Рекомендации для родителей по организации игры детей с особыми возможностями здоровья
материал по коррекционной педагогике

Игровая деятельность с детьми с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_s_detmi_s_ovz.docx16.73 КБ

Предварительный просмотр:

  Рекомендации для родителей по организации игры детей с особыми возможностями здоровья.

 Несмотря на значительную степень индивидуализации, организация игры для детей с ограниченными возможностями требует от   родителей, знания определенных общих принципов, закономерностей и правил. Еще до начала организации игровой деятельности детей с особыми потребностями необходимо знать уровень развития вашего ребенка: - Что умеет ваш ребенок, и какие игры ему нравятся? - Какие проблемы есть у ребенка? - Что ему пока не удается, в чем заключается его отличие от детей с нормальным развитием? - Что получается хорошо, в чем ребенок достигает требований нормального развития или во многом опережает сверстников? - На какие навыки можно опереться? - В чем проявляется повышенный интерес ребенка, что ему больше нравится, что вызывает положительные эмоции? - Объем внимания ребенка. - Качество речи, объем лексики, тяга к общению. - Состояние опорно-двигательного аппарата. - Степень интеллектуального развития. - Состояние эмоционально-волевой сферы. Состояние ребенка перед игрой: - Какое общее физическое состояние? - Степень возбуждения ребенка. - Способность сконцентрироваться на игре. - Общее настроение перед игрой.

Цель игры для детей с ограниченными возможностями:

 - Предоставить определенный объем знаний, умений и навыков. - Отвлекать от негативных раздражителей.

- Занять свободное время и т.д. Если нам уже известен уровень развития ребенка, его состояние перед игрой и с какой целью мы проводим игру, то следует перейти к практическим действиям и поставить себе такие вопросы: Где? Когда? С чем? С кем? То есть определить:

 - Место, где будет играть наш малыш (где?)

- Время, когда будет организовываться игра (когда?)

- Материалы (игрушки), которые нужны для игры (с чем?)

 - Кто будет играть с ребенком, определить его партнеров по игре (с кем?). Место, где будет играть наш малыш, должно соответствовать характеру игры, ее целям, быть соответственно оборудовано и безопасно. Чаще всего игра организуется в комнате ребенка, в его уголке или на дворе, на детской площадке. Вполне понятно, что в комнате игры детей с ограниченными возможностями будут более спокойными, а на дворе — подвижными.

Но в каждом отдельном случае место для игры должно быть подготовленным. Для этого необходимо:

 - Обеспечить его гигиену;

- Сделать его, по возможности, просторным;

- Изъять ненужные предметы;

- Провести подготовку к конкретной игре: принести необходимые игрушки, вещи, расположить их так, как требует игра;

 - Принять меры, убедиться в исправности игрушек и оборудования. Если игру планируем проводить на свежем воздухе, то в таком случае следует исключить:

 - Возможность попадания в зону игры транспортных средств, бродячих животных, острых предметов, других вредных факторов;

- Возможность загрязнения воздуха. Учитывайте такие факторы, как солнечное излучение, ветер, снег и т.п

Игровая деятельность.

Как правило, дети с недостатками развития не умеют играть. У них не возникает замысла игровой деятельности, в лучшем случае они переставляют игрушки с места на место, бессмысленно манипулируя ими. Проявить живой интерес к чему-либо, воссоздать несложную жизненную ситуацию они не могут. Ваша задача – научить ребенка играть. Игра важна не только потому, что ребенок интересно проводит свободное время. В процессе игровой деятельности происходит коррекция психических функций ребенка (внимания, памяти, мышления и т.д.), развивается эмоционально-волевая сфера. Какими бы ни были размеры вашей квартиры, обязательно отведите ребенку специальный уголок, где на коврике расставьте игрушечные мебель, разложите посуду, предметы быта, одежду и т. д. Чтобы привлечь внимание малыша, подберите яркие, красочные предметы. Играя вместе с ним, вы заметите, что у него возникает желание высказаться, проявить чувства. Поддержите его желания и инициативу. Например, медвежонок вывалился из машины – его надо пожалеть, приласкать; лошадка долго скакала – ее необходимо напоить водой, накормить. В течение дня как можно больше времени играйте с ребенком, периодически меняйте игрушки, чтобы поддерживать к ним интерес. Приучайте ребенка бережно относиться к игрушкам, содержать их в порядке, убирать на место. Когда он еще слишком мал, убирайте игрушки сами, а малыш пусть их подает. Со временем ребенок все будет делать сам, но под вашим контролем и руководством. И наконец, когда вы научите его всему необходимому, он справится с заданием самостоятельно. Если ребенок знаком с хозяйственно-бытовым трудом членов семьи, его заинтересует игра «Кому что нужно?». Предложите подобрать картинки с изображением тех предметов, которые потребуются матери для приготовления обеда (продукты, кухонная посуда, мясорубка), отцу в работе по дому (молоток, пила, гвозди), бабушке при вязании (спицы, моток шерсти) и т.д. В игровой форме вам будет проще познакомить ребенка с цветом, формой, величиной предметов, привить навыки пространственной ориентировки. Если вы знакомите малыша с цветом предметов, то попросите его сначала разложить предметы на две группы и объясните значения слов «цвет», «такой же», «разные». Материалом послужат цветные палочки или карандаши: красный – синий, желтый – зеленый, синий – белый и т.д. У ребенка может вызвать интерес раскладывание палочек двух цветов в разные стороны. Сначала покажите малышу, как это делается, не забывая одновременно спрашивать, куда положить предмет того или иного цвета. Например, вы показываете ребенку желтую палочку и спрашиваете его: «Где лежит палочка такого же цвета? Куда ее положить?» Ребенок отвечает или чаще всего указывает жестом. Вы кладете желтую палочку рядом с желтыми и поясняете, что они одинаковые. Так раскладываются несколько пар палочек. Далее ребенок, по возможности самостоятельно, показывает, куда надо положить палочки. Помните, что занятия по ознакомлению с цветом следует проводить при естественном освещении. Пособия размещайте на белом фоне. Если вы используете карандаши, то лучше, чтобы они были не заточенными. Желательно, чтобы ребенок научился группировать карандаши (палочки) двух цветов. Если малыш не может выполнить задание, то вместе с ним раскладывайте карандаши и палочки. Как правило, дети с недостатками развития неуклюжи, поэтому в режиме дня отведите определенное время подвижным играм. Приучайте ребенка лазать, бегать, ходить по выложенным на полу из веревок квадрату, кругу, различным линиям. Такие занятия помогут координации движений, восстановят нормальную походку. Научите малыша бросать мяч, доставать различные вещи, находящиеся в труднодоступных местах (встать на стул и достать со шкафа куклу). Постепенно, по мере развития ребенка, игры усложняйте, увеличивая расстояния пробега, число играющих. Ребенок с ограниченными возможностями, как и любой другой, нуждается в контактах со сверстниками. Если в семье есть еще дети, это, как правило, благоприятно отражается на малыше, он легче общается с окружающими. Если у него братьев и сестер нет, то он нередко лишается детского общества. В этом случае познакомьте сына или дочь со здоровым ребенком младшего возраста и постарайтесь организовать их совместную игру. Старайтесь вовлечь его в игру с другими детьми.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рекомендации для родителей в организации игры детей - дошкольников

В материале даны варианты организации игр для детей - дошкольников...

«Игровой сеанс как форма организации образовательной деятельности детей с особыми возможностями здоровья в условиях введения ФГОС ДО»

Методическая разработка для родителей о форме организации образовательной деятельности детей с ОВЗ в условиях введения ФГОС ДО...

Консультация для родителей детей с ОВЗ: «Что нужно знать родителям детей с особыми возможностями здоровья»

Уважаемые, родители! Помните, что успех коррекционного обучения прежде всего определяется содружеством всех специалистов детского сада, воспитателей и вас, родителей. Что не может сделать один, мы дел...

Социализация детей с особыми возможностями здоровья в дошкольной образовательной организации

Число детей с особыми физическими и психическими возможностями здоровья (ОВЗ) с каждым годом увеличивается.  Детский сад становится тем местом, где каждый ребенок  может полноценно развивать...

Рекомендации для родителей по организации игры детей с особыми возможностями здоровья

Как правило, дети с недостатками развития не умеют играть. У них не возникает замысла игровой деятельности, в лучшем случае они переставляют игрушки с места на место, бессмысленно манипулируя ими...

«Психолого-педагогическая поддержка детей раннего возраста и детей с особыми возможностями здоровья посредством организации сенсорной комнаты в образовательном учреждении»

В статье раскрывается  актуальность организации сенсорной комнаты в образовательном учреждении . Можно познакомиться с оборудованием для оснащения сенсорной комнаты...