Книжки-малышки как средство речевого развития дошкольника
презентация

Теплых Полина Сергеевна

   Речь-это форма общения.Овладение речью имеет огромное значение для психического развития малыша.Она развивается и совершенствуется в процесе общения со взрослыми и сверстниками.

   К сожалению,родители в наше время из-за сложных социальных условий,в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек.

   По мнению педагогов и психологов,младший дошкольный возраст обладает особой благодатной восприимчивостью.У ребенка интенсивно развивается речь,психическая жизнь обогащается опытом,возникает способность воспринимать мир и действовать по представлению.Появление некоторых обобщенных знаний о предметах и явлениях является важным этапом в ознакомлении с окружающим миром.

   Для того,чтобы помочь родителям осознать особую роль дошкольного детства в формировании речи ребенка,заинтересовать их во взаимодействии с педагогом в процессе достижения общих интересов,а также для гармонизации детско-родительских отношений,я решила провести мастер-класс по созданию «книжек-малышек».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet_sreda_20.01.21.odt30.74 КБ

Предварительный просмотр:

   Речь-это форма общения.Овладение речью имеет огромное значение для психического развития малыша.Она развивается и совершенствуется в процесе общения со взрослыми и сверстниками.

   К сожалению,родители в наше время из-за сложных социальных условий,в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек.

   По мнению педагогов и психологов,младший дошкольный возраст обладает особой благодатной восприимчивостью.У ребенка интенсивно развивается речь,психическая жизнь обогащается опытом,возникает способность воспринимать мир и действовать по представлению.Появление некоторых обобщенных знаний о предметах и явлениях является важным этапом в ознакомлении с окружающим миром.

   Для того,чтобы помочь родителям осознать особую роль дошкольного детства в формировании речи ребенка,заинтересовать их во взаимодействии с педагогом в процессе достижения общих интересов,а также для гармонизации детско-родительских отношений,я решила провести мастер-класс по созданию «книжек-малышек».

   Что может быть увлекательней и полезней книжки,выполненной своими руками вместе с ребенком?

   Совместная работа по изготовлению «книжек-малышек»также способствует активизации творческой инициативы родителей и детей,укреплению детско-родительских отношений.

   Книжка-малышка-это и развлечение,и времяпрепровождение с ребенком,а также обучение.

   Изготовление таких книжек позволяет:

   -расширить и обогатить словарный запас речи детей,активизируя их речевое общение;

   -научить родителей общаться со своими детьми с использованием книжек-малышек изготовленными своими руками;

   -и облегчить процесс адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.

   Книжки могут быть разными. По форме это могут быть  стандартная книга-блокнот или  книга-гармошка, разной формы (в форме животного, домика, машины и т.д.), книга с закладками, книга-коробка, книга с «колесами»  и др.

   По тематике – это могут быть  истории о разных предметах как сказочных, так и предметах ближайшего окружения, загадки, стихи, сказки и другие.

   Основная функция использования книжки-малышки заключается в накоплении опыта рассматривания и узнавания предметов, выделения свойств (прежде всего цвета, формы, размера). В таких книгах, как правило, представлены эталоны цвета и, формы; также посредством образов и слов демонстрируются их проявления.

   Конечно же, нас, прежде всего, интересуют возможности книжки в плане обогащения словаря ребенка сначала пассивного, а затем и активного.

   Благодаря красочной книжке-малышке растет интерес ребенка к окружающему его миру. Ребенок все хочет узнать, потрогать, увидеть, услышать. Особенно его интересуют названия предметов и явлений, и он то и дело задает взрослым вопрос: «Что это?» Получив ответ, ребенок самостоятельно повторяет его, воспроизводит вслед за взрослым фразу, потешку или стихотворный текст, причем, как правило, заучивает, без особого труда вспоминая и воспроизводя его.

   Помимо явного эмоционального эффекта в книжке-малышке заложен творческий потенциал, ведь ребенок сам проявит интерес и захочет повторить увлекательное занятие с мамой.

   Очень увлекательное и полезное занятие – делать вместе с ребенком книжку. Получается такая минитипография на дому.

   Наполнение для книжки может меняться в зависимости от возраста, темы, интересов детей.

Такие книжки могут быть разными. По форме это может быть стандартная книга или же блокнот, разной формы (в виде домика, рукавички, машины и так далее). Они могут быть изготовлены из различных материалов: бумага, картон, ткань.

Детей можно и нужно привлекать не только к процессу изготовления подобных книжек, но и к продумыванию, созданию ее содержания. Таким образом, дошкольники могут узнать, что содержание книги может быть разнообразным:

  • книжка сказок, куда вполне можно записывать сказки, волшебные истории, придуманные самими детьми;
  • тематическая книжка (мебель, посуда, предметы одежды, животные, времена года и многое другое);
  • книжка с загадками, рисунками – задачками;
  • книжка увлечений (наклейки, марки, вкладыши и др.);
  • книжка наблюдений за природой;
  • книжка с пословицами, поговорками и т.д.;
  • книжка – справочник детских открытий, экспериментов и наблюдений;

коллективная книжка (с фотографиями, рассказами, стихами и др.) 

 

  Хочу представить несколько вариантов книжек-малышек для развития,которые родители совместно с детьми смогут сделать своими руками.

                                                         Тактильная книжка                                                                 «Читая» тактильную книгу (иными словами, ощупывая предметы пальчиками), ребенок знакомится со сказкой, природными явлениями, животным миром и т. д. Нащупывая мелкие предметы из различных материалов, ребенок ассоциативно связывает их с настоящими предметами. С помощью тактильных книг ребенок впервые получает представление об очень крупных или, наоборот, очень мелких предметах, которые невозможно обследовать руками в реальных пропорциях. Некоторые объекты в книге могут издавать звуки: шуршать, звенеть или шелестеть.                                                                    Главная функция тактильных книг – помощь ребенку в обследовании и восприятии окружающего мира, а так же развитие мелкой моторики рук.

                                                «Книжка-развивашка»

Это разноцветная книга с рисунками, которые выполнены из различных материалов, по тактильным ощущениям приближенных к оригиналу.                                                                                    Читая и рассматривая эти  книжки можно развивать мелкую моторику и логическое мышление,  изучать геометрические фигуры, а также, с заделом на будущее, счёт предметов и цифры! С помощью этих книжек дети учатся определять и называть цвета, усваивают понятия большой – маленький, высокий – низкий. Книжка-малышка из ткани обладает рядом  достоинств: не рвется, поддается стирке и чистке, ребенок может играть с ней, теребить, ковырять и даже грызть. Ведь самое главное – привить интерес к развитию малыша.

                 «Книжка-сюрприз» на развитие сенсорики и мелкой моторики рук.

Книжка-сюрприз со съёмными деталями в аппликации, которые можно перемещать внутри книги. Такие съемные детали могут быть счетным материалом, которые развивают математические способности. Они присоединяются на различные приспособления: кнопки, крючки, липучки, непослушные пальчики малышей становятся более умелыми и учатся выполнять сложные действия, что очень полезно для развития мелкой моторики ребенка. Детали на страницах сшиты из разного по фактуре и рисункам материала. Таким образом, ребенок учится различать цвета, определять гладкую или шероховатую поверхность, развивать свои тактильные ощущения – и это все дает одна книжка-малышка. Своими руками маленький ребенок сможет потрогать все детали, полистать страницы.                                                        

Эта игра позволяет решать многие задачи:

- воспитывать познавательный интерес, усидчивость

- формировать умение обследовать предметы, выделяя их цвет и форму (отстегивать пуговицы, отрывать предметы на липучках, обводить руками предметы и т. д.)

- развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, внимание, память, связную речь.

- или закреплять знание о цвете.

Пока малыш совсем маленький, мама может сшить ему развивающую книжку-малышку из ткани или сделать из бумаги и картона.                                                                              Такую развивающую книжку можно сделать своими руками, что делает ее безопасной для ребенка, а также дает возможность составить книжку по своим пожеланиям и предпочтениям, и дарит море позитива для мамы и, конечно, для малыша.                                 Ну а когда малыш подрастет и сам начнет придумывать разные истории, можно записать их в уже  почти настоящую книгу. И получится первая книга малыша.                        Таким образом, мы считаем, что целесообразно значительную часть образовательной работы организовывать одновременно с детьми и родителями.                        А возникающие проблемы решать сообща, чтобы прийти к согласию, не ущемляя интересов друг друга.                                                                                         Мне бы хотелось закончить своё выступление словами художника Льва Токмакова: «Детская книга при всей её внешней простоватости – вещь исключительно тонкая и не поверхностная. Лишь гениальному взгляду ребёнка, лишь мудрому терпению взрослых доступны её вершины. Удивительное искусство – детская книжка».

Далее следует описание мастер-класса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс Использование музыкальных пальчиковых игр в непосредственно образовательной деятельности как средство речевого развития дошкольников с ОВЗ

Цель мастер-класса:  ознакомление педагогов с музыкальными пальчиковыми играми, используемыми в непосредственно образовательной деятельности....

Проект "Логоритмика как средство речевого развития дошкольников"

Развитие речевого дыхания.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"7330889","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]Упражнения с масажными мячами.[...

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство речевого развития дошкольников»

Конспект  организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство ...

Книжки-малышки как средство речевого развития дошкольника

 Речь-это форма общения.Овладение речью имеет огромное значение для психического развития малыша.Она развивается и совершенствуется в процесе общения со взрослыми и сверстниками....

Книжки-малышки как средство речевого развития дошкольника

 Речь-это форма общения.Овладение речью имеет огромное значение для психического развития малыша.Она развивается и совершенствуется в процесе общения со взрослыми и сверстниками....

Книжки-малышки как средство речевого развития дошкольника

 Речь-это форма общения.Овладение речью имеет огромное значение для психического развития малыша.Она развивается и совершенствуется в процесе общения со взрослыми и сверстниками....

Консультация для родителей: «Книжки-малышки как эффективное средство речевого развития»

Консультация для родителей:«Книжки-малышки как эффективное средство речевого развития»...