Развитие профессиональной компетенции педагогов ДОУ в контексте ФГОС дошкольного образования
статья на тему
Педагогическая компетенция - совокупность профессиональных полномочий, функций, создающих необходимые условия для эффективной деятельности в образовательном пространстве.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Развитие профессиональной компетенции педагогов ДОУ в контексте ФГОС дошкольного образования
«Как никто не может дать другому того, чего не имеет сам, так не может развивать, воспитывать и образовывать других тот, кто сам не является развитым, воспитанным и образованным»
А. Дистервег
Педагогическая компетенция - совокупность профессиональных полномочий, функций, создающих необходимые условия для эффективной деятельности в образовательном пространстве.
А.С. Белкин, В.В. Нестеров
Перемены, произошедшие в нашей стране за последние годы, повлекли за собой изменения в образовательной политике, пересмотру основ теории и практики образования. Учитывая чрезвычайную важность получения ребенком дошкольного образования, необходимо обеспечение процесса воспитания специалистами высокого уровня. На современном этапе педагоги вовлечены в инновационный процесс, касающийся обновления содержания дошкольного образования, форм его реализации, методов и приемов преподавания содержания детям, необходимостью в основу своей работы ставить системно-деятельностный подход. В таких условиях развитие профессиональной компетентности педагогов приобретает особую значимость. Поэтому актуальным является вопрос повышения профессионального уровня педагогов ДОО, повышение требований к современному педагогу и его уровню самообразования. В связи с этим прежде всего необходимо создать комплекс условий, содействующих перестройке педагогического сознания воспитателей, что приведет в свою очередь к освоению новых личностно-профессиональных позиций.
Таким образом можно предположить, что образовательная деятельность в условиях реализации ФГОС должна быть ориентирована на развитие следующих педагогических умений, включающих в себя совокупность компетенций в вопросах организации и содержания деятельности по следующим направлениям:
К сожалению, на данный момент все еще существует проблема формирования педагога, обладающего компетентностью, креативностью, готовностью к использованию и созданию инноваций, умению вести опытно-экспериментальную работу. Поэтому необходимо вести систематическую работу по повышению профессиональной компетентности педагогов. Система профессиональной компетентности педагога дошкольного образования включает в себя совокупность следующих компетенций:
Методологическая компетентность | Ключевой составляющей методологической компетентности педагога к реализации ФГОС ДО является понимание оснований системно-деятельного подхода Сущность его заключается в том, что в центре внимания стоит совместная (партнерская ) деятельность взрослых и детей по достижению совместно выработанных целей и задач |
Психолого-педагогическая компетентность | Включает в себя знание педагогом возрастных особенностей детей дошкольного возраста, их психического развития, методики дошкольного воспитания и умение адекватно выстраивать образовательный маршрут с каждым ребенком на каждом этапе освоения им ОП ДО |
Коммуникативная компетентность | Заключается в практическом владении приемами общения, позволяющими осуществлять позитивное, результативное взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса |
Исследовательская компетентность | Умение оценить мероприятие воспитательного характера с позиции требований ФГОС, провести анализ результативности воспитательно -образовательного процесса, методической работы и др. по итогам года или по отдельным направлениям |
Презентационная компетентность | Выражается в умении презентовать положительный опыт своей профессиональной деятельности в написании и публикации статей в журналах, на образовательных сайтах, выступлениях на педагогических конференциях разного уровня т.д. |
Акмеологическая компетентность | Готовность к постоянному профессиональному совершенствованию. Умение выбрать необходимые направления и формы деятельности для профессионального роста. |
Информационно-коммуникационная компетентность | Выражается в умении владеть и применять информационную продукцию, средства и технологии в образовательном процессе |
Эмоциональная компетентность | Способность осознавать и признавать собственные чувства, в так же чувства других, для само мотивации, для управления своими эмоциями внутри себя и в отношении с другими |
Исходя из этих требований. Можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога:
- Работа в методических объединениях, творческих группах
- Исследовательская, экспериментальная деятельность
- Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий
- Активное участие в педагогических конкурсах, мастер-классах
- Знакомство с педагогическим опытом, системой работы, авторскими находками
- Проведение открытых мероприятий по обмену опытом
- Педагогические чтения
- Деловые игры
- Обобщение собственного педагогического опыта
На основании вышесказанного, можно сделать вывод : основным источником профессиональной компетентности педагога являются обучение и опыт. Профессиональная компетентность характеризуется постоянным стремлением к совершенствованию, приобретению все новых знаний и умений, обогащению деятельности. Психологической основой компетентности является готовность к постоянному повышению своей квалификации, профессиональному развитию. Не развивающийся педагог никогда не воспитает творческую, созидательную личность. Поэтому именно повышение компетентности и профессионализма педагога есть необходимое условие повышения качества, как педагогического процесса, так и качества дошкольного образования в целом в соответствии с Федеральными Государственными Требованиями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Развитие профессиональной компетентности педагога ДОУ в контексте ФГОС дошкольного образования»
Недостаточен уровень сформированности профессионального взаимодействия педагогов с детьми дошкольного возраста, основанного на умении педагога видеть в каждом ребенке субъект образовательных отн...
Проект «Развитие профессиональной компетентности педагога ДОУ в контексте ФГОС дошкольного образования»
Проект будет полезен старшим воспитаттелям, методистам и заведующим, а также педагогическому коллективу детских садов. Раскрывает этапы сопровождения педагога по сопровождению в его профессиональном р...
Проект «Развитие профессиональной компетентности педагога ДОО в контексте ФГОС дошкольного образования»
Проект «Развитие профессиональной компетентности педагога ДОО в контексте ФГОС дошкольного образования»...
Статья "Развитие профессиональной компетентности педагога ДОО в контексте ФГОС ДО и ПС /Профстандарта/
В статье рассматриваются пути формирования профессиональной компетентности воспитателя ДОО, уровни становления профессиональной компетентности воспитателя относительно его профессиональной деятельност...
Развитие профессиональной компетентности педагога ДОО в контексте ФГОС ДО
Развитие современного общества диктует особые условия организации дошкольного образования, интенсивное внедрение инноваций, новых технологий и методов работы. Современная система дошкольного обр...
Семинар-практикум «Развитие профессиональных компетенций педагога как условие реализации ФГОС ДО»
Семинар-практикум "Развитие профессиональных компетенций педагога как условие реализации ФГОС ДО" будет способствовать повышению уровня профессионализма педагогв ДОО....