Педагогический проект по нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников «Моя малая Родина»
проект по развитию речи

Ватутина Вероника Николаевна

Цель проекта: познакомить детей с родным городом и его достопримечательностями. Воспитывать чувство гордости за свою малую Родину, желание сохранить его чистым и красивым.

Задачи проекта:

1.  Познакомить детей с родным городом (история, символика, достопримечательности); познакомить с именами тех, кто основал и прославил город, кто воевал за нашу Родину в годы ВОВ.

2.  Учить детей ориентировке на улицах города, соблюдению правил безопасного передвижения по городу.

3.  Расширить знания детей о флоре и фауне Уральского региона. Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды.

Мероприятия проводятся в непрерывной образовательной деятельности, в совместной деятельности воспитателя и детей в виде: бесед, досугов, наблюдений за природой нашего края, чтения художественной литературы, отгадывания загадок, развивающих, познавательных, сюжетно-ролевых, подвижных игр.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогический проект

по нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников

«Моя малая Родина»

Участники проекта:

воспитатели, родители, воспитанники старшей группы

 Срок реализации:

март-май  2020 г.

Тип проекта:

краткосрочный

Проблема:

Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родной страной, родным посёлком, с историей родного края, его достопримечательностями и известными людьми.

Родители имеют недостаточно знаний о своем крае, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о родном посёлке. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине. Следовательно, я считаю данную проблему актуальной не только для нашего детского сада, но и для общества в целом.

Паспорт педагогического проекта:

Тема: «Моя малая Родина».

Авторы проекта: Ватутина Вероника Николаевна, старший воспитатель

Матвиенко Ксения Александровна, воспитатель старшей возрастной группы.

Место проведения:

МБДОУ ДС №1 СП «Радуга».

Особенности проекта:

По характеру продукта: познавательно-исследовательский

По количеству детей: групповой.

По продолжительности: краткосрочный (1 месяц)

По профилю знаний: межпредметный (все образовательные области)

Цель проекта: Познакомить детей с родным городом и его достопримечательностями. Воспитывать чувство гордости за свою малую Родину, желание сохранить его чистым и красивым.

Задачи проекта:

  1. Познакомить детей с родным городом (история, символика, достопримечательности); познакомить с именами тех, кто основал и прославил город, кто воевал за нашу Родину в годы ВОВ.

  1. Учить детей ориентировке на улицах города, соблюдению правил безопасного передвижения по городу.
  1. Расширить знания детей о флоре и фауне Уральского региона. Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды.

  1. Воспитывать интерес и любовь к родному селу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.

Планируемые результаты и продукты проекта:

1.Дети могут знать и называть место проживания: город, область, некоторые предприятия родного города и их значимость; символику города, достопримечательности; флору и фауну города.

  1. Дети могут называть свой домашний адрес, адрес детского сада; испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, детскому саду, с удовольствием идти в детский сад.

  1. Дети могут знать и называть место работы родителей, значимость их труда; испытывать гордость и уважение к труду взрослых; проявлять внимание и уважение к ветеранам, пожилым людям, оказывать посильную помощь. Результат деятельности детей: выставка рисунков, поделок, посвящённых Дню Победы в Великой Отечественной Войне, праздник, посвящённый этой дате.

Аннотация:

Мероприятия проводятся в непрерывнной образовательной деятельности, в совместной деятельности воспитателя и детей в виде: бесед, досугов, наблюдений за природой нашего края, чтения художественной литературы, отгадывания загадок, развивающих, познавательных, сюжетно-ролевых, подвижных игр.

Этапы работы над проектом: I этап «Подготовительный»  II этап «Основной»

III этап «Заключительный»

Актуальность темы: Мы горим желанием воспитать любовь к Родине, а оказывается не в состоянии воспитать у ребенка любовь к самому близкому – к родному дому и детскому саду, а ведь это основа из основ нравственно-патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень. Дошкольник прежде должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины, потом – гражданином России, и только потом – жителем планеты Земля. Идти надо от близкого к далекому.

В настоящее время семья переживает не лучшие времена. Стремясь заработать на хлеб насущный, родители все меньше внимания уделяют детям и их воспитанию, растет число неполных, неблагоприятных семей. Ребенку все сложнее полюбить свой дом, семью, да и детский сад тоже.

Поэтому необходимо создать условия для формирования у детей эмоционально насыщенного образа родного дома, детского сада. Дети должны научиться не только брать, но и отдавать: заботиться о близких с детства, быть внимательными друг к другу.

Пояснительная записка.

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России. В связи с этим заметно активизировалась работа исследователей и дошкольных образовательных учреждений, одна за другой стали проводиться научно-практические конференции по вопросам патриотического воспитания детей.

  • рамках ФГОС ДО у детей старшего дошкольного возраста направление гражданско-патриотическое воспитание входит в образовательную область «Познавательное развитие».

Старший дошкольник должен быть сориентирован на:

  1. Патриотизм - любовь к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству;

  1. Социальную солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;

  1. Гражданственность – служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания.

Таким образом, применительно к ребенку 5-7 лет, определяется, как потребность, участвовать во всех делах на благо семьи, детского сада, родного села, Родины, чувствовать себя одним из представителей живой природы, иметь таких качества, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознавать себя частью окружающего мира.

Этапы работы над проектом:

Подготовительный этап:

1.Создание предметно – развивающей среды в детском саду.

2.Организация прогулок, занятий, игр, бесед. Рассматривание рисунков, фотографий о своей малой Родине. Знакомство с литературными произведениями. Использование игр.

  1. Повышение компетентности родителей по вопросам касающихся патриотического воспитания.

Основной этап работы:

Название

Тема

мероприятий

Работа с детьми

Речевое развитие, познавательное развитие:

НОД

Беседа «Моя Родина- Россия»

Беседа «История возникновения города Озерска»

Продуктивные виды деятельности:

«Моя улица» - конструирование из строительного

материала

«Моя семья» - рисование

«Мой детский сад» - рисование

«Природа нашего края» - аппликация

«Этот День Победы »- конструирование из бумаги

Художественно-эстетическое развитие: (музыка)

Прослушивание аудиозаписей:

«Если с другом вышел в путь»

«От улыбки»

«Гимн России»

«Поезжай за моря-океаны»

Игры

Сюжетно-ролевые игры:

«Магазин», «Почта», «Дом», «Дочки-матери»

Настольные игры: Лото «Народные промыслы»,

познавательная игра «Животный мир нашего края»,

развивающая игра «Жители планеты Земля», домино

«Народные промыслы»

Подвижные игры: «Поезд», «Будь внимательным»,

«Птицы и автомобиль», «Ждут нас быстрые ракеты».

Дидактические игры:

«Герб города», «Назови улицы нашего села», «Флаг

России», «Расскажи где ты живёшь» и другие.

Знакомство с

Н. Носов «Заплатка», С. Михалков «Дядя Степа –

литературой

милиционер, Моя улица», «Моя бабушка» С.

Капутикян, «Не мешайте мне трудиться», «Вот так

мама» Е. Благинина загадки, стихи, пословицы.

Целевые прогулки,

«К русской берёзке»,

экскурсии

«К памятнику воинам павшим в ВОВ»,

Работа с родителями

Анкетирование родителей по теме:

«Патриотическое воспитание ребёнка»

Консультация для родителей по теме:

«Нравственно-патриотическое воспитание детей

дошкольного возраста»

Родительское собрание:

« Роль семьи в воспитании патриотических чувств у

дошкольников »

Работа с педагогами

Подбор материалов для создания предметно-

развивающей среды, дидактических игр,

художественной литературы.

Консультация для воспитателей:

«Этапы, формы и методы патриотического

воспитания дошкольников»

        Заключительный этап:

Итоговые мероприятия: праздник «Салют  Победы»

Выставка рисунков, поделок, посвящённых Дню Победы в Великой Отечественной Войне.

Итог проекта:

  • ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории края, города, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил наш район, начнут проявлять интерес к событиям городской  жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, тогда можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.

Приложения

МОЯ РОДИНА – РОССИЯ

 (беседа на патриотическую тему с детьми старшей подготовительной группы)

Цель: воспитание у детей данного возраста чувства патриотизма, уважения к своей Родине.

Задачи: ознакомление детей с такими понятиями, как «Россия», «Родина», «Отечество»; обзорное ознакомление с символикой и Гимном России; закрепление полученной информации (рисунок, аппликация, игра).

Рекомендации.

Беседа носит обзорный характер. Более подробно дети познакомятся с данной темой в начальной школе. В доступной и понятной детям форме воспитатель знакомит их с такими понятиями, как «Родина, Россия». Эти два слова неразрывно связаны между собой. Все мы живем в самой большой стране мира – в России. Россия – наша большая Родина. Но у каждого человека есть еще и малая Родина. Это то место, где он родился (город, село, деревня) и живет (дом, семья).

Ход беседы

  • о п р о с ы:
  1. Как называется город, где ты живешь?

  1. Расскажи о своем доме и своей семье.

Воспитатель. В нашей стране очень много больших и малых городов, деревень и сел. Все они по-своему красивы. Но самым большим городом считается город Москва. Москва – столица нашей Родины. (Воспитатель показывает иллюстрации с видами Москвы.)

  • России проживают люди самых различных национальностей (казахи, калмыки, татары, чуваши, таджики, башкиры, удмурты и многие-многие другие), но большая часть россиян – русские.

  • о п р о с ы:

  1. Вспомните, какие города России вы знаете, перечислите их.

  1. Как называют людей, чья Родина – Россия? (Россияне.)

Россия является и нашим Отечеством – местом, где жили наши предки, деды, где живут наши отцы, где живем и мы. Каждый человек должен любить и уважать свою Родину. Она взрастила и воспитала многих великих и известных всему миру людей. (Воспитатель показывает портреты известных деятелей науки, искусства, оставивших свой след в истории нашего государства.)

Мы должны гордиться тем, что нашими соотечественниками были Ломоносов – ученый, чьи открытия и труды принесли много пользы всему человечеству; Чайковский – великий русский композитор, чье имя знает весь мир. Первый человек, покоривший космос, был русским – Юрий Алексеевич

Гагарин. Эти и многие-многие другие люди прославили наше Отечество своими делами и подвигами.

  • каждой страны мира есть своя символика, то есть знаки отличия – свои флаг, герб и гимн.

Российский флаг трехцветный, то есть бело-сине-красный. Каждый цвет имеет свое значение. Синий цвет означает верность, ум и честность. Красный – смелость, любовь и красоту. Белый – чистоту и ясность, миролюбивость.

Герб России – двуглавый орел – символ мудрости и бесстрашия, ума и великодушия. Он зорко смотрит по сторонам, охраняя Россию от неприятеля.

Гимн  самая главная песня России. Гимн исполняется в особо торжественных случаях. Исполняется и слушается гимн стоя. (Дети прослушивают в записи российский гимн, беседуют о его содержании, воспитатель знакомит с авторами гимна.)

Государственный гимн Российской Федерации

Слова С. Михалкова        Музыка А. Александрова

Россия – священная наша держава,

Россия – любимая наша страна.

Могучая воля, великая слава –

Твоё достоянье на все времена!

Припев:        Славься, Отечество наше свободное, Братских народов союз вековой, Предками данная мудрость народная! Славься, страна! Мы гордимся тобой! От южных морей до полярного края Раскинулись наши леса и поля.

Одна ты на свете! Одна ты такая –

Хранимая Богом родная земля!

Припев.

Широкий простор для мечты и для жизни Грядущие нам открывают года.

Нам силу дает наша верность Отчизне.

Так было, так есть и так будет всегда!

Слова к российскому гимну написал известный писатель, поэт – Сергей Михалков. Его произведения знают и любят дети потому, что почти все свое творчество он посвятил детям.

Музыку к гимну написал известный композитор – А. Александров. Множество прекрасных песен и стихов посвящено России. В них

прославляется наша Родина, ее леса и поля, реки, рассказывается о любви и гордости за свою страну, маленькую и большую Родину. У русского народа есть множество пословиц и поговорок об этом.

Пословицы и поговорки

  • Одна у человека родная мать – одна у него и Родина.
  • Родина – мать, умей за нее постоять.

  • Русь богатырская.
  • Где кто родился, там и пригодился.

  • Родная сторона – мать, чужая – мачеха.

В о п р о с ы:

  1. Назови страну, в которой проживаешь. (Россия.)
  2. Как называется село, где ты живешь?

  1. Какую русскую реку называют великой? (Волга.)
  2. Какие города России тебе известны?

  1. Как называется город, который является столицей нашей Родины? (Москва.)

Т в о р ч е с к и е        з а д а н и я:

  1. Нарисуй свою малую и большую Родину.

  1. Аппликация российского флага. (Для этого понадобятся бумага белого, синего и красного цветов, картон, клей, ножницы.)

  1. Разучи песню «От улыбки».

Беседа «История возникновения города Озерска»

Шел 1945 год. Наша страна только что закончила невиданную по тяжести испытаний войну и, отразив нападение агрессора, отстояла свою свободу и независимость. Победа далась нелегко: потеряно более 20 миллионов человеческих жизней, разрушены многие тысячи городов, сел и деревень. Предстояло восстанавливать разрушенную промышленность, строить жилье, создавать нормальные условия жизни наших людей. Но уже изготовлено нашим потенциальным противником и испытано на мирном населении японских городов оружие массового уничтожения. И чтобы кое у кого в дальнейшем не возникало подобных искушений, для сохранения мира на земле, надо было самим создавать аналогичное оружие. И благодатной летней порой 1945 года появились на уральской земле изыскатели, которые тщательно обследовали местность в районе Кыштымско - Каслинских озер - для кроветворной системы атомного реактора была необходима вода, много воды. На основе этих изысканий в октябре сорок пятого Правительственная комиссия, в состав которой входили представители Госплана СССР, Лаборатории N 2 АН СССР (руководимой Курчатовым И. В.) и Челябметаллургстроя МВД СССР, провела обследование ряда районов Южного Урала, в результате которого была признака целесообразность размещения первого промышленного реактора на южном берегу озера Кызыл-Таш, под жилой массив выбрали живописное место на полуострове, в окружении прозрачных озер, вдали виднелись синеющие горы. В ноябре 1945 года на выбранной площадке приступили к геологическим изысканиям, а с начала декабря начали прибывать первые строители - в глухих малолюдных местах предстояло не только возвести заводы со сложнейшим оборудованием, но и выстроить целый город для рабочих и инженерно-технических работников, призванных обслуживать уникальное производство. (Кстати, очень грамотно, с учетом "розы ветров" было выбрано место под заводы и жилой массив - только несколько дней в году ветры с производственных направлений дуют в сторону города). Неприветливо встречала земля первых строителей. Условия работы с наступлением холодов на неподготовленной площадке были чрезвычайно трудными, к тому же не было жилья. Для размещения людей переоборудовали животноводческую ферму, гусятник, землянки учебного лагеря военного времени. А когда в январе 1946 года прибыл первый батальон солдат-строителей, то в первую ночь их отогревали в общежитии рабочих, а наутро стали ставить палаточный городок в 500 м от колхоза "Смычка". Начали со строительства бараков, лежневых дорог, электрических подстанций, а в сентябре 1946 года приступили к земляным работам на месте расположения первого промышленного уран-графитового реактора для наработки оружейного плутония. 17.04.46 г. директором базы 10 (кодовое название вновь строящегося предприятия - атомную проблему курировал сам Берия, установивший на всем, что было связано с разработкой и изготовлением атомного оружия, режим жесточайшей секретности: имея в своей основе разумное зерно, эти требования зачастую доводились до абсурда и здорово вредили развитию производства. Кстати, с кодовым названием предприятия связано несколько курьезных

случаев, об одном из которых вспоминает главный механик первого

 промышленного реактора Садовников И. А. Когда один из заводов страны, получив заказ на вентиляторы высокого давления, предназначенные для подачи воздуха в пространство между технологическими каналами и графитовой кладкой с целью контроля. Влажности, то для какой-то там "базы", скорее всего плодово-овощной, счел возможным поставить агрегаты со значительными дефектами. Каково же было изумление главного инженера этого завода, прилетевшего по вызову в Челябинск, когда встретившие его люди в штатском вежливо подсадили в "воронок" и доставили прямо на промышленную площадку, где он оказался в почетном окружении большой группы людей с генеральскими лампасами, возглавляемой генерал-полковником Б. Л. Ванниковым, который без обиняков разъяснил насмерть перепуганному инженеру все, что он думает о качестве продукции возглавляемого им завода. Гостя тем же транспортом отправили в аэропорт, а через несколько дней самолетом были доставлены агрегаты безукоризненного качества).

Целевая прогулка к русской берёзке.

Цель:

1.Формирование патриотического сознания дошкольников;

2.Воспитание чувства гордости и любви к русской берёзке – символ России.

Задачи:

1.Дать представление о самом почитаемом дереве в России – берёзе;

2.О значении её в жизни человека: оздоровительном, эстетическом, хозяйственном;

3.О её взаимосвязи с окружающей средой;

4.Знакомство со стихами, песнями, загадками о берёзке;

5.Развитие у детей познавательной активности, активизации и обогащении их словаря;

6.Воспитание любви к русской берёзке, бережного отношения к ней.

Совместная деятельность с детьми и родителями:

  1. Циклические наблюдения за берёзой.

  1. Предварительная работа: Чтение, заучивание наизусть: С. Есенин «Береза белая», М.Пришвин рассказ «Цветут берёзки», И. Токмакова «Берёзка»,           А. Прокофьева «Люблю березу русскую».

Деятельность детей:

  • рисование - «Люблю березу русскую» выставка рисунков;
  • лепка - «Русская береза» панно;
  • слушание, пение русских народных песен « Во поле береза стояла», «Ой, да у дороженьки», «Берёзонька»;
  • народные хороводы;
  • рассматривание репродукций картин В. Бакшеева « Голубая весна»,  И. Грабаря « Февральская лазурь»;
  • развлечение «Белоствольная красавица»;
  • дидактические игры: «Как можно назвать берёзу», «Кто больше назовёт действий», «С какого дерева листик», «Составь предложение».

Ожидаемый результат: расширить знания детей о русском дереве – березе; воспитывать положительно-эмоциональное отношение к красоте природы, культуру общения с природой; углублять знания детей о взаимосвязи человека и природы.

Пословицы, поговорки и загадки о березе:

  • Береза не угроза – где она стоит там и шумит.
  • Белая береста – да деготь чернь.
  • Зелена, а не луг, бела, а не снег, кудрява, а не голова.

  • Влезу на горушку, отдеру телушку, сало в рот, а кожу прочь (березовый сок).
  • Из березы течет много сока – к дождливому лету.
  • Коли береза перед ольхой лист распустит, лето будет сухое, а если ольха наперед – то мокрое лето будет.
  • Когда береза станет распускаться, сей овес.
  • Зазеленеет, покроется клейкими листочками береза – значит, пора раскрываться почкам и на вишне, и на яблоне, и на груше. А людям пора в огородах картофель сажать.

Стихотворения о березе:

  • навек за туманы и росы

Полюбил у березки стан, И ее золотистые косы,    И холщевый ее сарафан.

( С. Есенин)

Белая береза под моим окном Принакрылась снегом, точно серебром. На пушистых ветках снежною каймой Распустились кисти белой бахромой.

  • стоит береза в сонной тишине

  • горят снежинки в золотом огне. А заря, лениво обходя кругом, Обсыпает ветки новым серебром.

( С. Есенин).

  • белых платьицах подружки из русской выросли земли. На лесной стоят опушке, листья в косы заплели.

  • мае россыпью сережек их украсится наряд.

Много исходив дорожек, я всегда березе рад.

( С.А. Васильева)

Печальная береза у моего окна,

И прихотью мороза разубрана она.

Как гроздья винограда, ветвей концы висят,

  • радостен для взгляда весь траурный наряд. Люблю игру денницы я замечать на ней,
  • жаль мне, если птицы стряхнут красу ветвей.

( А. Фет).

Целевая прогулка к Памятнику

героям Великой Отечественной Войны

Цель: Показать детям, где в нашем городе  находится памятник

«Воинам Великой Отечественной войны». Способствовать формированию

умений в установлении простейших связей и отношений между фактами и

событиями военного времени. Развивать речевую компетентность детей

посредством введения новых понятий, терминов. Формировать

патриотические чувства, интерес к прошлому России, формировать

представления о героизме. Воспитывать уважение к ветеранам Великой

Отечественной войны.

Предварительная работа: Чтение художественной литературы о Великой Отечественной войне. Разучивание песен, стихов. Занятия по изобразительной деятельности. Рассматривание иллюстраций. Прослушивание музыки военных лет. Повторение ПДД.

Активизация словаря: памятник, отечество, патриотизм, ветеран.

Ход прогулки:

Воспитатель и дети подходят к памятнику. Воспитатель: Ребята, куда мы с вами пришли? Дети: К памятнику войнам погибшим.

Воспитатель: Правильно. В нашем городе  на площади у школы воздвигнут памятник «Войнам Великой Отечественной войны».

Воспитатель: Давайте подойдём поближе и рассмотрим его.

Воспитатель: Да, этот памятник посвящен солдатам, офицерам, которые ушли на войну и не вернулись. Они отдали свою жизнь за наше будущее.

Воспитатель: 22 июня 1941 года - одна из самых печальных дат в истории России, день, который нельзя забыть. В тот далёкий летний день люди занимались обычными делами. 22 июня самая короткая ночь в году. Летняя ночь была наполнена запахами трав, пением птиц и весёлой музыкой. В этот день во всех школах страны проводили последний выпускной бал. По традиции выпускники школ встречали рассвет, они пели, смеялись, мечтали о будущем. Никто не подозревал, что и приятные хлопоты, и задорные игры, и многие жизни перечеркнёт одно страшное слово - война. 22 июня напоминает нам обо всех погибших, замученных в тылу от голода и лишений.

Художественное слово:

  • Ночь перед войной»

 Раскрыты были окна школы, Сирень цвела,

 Звенел над садом смех весёлый, Светлела мгла.

Уже порозовели дали и гладь реки,

И радостно рассвет встречали Выпускники.

Улыбки, светлые одежды, Кругом цветы.

Прекрасны юности надежды-Любовь, мечты.

Казалось, что волною льётся Бал выпускной, Но кто мог знать, Что мир взорвётся

В ту ночь войной?

(О. Волков)

Стелются тёмные тучи,

Молнии с неба снуют,

  • облаке пыли летучей Трубы тревогу поют.

С бандой фашистов сразится

Смелых Отчизна зовёт.

 Смелого пуля боится, Смелого штык не берёт.

( А. Сурков)

Воспитатель: Ребята, кого можно назвать защитниками Отечества? (ответы детей).

-Да, тех, кто защищает свою Родину от врагов. Народ помнит о тех, кто погиб, защищая свою страну.

Воспитатель: Как он о них помнит?

(Слагает песни, стихи, возводит памятники, хранит материалы о защитниках Отечества в музеях)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, на памятнике есть надписи. Там написаны фамилии и имена тех солдат, которые ушли на войну из нашего посёлка и не вернулись.

Воспитатель: Но есть люди, которые прошли всю войну. Вернулись домой

  • фронта. Как мы их называем? Дети: Ветераны.

Воспитатель: Правильно, это наши ветераны. Давайте о них тоже никогда не будем забывать. 9 мая у нас в посёлке на площади каждый год проходит парад посвященный победе в Великой Отечественной войне. Мы поздравляем наших ветеранов. Проходит торжественное возложение цветов к памятнику.

Воспитатель: Мы с вами знаем много пословиц о Родине.

Дети: Нет ничего краше, чем Родина наша.

Жить - Родине служить.

Родина - мать, умей за неё постоять.

Смелость города берёт.

Воспитатель: 7 мая 1945 года немецкие главнокомандующие подписали соглашение о своём поражении в войне. Вот и закончилась война. И шла она 4 года. За эти годы погибло 20 миллионов людей - солдат, офицеров, стариков, женщин и детей.

Заключительная часть: Сегодня ребята мы с вами узнали, что в нашем посёлке есть памятник, посвящённый «Воинам Великой Отечественной войны». О том, когда началась война и какой ценой досталась нашему народу Победа.

Расскажите своим близким и друзьям о нашей прогулке. Дети задают вопросы, возлагают цветы, делятся своими впечатлениями, фотографируются на память и возвращаются в детский сад

Консультация для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»

  • важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта, однако к ним не сводится. Историческая, пространственная, расовая связь людей ведет к формированию их духовного подобия. Сходство в духовной жизни способствует общению и взаимодействию, что в свою очередь порождает творческие усилия и достижения, придающие особое своеобразие культуре. Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Россия - родина для многих. Но для того чтобы считать себя ее сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свои собственные. Однако национальная гордость не должна выраждаться в тупое самомнение и самодовольство. Настоящий патриот учится на исторических ошибках своего народа, на недостатках его характера и культуры. Национализм же ведет к взаимной ненависти, обособлению, культурному застою.

«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи… Национальные отличия сохранятся и в 21 веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний».

Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо

привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.

  1. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они

— часть великого русского народа.

  1. Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

  1. Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

  1. Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством.

Обобщая сказанное, можно заключить, что образовательная цель программы состоит в приобщении детей ко всем видам национального искусства - от архитектуры до живописи, от пляски, сказки и музыки до театра. Именно такой представляется нам стратегия развития личностной культуры ребенка как основы его любви к Родине.

Воспитать патриота своей Родины - ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.

Консультация для родителей

  • Роль семьи в воспитании нравственно - патриотических чувств                     у дошкольников »

Безусловно, основа воспитания человека закладывается в семье.

Патриотическое воспитание, интерес к духовному началу нашей жизни тоже должны начинаться в семье. Но условий для этого сегодня, к сожалению, мало.

  • дело тут не в отсутствии у родителей времени для педагогических бесед со своими детьми, а в нашем желании оградить их от трудных задач, работы, духовных усилий. Каждая семья – это свой замкнутый мир и своя жизнь, свои радости и печали, заботы и традиции, свой быт.

В современной семье большую часть времени ребенок общается с мамой. Именно с ней складываются доверительные отношения, обсуждаются тревоги, вопросы, потребности. Однако для детей не менее важно и общение с папой. Чем чаще отец общается с ребенком, тем более тесными становятся эмоциональные связи, а чем раньше отец приобщается к уходу за малышом, тем сильнее и глубже его родительские чувства.

Установлено, что в семьях, в которых родители тратят много времени на беседы, игры с детьми, дети лучше развиваются. Однако доказано, что дети, лишенные возможности общаться с родителями или с одним из них, обладают повышенной чувствительностью, испытывают трудности в налаживании контактов со сверстниками. Серьезную опасность для развития ребенка представляет отсутствие эмоций, ласки, теплоты при пусть даже и полноценном удовлетворении его физиологических потребностей. Только постоянное общение родителей с ребенком способствует установлению глубоких эмоциональных связей, рождает обоюдную радость.

Воспитание детей в любви и уважении к родителям, почитании предков – одна из ведущих идей педагогики. Другая идея – растить будущего семьянина с малых лет путем формирования положительных нравственных качеств (трудолюбия, терпимости, уступчивости, прилежания, скромности, честности). Специальные социологические и психолого-педагогические исследования показали, что семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка.

Рекомендации для родителей.

Если в детстве ребенок испытывал чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, восхищение от соприкосновения с прекрасным подвигом, он приобрел эмоциональный опыт. Тем самым будут построены пути для ассоциаций эмоционального характера, а это является основой, фундаментом более глубоких чувств, условием полноценного развития человека.

Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него - родного дома, улицы, где он живет, детского сада. Обращайте внимание ребенка на красоту родного села.

Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта.

Дайте представление о работе общественных учреждений: почты, магазина, библиотеки и т.д. Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, отметьте ценность их труда.

Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора, детского сада. Расширяйте собственный кругозор.

Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей. Читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа. Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах.

Анкета для родителей

1.Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»?

  • воспитание любви к Родине;
  • воспитание уважения к старшему поколению;
  • воспитание уважения к традициям и обычаям своего народа;

  • знание истории своей страны;
  • другое;

  • затрудняюсь ответить.

2.Возможно ли патриотическое воспитание в детском саду?

  • да;
  • нет;

  • затрудняюсь ответить.

3.Как, по Вашему мнению, следует сформулировать цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста?

  • прививать детям уважение к людям своей страны;
  • познакомить с обычаями и традициями своего народа;
  • формировать бережное отношение к природе и всему живому;

  • расширять представления о родной земле, её столице, городах;
  • ознакомление с историческим прошлым России;

  • воспитание эстетически нравственных норм поведения и моральных качеств ребёнка.

4.Как Вы считаете, кто несёт ответственность за патриотическое воспитание детей?

  • педагоги
  • родители

  • затрудняюсь ответить

5.Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой государства, традициями, памятными датами?

  • да;
  • нет;
  • затрудняюсь ответить.

6.Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи? Есть ли в Вашем доме семейные традиции?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

нравственно-патриотическое воспитание дошкольников "Моя малая родина - поселок Газырь"

Познакомить детей с историей родного поселка. Воспитывать у детей любовь к своей малой родине....

Проект на тему патриотическое воспитание дошкольников «Моя малая Родина»

Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли её наши предки, наши отцы, деды. В воспитании нравственно-патриотических чувств у дошкольника не допустима даже...

Педагогический проект по нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников "Мы этой памяти верны..."

Формирование представлений о Великой Отечественной войне (воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста) на основе уже имеющихся представлений о войне, сохранению преемственности покол...

Педагогический проект по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Воспитываем патриотов»

Данный проект направлен на формирование у воспитанников старшего дошкольного возраста основ гражданственности, патриотизма как интегративного качества личности, заключающего в себе любовь к своей семь...

Педагогический проект по нравственно-патриотическому воспитанию " С чего начинается Родина?".

Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родной страной, родным городом, с историей родного края, его достопри...

Проект на тему патриотическое воспитание дошкольников « Моя малая Родина»

Родина, Отечество.… В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников - процесс сложный и длите...