индивидуальный образовательный маршрут
учебно-методический материал
индивидуальный образовательный маршрут (театральный)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iom_teatralnyy.docx | 45.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ)
одаренного ребенка
Универсального рецепта создания ИОМ в настоящий момент нет. Способ построения индивидуального образовательного маршрута ребенка, по нашему мнению, должен характеризовать особенности его обучения и развития на протяжении определенного времени, то есть носить пролонгированный характер. Невозможно определить этот маршрут на весь период сразу, задав его направления, например, в первой младшей группе на все 6 лет дошкольного образования, поскольку сущность его построения, на наш взгляд, состоит именно в том, что он отражает процесс изменения (динамики) в развитии и обучении ребенка, что позволяет вовремя корректировать компоненты педагогического процесса.
Индивидуальный образовательный маршрут, предложенный нами, включает основные направления:
• развитие общей и мелкой моторики;
• развитие культурно-гигиенических и коммуникативно-социальных навыков;
• формирование деятельности ребенка (манипулятивной, сенсорно-перцептивной, предметно-практической, игровой, продуктивной, к которой относятся - лепка, аппликация, рисование) и другие виды продуктивной деятельности.
• развитие речи (формирование чувственной основы речи, сенсомоторного механизма, речевых функций) ;
• формирование представлений об окружающем (предметном мире и социальных отношениях) ;
• формирование представлений о пространстве, времени
Методы, используемые в работе:
• Беседы, игры, занятия, чтение художественной литературы, этюды, направленные на знакомство с различными эмоциями и чувствами, с «волшебными» средствами понимания;
• Игры, упражнения и тренинги, способствующие развитию эмоционально- личностной и поведенческой сфер (развитие коммуникативных навыков и улучшение взаимоотношений с окружающими, снятие страхов и повышение уверенности в себе, снижение агрессии и ослабление негативных эмоций)
• Занятия, игры и упражнения на развитие психических процессов, (памяти, внимания, восприятия, мышления, воображения) ;
• Приемы арттерапии (куклотерапия, изотерапия, сказкотерапия) ;
• Релаксационные психогимнастические упражнения (расслабление мышц лица, шеи, туловища, рук, ног и т. д.)
При разработке индивидуального маршрута мы опираемся на следующие принципы:
- принцип опоры на обучаемость ребенка,
- принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития.
- принцип соблюдения интересов ребенка. По-другому его называют "на стороне ребенка". Т.е. воспитатели должны объективно относиться к ребенку и его проблемам. Быть всегда на стороне ребенка.
- принцип тесного взаимодействия и согласованности работы "команды" специалистов, в ходе изучения уровня развития ребенка (явления, ситуации) ;
- принцип непрерывности, когда ребенку гарантировано непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы.
- принцип отказа от усредненного нормирования. Реализация данного принципа предполагает избегание прямого оценочного подхода при диагностическом обследовании уровня развития ребенка.
- принцип опоры на детскую субкультуру. Каждый ребенок, обогащая себя традициями, нормами и способами, выработанными детским сообществом, проживает полноценный детский опыт.
На основе анализа изученной нами литературы были выделены несколько этапов конструирования индивидуального образовательного маршрута:
1. Этап наблюдения.
2. Диагностический этап.
3. Этап конструирования маршрута.
4. Этап реализации
5. Этап итоговой диагностики.
Индивидуальный маршрут сопровождения одаренного ребенка в творческой деятельности.
Координатор – старший воспитатель Зверева Т.А.
Организация работы:
1.Разработать систему мониторинга и развития предпосылок одаренности у детей дошкольного возраста.
2. Выявить детей с предпосылками одаренности.
4. Составить индивидуальные маршруты одаренных детей.
3. Скоординировать и интегрировать деятельность специалистов и родителей в этом направлении.
5. Разработать план мероприятий для развития творческих способностей воспитанников детского сада.
Получение образования (программа обучения) - Основная образовательная программа дошкольного образования Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Тополек» с.Чапаево», с учетом примерной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы», под редакцией В.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой.
План педагогического сопровождения одаренного в театральной деятельности ребенка
Содержание работы | Форма работы | Сроки | Ответственные | |
Индивидуальная педагогическая диагностика | ||||
Исследование эмоциональных процессов (страхи, тревожность) | Наблюдения Тесты Диагностики Соответствие тестовых методик возрастным нормам; Доброжелательная атмосфера во время тестирования; Психологическая готовность ребенка к процессу тестирования Согласие родителей на психолого-педагогическое сопровождение ребенка | Сентябрь Декабрь Май | Педагоги (педагог-психолог в штате отсутствует) | |
Исследование качеств личности (самооценка, произвольность, уровень притязаний) | ||||
Исследование социальных отношений (с взрослыми, со сверстниками) | ||||
Диагностика театрально артистического развития | Хорошая речевая фантазия, умение составлять рассказы, сказки, чувство рифмы, легкое запоминание стихов | Сентябрь Декабрь Май | Воспитатель | |
Взаимодействие с педагогами | ||||
Информирование о результатах диагностических исследований | Беседы о понимании сущности проблемы, задачи, ситуации. Индивидуальные беседы Определение педагогических задач сопровождения с учетом индивидуальных особенностей одаренных детей и потребностей семьи. Разработка и внедрение индивидуальных и групповых программ развития одаренного ребенка. Координация деятельности помощника воспитателя, музыкального руководителя и других педагогов в рамках программы сопровождения одаренного ребенка. | 1 раз в квартал | Педагоги | |
Консультирование педагогов на тему «Театральная деятельность в детском саду» Консультация «Использование театрализованной деятельности в развитии речи детей 4 - 5 лет» «Создание творческих проектов» | 1 раз в квартал | Воспитатель
| ||
|
| |||
Создание условий для развития творческих способностей: -наполнение центра творчества художественными материалами -организация проведения театрализованных представлений | Октябрь-ноябрь | Педагоги Воспитатель | ||
|
| |||
Взаимодействие с семьёй. Деятельность родителей | ||||
Педагогическое просвещение родителей: «Как развивать уверенность» «Словесные формы позитивной оценки действий ребёнка» | Беседы Консультации с целью распространения информации об особенностях одаренного ребенка. | По мере необходимости | воспитатель Педагоги | |
Поддержание интереса ребёнка, поощрение. | Родители | |||
Создание дома индивидуальных условий для театрализованной деятельности. Например, театр из подручных средств(коробки, ткани, занавески) | Родители | |||
Родители | ||||
Помощь в создании атрибутов (маски, костюмов) | Выставка | Родители Воспитатель | ||
Создание творческих проектов «Сказка всегда с нами» Участие в круглом столе со специалистами МАДОУ по проблемам ОД. Участие активных родителей в педагогическом процессе. | Совместная деятельность | Декабрь Апрель | Воспитатель Родители Педагоги | |
Работа с ребенком | ||||
Развитие понятийного аппарата, показ актерской работы | Занятие - путешествие Беседы Просмотр видеофильмов Презентации | Октябрь Ноябрь Февраль |
Воспитатель | |
Изготовление масок, различных атрибутов, оформление к праздникам «Новый год», «Золотая осень», «Масленица», «Международный женский день», «День Победы» | Творческое задание | Декабрь Февраль Апрель | ||
Участие в творческих конкурсах | Театрализованная деятельность | По мере желания ребёнка | ||
Участие во всех праздничных мероприятиях | Литературная викторина | 1 раз в квартал | ||
Взаимодействие с социальными партнёрами | ||||
Посещение выставок, открытых мероприятий сельской библиотеки | Экскурсии Беседы | 1 раз в квартал | Воспитатель |
Оценка промежуточных и итоговых результатов
Содержание работы | Критерии оценки | Результат |
Индивидуальная психолого-педагогическая диагностика | -Результаты диагностики | Корректировка дальнейших целей и задач |
Взаимодействие с педагогами | -Психолого-педагогическая компетентность педагогов -Создание предметно-пространственной среды для развития творческих способностей ребёнка -Пополнение портфолио педагога | Корректировка дальнейших целей и задач |
Взаимодействие с семьёй. Деятельность родителей | -Психолого-педагогическая компетентность родителей -Создание портфолио ребенка | Корректировка дальнейших целей и задач |
Художественно-изобразительная деятельность | -Индивидуальные выставки художественного творчества -Участие в конкурсах | |
Индивидуальная работа психолого-педагогического сопровождения | -Положительное эмоциональное состояние ребёнка -Развитие саморегуляции -Формирование предпосылок коммуникативных действий | Корректировка дальнейших целей и задач |
Взаимодействие с социальными партнёрами | -Посещение выставок и открытых мероприятий | Корректировка дальнейших целей и задач |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка требующего особого внимания. Индивидуальный образовательный маршрут одаренного ребенка на 2015-2016 учебный год
Как можно составить карты по: индивидуальному образовательному маршруту ребенка требующего особого внимания, индивидуальному образовательному маршруту одаренного ребенка на 2015-2016...
Участие в городском практико-ориентированном семинаре: "Разные дети - разные маршруты" (Индивидуальный образовательный маршрут как инструмент эффективного включения обучающегося с ОВЗ в образовательное пространство)
28.02.2017 я выступала на семинаре, где представила историю - образовательный маршрут воспитанника нашего дошкольного отделения с НОДА (ДЦП)....
Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)
Цель: выстраивание системы работы с ребенком, имеющим ОВЗ, в условиях: компенсирующей группы....
Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)
Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)...
Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)
Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)...
Индивидуальный образовательный маршрут ( важность индивидуального подхода, как выстраивается маршрут, каким образом учитываются индивидуальные особенности, игры)
Уважаемые коллеги, вам представлена статья о важности разработки составления индивидуального образовательного маршрута воспитанника ДОУ, социально - коммуникативное развитие. Основная цель...
Примерные совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (нарушение слуха) (индивидуальная АОП)
Совмещенные индивидуальный образовательный маршрутииндивидуальная образовательная программа,мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)Ф.И.О. ребенка Дата рождения....