Цели и задачи работы по формированию культурно-гигиенических навыков
материал
Миссия воспитания культурно-гигиенических навыков у детей в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) сводится к созданию положительного отношения и освоению умений:
- мыть руки;
- умываться;
- одеваться и раздеваться самостоятельно;
- принимать пищу аккуратно.
Для реализации этих целей в средней группе на занятиях по формированию КГН педагогу необходимо решать следующие задачи:
- приучать стряхивать воду с рук в рукомойник перед тем, как вытирать их;
- практиковать самостоятельное выполнение всего алгоритма умывания (намылить лицо так, чтобы в глаза не попало мыло, смыть, вытереть);
- развивать навык застёгивания и расстегивания всех видов застёжек (на пуговицах, кнопках, липучках), тренироваться в завязывании шнурков;
- поощрять самостоятельность в процессе одевания и раздевания (особенно актуальна эта задача в осенне-зимний период, когда важно не только как, но и что надеть, куда повесить то, что снято, предварительно вывернув вещи налицо);
- продолжать тренировать у малышей навык пользования ложкой во время приёма пищи;
- приучать кушать первое с хлебом, тщательно пережёвывая пищу с закрытым ртом;
- показывать, как можно быстрее освоить тот или иной навык (умывание, мытьё рук), расчленив действие на несколько движений (взяли мыло, открыли кран, поднесли руки к струе и т.д.);
- учить тщательно вытирать рот салфеткой после завершения частей приёма пищи (после первого, второго);
- закреплять умение пользоваться личной расчёской;
- отрабатывать привычку последовательно излагать суть просьбы, благодарить за оказанную помощь;
- воспитывать чувство коллектива (требования ко всем предъявляются одни и те же, поэтому дети чувствуют себя приобщёнными к общему делу).
Это интересно. В средней группе можно вводить практику личного примера, когда малыши, освоившие тот или иной навык, показывают порядок выполнения какого-либо конкретного действия своим товарищам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_aspekty_formirovania_kgn_v_sredney_gruppe.doc | 90.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Суть понятия
КГН — это набор умений, которыми малыши овладевают в процессе психофизического развития, воспринимая их неотъемлемой частью общей культуры человека. Иными словами, дети учатся умываться, держать ложку и т.д., считая эти умения обязательными составляющими поведения каждого человека. В средней группе акцент в работе по воспитанию КГН делается на увеличение степени самостоятельности ребят, возраст которых как раз и направлен на удовлетворение потребности «я сам».
Воспитание здорового дошкольника — одна из приоритетных целей образовательного процесса в детском саду. Наиболее актуальным вопросом организации учебно-воспитательной деятельности является формирование у детей культурно-гигиенических навыков (КГН). Эта работа требует составления тщательно продуманного плана, только в этом случае она будет способствовать физическому, психическому развитию ребят, а также воспитанию у них культуры поведения в быту. При этом для каждой возрастной группы есть свои тонкости организации работы по формированию КГН. Остановимся более детально на особенностях воспитательного процесса в средней группе (малыши 4–5 лет).
Цели и задачи работы по формированию культурно-гигиенических навыков
Миссия воспитания культурно-гигиенических навыков у детей в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) сводится к созданию положительного отношения и освоению умений:
- мыть руки;
- умываться;
- одеваться и раздеваться самостоятельно;
- принимать пищу аккуратно.
Для реализации этих целей в средней группе на занятиях по формированию КГН педагогу необходимо решать следующие задачи:
- приучать стряхивать воду с рук в рукомойник перед тем, как вытирать их;
- практиковать самостоятельное выполнение всего алгоритма умывания (намылить лицо так, чтобы в глаза не попало мыло, смыть, вытереть);
- развивать навык застёгивания и расстегивания всех видов застёжек (на пуговицах, кнопках, липучках), тренироваться в завязывании шнурков;
- поощрять самостоятельность в процессе одевания и раздевания (особенно актуальна эта задача в осенне-зимний период, когда важно не только как, но и что надеть, куда повесить то, что снято, предварительно вывернув вещи налицо);
- продолжать тренировать у малышей навык пользования ложкой во время приёма пищи;
- приучать кушать первое с хлебом, тщательно пережёвывая пищу с закрытым ртом;
- показывать, как можно быстрее освоить тот или иной навык (умывание, мытьё рук), расчленив действие на несколько движений (взяли мыло, открыли кран, поднесли руки к струе и т.д.);
- учить тщательно вытирать рот салфеткой после завершения частей приёма пищи (после первого, второго);
- закреплять умение пользоваться личной расчёской;
- отрабатывать привычку последовательно излагать суть просьбы, благодарить за оказанную помощь;
- воспитывать чувство коллектива (требования ко всем предъявляются одни и те же, поэтому дети чувствуют себя приобщёнными к общему делу).
Это интересно. В средней группе можно вводить практику личного примера, когда малыши, освоившие тот или иной навык, показывают порядок выполнения какого-либо конкретного действия своим товарищам.
Принципы проведения работы по воспитанию КГН в средней группе
Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) определены требования к организации работы по формированию КГН в детском саду.
- Освоение умений должно быть увлекательным, ненавязчивым.
- Все элементы работы по формированию КГН нужно облечь в игровую форму.
- Нельзя торопить малышей. Например, начатое ещё в первой младшей группе освоение навыка кушать ложкой, некоторым ребятам 4–5 лет по-прежнему может даваться нелегко, особенно если их подгонять. Поэтому педагогу нужно терпеливо повторять, отрабатывать уже знакомые навыки, совершенствуя их выполнение и добавляя новые.
- Отработка того или иного навыка должна проводиться либо в парах, либо в малых группах (по 2–3 человека) – дети должны видеть, как действие выполняется сверстником.
- Формирование КГН проводится на отдельных занятиях, вписывается в выполнение режимных моментов, а также стихийно вводится на всех видах занятий (например, когда ребёнку потребовалось высморкаться в носовой платок в процессе любого урока, педагог демонстрирует ему при необходимости порядок выполнения этого действия).
Какие приёмы используются в работе на формирование КГН
Работа на формирование КГН, как и любой другой вид деятельности, подразумевающий взаимодействие с детьми, требует применения комбинации из четырёх групп методических приёмов.
Словесные приёмы
Важность этой группы способов взаимодействия с детьми заключается в том, что в 4–5 лет малыши, овладев основами звукового и грамматического строя языка, активно формируют собственный речевой образ, а в этом деле не обойтись без образца, то есть восприятия речи взрослого.
Объяснение
Для того чтобы дети запомнили порядок выполнения того или иного действия, педагог должен дать чёткие и понятные инструкции, используя понятные детям слова и короткие простые предложения. Например, при подготовке ко сну после обеда: сняли футболки — развесили их на спинках стульев, майки оставили, разулись, сняли носки — обувь поставили под свой стул, носки повесили на перекладину внизу, сняли шорты/юбки — разложили на сиденье стула. В процессе отработки навыка объяснение может сокращаться, но всё равно присутствовать для напоминания.
Беседа
Этот словесный приём в средней группе позволяет приобщать малышей к обсуждению проблемных вопросов. Например, перед тем как отправиться мыть руки после прогулки, в контексте прочитанной накануне сказки К. Чуковского «Федорино горе», я своим воспитанникам предлагаю ответить на такие вопросы:
- «Почему плохо быть как Федора?»;
- «Как почувствовала себе Федора, когда от неё убежали посуда, мебель, вещи?»;
- «Что нужно делать, чтобы не оказаться в такой же ситуации?».
Поскольку КГН нуждаются в постоянном закреплении, то с помощью повторяющихся вопросов сделать это будет проще. Например, во время игры «Дочки-матери» педагог интересуется, помыла ли «дочка» ручки перед едой, или спрашивает «маму», как она оденет своего «ребёнка» в прохладную погоду и пр.
Загадки и стихотворения
В своей практике загадки я использую для напоминания ребятам алгоритма привычных гигиенических процедур. К примеру, отправляясь мыть руки и умываться после прогулки, мы с детьми вспоминаем, какие вещи нам потребуются:
- Не люблю грязнуль, нерях, Грязных шортиков, рубах. Чтоб без сажи были лица, Предлагаю всем умыться. А чтоб тело чистым было, Вам поможет в этом … (Мыло);
- Есть у каждого в квартире, И побольше, И пошире. После ванны, после душа Вас обнимет и просушит. (Полотенце);
- В жаркий день самой желанной бывает… (Вода).
В своей практике воспитания КГН у детей средней группы я использую стихотворения для того, чтобы мотивировать малышей к сборам на улицу, а именно надеванию вещей в правильном порядке.
- Нынче за окном мороз.
Чтобы мальчик не замёрз,
Надеваем мы штанишки –
Будем бегать в них вприпрыжку.
Надеваем свитерок,
Чтоб от холода берёг.
Тёплые носки надень,
Раз такой морозный день!
Куртка — тёплое пальто –
Не замёрзнем ни за что!
Мягкий шарф в мороз согреет
Подбородок, грудь и шею.
Рукавички надеваем,
Шапочку не забываем.
А ещё тебе на ножки
Обуваем мы сапожки.
Обуваем мы сапожки,
Чтобы бегать по дорожкам!
Короткие сказочные сюжеты
Сказки традиционно считаются очень эффективным способом мотивировать детей. В случае с формированием культурно-гигиенических навыков короткие истории помогают приобщить малышей к их выполнению.
Так, например, в работе с воспитанниками средней группы при освоении навыка аккуратно принимать пищу, я предлагаю малышам прослушать и ответить на вопросы по сказке «Грязнуха и Аккуратинка». «Жили-были в стране Мойдодырии Грязнуха и Аккуратинка. Грязнуха кушала руками, рот не вытирала, зубы никогда не чистила, а Аккуратинка, наоборот, очень следила за чистотой: пользовалась салфеткой, ложкой, вилкой и зубки чистила дважды, а после каждого приёма пищи рот полоскала. И вот однажды приехали в Мойдодырию снимать кино. Надо сказать, Грязнуха и Аккуратинка очень хотели сниматься в кино. И как же расстроилась Грязнуха, когда ей отказали. А всё потому, что хоть девочкой она была симпатичной, этого никто не заметил: настолько она была неряшлива. Тогда Аккуратинка решила помочь девочке: научила её мыть руки, пользоваться салфеткой, столовыми приборами, показала, как правильно чистить зубы. Буквально через пару дней Грязнуху было не узнать: красивая, опрятная девочка. И когда в следующий раз приехали подбирать артистов для фильма, её пригласили сниматься. Только имя пришлось поменять, теперь она Опрятинка».
Для проверки понимания сюжета я предлагаю малышам ответить на такие вопросы:
«Почему никто не замечал, что Грязнуха симпатичная?»;
«Каким образом Аккуратинка помогла Грязнухе?»;
«Как сейчас зовут Грязнуху?».
Такие сюжеты можно составлять «на ходу», учитывая, что:
- истории не должны быть слишком длинными;
- в сказку не стоит включать больше 2–3 персонажей, иначе детям будет сложно запомнить все повороты сюжета с ними связанные;
- рассказ уместно сопровождать наглядностью или вести повествование от лица игрушки.
Наглядные приёмы
Ведущим каналом восприятия окружающего мира у дошкольников является зрительный. Поэтому средства наглядности должны сопровождать любой вид деятельности малышей. Для формирования КГН средствами воздействия на зрительный канал могут быть:
- картинки, иллюстрирующие порядок выполнения того или иного действия;
- презентации (например, когда малыши отрабатывают навык застёгивания, расстегивания одежды им можно предложить набор из 3–4 слайдов с изображением разных видов застёжек);
- личный пример (странно требовать от ребят мыть руки перед едой, если воспитатель, прежде чем пригласить малышей за столы и пожелать приятного аппетита, не сделал это сам);
- видеоролики, мультфильмы (этот приём очень эффективен в отношении объяснения «что такое хорошо, а что такое плохо», то есть наглядной демонстрации последствий неверных действий).
Практические приёмы
Эта группа приёмов, как правило, используется для закрепления знаний, умений и навыков. Таким образом ребята обобщают свой опыт, материализуя его в том или ином творческом процессе. При формировании КГН можно создавать:
- рисунки (например, необходимых атрибутов для приёма пищи — ложки, вилки, тарелки, салфетки и пр.);
- аппликации (это задание можно интегрировать, например, с формированием элементарных математических представлений, когда ребята из заготовок-геометрических фигур создают предметы, относящиеся к вопросам культуры здоровья — овал для мыла, прямоугольник для полотенца и т.д.);
Игровые приёмы
Как уже отмечалось, для облегчения усвоения того или иного навыка его отработку следует облечь в игровую форму.
Таблица: игровые приёмы для воспитания КГН
Группа игровых приёмов | Вид игрового приёма | Название игры | Цель | Содержание | ||
Дидактичес кие | Словесная | «Чистоплотные дети» | Проверить знания детей относительно назначения предметов гигиены (мыла, расчёски и пр.). | Сначала дети рассказывают, что нужно делать, чтобы руки, лицо были чистыми, а затем педагог называет часть тела, например, «лицо», а дети перечисляют те предметы гигиены, которые нужны для ухода за ней (мыло, полотенце). | ||
Игра с предметами | «Угостим кукол чаем» | познакомить детей с назначением посуды для чаепития; учить выполнять предметно-игровые действия с предметами (расставлять чашки на блюдца, раскладывать салфетки, ложки и т.д.). | Педагог говорит, что сегодня в группу придут куклы, которых, как гостеприимные хозяева, дети будут угощать чаем. После чего малыши сначала за воспитателем, а затем самостоятельно показывают весь алгоритм сервировки стола для чаепития. | |||
Сенсорная | «Что ты можешь о них сказать» | Познакомиться и рассказать о предметах гигиены. | На столе разложены предметы гигиены, педагог просит ребят выбрать любой, описать и рассказать о его назначении. | |||
Интерактивная | Дети тренируются выполнять те или иные действия по самообслуживанию на тренажёрах для интерактивной доски | |||||
Театрализо ванные | Инсценировка | «Мойдодыр» | проверить знание сюжета сказки; развивать навыки перевоплощения в образ персонажа; учиться анализировать действия и поступки. | Малыши разыгрывают по ролям отдельные сценки из произведения К. Чуковского. | ||
Сюжетно-ролевая | «Дочки-матери» | Универсальная игра для закрепления любого навыка. Ребёнок в данном случае выступает режиссёром действий кукол, или актёром, исполняющим роль малыша, осваивающего навык. | ||||
Имитация | «Вымой руки» | Закрепить порядок действий при мытье рук | Педагог показывает ребятам резинового зайчика, объясняет, что тот только пришёл с прогулки и просит помочь вымыть ему руки. Дети по очереди моют лапки игрушке. | |||
Кукольный театр, театр на фланелеграфе | Дети показывают то, как они усвоили навыки, действуя от лица кукол (перчаточных, бибабо) или фигурок для фланелеграфа. Например, выбирают подходящую по погоде одежду на прогулку. | |||||
Игры по образцу | «Почистим зубки» | Взрослый и малыши стоят перед зеркалом, дети смотрят за порядком выполнения действий и повторяют их. | ||||
«Фонтанчики» |
Временной план занятия по формированию КГН
Воспитание навыков культуры здоровья и гигиены проводится в двух форматах:
- при выполнении режимных моментов (непосредственно во время умывания, прогулки, приёме пищи и т.д.);
- на отдельных занятиях, посвящённых усвоению порядка действия при освоении того или иного навыка (например, «Как вести себя за столом»).
Если хронометрировать первый сложно, так как, по большей части, отработка навыка идёт ситуативно (педагог увидел, что дети неправильно мылят руки — показал как надо), то занятия по формированию КГН имеют организованное содержание и подготовленную заранее структуру.
- Вводный этап — до 2 минут. За это время происходит актуализация опорных знаний, то есть педагог с помощью мотивационных приёмов взывает к личному опыту малышей.
- Основной этап — до 15 минут. Ребята знакомятся с новым материалом, отрабатывают тот или иной навык. В эти временные рамки педагог также включает физкультпаузу, пальчиковую гимнастику и/или 1–2 дыхательных упражнений.
- Заключительный этап — до 3 минут. Подведение итогов занятия, оценка работы детей. В средней группе в этот этап включаются элементы рефлексии, то есть дети сами пытаются дать оценку своей работе на занятии, ответив на вопрос: «Всё ли у меня получилось?
Таблица: пример конспекта занятия по формированию КГН в средней группе на тему «Водичка, водичка» (фрагменты)
Этап | Содержание |
Вводный | Дети входят в группу, образуют круг. Игра с речевым сопровождением «Не хотим мы больше спать». В центре круга находиться педагог. Он показывает движения, читает текст, стихотворения, дети повторяют движения вслед за педагогом. |
Основной | <… — Раз, два, три, четыре, пять, вышло солнышко опять. |
Заключительный | <… — Надо, надо умываться |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Перспективный план работы по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста"
В материале представлен помесячный план работы по формированию у детей младшего возраста культуры еды, навыков одевания и раздевания, навыков личной гигиены и туалета и умывания....
Консультация на тему «Особенности воспитательно-образовательной работы по формированию культурно-гигиенических навыков»
«Особенности воспитательно - образовательной работы по формированию культурно-гигиенических навыков»...
"Использование игр и упражнений в коррекционной работе по формированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у дошкольников с нарушениями интеллекта"
Данный материал содержит : Понятие о культурно-гигиенических навыках и навыках самообслуживания Игры и упражнения как методы формирования культурно- гигиенических навыков и навыков самообслуживан...
Планирование работы по формированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания во второй группе раннего возраста на 2019-2020 учебный год
Планирование работы по формированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания во второй группе раннего возраста ДОУ...
Планирование работы по формированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания во второй группе раннего возраста на 2019-2020 учебный год
Планирование работы по формированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания во второй младшей группе ДОУ...
Планирование работы по формированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания
№ п/пТематика основных мероприятийМетодические задачи1Упражнение «Мы правильно моем руки». Чтение потешки «Водичка-водичка».Формировать у детей базовые культурно-гигиениче...