План по самообразованию воспитателя средней группы: «Нравственное воспитание дошкольников 4-5 лет посредством чтения художественной литературы»
календарно-тематическое планирование (средняя группа)
План по самообразованию воспитателя средней группы
Чулковой Ирины Валерьевны
на 2020-2021г
Тема: «Нравственное воспитание дошкольников 4-5 лет посредством чтения художественной литературы»
Нравственное воспитание дошкольников 4-5 лет посредством чтения художественной литературы
Актуальность
Нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека.
Ребёнок 4-5 лет становится способен сочувствовать, сопереживать. Развитие наглядно-образного мышления служит основой для формирования представлений о последствиях того или иного поступка. Кроме этого, наглядно-образное мышление позволяет детям удерживать в сознании представления о правилах поведения.
Художественное слово – хороший помощник в формировании правильных установок в поведении ребёнка. С помощью сказок ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем, у маленького человека начинает складываться представление о добре и зле. Не только сказки, но и рассказы, стихи могут помочь в воспитании духовно-нравственной личности.
Воспитателям, также как и родителям, важно осознавать, насколько велико значение чтения ребёнку художественной литературы, обсуждение с детьми прочитанных произведений. Ведь зачастую правильно подобранные произведения помогают формированию у детей представлений о том, как нужно заботиться о близких, как дружить, как быть вежливым и т.д.
Цель работы по теме самообразования: способствование формированию нравственных качеств у детей среднего дошкольного возраста посредством чтения художественных произведений.
Задачи:
- проанализировать методическую литературу, другие источники и повысить свой уровень знаний по данной теме;
- подобрать художественную литературу, способствующую духовно-нравственному воспитанию детей;
- развивать у детей умение думать, сравнивать, анализировать поступки литературных героев, давать оценку своему поведению;
- вызвать интерес у родителей к совместной работе в данном направлении.
Предполагаемый результат:
- Формирование представлений о нравственных и безнравственных поступках, одобряемом и порицаемом поведении, этических нормах, правилах взаимодействия в социуме.
- Развитие у детей интереса к чтению художественной литературы.
- Позитивное отношение детей к окружающему миру, другим людям и самому себе; потребность и готовность проявлять сострадание и соучастие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
План по самообразованию воспитателя средней группы | 28.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №39 «Теремок»
План по самообразованию воспитателя средней группы
Чулковой Ирины Валерьевны
на 2020-2021г
Тема: «Нравственное воспитание дошкольников 4-5 лет посредством чтения художественной литературы»
Канск, 2020
Нравственное воспитание дошкольников 4-5 лет посредством чтения художественной литературы
Актуальность
Нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека.
Ребёнок 4-5 лет становится способен сочувствовать, сопереживать. Развитие наглядно-образного мышления служит основой для формирования представлений о последствиях того или иного поступка. Кроме этого, наглядно-образное мышление позволяет детям удерживать в сознании представления о правилах поведения.
Художественное слово – хороший помощник в формировании правильных установок в поведении ребёнка. С помощью сказок ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем, у маленького человека начинает складываться представление о добре и зле. Не только сказки, но и рассказы, стихи могут помочь в воспитании духовно-нравственной личности.
Воспитателям, также как и родителям, важно осознавать, насколько велико значение чтения ребёнку художественной литературы, обсуждение с детьми прочитанных произведений. Ведь зачастую правильно подобранные произведения помогают формированию у детей представлений о том, как нужно заботиться о близких, как дружить, как быть вежливым и т.д.
Цель работы по теме самообразования: способствование формированию нравственных качеств у детей среднего дошкольного возраста посредством чтения художественных произведений.
Задачи:
- проанализировать методическую литературу, другие источники и повысить свой уровень знаний по данной теме;
- подобрать художественную литературу, способствующую духовно-нравственному воспитанию детей;
- развивать у детей умение думать, сравнивать, анализировать поступки литературных героев, давать оценку своему поведению;
- вызвать интерес у родителей к совместной работе в данном направлении.
Предполагаемый результат:
- Формирование представлений о нравственных и безнравственных поступках, одобряемом и порицаемом поведении, этических нормах, правилах взаимодействия в социуме.
- Развитие у детей интереса к чтению художественной литературы.
- Позитивное отношение детей к окружающему миру, другим людям и самому себе; потребность и готовность проявлять сострадание и соучастие.
Срок реализации: 1 год (2020-2021 учебный год)
Месяц | Взаимодействие с детьми | Взаимодействие с родителями | Взаимодействие с педагогами | |
Сентябрь | Подбор, изучение и анализ методической литературы по теме. Подбор художественной литературы для чтения детям. | |||
Октябрь | Барто А. «Шла вчера я по садовой», Прокофьева С. Л. «Сказка о невоспитанном мышонке».
| Анкетирование родителей «Роль книги в вашем доме» | ||
Ноябрь | «Лисичка – сестричка и серый волк», «Лиса и козел», «Про Иванушку дурачка», «Лисичка со скалочкой».
| Рекомендовать приобрести в группу раскраски по русским народным сказкам. | ||
Декабрь | Л. Воронкова «Хитрый снеговик», А. Барто «Ёлка», З. Александрова «Птичья ёлка». Продолжение формирования у детей понятий смены времён года;
| Папка-передвижка «Как подружить ребёнка с книгой?» | ||
Январь | А. Мусатов «Откуда хлеб пришёл»; Я. Таяц «Все здесь», «Моя мама пахнет хлебом».
| Индивидуальная работа с родителями: Практические советы «Как подружить ребёнка с книгой». | ||
Февраль | Русская народная сказка «Жихарка»; авторская сказка Ш. Перро «Красная Шапочка».
| Консультация для родителей «Роль книги в нравственном воспитании детей». | ||
Март | Л. Квитко «Бабушкины руки», С. Михалков «А что у вас?», Е. Благинина «Вот какая мама», М. Карим «Эту песню мама пела», С. Я. Маршак «Сказка о глупом мышонке».
| Оформление выставки книг для родителей. | Презентация видеозаписи образовательной «Чтение художественной литературы» | |
Апрель | В. Маяковский «Кем быть», С. Михалков «Дело было вечером».
| Памятка «С какими книгами лучше дружить дошколятам». | ||
Май | Т. Шорыгина «Моя корова», Е. Чарушин «Собака», Е. Благинина «Щенок», Л. Толстой «Котенок», В. А. Сухомлинский «Старый пес», С. Маршак «Усатый – полосатый».
| Конкурс совместных творческих работ родителей и детей на тему «Чему нас учат сказки». | Презентация отчёта по теме самообразования. |
Алгоритм работы с книгой
- Внесение книги в уголок книги для самостоятельного рассматривания иллюстраций.
- Чтение книги.
- Беседа по содержанию, рассматривание иллюстраций в книге, повторное чтение значимого отрывка.
- Игра-драматизация или рисование иллюстраций к произведению.
Итоговое мероприятие: создание альбома совместных детско-родительских рисунков «Страницы поучительных сказок».
Список литературы
- Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками - М. : ТЦ Сфера, 2003.
- Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Весёлый этикет, Екатеринбург, 1996.
- Васюкова Н.Е. Художественная литература для детей 3-5 лет: Методическое пособие - М. : ТЦ Сфера, СЕРИЯ «Истоки», 2016г
- Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до семи лет - М. : ТЦ Сфера 1992.
- Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи.: Методика приобщения детей к чтению -М.: Линка-Пресс, 2003.
- Князева О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры.
- Микляева Н.Р: Социально-эмоциональное воспитание дошкольников - М. : ТЦ Сфера, 2013г.
- Петрова В.И., Стульник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду - М. : Мозаика-Синтез, 2008.
- Торшилова Е.М. Шалун или мир дому твоему: Программа и методика эстетического развития дошкольника. - М. : ТЦ Сфера, 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы «Патриотическое воспитание дошкольников через ОО «Социализация», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы»
Из опыта работы...
План по самообразованию воспитателя средней группе «Роль сказки в нравственно-духовном воспитании дошкольников»
Развить и воспитать в душе каждого ребенка духовное начало, чувства, чтобы он не вырос бездушным, равнодушным человеком....
План работы по самообразованию по теме:"Духовно-нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством чтения русских народных сказок"
Цель: Создать условия по формированию духовно - нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста через чтение русских народных сказок...
План по самообразованию воспитателя средней группы : «Логоритмика, как эффективное средство развития речи и музыкально - ритмических способностей дошкольников».
В данном материале содержится план по самообразованию и расчитан на методическую помощь воспитателям...
План-конспект родительского собрания в средней группе “Нравственное воспитание дошкольников”
Цель: установление системы взаимодействия “воспитатель - родитель-ребенок-сотрудничество”.Задачи:Привлечь внимание родителей к вопросу нравственного воспитания дошкольников;Добиваться...
План по самообразованию в средней группе" Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»
План по самообразованию педагога....