Организация деятельности дошкольников с особыми возможностями здоровья
статья
Дошкольный период – процесс новообразований качеств личности, и становление норм и ценностей, которые вырабатываются в социуме. Формирование здоровья детей с ОВЗ имеет не простую структуру, сложности адаптации и социализации, вдобавок потребность тщательного анализа процесса уровней психологического здоровья с целью оказания коррекционной помощи по формированию и укреплению психологического здоровья. Поэтому, способность самостоятельно достигать относительное равновесие в отношениях с собой и окружающими, как в благоприятных, так и в чрезвычайных жизненных ситуациях. Уметь осваивать и исследовать окружающий мир.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
deyatelnost_s_ovz.docx | 23.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования Администрации г.Екатеринбурга
Управление образования Верх-Исетского района
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад № 510
620043 г. Екатеринбург, ул. Чердынская, 6а
Тел: 234-45-31, e-mail: mdou510@eduekb.ru
Сайт: https://510.tvoysadik.ru/contacts
Организация деятельности дошкольников с особыми возможностями здоровья
Воспитатель МБДОУ-детский сад
комбинированного вида №510 Мирошникова А.Л.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) [1] говорится, что работа воспитателя должна быть направлена на формирование у детей познавательной активности и исследовательских навыков. Нынешняя система образования уходит от обучения детей путём прямой передачи знаний, но развивает в них стремление к поиску новой информации всевозможными методами. Педагог пробуждает в ребёнке мотивацию к нахождению ответов на возникающие вопросы, одобряет любознательность.
В дошкольном возрасте во время проведения занятий дети должны получать только положительные эмоции, радость и чувство достоинства от достигнутых успехов. Необходим специфический подход, учитывающий естественное желание ребёнка к самостоятельному исследованию окружающего мира. Это не что иное, как исследовательское обучение. Основу которого, образует познавательно-исследовательская деятельность детей, нацеленная на развитие у них умений и навыков научного поиска, на воспитание подлинного деятеля. Познавательно- исследовательская деятельность должна быть не зависимой, почти не регламентированной какими-либо внешними направлениями или временем. Ребёнок шести, семи лет обязан уметь решать такие сложные задачи, как: видеть проблему и ставить вопросы, высказывать предположения и строить планы по их проверке, доказывать и делать выводы. Только исследовательский метод может помочь ребёнку дошкольного возраста решить выше очерченные задачи. Ведь исследовательский метод наиболее полно соответствует природе ребёнка и современным требованиям согласно ФГОС дошкольного образования (ФГОС ДО), в том числе ФГОС ДО для детей с ОВЗ. Используя исследовательский метод, можно пробуждать и укреплять познавательную активность, интеллектуально-творческие возможности личности ребёнка, повышать качество его исследовательских способностей. Процесс обучения детей с ОВЗ проходит в разы эффективнее, если дети дошкольного возраста демонстрируют свою познавательную активность и стабильно заняты познавательно-исследовательской деятельностью.
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети с различными психолого- физиологическими проблемами, к которым относятся: нарушение зрения, слуха, речи (ЗРР, заикание), нервно-психического здоровья (минимальная дисфункция мозга, невротические и преневротические расстройства), нарушение опорно-двигательного аппарата, задержка психического развития (ЗПР), умственная отсталость, дети с множественными нарушениями развития и аутизмом.
Дошкольный период – процесс новообразований качеств личности, и становление норм и ценностей, которые вырабатываются в социуме. Формирование здоровья детей с ОВЗ имеет не простую структуру, сложности адаптации и социализации, вдобавок потребность тщательного анализа процесса уровней психологического здоровья с целью оказания коррекционной помощи по формированию и укреплению психологического здоровья. Поэтому, способность самостоятельно достигать относительное равновесие в отношениях с собой и окружающими, как в благоприятных, так и в чрезвычайных жизненных ситуациях. Уметь осваивать и исследовать окружающий мир.
Дети могут проходить обучение в коррекционной группе детского сада при наличии следующих дефектов:
- психоподобные формы поведения;
- негативные психические состояния; лёгкая задержка психического развития;
- педагогическая запущенность;
- лёгкая двигательная патология;
- нарушение слуха, зрения, речи;
- сложные формы аллергии;
- часто повторяющиеся общие заболевания.
Хотелось бы отметить, что перечисленные патологии должны быть в лёгкой форме. В том случае, когда патология тяжёлой формы, ребёнок просто физически не сможет находиться вне дома и без родителей.
Нужно подчеркнуть, что независимо от состояния психического и физического здоровья ребёнка, он имеет равные права на получение образования, как и другие дети. Обычно для детей дошкольного возраста с ОВЗ составляется индивидуальная программа развития и более интенсивная направленность на развитие ребёнка. Дети с ОВЗ, должны и имеют право воспитываться и развиваться в группе своих сверстников. Для этих случаев создаются специальные группы или такие дети интегрируются в обычную группу в так называемом массовом детском саду (в отличие специализированных детских садов). Существенной особенностью работы с детьми, имеющими ограничения по здоровью, является не прерывное медицинское, психологическое и педагогическое сопровождение детей грамотными специалистами. Данные специалисты должны тесно взаимодействовать между собой. Работа с данными детьми дошкольного возраста заключается во всестороннем поиске путей преодоления дефектов и полная социализация в обществе.
Для этих детей характерна некоторая интеллектуальная недостаточность, двигательная заторможенность или гиперактивность, плохая работоспособность, недостаточная координация движений, низкая социализация, отклонения в познавательных процессах и т.п. Довольно часто адаптация такого ребёнка проходит с большими трудностями. Потому как, на лицо заниженная самооценка, различные страхи. Но при этом, как утверждают специалисты, один дефект компенсируется другим завышенным положительным качеством.
Любому ребёнку с ОВЗ, который попал в группу комбинированной направленности, необходимо садаптировать основную программу, которая предлагается для всей группы. Бесспорно, для конкретного ребёнка требуется индивидуальная адаптация этой программы. Либо, только одной образовательной области, как например, для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Либо же в двух областях, если, например, это дети с задержкой психического развития. Особенности адаптации зависят от образовательных нужд каждого ребёнка, который попадает в группу здоровых сверстников.
Очевидны два аспекта – разработка адаптированных основных образовательных программ и разработка адаптированной образовательной программы для каждого ребёнка с ОВЗ в группах комбинированной направленности. Именно эти два аспекта и представляют на сегодняшний день основную сложность в инклюзивном образовании детей с ограниченными возможностями здоровья. Вопреки всем трудностям внедрения инклюзивного образования именно такой подход к обучению детей с ОВЗ в ДОУ имеет широчайшие перспективы. Устойчивое взаимодействие и ежедневное сотрудничество позволяет и детям с ограниченными возможностями здоровья, и детям с нормальным развитием приобрести новые навыки и знания, стать толерантными. Научиться изыскивать решения в самых разнообразных жизненных обстоятельствах.
Глобальная цель инклюзивного образования – создание комфортных условий для совместного успешного воспитания и результативного образования детей с разными психофизическими особенностями развития.
Одно из направлений работы МБДОУ-детский сад комбинированного вида №510 – это комплексное психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ, направленное на обеспечение условий для удовлетворения потребности личности ребёнка, его социализацию в среду здоровых сверстников, интересы и запросы родителей. Задачи детского сада в этой работе: развитие личности ребенка (с учетом его индивидуальных возможностей); проведение коррекционно-педагогической, психологической работы с детьми; оказание помощи и поддержки родителям, консультирование по вопросам воспитания и развития ребенка.
В ДОУ разработана психолого-медико-педагогическая модель сопровождения детей дошкольного возраста с ОВЗ, в основе которой лежит непрерывная коррекционно-развивающая работа. На данный момент в учреждении разработано:
- одна адаптированная образовательная программа дошкольного образования на основе основной образовательной программы дошкольного образования ДОУ: для детей с ЗПР;
- на каждого ребенка с ОВЗ разработан индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут в соответствии с его индивидуальными и возрастными особенностями;
- все результаты освоения детьми образовательных программ заносятся в индивидуальную карту развития ребёнка, с целью определения динамики.
Циклограмма медико-психолого-педагогического сопровождения развития ребенка с ОВЗ в ДОУ представлена в таблице 1.
Таблица 1 - Циклограмма медико-психолого-педагогического сопровождения развития ребенка с ОВЗ в МБДОУ-детский сад комбинированного вида №510
Содержание работы | Формы работы |
Выявление детей с ОВЗ, нуждающихся в коррекционном сопровождении | Собеседование с родителями при зачислении ребенка в ДОУ. Изучение данных медицинской карты. Наблюдение за ребенком в период адаптации |
Выявление индивидуальных психолого- педагогических особенностей ребенка с ОВЗ | Наблюдение за ребенком в период адаптации. Первичное обследование. |
Определение индивидуального педагогического маршрута | Определение программы коррекционной работы; Определение условий воспитания и обручения ребенка; Определение режима проведения коррекционных мероприятий; Определение коррекционных мероприятий. |
Коррекционная работа по показаниям | По циклограмме проведения коррекционной работы |
Консультативная работа с родителями | Индивидуальные с показом приемов работы с ребенком. Присутствие родителей ребенка с ОВЗ в группе во время занятий |
Оценка динамики и эффективности коррекционной работы | Наблюдение, Форматизированная диагностика; Отзывы родителей |
Мною разработана игра «Перчатки печатки».
Цель данной игры: организация системы работы, направленной на развитие мелкой моторики руки и развитие речи у детей.
Задачи:
- Развивать мелкую ручную моторику.
- Формировать сенсорные эталоны формы, величины и цвета, развивать тактильную чувствительность рук.
- Развитие речи через речевые игры, звукоподражание, речевую активность.
- Совершенствовать эстетический вкус, воображение.
Игра является эффективным средством психического развития детей дошкольного возраста. Благодаря игре у детей развивается речь и обогащается словарный запас, улучшается память и развивается воображение. Пальчиковые игры вырабатывают такие качества как адекватная самооценка, способность мобилизоваться, сосредотачиваться и расслабляться.
С помощью игры ребенок получает разнообразные зрительные, слуховые и тактильные впечатления, у него развивается внимательность, способность сосредотачиваться и переключаться, умение концентрировать свое внимание и правильно его распределять, совершенствуются умения соотнести то, что он видит и слышит с траекторией движения его руки.
Список использованной литературы
1 Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. №1155) [Текст] // Российская газета. Федеральный выпуск. 25 ноября 2013. № 6241.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра – лучший тренинг для дошкольника с особыми возможностями здоровья.
Игры-занятия, которые предлагаются детям этого возраста, строятся в основном на действиях ребёнка с разнообразными предметами. Для развития восприятия полезны игры, в которых ребёнку надо будет сравни...
Родительское собрание "Развитие театральных способностей дошкольников с особыми возможностями здоровья через виды музыкальной деятельности "
Развитие театральных способностей дошкольников проходит через все виды музыкальной деятельности: слушание музыки, пение, движение .Для создания определённого образа дети используют движени...
Рекомендации для родителей по организации игры детей с особыми возможностями здоровья
Игровая деятельность с детьми с ОВЗ...
Методическая разработка "Развитие речи дошкольников с особыми возможностями здоровья (с тяжёлыми нарушениями речи) через авторские компьютерные игры"
laquo;…внедрение современных информационных технологий, доступность качественных государственных услуг в этой сфере, расширение возможностей широкополосного доступа – это главные показат...
«Игровой сеанс как форма организации образовательной деятельности детей с особыми возможностями здоровья в условиях введения ФГОС ДО»
Методическая разработка для родителей о форме организации образовательной деятельности детей с ОВЗ в условиях введения ФГОС ДО...
ВЛИЯНИЕ СТИЛЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА КОРРЕКЦИЮ РЕЧИ РЕБЁНКА ДОШКОЛЬНИКА С ОСОБЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
В статье описаны особенности взаимодействия стилей воспитания родителей на коррекцию и развитие речи ребёнка дошкольного возраста с особыми возможностями здоровья....
Рекомендации для родителей по организации игры детей с особыми возможностями здоровья
Как правило, дети с недостатками развития не умеют играть. У них не возникает замысла игровой деятельности, в лучшем случае они переставляют игрушки с места на место, бессмысленно манипулируя ими...