"Юный финансист"
проект (старшая группа)
Формирование основ финансовой грамотности"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_yunyy_finansist.docx | 673.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический проект
по формированию основ финансовой грамотности
у старших дошкольников
«Юный финансист»
Выполнила: Воспитатель Кульпинова О. А.
Наименование педагогического опыта | Проект «Юный финансист» | |
Авторы – разработчики педагогического опыта | Шатайло Оксана Васильевна - воспитатель первой квалификационной категории | |
Период формирования и функционирования педагогического опыта | 2020 -2021гг. | |
Адрес педагогического опыта | 62883, Российская федерация, Ханты- Мансийский автономный округ- Югра, г. Пыть – Ях, 3-й мкр. Кедровый, д. 40 «А», МДОАУ ЦРР - д\с «Фантазия» Т. 8(3463)46-51-16 Элекронный адрес: mdou_fantaziya@mail.ru |
Педагогический проект по формированию основ финансовой грамотности
у старших дошкольников
- Тема проекта: «Юный финансист»
- Актуальность
В современном мире ребенок встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнаёт, что такое «моё», «твоё», «наше», «обмен», «деньги», «цена» и прочее. Дети стараются подражать родителям. Если родители сами не умеют правильно планировать финансы, то и ребенок вырастет финансово неграмотным человеком. Если у ребенка не сформировать правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, зачастую неверное мнение. Дети должны осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом. Ребёнку нужно помочь в освоении финансовой грамотности, но не делать все за него.
Обучение экономической культуре не сводится к тому, чтобы учить зарабатывать деньги. На первый план ставится формирование нравственных понятий: честность, обязательность, умение подчинять свои желания возможностям, законопослушность, взаимопомощь и пр. А также ориентация дошкольников в экономическом пространстве современного мира на материале в соответствии с возрастными возможностями.
Таким образом, актуальность проекта в том, чтобы за счет использования информационной среды максимально полно использовать интерес детей к экономической деятельности, оптимизировать их интеллектуальную нагрузку.
- Цель проекта: формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через базовые понятия: экономика, потребности, труд, профессии, бартер, выгода и убыток, деньги, реклама, бизнес, капитал.
- Задачи проекта:
Образовательные: познакомить с сущностью основных финансово-экономических категорий; учить воспринимать и ценить окружающий мир, как результат труда людей; формировать на доступном уровне взаимосвязь понятий «труд - продукт - деньги» и то, что стоимость продукта зависит от качества.
Развивающие: развивать познавательный интерес детей к вопросам финансовой грамотности и применению этих знаний на практике; развивать способность развернуть игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников; развивать речь, внимание, мыслительные операции; развивать позитивные установки и уважительное отношение к разным видам рабочих профессий; актуализировать знания детей об экономической категории-потребности, о видах потребностей, взаимосвязи потребностей и возможностей.
Воспитательные: воспитывать разумный подход к своим желаниям, сопоставление их с возможностями бюджета семьи, способствовать воспитанию нравственных качеств; воспитывать социально-личностные качества и ценностные ориентиры, необходимые для рационального поведения в сфере экономики, любознательности в процессе познавательно-игровой деятельности.
- Вид проекта: информационно – познавательно – творчекий.
- Продолжительность: долгосрочный (сентябрь 2020 – май 2021)
- Участники: воспитатель, дети, родители.
- Формы работы:
- деловые и сюжетно-ролевые игры;
- тематические занятия;
- беседы с привлечением родителей (сотрудников экономического сектора);
- экскурсии;
- ИКТ презентации;
- просмотр мультфильмов;
- обсуждение;
- дискуссия;
- коллекционирование;
- чтение художественной литературы;
- игровые ситуации;
- решение проблемных ситуаций;
- продуктивная деятельность.
- Предварительная работа:
- прослушивание звукозаписей детских сказок, загадывание загадок;
- рассматривание иллюстраций, рисунков, книг;
- решение ситуативных задач по финансовой грамотности;
- просмотр видео-мультфильмов «Уроки тетушки Совы»;
- чтение художественной литературы: Кнышова Л.В., Меньшикова О.И., Попова Т.Л. Экономика для малышей, или Как Миша стал бизнесменом;
- обсуждение пословиц и поговорок о труде, о деньгах, цене, о купле-продаже товара, о бережливости, о богатстве и бедности, о лени, о жадности и зависти, о смекалке.
- Материально-техническое обеспечение:
- методический и демонстрационный материал по теме «Основы финансовой культуры»;
- компьютер, проектор, теле/видео аппаратура;
- презентации;
- обучающие мультсериалы («Уроки тетушки Совы. Азбука денег», «Азбука финансовой грамотности со Смешариками»);
- книги (Н.Носов «Незнайка на Луне», Джанни Родари «Приключения Чиполлино», А.Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино», Г.Х.Андерсон «Новое платье короля»).
- Ожидаемые результаты:
- дети понимают и ценят окружающий предметный мир (мир вещей, как результат труда людей);
- уважают людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги; осознают на доступном им уровне взаимосвязь понятий «труд – продукт – деньги» и то, что стоимость продукта зависит от его качества;
- видят красоту человеческого творения;
- признают авторитетными качества человека - хозяина: бережливость, расчётливость, экономность, трудолюбие, но одновременно и щедрость, благородство, честность, умение сопереживать, милосердие (примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки);
- ведут себя правильно в реальных жизненных ситуациях; контролируют свои потребности в соответствии с возрастом.
Проект «Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников» позволит совершенствовать навыки сотрудничества воспитателей, родителей и ребенка по формированию и развитию реального экономического мышления, интереса к финансовым знаниям.
- Продукт проектной деятельности:
- Конкурс детского рисунка «Нарисуй купюру будущего»;
- Квест-игра для детей «Финансовая школа»;
- Выставка «Ярмарка поделок»;
- Экономические кроссворды;
- Экономический словарик для детей;
- Пословицы и поговорки;
- Викторина «Путешествие в денежную страну»;
- Лепбук «Уроки финансовой грамотности».
ПРИЛОЖЕНИЕ
- Презентация проекта
- Литература
1. Бокарев А. А. Повышение уровня финансовой грамотности населения в Российской Федерации/А. А. Бокарев//Финансы. -2010-№9.-С. 3-6.
2. Жуйкова Т. П., Кокухина А. А. Экономическое воспитание детей старшего дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2016. — №3. — С. 821-823.
3. Зеленцова А. В. Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практикаа. А. В. Зеленцова, Е. А. Блискавка, Д. Н. Демидов. – М.: КноРус, 2012.-106 с.
4. Крючкова Н. А. Учебно-методическое пособие по повышению финансовой грамотности «Первые шаги по ступеням финансовой грамотности» для дошкольников, - Калининград, 2013.-26 с.
5. Курак Е.А. Экономическое воспитание дошкольников: Примерная программа, перспективное планирование, конспекты занятий/Под ред.Е.А. Курака. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 80 с.
6. Смоленцева, А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебное пособие: СПб, 2001.-130с.
7. Шатова, А.Д. Экономическое воспитание дошкольников. Учебно-методическое пособие. М.: Педагогическое общество России, 2005.-256с.
8. Шорыгина, Т.А. Беседы об экономике: Методические рекомендации.-М.:ТЦ Сфера, 2009.- 96с.
9. Статья «Как в разных странах учат детей обращаться с деньгами». http://finance.bigmir.net/career/10255-Kak-v-raznyh-stranah-uchat-detej-obracshat-sja-s-den-gami
Этапы работы по проекту
1 этап – подготовительный
Направления | Мероприятия | Срок |
1. Повышение своей профессиональной компетентности | Подобрать и изучить соответствующую методическую литературу. Анализ состояния воспитательно –образовательного процесса детского сада по экономическому воспитанию. Обмен опытом работы с педагогами по расширению знаний финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Разработать перспективный план. | Сентябрь - май |
2. Изучение уровня детей. | Диагностическое обследование по сформированности экономических знаний у детей старшего дошкольного возраста на начало проекта. | сентябрь |
3. Взаимодействия с родителями. | Выявить интересы, потребности, запросы родителей. Повышать компетентность родителей в вопросах формирования у детей навыков по экономическому развитию. Повышать уровень знаний у родителей по финансовой грамотности. Привлечение родителей к насыщению предметно – развивающей среды в группе. | сентябрь - май |
4. Пополнение материально – технической базы. | Распределение развивающей среды по зонам. Подбор игр и упражнений, способствующих развитию финансовой грамотности. | сентябрь - май |
II этап – основной
Направления | Мероприятия | Срок |
Работа с детьми. | Работа по формированию предпосылок финансовой грамотности ведется во всех воспитательно–образовательных блоках: - в непосредственно образовательной деятельности, - в совместной деятельности воспитателя с детьми, - в самостоятельной деятельности детей. | Сентябрь-май |
2. Работа с родителями. | Родительское собрание «Финансовая грамотность дошкольников в вопросах и ответах» Анкета для родителей: «Нужно ли детей знакомить с экономикой» Индивидуальные беседы с целью создания интереса и привлечения родителей к участию в проекте. Памятки для родителей по формированию финансовой грамотности детей дошкольного возраста «Как обучить детей финансовой грамотности», «Азы финансовой грамотности дошкольников». Консультация «Советы родителям по финансовому воспитанию», «Дидактические игры по экономическому воспитанию, в которые можно играть дома», Принципы финансового воспитания в семье. Помощь в оборудовании и оснащении материалом экономического уголка в группе. | Сентябрь-май |
3. Работа с педагогами | Консультации «Воспитание финансовой грамотности у детей дошкольного возраста», «Сказка как средство экономического воспитания дошкольников» Выставка методической литературы и пособий по данной проблеме. | январь-март |
III этап –заключительный
Направления | Мероприятия | Срок |
1. Работа с детьми | Диагностика итогового уровня финансовых знаний и умений. | апрель |
2. Работа с родителями. | Подведение итогов совместной работы Показ занятия по развитию финансовой грамотности детей. Обобщение опыта работы в семье и ДОО по развитию финансовой грамотности детей | март |
3. Работа с педагогами. | Выступление на методических семинарах. Ознакомление с результатами работы и данными диагностики. Проведение открытого мероприятия | апрель |
План проекта
Месяц | Неделя | Тема, цель | Программное содержание |
с е н т я б р ь | 1 |
Просмотр видеофильма «Деньги разных стран» | Познакомить с историей возникновения денег, их предназначением. Познакомить с монетами, денежными единицами разных стран. |
2 |
| Закрепить знания детей о деньгах разных стран. | |
3 | «Нарисуй купюру будущего» | Способствовать развитию творческих способностей, фантазии. | |
4 |
| Учить детей правилам поведения в общественных местах, развивать умения делать самим покупки. Воспитывать уважение к профессиям взрослых. | |
Работа с родителями | Родительское собрание «Финансовая грамотность дошкольников в вопросах и ответах» | ||
о к т я б р ь | 1 | Беседа «Бюджет семьи» | Дать понятие новым словам: бюджет и его составляющих (зарплата, пенсия, стипендия) |
2 | Дидактическая игра «Какие бывают доходы» | Дать представление о доходе, его динамике (увеличение, уменьшение); о сущности расходов, показать их многообразие. | |
3 | Сюжетно - ролевая игра «Семья. Все зарабатывают деньги» | Воспитывать бережливость, расчетливость, смекалку, трудолюбие, осуждать жадность. | |
4 | Раскраски по теме «Кто долго спит, тот денег не скопит» с обсуждением и пояснением пословицы. | Пояснить, что надо уметь распоряжаться своим временем и не лениться, тогда ты научишься зарабатывать и грамотно распоряжаться своими деньгами. | |
Работа с родителями |
| ||
н о я б р ь | 1 |
«Что такое экономика» «Семейная экономика» | Дать понятие категории экономика, (наука о домашнем хозяйстве); научить выделять в окружающем мире экономические характеристики. |
2 |
| Учить детей слушать и понимать, чему учат пословицы, развивать память и умение проговаривать отдельные фразы, воспитывать усидчивость. Развивать речь детей. | |
3 |
| Продолжать знакомить с профессиями людей нашего города, воспитывать уважение к людям разных профессий. | |
4 | Аппликация «Друзья Гнома Эконома» | Воспитывать познавательный интерес к экономической деятельности. | |
Работа с родителями |
| ||
д е к а б р ь | 1 | Беседа «Это что за магазин?» | Расширять и обобщать представления о магазинах, их классификации и назначении. |
2 |
| Учить детей правилам поведения в общественных местах, развивать умения делать самим покупки. | |
3 | Игра «Купи подарок другу» | Научить подбирать монеты разного достоинства, в сумме составляющих цену подарка. | |
4 |
| Продолжать учить считать; совершать покупки, определяя цену товара при помощи денег. | |
Работа с родителями | Познавательный маршрут «Супермаркет: первая покупка» (обратить внимание на правила поведения в магазине, расположение товара, обратить внимание на ценники товара и пр., покупка ребёнком товара по собственному усмотрению для себя и семьи на 50 рублей) | ||
я н в а р ь | Лего-конструирование «Зоопарк нашей мечты» | - Закреплять представления детей о животных – обитателях зоопарка. - Развивать речь, внимание. | |
2 |
Игра в лабиринт «Дом для зайчика» | Воспитывать чувство любви к животным и желание заботиться о них. Развивать внимание детей при прохождении по лабиринту, помочь зайчику подобрать себе жилье. | |
3 |
| Закрепить знания детей о потребностях растений. | |
4 | Путешествие в мир экономики со сказочными героями. «Телефон» К. И. Чуковский | Расширение представлений о разнообразии потребностей; привитие доброго отношения к живому миру. | |
Работа с родителями | Познавательный маршрут «Банкомат» - показать работу банкомата, объяснить откуда берутся деньги на карточке, какие опасности подстерегают человека при снятии денег через банкомат. | ||
ф е в р а л ь | 1 | Практическое упражнение «Собираемся путешествовать» | Закрепить знания о видах потребностей (духовных, материальных, социальных) Продолжать знакомить детей с экономической категорией «Потребности» на примере человека. |
2 | Дидактическая игра «Наши потребности» | Формировать умение устанавливать взаимосвязь потребностей и возможностей. | |
3 |
| Развивать умение выделять экономическое содержание из сказочного произведения. Воспитывать настойчивость, честность, целеустремленность; отрицательное отношение к жадности. | |
4 | Дидактическая игра «Хочу и надо» | Познакомить детей с многообразием потребностей и ограниченными возможностями. Научить определять разницу между «хочу» и «надо». | |
Работа с родителями | Консультация «Зачем нужна ребенку финансовая грамотность» | ||
м а р т | 1 | Беседа «В мире современных профессий» | Закрепить и расширить представление о профессии. Воспитывать желание познавать многообразный мир профессий, уважение к человеку-труженику. |
2 | «Кто работает в банке?» Создание проблемной ситуации в результате просмотра видеоролика. | Формировать представления детей о профессиях банковских служащих. | |
3 | Сюжетно-ролевая игра «Банк» | Учить детей правилам поведения в общественных местах, развивать умения делать самим покупки. Воспитывать уважение к профессиям взрослых. | |
4 | Игра «Кому что нужно» | Закрепить знания детей о предметах труда людей разных профессий. | |
Работа с родителями | |||
а п р е л ь | 1 |
| Дать воспитанникам понятие «Спрос зависит от качества товара». |
2 | Сюжетно-ролевая игра «Книжный магазин» | Закреплять правила поведения в общественном месте; знакомить с правилами пользования книгой; пробуждать интерес и любовь к книгам. | |
3 | Дидактическая игра «Что быстрее купят?» | Научить подбирать монеты разного достоинства, в сумме составляющих цену подарка. | |
4 | Показ сказки К.И Чуковского: «Федорино горе» Проблемная ситуация: « О чем говорят вещи?» | Закрепить знания о том, почему нужно беречь товар. Воспитывать бережное отношение к вещам, материалу, орудиям труда, которыми пользуемся. | |
Работа с родителями | Экскурсия – рассматривание рекламы на банерах.
| ||
м а й | 1 |
| Дать понятие экономической категории – реклама; необходимость рекламы в реализации продуктов труда (товары, услуги). Развивать творческие способности. |
2 | Дискуссия с детьми «Хорошо-плохо» на тему «О рекламе товара». «В мире рекламы» (рисование детьми) | Научить осуществлять процесс рекламирования | |
3 | «Рекламная компания»- дети выбирают товар и рекламируют его с целью продажи. | Развивать познавательный интерес и познавательную активность через совместную деятельность. | |
4 |
| Закрепить у детей понятия «ярмарка», «товар», «деньги», «доход» и т.д.; дать почувствовать удовлетворение от совместно заработанных денег и от участия в решении о том, на что они будут потрачены. Воспитывать чувство удовлетворения от участия в коллективной деятельности. | |
Работа с родителями | Итоговое мероприятие «Детско-родительские финансовые соревнования «Монополия» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Школа юного финансиста
Нужно ли учить детей обращаться с деньгами? И если да, то как и с какого возраста следует начинать?...
План проведения недели «Юный финансист» в средней группе
План проведения недели "Юный финансист" в средней группе...
Проект для детей подготовительной группы "Юные финансисты"
Проект для детей подготовительной группы по финансовой грамотности...
Рабочая программа кружка по интересам «Юный финансист» для детей подготовительной к школе группы
Экономическое воспитание дошкольников — относительно новое направление дошкольной педагогики. В последнее десятилетие встал вопрос о том, что любой современный человек должен обладать деловыми к...
муниципальный семинар «Воспитание и обучения основам финансово – экономической грамотности детей дошкольного возраста», с проектной деятельностью «Азбука юного финансиста», с использованием лэпбука
муниципальный семинар «Воспитание и обучения основам финансово – экономической грамотности детей дошкольного возраста», с проектной деятельностью «Азбука юног...
методическая разработка программы кружка «Юный финансист» для детей подготовительной к школе группы
Рабочая программакружка по интересам«Юный финансист»для детей подготовительной к школе группы...
Кружок "Юный финансист"
Кружок был разработан для старшей группы.В этом кружке мы знакомили детей с деньгами, откуда они берутся и как зарабатывают их родители....