Вариативность использования технологий развивающего обучения в ДОУ .
учебно-методический материал

Используется  несколько технологий: методика Никитиных,методика Дьенеша,методика Кюизенера,методика Эйлера

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_mo_1.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Вариативность использования технологий развивающего обучения в ДОУ

                                               

В соответствии с  ФГОС  ДО  сегодня на первом месте стоит задача  развития ребенка, которое позволит сделать более эффективным процессы  обучения и воспитания.

                 

Установка на  развитие — это современная стратегия обучения  детей. Термин «развивающие игры» был впервые использован замечательным педагогом, отцом развивающих игр Борисом Павловичем Никитиным. Отличительная особенность развивающих игр: необходимо выполнить какое-то задание, а для того чтобы его выполнить, – необходимо подумать. Такие игры и игрушки развивают в детях речь, мышление, логику, мелкую моторику, упорство, творческие способности.

Философами, просветителями, историками культуры, педагогами и                    психологами различных научных школ был выделен ряд общих положений, отражающих сущность феномена игры:

     Условия организации занятий с развивающими играми

  • - раннее начало;
  • - создание обстановки, опережающей развитие детей (развивающая среда);
  • - свобода в выборе деятельности, в продолжительности занятия каким-либо делом;
  • - максимальное напряжение сил ( свои возможности);
  • - доброжелательная помощь взрослых

                         Общность методик 

  • Конструктивные элементы (резинка, прозрачные цифры, шнурки, липучки и т.д.).
  • Многофункциональность (с помощью одной игры можно решать ряд образовательных задач).
  • Широкий возрастной диапазон участников игры.
  • Использование в различных условиях (в детском саду и дома; с группой детей и индивидуально).
  • Эмоциональная культура (ситуации успеха; проявление качеств личности – творца и т. д.)
  •  Подготовка к проведению развивающих игр
  • отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения
  • установление соответствия возрастной группы;
  • определение наиболее удобного времени проведения развивающей игры
  • определение количества играющих (вся группа, небольшие подгруппы, индивидуально);

 Особенности методик 

  1. Разрабатываются в соответствии с интересами ребят. Они занимаются с удовольствием. Малыши постоянно открывают для себя что-то новое, неизведанное ранее.
  2. Каждая игра может использоваться детьми разного возраста, начиная от 2 до 7 лет.Для малышей приготовлены простые задания, для ребят постарше задания усложняются. Чем старше ребенок, тем выше уровень сложности.
  3. Многофункциональность и универсальность. Каждая игра предполагает решение многих задач обучения, способствует всестороннему развитию детей и проявлению творческих способностей.
  4. Предлагаемый готовый дидактический материал систематизирован по возрастам и образовательным задачам.
  5. Ко многим играм предложено методическое пособие, в котором уже можно взять готовый сказочный сюжет с включенными в него заданиями, иллюстрациями и вопросами.
  6. Высокая вариативность. К играм предложено много заданий, начиная с манипулирования и заканчивая сложными развивающими упражнениями.

Используемые методики 

     .     Джордж Кюизинер (Цветные счётные палочки»)

  • Золтан Дьенеш («Логические блоки»)
  • Борис Павлович и Елена Алексеевна Никитины ( «  Развивающие кубики» : « Уникуб», «Сложи узор», «Дроби», « Сложи квадрат»
  •  Леонард Эйлер (« Круги Эйлера»)

                         

                   

                                 Методика Кюизенера

Идея одновременно проста и интересна. Детки прекрасно с палочками играют и параллельно осваивают полезные навыки, нежели скучное и нудное заучивание. В дальнейшем ребенку будет интересно заниматься математикой.

По мере внедрения и использования палочек их цвета были немного изменены. Но смысл от этого не изменился.

Принципы методики:

  1. Помочь ребенку освоить территориальные понятия пространства такие как: больше — меньше, выше — ниже, право — лево, между.
  2. Учимся делить целое на составные части.
  3. Развиваем воображение, самостоятельность, визуальную и слуховую память, стимулируем речь.
  4. Учимся анализировать, делать выводы, сравнивать.
  5. Учимся простые математическим действиям: сложение, вычитание, подходим к делению и умножению, дробям.

               Методика Дьенеша 

                 Логические блоки

Предназначены для обучения математики в игровой форме

Цель игр: выявлять свойства объектов: цвет, толщину, формы и разный размер. Развивать воображение, творческие и интеллектуальные способности, фантазию, навыки моделирования и конструирования.
Материал: набор для игр содержит 48 логических блоков, представленных в виде геометрических фигур, отличающихся:

  • — цветом (синие, желтые, красные);
  • — формой (прямоугольные, треугольные, квадратные, круглые);
  • — толщиной (тонкие и толстые);
  • — размером (маленькие и большие).
  • В наборе нет даже двух, одинаковых по своему свойству фигур.

Ожидаемый результат: Повышение уровня логического мышления, познавательных и творческих способностей детей. Проявление самостоятельности, инициативы. Успешное овладение основами математики.

                   

                       Методика Никитиных

Борис Павлович и Елена Алексеевна Никитины – семейная пара педагогов, воспитавшая семерых детей. Но воспитывали они их по особенной системе, которую сами и разработали.

В чем заключается основные идеи методики Никитиных:

  • Ребенок – это личность, поэтому с раннего возраста ему предоставляется право заниматься тем, что вызывает интерес. Никаких принуждений и уговоров. Все делается с удовольствием и желанием, но под контролем взрослых.
  • То, что окружает ребенка, должно стимулировать его к усовершенствованию способностей и познанию чего-то нового. Начать следует с дома, в котором он живет. На стенах должны быть полезные плакаты – географическая карта, арифметическая таблица и прочее. Если малыш проявляет интерес к измерительным приборам или литературе – не стоит пресекать это. Все находится в свободном доступе.
  • Участие родителей в жизни детей является обязательным. Но переходить грани не стоит, точно так же, как и навязывать свою помощь. Ведь многие родители норовят все делать за малыша, отнимая у него возможность, стать самостоятельным. Оказывать помощь нужно только тогда, когда малыш ее просит.
  • Родители должны стать примером для детей. Начать стоит с правильного и здорового образа жизни, принятия участия в соревнованиях, завоевание побед и наград. Это является наилучшим примером для подражания.
  • Овладение навыками, способностями должно происходить в определенное время при соблюдении определенных условий. Если этот момент упущен, то в дальнейшем возможность развития угасает.

Всех своих семерых детей Никитины воспитывали в гармонии. Они не мешали им развиваться, а способствовали этому.

                       Методика Эйлера
Круги Эйлера – это схемы, которые позволяют изобразить наглядно отношения между подмножествами и пересечение, и объединение множеств. При решении некоторых задач метод Эйлера просто незаменим и значительно упрощает рассуждение.

Модели кругов Эйлера – просты и наглядны, поэтому они с большим успехом  могут быть использованы для развития логики у детей дошкольного возраста. Построение и использование моделей в большей степени способствует развитию логических способностей у дошкольников.Учитывая простоту и наглядность модели кругов Эйлера, она может быть с успехом использована в детском саду на занятиях по развитию логического мышления.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе с использованием технологии развивающего обучения, игровой технологии и информационно-коммуникативных технологий. Тема: «Театральные профессии»

Конспект непосредственной образовательной деятельностив подготовительной группе с использованием технологии развивающего обучения, игровой технологии и информационно-коммуникативных технологий. Т...

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по музейной педагогике с использованием технологий развивающего обучения и здоровьесберегающих технологий по теме “Удивительная Катальная горка”

Конспект непосредственно-образовательной деятельности воспитателя с детьми построен с учётом принципа интеграции образовательных областей “Познание”, “Речевое развитие”, &ldquo...

Конспект занятия с использованием технологии развивающего обучения «Обучение детей грамоте. Звук [ш]»

Обучающие задачи:• Учить детей умению делить слова на слоги, называть их, ставить ударение;• Закреплять умение находить слова с заданным звуком, определять его место в слове (...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ГРАМОТЕ – ЗВУК Ш» С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ.

Учить детей умению делить слова на слоги, называть их, ставить ударение;Закреплять умение находить слова с заданным звуком, определять его место в слове (начале, конце, середине), выделять го при прои...