«ФГОС как основа профессиональной компетенции педагога»
учебно-методический материал
Профессиональная компетенция
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fgos_kak_osnova_professionalnoy_kompetentsii_pedagoga.docx | 32.51 КБ |
Предварительный просмотр:
«ФГОС как основа профессиональной компетенции педагога»
Ни для кого не секрет, что жизнь в современном мире подвержена огромным скоростям, изменения разного характера в обществе происходят чрезвычайно быстро. Естественно, что касаются они и народного образования. Новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) всё настойчивее входят в массовую школу: как-то незаметно перешла работать по новым стандартам начальная школа, а в наступающем новом учебном году переходят на стандарты второго поколения и 5-е классы. Не успеем оглянуться, а за ними будут 6-е, 7-е, а там дойдёт и до 11-х.
Одна из главных составляющих стандарта, без которого невозможно внедрение ФГОС – это учительские кадры. Учитель всегда был, есть и будет ключевой фигурой в школе.
Существует легенда о том, как и почему в обществе появились учителя: «Много-много тысяч лет назад, когда люди были ещё непросвещённые и имели много пороков, Великий Бог заметил, что пороки человеческие множатся, он захотел помочь несчастным людям и созвал на совет своих помощников. Бог сказал: «Люди потеряли свой путь и блуждают в темноте и невежестве, им уже не выйти к свету самостоятельно, нам нужно придумать, как помочь людям.» Много предложений поступило от Ангелов, но только самый светлый предложил: «Вложи в душу каждого человека жажду познания и дай им учителя». И дал Бог людям учителя».
Каким должен быть современный учитель, чтобы успешно справиться с возложенными на него обязанностями? Существенные изменения в образовании невозможны без кардинальных изменений в профессиональном сознании учителя. В поле зрения современного педагога появилось множество новых понятий, одним из которых является профессиональная компетентность.
Компетентность – это способность учителя действовать в ситуации неопределённости, и чем выше степень неопределённости, тем значительнее должна проявляться эта способность, педагогическая компетентность. Под профессиональной компетентностью применительно к педагогической деятельности понимается интегральная характеристика личности и профессионализма учителя, определяющая его способность результативно решать профессиональные задачи, возникающие в педагогической деятельности в конкретных реальных ситуациях. При этом учителю приходится использовать свои знания, умения, опыт, жизненные ценности и нравственные ориентиры, свои интересы и наклонности.
Компетентностную модель современного учителя можно представить в виде состава входящих в неё элементов:
- Ценности, принципы и цели.
- Профессиональные качества.
- Ключевые компетенции.
- Педагогические методы, способы и технологии.
- Профессиональные позиции.
Профессия учителя предполагает непрерывное совершенствование, как в предметной области, так и во владении методикой, формами, технологиями обучения. По Закону «Об образовании» и нормам трудового законодательства, учитель каждые пять лет повышает профессиональную компетентность в рамках курсовой переподготовки. Он должен иметь базовое профессиональное образование и необходимую квалификацию, быть способным к инновационной профессиональной деятельности, обладать уровнем методологической культуры и сформированной готовности к непрерывному образованию в течение всей жизни.
- В соответствии с ФГОС меняется характер педагогической деятельности. Реализуемые уже в начальной школе основы обучения требуют от педагогов умения учить детей способам добывания знаний, формировать учебную деятельность и мышление школьников. Современная педагогическая ситуация характеризуется разнообразием и динамизмом, и учитель должен умело адаптироваться к непрерывно происходящим изменениям в содержании обучения. Особую роль в процессе профессионального саморазвития педагога и повышения педагогической компетентности играет его готовность к новому, передовому.
- Основные составляющие готовности учителя:
- психологический аспект,
- глубокие знания предмета,
- умение реализовать полученные знания.
повышать свой профессиональный и интеллектуальный уровень.
Каким же должен быть учитель нового поколения?
- Чтобы вырастить новое поколение детей, учитель должен быть другой формации. Он должен быть эрудированным и гибким в поведении, увлеченным и умеющим увлекать детей, открытым в общении.
- Учитель должен проявляется в следующих взаимосвязанных характеристиках:
- в общей эрудиции, включающей глубокое знание психологических, физиологических, возрастных особенностей детей, а также способов и условий их развития;
- в качествах личности учителя, стиле его педагогической деятельности и характере его общения с учеником и окружающими, его ценностных установках.
- он сам должен быть примером для подражания, находиться в постоянном поиске, самообразовании, самосовершенствоваться. Работа по новым стандартам актуализирует проблему повышения профессиональной компетентности учителя.
- Отличительная особенность нового стандарта - его деятельностный характер. Главная цель - развитие личности. Современная система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков. Стандарт указывает реальные виды деятельности.
- В основе реализации стандарта основного общего образования лежит системно-деятельностный подход, предполагающий широкое внедрение в практику обучения проектной и исследовательской деятельности. Надо сказать, что проектная деятельность уже широко используется учителями школ на уроках и во внеурочное время не только в старших, но и в младших классах.
- ФГОС побуждает учителя планировать не только урок в целом, но и вариативную деятельность каждого ребенка, в которой учителю в большей мере приходится следовать за ходом мысли ученика, так как главная составляющая не быть передатчиком, транслятором знаний, а проектировать образовательную среду ученика, класса, учить ребёнка добывать знания, самосовершенствоваться, самореализовываться, что во много раз сложнее. Т.е. одной из составляющих профессиональной компетенции педагога является умение создания «развивающей среды»:
- Мотивация учащихся на реализацию той или иной работы, деятельности.
- Самостоятельная, мотивированная учебная работа учащегося, деятельность (самостоятельное осуществление разных видов работы, в
процессе которой происходит формирование умений, понятий, представлений - поиск нужной информации, проектирование и реализация своей деятельности, осознанность цели работы и ответственность за результат). - Осуществление учащимся самостоятельного выбора (темы, целей, уровня сложности задания, форм и способов работы и т.д.).
- Наличие групповой проектной работы учащихся (определение тем и проблем, распределение обязанностей, планирование, дискуссия, оценка и рефлексивное обсуждение результатов).
- Участие детей в различных формах дискуссии.
- Формирование понятий и организация на их основе своих действий.
- Система оценивания, которая позволяет и помогает учащемуся планировать свои будущие учебные результаты, самому оценивать уровень их достижения и совершенствовать их.
Возможные действия учителя, направленные на создание развивающей среды:
- Поощрять за попытки что-то сделать самостоятельно.
- Демонстрировать заинтересованность в успехе учащихся, связанном с достижением поставленных целей.
- Побуждать к постановке трудных, но реалистичных целей.
- Побуждать к выражению своей точки зрения, отличной от точки зрения окружающих.
- Побуждать к опробованию других способов мышления и поведения.
- Включать учащихся в разные виды деятельности, развивающие у них различные способности.
- Создавать, разные формы мотивации, позволяющие включать в мотивированную деятельность разных учащихся и поддерживать их активность.
- Позволять строить картину мира на основе своего понимания и культурных образцов.
- Создавать условия для проявления инициативы на основе собственных представлений.
- Учить не бояться высказывать свое понимание проблемы. Особенно в тех случаях, когда оно расходится с пониманием большинства.
- Учить задавать вопросы и высказывать предложения.
- Учить выслушивать и стараться понять мнение других, но соблюдать право не соглашаться с ним.
- Учить понимать других людей, имеющих иные ценности, интересы и способности.
- Учить определять свою позицию относительно обсуждаемой проблемы и свою роль в групповой работе.
- Доводить до полного понимания учащимися критериев оценки результатов их работы.
- Учить осуществлять самооценку своей деятельности и ее результатов по известным критериям.
- Учить работать в группе, понимая, в чем состоит конечный результат при выполнении своей части работы.
- Показывать, что лежит в основе эффективной работы группы.
- Позволять учащимся брать на себя ответственность за конечный результат.
- Позволять учащимся находить место в коллективной деятельности сообразно своим интересам и способностям.
- Делиться с учениками своими мыслями, чувствами, ожиданиями относительно обсуждаемой проблемы, темы или конкретной ситуации их деятельности.
- Показывать ученикам, как можно самостоятельно учиться и придумывать что-то новое.
- Поддерживать учащихся, когда они делают ошибки, и помогать справляться с ними.
- Показывать относительность любого знания и его связь с ценностями, целями и способами мышления тех, кто их породил.
- Демонстрировать учащимся, что осознание того, что я чего-то «не знаю», «не умею» или «не понимаю», не только не стыдно, но является первым шагом к я «знаю», «умею» и «понимаю».
- Условиями эффективности работы учителя являются: профессиональная компетентность, научно-теоретическая и методическая подготовка, способность выявлять причины затруднений обучающегося и оказывать ему необходимую информационную помощь, направлять обсуждение на анализ и поиск новых, прогнозировать действия ученика и его развитие в целом, связывать контрольно-диагностические действия с анализом траектории развития ученика и целями работы с ним, планировать свою деятельность и учить планированию ученика, находить и оценивать положительное в ребёнке даже в неправильных его поступках.
- Говоря о компетентности, можно сказать и о широкой эрудиции в области преподаваемого предмета, выходящей за рамки школьной программы. Это позволяет им быть интересными ученику в той части общения с ним, которая лежит в русле интересов самого ученика. Они способны ответить на вопросы и сообщить ученику много дополнительной информации. Но рамки их компетентности не выходят за пределы информированности в данной предметной области знаний и не распространяются на вопросы индивидуальных особенностей учащихся, способов их диагностики, вариативной работы с ними.
- Учитель должен быть готов грамотно планировать работу с учащимися с установкой на повышение интереса, использовать индивидуальный подход с учетом результатов диагностики, создавать необходимые условия для интеллектуального развития ребенка. В его взаимодействии с учеником должны рационально сочетаться элементы объяснения и практической работы, теоретической подготовки и обучения рациональным приемам учебной и творческой деятельности.
- Уверенное владение способами осуществления обратной связи с учащимся должно обеспечить стимулирование деятельности ребенка, оказание своевременной и адекватной помощи учащимся, внушение уверенности и самоуважения.
- Организуемая педагогом деятельность должна быть разнообразной и сочетать широкий спектр форм, методов, приемов и способов деятельности учителя и ученика. Он должен в совершенстве владеть аналитическими, диагностическими и проектировочными умениями, правильно использовать учебную и воспитательную ситуацию в достижении целей развития школьника. В его задачи входит регулирование и корректирование деятельности и развития ребенка, оценка и поощрение, моделирование развивающих ситуаций и мобилизация энергоресурса учащихся.
- Готовность учителя к реализации ФГОС нового поколения определяет многое: наличие у него соответствующих ценностных ориентаций, любовь к своей профессии, предмету. Практика показывает: предмет, который преподаёт любимый учитель, часто становится любимым предметом ученика.
- В компетентность учителя входит осуществление обучения и воспитания учащихся, использование современных образовательных технологий обучения, в том числе информационно-коммуникативных, способность эффективно применять учебно-методические, информационные, иные ресурсы, постоянно развиваться профессионально и интеллектуально.
- Профессиональные качества учителя основываются на следующих умениях: модифицировать учебные программы, работать по учебному плану, консультировать учащихся, оказывать помощь в самостоятельном получении знаний. Нужно уважать желание ребёнка работать самостоятельно, умение воздерживаться от вмешательства в творческий процесс ребёнка, поощрять работу над проектами, предложенными учащимися, извлекать максимальную пользу из хобби, конкретных увлечений и наклонностей учащихся.
- Успешность работы учителя с учеником во многом зависит от правильности выбранной учителем стратегии работы с ним. А эта стратегия, в свою очередь, зависит от присущих этому ребенку индивидуальных стратегий познания. Традиционный учитель привычен больше сам говорить, чем слушать, так как сами условия массового обучения формируют эту не лучшую учительскую привычку. В традиционном обучении учитель достаточно жестко ведет за собой учеников. Ученик, переключивший свое внимание на что-то другое во время объяснения учителя, уходит в неуправляемый и неконтролируемый полёт мыслей, если такое переключение происходит во время выполнения тренировочных заданий - не происходит формирования необходимых навыков и закладывается дефект усвоения материала и понижение оценки.
- Поскольку деятельность учителя по новым стандартам не ограничивается только наблюдением и фиксацией проявлений, а предусматривает более многообразную деятельность по анализу действий ученика, осознанию хода и направлений его мыслей, установлению причин его затруднений и ошибок, то обязательными характеристиками учителя должны быть активность мышления, хорошо развитые аналитические и логические функции, воображение.
- Системообразующим фактором всей деятельности учителя становится личность ученика и индивидуально-групповая стратегия его развития, построенная на основе детальной диагностики его особенностей и актуальных возможностей. Эта стратегия отличается динамичностью, поскольку постоянно меняется не только содержание материала, с которым работают учитель и ученик, но и предмет формирующей деятельности в данный момент. Учитель выступает в роли координатора и организатора деятельности ученика, диагноста, консультанта, разработчика педагогических идей, реализация которых приводит к порождению ситуативных предметных идей учеником.
Основные компетенции современного учителя:
- Уметь учиться вместе с учениками, самостоятельно закрывая свои «образовательные дыры».
- Уметь планировать и организовывать самостоятельную деятельность учащихся (помогать учащемуся определять цели и образовательные результаты на языке умений/компетенций).
- Уметь мотивировать учащихся, включая их в разнообразные виды деятельности, позволяющие наработать им требуемые компетенции;
- Уметь «сценировать» учебный процесс, используя разнообразные формы организации деятельности и включая разных учащихся в разные виды работы и деятельности, с учетом их склонностей, индивидуальных особенностей и интересов.
- Уметь занимать позицию эксперта в отношении демонстрируемых учащимся компетенций в разных видах деятельности и оценивать их при помощи соответствующих критериев.
- Уметь подмечать склонности учащегося и в соответствии с ними определять наиболее подходящий для него учебный материал или деятельность.
- Владеть проектным мышлением и уметь организовать групповую проектную деятельность учащихся и руководить ею.
- Владеть исследовательским мышлением, умея организовать исследовательскую работу учащихся и руководить ею.
- Использовать систему оценивания, позволяющую учащимся адекватно оценивать свои достижения и совершенствовать их.
- Уметь осуществлять рефлексию своей деятельности и своего поведения и уметь организовать ее у учащихся в процессе учебных занятий.
- Уметь организовать понятийную работу учащихся.
- Уметь вести занятия в режиме диалога и дискуссии, создавая атмосферу, в которой учащиеся хотели бы высказывать свои сомнения, мнения и точки зрения на обсуждаемый предмет, дискутируя не только между собой, но и с учителем, принимая то, что собственная точка зрения может быть также подвергнута сомнению и критике.
- Владеть компьютерными технологиями и использовать их в учебном процессе.
- Чтобы понять истинное положение в области владения компьютерными технологиями и использования их в учебном процессе, каждый учитель должен честно для себя (именно для себя, не для проверяющих) ответить всего на семь тестовых вопросов:
Тест «Высокоэффективный учитель в использовании инновационных технологий»
1.Освоение любой технологии Вы начинаете со слов «Зачем?»
-всегда
-довольно часто
-иногда
-никогда об этом не задумываюсь.
2. Вы достаточно легко можете приспосабливаться и изменяться?
- да, это делаю легко
- не всегда мне это дается легко
- редко мне дается легко
- нет, я консервативен
3. Вы воспринимаете перемены, происходящие в технологиях обучения?
- да, я охотно использую новые технологии
- использую новые технологии не всегда
- редко использую новые технологии
- стараюсь не использовать новые технологии, старые тоже дают результат
4. Вы охотно делитесь своим инновационным опытом?
- да, я охотно делюсь с коллегами освоенными технологиями
- делюсь освоенными технологиями, когда просят
- редко делюсь освоенными технологиями с коллегами
- мне достаточно трудно выступать и делиться своими лучшими практиками.
5. Новые технологии, которые Вы используете в своей работе, поддерживают администрация, родители и сами ученики?
- да, все понимают значение новых технологий
- в новые технологии обучения верю я и администрация
- в новые технологии обучения верю только я
- все относятся скептически к новым технологиям обучения
6. Вы тщательно обдумываете новые технологии, находите ответы на все возникшие вопросы, ищете примеры демонстрации эффективности новой технологии?
- да, я всегда могу ответить на любые вопросы о новой технологии, которую я использую,
и продемонстрировать ее эффективность.
- не всегда готов ответить на вопрос о новой технологии, которую я использую,
и продемонстрировать ее эффективность.
- иногда теряюсь при представлении новой технологии и доказательств ее эффективности.
- испытываю затруднения при представлении новой технологии, не могу продемонстрировать
ее эффективность
7. Вы очень активны в освоении новых технологий?
- да, я постоянно осваиваю новые технологии, которые могут способствовать лучшим
результатам обучения
- я осваиваю новые технологии, которые могут способствовать лучшим результатам обучения,
но в меру разумного
- новые технологии, которые могут способствовать лучшим результатам обучения, я
осваиваю, если настаивает администрация
- новые технологии практически не осваиваю, я сторонник проверенных старых технологий.
- Вчитываясь в Стандарты нового поколения, каждый ставит перед собой определённые цели, определяет пути их реализации, ищет ответы на поставленные вопросы. Но вопросов больше, чем ответов. Как учителю оценивать причины затруднений и неудач ученика и как обеспечить их устранение? Как разрешить внешние и внутренние конфликты ребенка? Какую помощь оказывать ребенку, в том числе и в налаживании его взаимоотношений с детьми, родителями и другими учителями? Все эти проблемы стоят очень остро именно в современных условиях жизнедеятельности в стандартной среде массовой школы. Не случайно стандарты нового поколения особое внимание уделяют духовно-нравственному воспитанию ребёнка. Проблемой становится отношение и взаимодействие ребенка с классным коллективом, коллективом учителей.
- Итак, для того чтобы успешно работать по ФГОС второго поколения, нужны компетентные педагоги, которые глубоко знают свой предмет, владеют разнообразными методическими средствами и имеют основательную психолого-педагогическую подготовку. Но и этого недостаточно. Каждый учитель должен стать новатором, найти свою методику, отвечающую его личностным качествам, поскольку без этого, всё остальное может остаться лишь формальным и дорогостоящим нововведением, которое так и не «дойдет до живого дела».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие профессиональных компетенций педагога дошкольной образовательной организации (в условиях реализации ФГОС дошкольного образования) Вариативный модуль
«Реализация технологии социального партнерства с родителями» ...
Выступление на районном семинаре воспитателей "Формирование профессиональной компетенции педагогов в условиях реализации ФГОС ДО»
Выступление на районном семинаре воспитателей "Формирование профессиональной компетентности педагогов в условиях реализации ФГОС ДО"...
Развитие профессиональной компетенции педагогов ДОУ в контексте ФГОС дошкольного образования
Педагогическая компетенция - совокупность профессиональных полномочий, функций, создающих необходимые условия для эффективной деятельности в образовательном пространстве....
"Основные профессиональные компетенции педагогов ДОУ в соответствии с профессиональным стандартом в условиях реализации ФГОС ДО"
Консультация "Основные профессиональные компетенции педагогов ДОУ в соответствии с профессиональным стандартом в условиях реализации ФГОС ДО" предназначена для работы с педагога...
Проект «Повышение профессиональных компетенций педагогов ДОУ в соответствии с ФГОС ДО и профессиональным стандартом педагога»
1. Тема: «Повышение профессиональных компетенций педагогов ДОУ в соответствии с профессиональным стандартом педагога».2. Вид проекта: методический.3. По характеру контактов (участники прое...
Проект «Повышение профессиональных компетенций педагогов ДОУ в соответствии с ФГОС ДО и профессиональным стандартом педагога»
Проект «Повышение профессиональных компетенций педагогов ДОУ в соответствии с ФГОС ДО и профессиональным стандартом педагога»...