Воспитательный потенциал мультфильма
методическая разработка
Влияние мультфильма на социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста. Методика педагогической развивающей работы с мультфильмом. Проекты по формированию личностных качеств на основе мультфильмов. Рекомендации и сайты с полезными мультиками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitatelnyy_potentsial_mf.pptx | 2.39 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Место мультфильма в системе средств социально- коммуникативного развития Мультфильм – произведение искусства, отображающее образное представление окружающего мира, как предметного, так и социального. Особенности мультфильма, усиливающие его воспитательный потенциал: Смешение фантастического и реального ; Метафоричность представленных художественных образов ; Яркость и выразительность образов, простота и доступность сюжета ; Идентичность сюжетной линии личному опыту и жизни дошкольника ; Наличие нравственных и социальных замыслов и идей в содержании мультфильмов.
Мультфильмы обладают богатыми педагогическими возможностями: расширяют представления об окружающем мире, знакомят с новыми словами, явлениями, ситуациям; показывают примеры поведения, что способствует социализации, поскольку дети учатся, подражая; формируют оценочное отношения к миру, развитие мышления, понимание причинно-следственных связей ; развивают эстетический вкус, чувство юмора; мультфильмы помогают реализовать эмоциональные потребности.
П роблемы: мультипликационная аддикация , когда ребенка невозможно «оторвать» от мультфильмов, и он готов смотреть их целыми днями. Это действительно опасное явление, которое парализует волю ребенка и отрывает его от многих других развивающих видов деятельности – игры, рисования, конструирования и т.п.; мультипликационная агрессия , когда после просмотра мультфильма родители и специалисты отмечают резкое увеличение эпизодов агрессивного поведения детей. Мультфильм становится источником жестоких, агрессивных форм поведения и задает модель объективного отношения к другому; мультипликационное опустошение , когда после длительного просмотра в поведении ребенка отмечается апатия, депрессия, снижение общего тонуса и т.п.
Особенности просмотра детьми дошкольного возраста мультфильмов - погруженность в ситуацию мультипликационного сюжета, граничащая с возможным преобладанием фрагментарности восприятия медиапроизведения . Фрагментарность заключается в отсутствии способности ребёнка к постижению и истолкованию сюжета, событийной части экранного повествования: - эмоциональность восприятия. По вопросам и ответам детей можно судить и делать предположения о том, что для них является актуальным, значимым, что волнует, доставляет неудобства; - восприятие происходящего на экране как жизненной реальности; - пассивное созерцание происходящего на экране, появление стереотипа: просмотр мультфильма как развлекательное времяпровождение. В то время как развитие личности дошкольника требует усилия активности со стороны ребёнка, его самостоятельной деятельности.
Программы Бурухина А.Ф. « ВНИМАНИЕ! МУЛЬТФИЛЬМ!» Методика использования мультфильмов для воспитания и обучения детей дошкольного возраста Куниченко О.В. «МУЛЬТФИЛЬМЫ О ГЛАВНОМ» Парциальная образовательная программа социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста
Основные разделы программы «Мультфильмы о главном» «Такой разный мультфильм!» – знакомство с разнообразием мультипликационной продукции: кукольные, рисованные, компьютерные мультфильмы. «Злой колдун и добрая фея» - накопление представлений о многообразии образов персонажей, их нравственных качествах, чертах характера. «Что мы чувствуем?» - формирование представлений об эмоциях и чувствах героев. «Совершая разные поступки…» – знакомство детей с понятием «поступок» посредством демонстрации и последующего анализа поступков персонажей, их последствий и значения в жизни человека.
Критерии анализа мультфильма 1. Герой. -внешность, действия, реплики, поступки, мотивы, отношения с другими персонажами 2. Сюжет -последовательность событий, происходящих на экране 3. Ключевые моменты - кульминация сюжета 4. Длительность - для детей от трех до семи лет составляет до 20 минут в день
Последовательность работы с мультфильмом включает в себя: вступительное слово педагога, способствующее мотивации к работе; просмотр мультфильма и его обсуждение, анализ; беседа, направленная на приобретение детьми нравственных представлений, впечатлений, актуализацию чувств и на проявление личного отношения к происходящему, его оценке ; переход полученных знаний, эмоций и впечатлений в непосредственные действия через проблемные ситуации, игры – драматизации; итог , рефлексия собственных чувств, мыслей, самого себя.
«Мешок яблок» Нравственная тема: добро сеять – добро пожинать. Воспитательная работа: • Мне понравился заяц потому, что… • Мне понравилась или не понравилась сорока потому, что… • Как можно назвать поступки зайца? • А как бы ты поступил? Почему? • Что бы ты посоветовал сороке? Речевая деятельность: • Как аукнется – так и откликнется. • Доброе дело без награды не останется. • Кто скуп да жаден, тот в дружбе не ладен.
«Самый маленький гном». Нравственная тема: не смотри на рост, а смотри на сердце. Воспитательная работа : • Мне нравится гном Вася, потому что… • Как можно охарактеризовать поступки героя? Почему? • Как бы ты поступил в данной ситуации? Речевая деятельность (работа с пословицами): • Мал телом, да велик делом. • Не смотри, что небольшой, но с головой. • Мал золотник да дорог.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитательный потенциал семьи.
Семья - это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимиз...
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ НАРОДНЫХ ПРАЗДНИКОВ
Информация о праздниках, проводимых в Доу с использованием русского фольклора....
Мастер-класс для педагогов на тему "Социо-игровая технология как эффективный метод повышения воспитательного потенциала НОД с детьми дошкольного возраста"
Мастер-класс для педагогов по использованию социо-игровой технологии в организации интегрированной непосредственной образовательной деятельности с детьми старшего возраста....
Консультация для родителей «Эмоциональное благополучие ребенка как средство повышения воспитательного потенциала родителей в средней группе»
Авторы разработки: Кузнецова Людмила Владимировна, воспитатель МБОУ СОШ № 27 г.о. Самара, Грибанова Елена Геннадьевна, педагог-психолог МБОУ СОШ № 27 г.о. Самара.Форма проведения: групповая консультац...
"О реализации воспитательного потенциала духовно-нравственного развития личности обучающихся".
Выступление на педагогическом совете, о воспитании духовно-нравственных качеств обучающихся на уроках православной культуры....
"Воспитательный потенциал семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей".
В настоящее время Россия переживает непростой исторический период. Самая большая опасность, подстерегающая общество, - не в кризисе экономики, не в смене полити...
РАЗВИВАЮЩИЙ ПОТЕНЦИАЛ МУЛЬТФИЛЬМОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ
Развивающий потенциал мультфильма стал средством позитивной социализации детей дошкольного возраста...