Программа по ранней профориентации детей дошкольного возраста "В мире профессий"
рабочая программа (старшая, подготовительная группа)

Цель программы: Создание модели методического и организационно-педагогического сопровождения ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста через формирование системы представлений о труде взрослых, о назначении и содержании отдельных профессий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_v_mire_professiy.docx54.49 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИНЯТО

Решением педагогического совета

Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №11 г. Вязьмы Смоленской области

От «30» августа 2020 г

Протокол № 1

УТВЕРЖДЕНО

Приказом  

Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №11

г. Вязьмы Смоленской области

№ 35от30.08.2020года

        

        

Программа дополнительного образования

РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

        « В МИРЕ ПРОФЕССИЙ»

Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №11. Вязьмы Смоленской области

на 2020-2021 уч.год

                                                                       

   Разработала Г.Д. Гуторова, методист

                                                                 2020г                      

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Актуальность

РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, поэтому дошкольный возраст рассматривается как подготовительный, в котором закладываются основы для профессионального самоопределения в будущем. Для того чтобы воспитать у детей уважительное отношение к труду, важно обогащать их представления о разных видах профессий взрослых, о роли труда в жизни людей, о результатах труда, о мотивах, которые движут людьми в процессе труда.Дети дошкольного возраста способны осознавать сущность деятельности взрослых, мотивы и цели их труда, способы достижения результата. Многие педагоги рекомендуют знакомить детей с видами труда, наиболее распространенными в конкретной местности. Ранняя профориентация преимущественно носит информационный характер (общее знакомство с миром профессий), а также не исключает совместного обсуждения мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности (в плане самообслуживания, при выполнении посильной работы). Одной из важнейших составляющих процесса социализации ребёнка является его профессиональное самоопределение – процесс сознательного и самостоятельного выбора своего профессионального пути. Профессиональное самоопределение – это не единовременное событие, а дело всей жизни человека, и начинается оно ещё в дошкольном детстве. Работа с детьми строится на основе тематического планирования и интеграции содержания пяти образовательных областей с использованием разных форм организации детской деятельности. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. В настоящее время в системе образования особое значение придается дошкольному воспитанию и образованию, т.к. детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Свои первые шаги к будущей профессии дети делают в самом раннем детстве. Именно здесь они начинают «примерять» на себя роль врача, продавца, повара, водителя — представителей тех специальностей, с которыми чаще всего сталкиваются в повседневной жизни. Чем разнообразнее представления дошкольника о мире профессий, тем этот мир ярче и привлекательнее

Цель программы: Создание модели методического и организационно-педагогического сопровождения ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста через формирование системы представлений о труде взрослых, о назначении и содержании отдельных профессий.

Основные задачи программы:

-формировать представление о профессиях, направленных на удовлетворение потребностей человека и общества;-формировать представление о сложных трудовых операциях и механизмах;

-формировать первичные представления о мотивах труда людей;

-формировать представления о видах трудовой деятельности, приносящих пользу людям и описанных в художественной литературе;

-учить сравнивать профессии;

-учить вычленять цели, основное содержание конкретных видов труда, имеющих понятный ребенку результат;

-знакомить с наиболее распространенными видами профессиональной деятельности, связанными с чрезвычайными ситуациями;

-расширять представления о профессиях, связанных со спецификой местных условий

Ожидаемые результаты реализации программы:

-ребенок знает о назначении техники и материалов в трудовой деятельности взрослых;

-называет профессии разных сфер;

-различает профессии по существенным признакам;

-называет профессионально важные качества представителей разных профессий;

-выделяет структуру трудовых процессов (цель, материалы, инструменты, трудовые действия, результат);

-объясняет взаимосвязь различных видов труда и профессий;

-объясняет роль труда в благополучии человека;

-имеет представление о семейном бюджете и назначении денег;

-моделирует в игре отношения между людьми разных профессий;

-участвует в посильной трудовой деятельности взрослых;

-эмоционально положительно относится к трудовой деятельности, труду в целом;

-демонстрирует осознанный способ безопасного поведения в быту.

Этапы и сроки реализации программы:

1 этап подготовительный: создание условий (сентябрь 2020 г.-декабрь 2020 г.)

Теоретический анализ состояния проблемы в научно-методических ресурсах.

Оценка собственных возможностей и ресурсов в решении проблемы.

Повышение собственной компетенции по теме.

Разработка плана мероприятий по повышению компетентности родителей воспитанников в вопросах профориентации детей.

2 этап основной: практическая деятельность (январь 2021г. – март 2021 г.)

Работа с детьми (перспективный план работы).

Работа с родителями (консультации, памятки, анкетирование, участие в конкурсах, досугах и развлечениях).

3 этап: заключительный (апрель 2021г. – май 2021г.)

(Анализ результатов реализации программы, подведение итогов)

Создание презентации-отчета по реализации программы

Развлечение «Путешествие в мир профессий».

Оценка и прогнозирование перспективных направлений дальнейшего использования результатов работы.

Обобщение положительного опыта работы в данном направлении.

Трансляция опыта учреждения в сети Интернет.

Критерии результативности программы:

Удовлетворенность детей и родителей результатами процесса работы по результатам анкетирования.

Повышение у дошкольников уровня знаний о профессиях, орудиях труда.

Организация взаимодействия с семьями воспитанников, разнообразие форм работы с родителями.

Принципы реализации программы

Принцип разностороннего развития личности

Принцип цикличности и систематичности

Принцип гармонизации отношений ребёнка и детского коллектива.

Принцип интеграции

Принцип гуманизма

Принцип информативности.

Принцип взаимосвязи с семьей

Основные технологии:

Развивающие технологии;

Личностно-ориентированные технологии;

Технология «ТРИЗ»;

Игровые технологии;

Информационно-коммуникационные технологии.

Механизмы реализации программы

Сюжетно-ролевые игры

игры, досуги и развлечения, викторины

Беседы

ООД;

Наблюдения за трудом взрослых;

Совместно трудовая деятельность взрослого и ребенка, организация трудовых действий;

Целевые прогулки и экскурсии;

Самостоятельная деятельность;

Художественно-творческая деятельность;

Игровая деятельность;

Взаимодействие с семьями воспитанников.

Алгоритм ознакомления с профессией.

  • Название профессии
  • Место работы
  • Материал для труда
  • Форменная одежда
  • Орудия труда
  • Трудовые действия
  • Личностные качества
  • Результат труда
  • Польза труда для общества.

Обогащение развивающей предметно-пространственной среды

  • Оснащение художественной литературой
  • Создание картотек. Использование наглядного материала
  • Подбор и изготовление дидактических игр
  • Использование видеоматериалов
  • Создание презентаций
  • Изготовление и приобретение атрибутов для сюжетно-ролевых игр

Взаимодействие с социальными партнерами

  • Экскурсии в библиотеку.
  • Экскурсии в школу.
  • Экскурсии в музеи.
  • Экскурсия в магазин.
  • Экскурсия в аптеку.
  • Встречи с интересными людьми.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН

по ранней профориентации дошкольников в МБДОУ детский сад №11 г Вязьмы Смоленской области

«Все работы хороши» на 2020-2021 учебный год

Цель: Создание модели методического и организационно-педагогического сопровождения ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста через формирование системы представлений о труде взрослых, о назначении и содержании отдельных профессий.

Задачи:

- развитие эмоционально-положительного отношения к человеку труда;

- формирование представлений о необходимости трудовой деятельности в

жизни людей;

- развитие познавательной активности, интереса к профессиям взрослых;

- формирование обобщенных представлений о структуре трудового процесса,

понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности;

- воспитание бережного отношения к труду взрослых и результатам их труда;

- формирование у детей желания научиться выполнять трудовые действия

представителей разных профессий.

-обобщение знаний о профессиях в процессе совместной и самостоятельной деятельности детей через «погружение» в реальные практические ситуации

Формы и методы работы с дошкольниками:

-экскурсии, наблюдения во время целевых прогулок;

-рассказы воспитателей и родителей;

 -непосредственно образовательная деятельность;

-игры, праздники и развлечения;

-использованиеинновационных технологий;

-мастер-классы;

-самостоятельная художественно – творческая деятельность осуществления.

План по взаимодействию с семьями воспитанников по ранней профориентации

Месяц

Тема

Цели

Форма ознакомления с профессиями

Сентябрь

Консультации для родителей - «Профориентация детей в дошкольном образовании»

Цель: Познакомить родителей с планом работы ДОУ по профориентации детей.

Консультация

Октябрь

«Профессии родителей».

Цель: привлечение родителей, по изготовлению презентаций или альбомов.

 Презентации или альбомы с фотографиями, где и кем работают их родители.

Ноябрь

«Игра в жизни ребенка»

Цель: познакомить родителей с играми (сюжетно-ролевыми, дидактическими)

 Родительское собрание

Декабрь

«Все работы хороши – выбирай на вкус»

Цель: привлечь родителей к совместному творчеству( изготовление атрибутов к сюжетно-ролевой ирге)

Тематическая выставка

Январь

«Профессии моих родителей»

Цель: ознакомление детей с профессиями родителей( рассказ родителей  о свое й работе)

 Презентация или альбомы с фотографиями, где и кем работают их родители

Февраль

«Профессия –Родину защищать»

Цель: привлечь родителей к совместному творчеству

Тематическая выставка

Март

«Мамы разные нужны, мамы всякие важны»

Цель: привлечь родителей к совместному творчеству

Мастер-класс

Апрель

«Чья профессия нужней, интересней и важней»

Цель: вовлечение родителей в мероприятие, которое способствует социализации детей, формирует у них отношение к профессии.

 

 Семейный клуб

Май

«Человек труда – звучит гордо»

Цель: привлечение родителей к изготовлению альбомов

Беседа

План работы с педагогами

Месяц

Тема

Цели

Форма ознакомления с профессиями

Сентябрь

Анкетирование педагогов

 

Цель: выявить знания педагогов с планом работы ДОУ по профориентации детей.

 

Кконсультация

Октябрь

Педагог-психолог «Развитие коммуникативных способностей у детей»

Цель: проведение развивающих занятий, игр, бесед

Консультация

Ноябрь

«Игра в жизни ребенка»

Цель: обобщить знания педагогов о играх (сюжетно-ролевых, дидактических)

Педсовет

Январь

«Профессии родителей»

Цель: ознакомление с интересными профессиями родителей

Презентация или альбомы с фотографиями, где и кем работают родители

Апрель

«Чья профессия нужней, интересней и важней»

Цель: изготовление папок-ширм

Наглядная информация в раздевальных комнатах.

План мероприятий с детьми

Месяц

Тема

Цели

Форма ознакомления с профессиями

Материал, оборудование

Сентябрь

Диагностика сформированности знаний у детей дошкольного возраста  по профессиям

 

Цель: выявить имеющие знания у детей по профессиям на момент диагностирования ребенка

 

Форма проведения: беседа.

Книги, сюжетные картинки, ИКТ

«Профессии в детском саду»

Цель: обогащать знания и представления детей о профессиях работников детских учреждений.

Форма проведения: экскурсия по детскому саду, беседа, презентация

«Профессии в детском саду»моделирование сюжетно-ролевой игры «Детский сад».Основные понятия: воспитатель, учитель-логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, мед.сестра, прачка, повар, помощник воспитателя,  забота, любовь к детям.

Мультимедийное оборудование, презентация

Атрибуты для моделирования игровых ситуаций: в кабинете медсестры, учителя-логопеда, педагога-психолога, на прачке, на кухне.

октябрь

«Профессии моих родителей».

 

Цель: обогащать знания и представления детей о профессиях родителей.привлечение родителей, по изготовлению презентаций или альбомов.

Форма проведения: Презентации или альбомы с фотографиями, где и кем работают их родители.

Мультимедийное оборудование, презентация, альбомы

 

«Врач»

Цель: обогащать знания и представления детей о профессиях врача, медсестры, познакомить с их обязанностями и трудовыми действиями  сформировать понимание значимости данной профессии для общества.

Форма проведения: беседа, экскурсии в процедурный кабинет, кабинет педиатра, встреча с врачами узкими специалистами, сюжетно-ролевая игра «Поликлиника», «Аптека»

Основные понятия: врач, больной, пациент, бинт, вата, шприц, термометр, таблетки, йод, лекарства, антибиотики

Атрибуты для моделирования игровой ситуации: «В кабинет у врача», «Процедурный кабинет»,«Аптека»

ноябрь

«Отдел полиции»

Цель: формировать представление о профессиональной деятельности полицейского

Форма проведения:  НОД. Основные понятия: правонарушение, закон, охрана. «следователь», «криминалист», «улика», «фоторобот»;

полицейские принадлежности: фуражка, пагоны, кобура и пр.

декабрь

«Почтальон»

Цель: знакомить детей с городской почтой, ее назначением, расширять знания о профессиях работников социальной сферы, воспитывать культурные навыки поведения на улице и в общественных местах. 

Форма проведения: экскурсия на городскую почту.

Основные понятия: почтовое отделение, почтальон, письмо, посылка, индекс.

Атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Почта»

«Строитель»

Цель: Расширение и уточнение знаний о строительных профессиях.

Формировать уважение к рабочим разных специальностей — каменщикам, плотникам, малярам, сантехникам, плиточникам, кровельщикам, электросварщикам. 

Форма проведения:

НОД.

Основные понятия: каменщикам, плотникам, малярам, сантехникам, плиточникам, кровельщикам, электросварщикам, цемент, щебень

Картинки с изображением домиков из сказок « Заюшкина избушка» и «Три поросенка».

Картинки с изображением других домов и строительных материалов, строительных машин и профессий.

Фотографии с изображением красивых зданий и домов города Москвы.

Январь

«Работники супермаркетов»

«Повар-кулинар»

Цель: познакомить с профессиональной деятельностью работников супермаркетов, поваров.

Форма проведения: беседа, моделирование сюжетно-ролевой игры.

Основные понятия: сценарий, подготовка костюмов, украшение зала, организация конкурсов

 

Атрибуты для моделирования сюжетно ролевой игры  «Супермаркет»: костюмы, витрина, товары, весы мольберты, фломастеры, листы бумаги А-4 . С.Р игры «Кулинария»

Февраль

«Пожарная часть»

Цель: знакомить с профессиональной деятельностью пожарного

Форма проведения: беседа, экскурсия в пожарную часть.

Основные понятия: огонь, пожарная машина, смелость, снаряжение, рукав.

Предметные картинки со снаряжением пожарного, оборудованием для тушения пожара

«Профессия- военный»

Цель: продолжать знакомить детей с профессиями военнослужащих;расширять представления детей о Российской армии;

воспитывать дошкольников в духе патриотизма, любви к Родине;знакомить с разными родами войск (сухопутными, морскими, воздушными);формировать стремление быть сильными, смелыми защитниками своей страны.

Форма проведения:

НОД

Основные понятия: сухопутные, морские, воздушные рода войск , танкисты, связисты, ракетчики, артиллеристы, саперы и пограничники,

 героизм, патриотизм.

-картины, с родами войск фотографии;

-военное обмундирование

-кортик, значки;

-фильм о подводной лодке проекта «Тайфун».

март

«Учитель»

Цель: познакомить детей с профессией- учитель. воспитывать уважение к труду педагогов.

Форма проведения: презентация о профессии учитель

Основные понятия: класс, урок, парта, перемена.

Мультимедийное оборудование, презентация.

Апрель

«Модельер»

«Парикмахер»

«Косметолог»

Цель: знакомить с профессиями: модельер парикмахеркосметолог,

Форма проведения: беседа, сюжетно-ролевая игра.

Основные понятия: ножницы, фен, лак, гель, расческа, стрижка, прическа, краска для волос, модельная стрижка, кожа, маски, здоровье и красота, лечение.

 

Атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Дом моды»

 

Атрибуты для моделирования сюжетно ролевой игры  «Модельер-стилист»

май

"Все профессии нужны, все профессии важны"

          Цель: закрепить представление о профессиях, о значимости труда взрослых, воспитать уважение и любовь к труду взрослых.

Форма проведения: игровая программа.

 Музыка ?эмблемы для команд, мультимедийное оборудование, презентация предметы для игры «Кто здесь был и что забыл» 1)Шляпа цилиндр, пипетка, фляжка, кисть, мел, жезл полицейский;
2) Ножницы, свисток, шприц, молоток, палитра, калькулятор;
3) Ноты, обои, кукла, отвёртка, руль.

 

май

«В мире профессий»

Диагностика

«Представления о труде взрослых»

   Цель: расширять у воспитанников представления о мире взрослых, пробуждать интерес к их профессиональной деятельности, формировать уважение к труду.

    Цель: Изучения уровня информированности детей о труде взрослых

Форма проведения: НОД.

Основные понятия: названия профессий, труд.

Операционные карты с последовательностью деятельности, атрибуты для деятельности   маляра, овощевода, продавца, библиотекаря, парикмахера, повара, домохозяйки; мультимедийное оборудование.

Список литературы

Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим/ Н. В. Алешина — М.: «Педагогическое Общество России», 2000. 128с.

Воспитание дошкольника в труде / Под ред. В. Г. Нечаевой — М.: Просвещение,1974. 192с.

Кондрашов В. П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие / В. П. Кондрашов — Балашов: Изд-во «Николаев», 2004

Логинова В., Мишарина Л. Формирование представления о труде взрослых/ В. Логинова, Л. Мишарина // Дошкольное воспитание.- 1978.- № 10. с.56–63.

Потапова Т. В. Беседы о профессиях с детьми 4–7 лет / Т.В, Потапова.-М.: ТЦ Сфера, 2008. 64с.

Федоренко В. Формирование представлений о профессиях./ В. Федоренко // Дошкольное воспитание. 1978.№ 10. с. 64–69.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ребёнок в мире профессий: ранняя профориентация детей дошкольного возраста

Ребёнок в мире профессий: ранняя профориентация детей дошкольного возрастаС первых дней жизни малыша родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ре...

«Ребёнок в мире профессий: ранняя профориентация детей дошкольного возраста»

Ранняя профориентация детей дошкольного возраста   актуальна в современном мире. Уже с первых дней жизни ребенка родители думают о его будущем. Выраженная склонность детей к о...

Дополнительная общеразвивающая программа по ранней профориентации детей дошкольного возраста "Академия профессий"

Каждый ребёнок мечтает о том, кем он станет в будущем. В дошкольном возрасте малыш получает представление о мире профессий в процессе познания мира.  В дошкольном возрасте важно расширять его пре...

МАСТЕР–КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ИСКУССТВО, КУЛЬТУРА» «РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ ТЕАТРОВ»

Добрый день, уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию мастер-класс, тема которого «Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста через различные виды театров»....

Конспект НОД по ранней профориентации детей дошкольного возраста «Все профессии важны» (подготовительная группа)

Конспект НОД по ранней профориентации детей дошкольного возраста«Все профессии важны» (подготовительная группа)...

Игровая образовательная ситуация как инновационный продукт модели по реализации программы по ранней профориентации детей дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации

Ранняя профориентация детей дошкольного возраста — это первый этап знакомства дошкольника с профессиями, существующими в социуме, открывающее движение к выбору будущей профессии, заключающи...