | гр. помещение | Опрос,, творческое задание | ||
33 | Май | 1 неделя | Интегрированное занятие | 1 | Геометрические фигуры вокруг нас .Объёмные геометрические фигуры 2 | гр. помещение | Игра,, наблюдение | |
34 | 2 неделя | Интегрированное занятие | 1 | Задача. Решение и составление задач с опорой на наглядный материал | гр. помещение | Игра, наблюдение | ||
35 | 3 неделя | Интегрированное занятие | 1 | Задача. Решение и составление задач с опорой на наглядный материал | гр. помещение | Игра, наблюдение | ||
36 | 4 неделя | Интегрированное занятие | 1 | Задача. Решение и составление задач с опорой на наглядный материал | гр. помещение | Игра, наблюдение |
3. Методическое обеспечение программы
3.1. Методические материалы
3.1.1. Дидактическое обеспечение реализации программы
Для реализации ДООП «Ступеньки математики» развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной». Образовательное пространство, материалы, оборудование и инвентарь в здании и на участке должны обеспечивать:
- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех обучающихся;
- двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, возможность участия в подвижных играх и соревнованиях;
- эмоциональное благополучие детей;
- возможность самовыражения детей.
В соответствии с данными требованиями, развивающая среда наполняется следующими (разнообразными) тематическими материалами:
Игрушки и игровое оборудование | Наглядно-дидактические пособия | Дидактические игры |
шахматы, шашки, нарды, лото-бочонки, кубики, часы, весы, игры Никитина, рамки-вкладыши Монтессори, Танграм, блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, игры Воскобовича | Модели числовых и временных отношений («Числовая лесенка», «Дни недели»). Календарь, модель календаря. Плакаты «Числа», «Геометрические формы» «Состав числа». | «Длинное - короткое» «Найди предмет» «Справа как слева» «Подбери фигуру» «Наш день» «Узнай и запомни» «Собери цветочек» «Саночки» «Помощь бабе Федоре» «Рыбалка» «пчелки» «Морское путешествие» «Портрет» «Почини платье» «Сказка по клеткам» |
3.1.2. Материально-техническое обеспечение программы
Занятия должны проводиться в помещении с хорошим освещением и вентиляцией. Для занятий необходимы столы и стулья, соответствующие росту детей.
Оборудование:
- Карандаши, фломастеры, краски, клей, ножницы, кисточка, альбомные листы.
- Счетные наборы.
- Плакаты «Цифры», «Геометрические фигуры», «Часы и время», «Сложения и вычитание», «Величина», «Математические знаки», и т.д.
- Сюжетные картинки для составления арифметических задач.
- Картотека логических задач.
- Дидактические игры.
- Ноутбук.
- Проектор.
- Картотека презентаций по темам программы.
3.1.3 Методические материалы:
- Колесникова Е.В., Я решаю арифметические задачи / ТЦ «Сфера», Москва, 2020
- Колесникова Е.В., Я решаю логические задачи / ТЦ «Сфера», Москва, 2020
- Колесникова Е.В., Геометрия вокруг нас / ТЦ «Сфера», Москва, 2020
- Лаврова Л. Н., И. В. Чеботарева Педагогическая диагностика в детском саду / ТЦ «Сфера», Москва, 2018
- Минкевич Л. В., Математика в детском саду. Подготовительная к школе группа/ издательство «Скрипторий 2003», Москва, 2018
- Маврина Л., Математика. От 1 до 10. Состав числа / издательство «Стрекоза», Москва, 2020
- Помораева И.А., Позина В.А., Формирование элементарных математических представлений: подготовительная к школе группа.
3.2. Краткое описание общей методики работы
3.2.1. Методы обучения:
∙ Информационно-рецептивный (беседы, лекции, просмотры видеофильмов, знакомство с иллюстративным материалом).
- Репродуктивный (практическое повторение за педагогом теоретических понятий, видом деятельности: работа со схемами, таблицами, рисунками).
∙ Эвристический (проигрывание сказок, обсуждение, рассуждения на тему, рисунок на тему, макетирование).
Эти методы используются в различном сочетании друг с другом, при этом ведущим остается репродуктивный метод, позволяющий детям усваивать и осмысливать материал, проводя эксперименты, наблюдения, выполняя действия с предметами, моделями геометрических фигур, зарисовывая, раскрашивая и т.д. Большое внимание уделяется формированию умений общаться с педагогом, с другими детьми, работать в одном ритме со всеми, когда это необходимо, работать со счетным и геометрическим материалом, пользоваться тетрадью с печатной основой и т.д. Использование специально отобранного содержания обучения и методов работы с ним поможет и позволит приблизить общее развитие детей на уровень, необходимый для успешного изучения программного материала начальной школы.
3.2.2. Педагогические технологии:
Технология развивающего обучения: предполагает взаимодействие педагога и учащихся на основе коллективнораспределительной деятельности, поиске различных способов решения учебных задач посредством организации учебного диалога в образовательной и учебной деятельности учащихся. Методические особенности – проблемное изложение учебного материала, использование метода учебных задач, организация коллективно-распределительной деятельности.
Личностно-ориентированное обучение: Человек – уникальная личность и именно это является одним из основных постулатов личностноориентированного обучения. Главными компонентами этого подхода являются признание уникальности каждого учащегося и его индивидуальной учебной деятельности. Задача педагога: не передача знаний, умений и навыков, а организация такой образовательной среды, которая позволяет всем учащимся опираться на свой потенциал и соответствующую технологию обучения. В процессе занятий создается совместная образовательная деятельность, которая направлена на индивидуальную самореализацию учащихся и развитие их личностных качеств.
Проблемное обучение: имеет в своей основе личностную ориентацию. Весь образовательный процесс строится на совместном решении проблемных задач. Изучаемый материал преподается не столько в виде готовой информации, сколько мотивирует к поиску ответов с использованием различных методов обучения.
Здоровьесберегающие технологии: правила техники безопасности выполняются всеми участниками образовательного процесса - педагогом и учащимися. В течение учебного года педагог проводит серию инструктажей по темам:
• Правила поведения на занятиях
• Правила поведения при проведении массовых праздников
Во время освоения этих правил и норм поведения у учащихся формируется ценностное отношение к собственному здоровью, здоровому образу жизни. Кроме инструктажей, в рамках реализации программы широко применяются специальные методы здоровьесбережения:
∙ беседы о ЗОЖ,
∙ физ.минутки,
∙ подвижные игры и упражнения.
Очень важным элементом каждого занятия является прием смены видов деятельности, обязательное чередование теоретической части занятия с игровыми, дискуссионными, творческими видами деятельности
Технология проектной деятельности: направлена на развитие свободной творческой личности ребенка, с учётом его индивидуальных потребностей, желаний и интересов. Создание условий, раскрывающих творческий и интеллектуальный потенциал дошкольников, ориентированных на диалогическое взаимодействие детей, взрослых и педагогов, а так же участие в проектной деятельности родителей
Информационно - компьютерные технологии обучения: позволяют
использовать специальные методы, программные и технические средства работы с информацией и предназначенные для создания новых
возможностей эффективного достижения дидактических целей. Это
технологии обучения, в которых основным средством подготовки и передачи
информации обучающемуся является компьютер. Эта технология позволяет
педагогу расширять формы, методы, приемы в обучения и воспитании
детей: ауди-, видеозаписи, презентации, проводить интерактивные игры.
3.3 Доступность реализации дополнительной общеобразовательной программы для различных категорий обучающихся
В соответствии с Приказом Министерством просвещения Российской Федерации приказом от 9 ноября 2018 года N196, в котором большое внимание отведено организации образовательного процесса по дополнительным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями и в условиях реализации федерального проекта «Успех каждого ребенка» к педагогам дополнительного образования предъявляются высокие требования к уровню обучения и воспитания каждого обучающегося, что находит отражение и в программах дополнительного образования.
Программа дошкольного образования «Ступеньки математики» рассчитана на детей 6–7 лет, проявивших к ней заинтересованность, и доступна для различных категорий обучающихся.
В рамках объединения «Ступеньки математики» представляется возможным организация образовательного процесса по дополнительной общеобразовательной программе для обучающихся с ОВЗ (речевые нарушения), которые могут заниматься согласно учебного плана без ограничений и дополнительных условий: использования специального оборудования, технологий, методик преподавания и т.п. Дополнительное образование для обучающихся с ОВЗ (речевые нарушения) наиболее приспособлено для создания доступной образовательной среды, что обусловлено самой его спецификой, создает позитивно-конструктивный стиль отношения к детям, позволяет им в смешанных группах развивать навыки коммуникативного общения, лучше адаптироваться в обществе.
Программа «Ступеньки математики» предусматривает возможность организации образовательного процесса по дополнительной общеобразовательной программе для обучающихся, проявивших выдающиеся способности. Выявление одарённости обучающихся теми или иными способностями (художественные, академические, литературные, музыкальные, артистические) позволяет использовать педагогическую методику Савенковой А.И «Методика оценки общей одаренности».
Программа направлена на создание условий для выявления, поддержки, воспитания и развития индивидуальных способностей обучающихся, создание среды, формированию и максимально полной реализации творческих способностей воспитанников в различных образовательных областях.
Программа дошкольного образования «Ступеньки математики» доступна для детей, проживающих в любой местности. Условия для реализации программы не нужно создавать искусственно. Она уже существует в виде естественной для ребенка среда жизнедеятельности, помещения и территория ДОУ.
Использование специального оборудования, технологий, методик преподавания предусмотрено и заложено в самой программе. Доступность дополнительной общеобразовательной программы для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в большей степени обусловлена различиями в культурном, образовательном и имущественном статусе семей обучающихся.
Программа дошкольного образования «Ступеньки математики» в определенной степени направлена на создание равных стартовых возможностей для каждого обучающегося, так как не предусматривает особых материальных вложений со стороны семей обучающихся. Реализация программы предполагает профилактическую работу с детьми асоциального поведения, отвлечение от негативного влияния улицы, приобщение через отработанные педагогические технологии к здоровому образу жизни, оздоровлению и облагораживанию круга общения, создание условий для физического, психического и социального благополучия обучающихся. Это залог для полноценного и гармоничного развития личности.
Список литературы:
- Гурьева Н. А. Год до школы. Развиваем память: упражнения, «Светлячок», Санкт-Петербург, 1999 г
- Короткова Н. А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. Москва, 2007
- Колесникова Е.В., Я решаю арифметические задачи / ТЦ «Сфера», Москва, 2020
- Колесникова Е.В., Я решаю логические задачи / ТЦ «Сфера», Москва, 2020
- Колесникова Е.В., Геометрия вокруг нас / ТЦ «Сфера», Москва, 2020
- Лаврова Л. Н., И. В. Чеботарева Педагогическая диагностика в детском саду / ТЦ «Сфера», Москва, 2018
- Минкевич Л. В., Математика в детском саду. Подготовительная к школе группа/ издательство «Скрипторий 2003», Москва, 2018
- Маврина Л., Математика. От 1 до 10. Состав числа / издательство «Стрекоза», Москва, 2020
- Помораева И.А., Позина В.А., Формирование элементарных математических представлений: подготовительная к школе группа
- Савенков А. И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания, Ярославль, 2002
- Степанова О. А. «Подготовка детей к школе». «Сфера», Москва, 2012г
- Шарохина В.Л. Психологическая подготовка детей к школе
- Шитова Е.В. Работа с родителями, практические рекомендации
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально – педагогической направленности «Ступеньки Доброты»
Актуальность программыВ условиях современного развития общества, особую роль приобретают вопросы воспитания детей на основе восприятия общечеловеческих ценностей. Будущее нашего общества, его соц...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Занимательная математика»
На сегодняшний день современному обществу необходимы любознательные, активные, физически развитые, способные решать интеллектуальные и личностные задачи, члены общества. Современные ...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (общеразвивающая) ПРОГРАММА «Юный математик»
Данная программа является частью интеллектуально-познавательного направления дополнительного образования и направлена на формирование у дошкольников более высокого уровня познавательного и личностного...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа познавательной направленности «Занимательная математика» (базовый уровень) Возраст 5-6 лет
Основная цель программы: создание условий для познавательного развития детей старшего дошкольного возраста через организацию занимательных развивающих игр, заданий, упражнений математического содержан...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественно научной направленности"Ступеньки творчества"
Программа разработана на основе развивающих игр семьи Никитиныхдля детей 3-5 лет...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Занимательная математика» Возраст обучающихся: 6-7 лет Срок реализации: 1 год
ДаннАЯ программа обусловлена рядом проблем. Современные требования к дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых форм его организац...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа математической направленности «Занимательная математика» на 2023-2024 учебный год
Основная цель программы.Реализовать преемственность в формировании основных математических представлений в детском саду. Эта цель предусматривает не только подготовку детей к успешному обучению, но и ...