План по самообразованию воспитателя средней группы: «Нравственное воспитание дошкольников 4-5 лет посредством чтения художественной литературы»
календарно-тематическое планирование (средняя группа)

Чулкова Ирина Валерьевна

План по самообразованию воспитателя средней группы

Чулковой Ирины Валерьевны

на 2020-2021г

 

 

 

Тема: «Нравственное воспитание дошкольников 4-5 лет посредством чтения художественной литературы»

 Нравственное воспитание дошкольников 4-5 лет посредством чтения художественной литературы

 

Актуальность

     Нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека.   

          Ребёнок 4-5 лет становится способен сочувствовать, сопереживать. Развитие наглядно-образного мышления служит основой для формирования представлений о последствиях того или иного поступка. Кроме этого, наглядно-образное мышление позволяет детям удерживать в сознании представления о правилах поведения.

     Художественное слово – хороший помощник в формировании правильных установок в поведении ребёнка. С помощью сказок ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем, у маленького человека начинает складываться представление о добре и зле. Не только сказки, но и рассказы, стихи могут помочь в воспитании духовно-нравственной личности.

     Воспитателям, также как и родителям, важно осознавать, насколько велико значение чтения ребёнку художественной литературы, обсуждение с детьми прочитанных произведений. Ведь зачастую правильно подобранные произведения помогают формированию у детей представлений о том, как нужно заботиться о близких, как дружить, как быть вежливым и т.д.

Цель работы по теме самообразования: способствование формированию нравственных качеств у детей среднего дошкольного возраста посредством чтения художественных произведений.

Задачи:

- проанализировать методическую литературу, другие источники и повысить свой уровень знаний по данной теме;

- подобрать художественную литературу, способствующую духовно-нравственному воспитанию детей;

- развивать у детей умение думать, сравнивать, анализировать поступки литературных героев, давать оценку своему поведению;

- вызвать интерес у родителей к совместной работе в данном направлении.


Предполагаемый результат:

  1. Формирование представлений о нравственных и безнравственных поступках, одобряемом и порицаемом поведении, этических нормах, правилах взаимодействия в социуме.
  2. Развитие у детей интереса к чтению художественной литературы.
  3. Позитивное отношение детей к окружающему миру, другим людям и  самому себе; потребность и готовность проявлять сострадание и  соучастие.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №39 «Теремок»

     

План по самообразованию воспитателя средней группы

Чулковой Ирины Валерьевны

на 2020-2021г

Тема: «Нравственное воспитание дошкольников 4-5 лет посредством чтения художественной литературы»

Канск, 2020

 Нравственное воспитание дошкольников 4-5 лет посредством чтения художественной литературы

Актуальность

     Нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека.   

          Ребёнок 4-5 лет становится способен сочувствовать, сопереживать. Развитие наглядно-образного мышления служит основой для формирования представлений о последствиях того или иного поступка. Кроме этого, наглядно-образное мышление позволяет детям удерживать в сознании представления о правилах поведения.

     Художественное слово – хороший помощник в формировании правильных установок в поведении ребёнка. С помощью сказок ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем, у маленького человека начинает складываться представление о добре и зле. Не только сказки, но и рассказы, стихи могут помочь в воспитании духовно-нравственной личности.

     Воспитателям, также как и родителям, важно осознавать, насколько велико значение чтения ребёнку художественной литературы, обсуждение с детьми прочитанных произведений. Ведь зачастую правильно подобранные произведения помогают формированию у детей представлений о том, как нужно заботиться о близких, как дружить, как быть вежливым и т.д.

Цель работы по теме самообразования: способствование формированию нравственных качеств у детей среднего дошкольного возраста посредством чтения художественных произведений.

Задачи:

- проанализировать методическую литературу, другие источники и повысить свой уровень знаний по данной теме;

- подобрать художественную литературу, способствующую духовно-нравственному воспитанию детей;

- развивать у детей умение думать, сравнивать, анализировать поступки литературных героев, давать оценку своему поведению;

- вызвать интерес у родителей к совместной работе в данном направлении.


Предполагаемый результат:

  1. Формирование представлений о нравственных и безнравственных поступках, одобряемом и порицаемом поведении, этических нормах, правилах взаимодействия в социуме.
  2. Развитие у детей         интереса к чтению художественной литературы.
  3. Позитивное отношение детей к окружающему миру, другим людям и  самому себе; потребность и готовность проявлять сострадание и  соучастие.

Срок реализации: 1 год (2020-2021 учебный год)

Месяц

Взаимодействие с детьми

Взаимодействие с родителями

Взаимодействие с педагогами

Сентябрь

Подбор, изучение и анализ методической литературы по теме.

Подбор художественной литературы для чтения детям.

Октябрь

Барто А. «Шла вчера я по садовой»,  Прокофьева С. Л.  «Сказка о невоспитанном мышонке».

  1. Углубление и расширение представлений о вежливости.
  2. Развитие интереса к поучительной истории, к книге.
  3. Воспитание дружелюбия.

Анкетирование родителей «Роль книги в вашем доме»

Ноябрь

«Лисичка – сестричка и серый волк», «Лиса и козел», «Про Иванушку дурачка», «Лисичка со скалочкой».

  1. Углубление представлений детей об авторских и русских народных сказках;
  2. Способствование развитию положительных эмоций путём сопереживания сказочным персонажам;
  3. Разъяснение сущности моральных норм.

Рекомендовать приобрести в группу раскраски по русским народным сказкам.

Декабрь

Л. Воронкова «Хитрый снеговик», А. Барто «Ёлка», З. Александрова «Птичья ёлка».

Продолжение формирования у детей понятий смены времён года;

  1. Способствование развитию произвольного внимания;
  2. Воспитание желания вести себя в соответствии с нормами морали и нравственности.

Папка-передвижка «Как подружить ребёнка с книгой?»

Январь

А. Мусатов  «Откуда хлеб пришёл»; Я. Таяц «Все здесь», «Моя мама пахнет хлебом».

  1. Ознакомление детей с процессом изготовления хлебобулочной продукции;
  2. Способствование развития положительных эмоций путём сопоставления произведений с реальностью;                                              
  3. Воспитание желания трудиться.

Индивидуальная работа с родителями: Практические советы «Как подружить ребёнка с книгой».

Февраль

Русская народная сказка «Жихарка»; авторская сказка Ш. Перро «Красная Шапочка».

  1. Ознакомление с русскими народными и авторскими сказками;
  2. Развитие эмоционального отношения детей к сказочным персонажам;
  3. Воспитание культуры поведения с незнакомцами

Консультация для родителей «Роль книги в нравственном воспитании детей».

Март

Л. Квитко «Бабушкины руки», С. Михалков «А что у вас?», Е. Благинина «Вот какая мама», М. Карим «Эту песню мама пела», С. Я. Маршак «Сказка о глупом мышонке».

  1. Расширение представления детей о празднике 8 марта;
  2. Развитие желания помогать своим мамам;
  3. Воспитание чувства гордости за свою маму.

Оформление выставки книг для родителей.

Презентация видеозаписи образовательной  «Чтение художественной литературы»

Апрель

В. Маяковский «Кем быть»,

С. Михалков «Дело было вечером».

  1. Ознакомление детей с новыми профессиями;
  2. Развивать желание трудиться;
  3. Воспитание чувства патриотизма.

Памятка «С какими книгами лучше дружить дошколятам».

Май

Т. Шорыгина «Моя корова», Е. Чарушин «Собака», Е. Благинина «Щенок», Л. Толстой «Котенок»,  В. А. Сухомлинский «Старый пес», С. Маршак «Усатый – полосатый».

  1. Ознакомление детей с жизнью животных;
  2. Развитие желания помогать и защищать домашних животных;
  3. Воспитание бережного отношения ко всему живому.

Конкурс совместных творческих  работ родителей и детей на тему «Чему нас учат сказки».

Презентация   отчёта по теме самообразования.

Алгоритм работы с книгой

  1. Внесение книги в уголок книги для самостоятельного рассматривания    иллюстраций.
  2. Чтение книги.
  3. Беседа по содержанию, рассматривание иллюстраций в книге, повторное чтение значимого отрывка.
  4. Игра-драматизация или рисование иллюстраций к произведению.

Итоговое мероприятие: создание альбома совместных детско-родительских рисунков «Страницы поучительных сказок».

Список литературы

  1. Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками  - М. : ТЦ Сфера, 2003.              
  2. Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Весёлый этикет, Екатеринбург, 1996.          
  3. Васюкова Н.Е. Художественная литература для детей 3-5 лет: Методическое пособие   - М. : ТЦ Сфера, СЕРИЯ «Истоки», 2016г                    
  4. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до семи лет - М. : ТЦ Сфера 1992.
  5. Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи.: Методика приобщения детей к чтению  -М.: Линка-Пресс, 2003.      
  6. Князева О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры.          
  7. Микляева Н.Р: Социально-эмоциональное воспитание дошкольников  -  М. : ТЦ Сфера, 2013г.                                      
  8. Петрова В.И., Стульник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду - М. : Мозаика-Синтез, 2008.                                            
  9.  Торшилова Е.М. Шалун или мир дому твоему: Программа и методика эстетического развития дошкольника. - М. : ТЦ Сфера, 1998.                                                              


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию воспитателя средней группе «Роль сказки в нравственно-духовном воспитании дошкольников»

Развить и воспитать в душе каждого ребенка духовное начало, чувства, чтобы он не вырос бездушным, равнодушным человеком....

План работы по самообразованию по теме:"Духовно-нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством чтения русских народных сказок"

Цель: Создать условия по формированию духовно - нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста через чтение русских народных сказок...

План-конспект родительского собрания в средней группе “Нравственное воспитание дошкольников”

Цель: установление системы взаимодействия “воспитатель - родитель-ребенок-сотрудничество”.Задачи:Привлечь внимание родителей к вопросу нравственного воспитания дошкольников;Добиваться...