Беседы с дошкольниками «Что такое милосердие?» «Милосердие и сострадание!» «Мы разные - мы равные!»
план-конспект занятия (старшая группа)
Беседы с дошкольниками
«Что такое милосердие?»
«Милосердие и сострадание!»
«Мы разные - мы равные!»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
beseda_s_doshkolnikami.docx | 30.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Беседа с дошкольниками
«Мы разные - мы равные!»
Цели:
• формировать представления о доброте, добрых поступках, их значении в жизни человека;
• развивать желание совершать добрые поступки, получать от этого удовольствие;
• формировать знания о том, кто нуждается в добрых поступках.
ХОД БЕСЕДЫ:
Чтение стихотворения "Вежливым и добрым быть совсем не трудно"
Вежливым и добрым быть совсем не трудно.
Надо лишь внимание к людям проявлять.
Старику, старушке при езде в автобусе
Или же в трамвае место уступать.
Пожелать здоровья близким всем при встрече
И "Всего хорошего", уходя домой.
Быть всегда опрятным, чистым и умытым,
Чтобы всем хотелось говорить с тобой.
Бабушке и маме без напоминания сразу помогать,
А свои игрушки, нужные вещички
Вовремя на место с пола убирать.
Не болтать ногами сидя за обедом
И не разговаривать когда суп во рту.
Защищать всех слабых, не кричать, не драться,
Сохранить стараться мира красоту.
Вежливым и добрым быть совсем не трудно.
Надо только правила знать и выполнять.
Этих правил много для детей хороших
Мы с тобою вместе будем изучать.
Ребята, есть люди, которые особенно нуждаются в теплоте, заботе, доброте - это особенные люди. Это люди, которые по состоянию своего здоровья не могут самостоятельно передвигаться, не видят или не слышат, не могут сами позаботиться о себе. Поэтому о них должны позаботиться мы.
Мы можем этим людям принести продукты, помочь перейти дорогу, одеться, обуться, помогать во всем и быть к ним внимательными.
Сегодня мы с вами поговорим об особенных людях. Это люди, которые нуждаются в нашей помощи, защите, уважении, доброжелательности. Эти люди живут рядом с нами как взрослые, так и дети. Они не хуже и не лучше, они просто ДРУГИЕ.
- Эти дети, также как и вы любят играть, веселиться, общаться, заниматься спортом, хотят учиться в школе, чтобы многому ещё научиться.
Да, они многого не могут и не умеют. Но разве мало такого, чего мы сами не умеем и не можем? Разница лишь в том, что мы свои “не могу” при желании способны преодолеть самостоятельно, а им для этого нужна наша помощь. А нам нужна их помощь, для того, чтобы стать добрее, искреннее, и ценить каждый миг жизни. Кто же они, дети с ограниченными возможностями, и чем отличаются от всех остальных? К детям-инвалидам относятся дети, которые значительно ограничены в жизнедеятельности, в самообслуживании, передвижении, ориентации, обучению трудовой деятельности и т.д. Да, инвалиды – это люди с ограниченными возможностями. Кто-то из них плохо или совсем не видит, кто-то не слышит или не может говорить. У кого-то нет руки или ноги, кто-то совсем не может ходить. Одни уже рождаются с такими ограниченными возможностями, а другие становятся инвалидами после болезней, травм или несчастных случаев. Они живут среди нас. Люди порой их не замечают или не хотят замечать. В школы и детские сады тоже ходят дети-инвалиды. Одни с виду такие же как и все, а у другие отличаются от здоровых детей. И им очень трудно справляться с ежедневными трудностями жизни. Порою для некоторых из них сделать один шаг бывает трудно и требуется много усилий. А мы даже не задумываемся когда идем или бежим, берем что-то в руки, рассматриваем картинки, слушаем музыку…
У них такие же сердца, такие точно мысли,
Такая ж кровь и доброта, такие же улыбки.
Они достойны тех же прав, что есть у нас на свете,
Ведь инвалид – не приговор, мы вместе на планете.
И каждый волен выбирать, чем хочет он заняться,
Куда идти, куда летать, и чем же наслаждаться.
Так пусть же каждый новый день несет в себе участье,
Поддержку жизни на земле, добро, любовь и счастье.
Я, думаю, что вы станете добрее, внимательнее, отзывчивее. Чтобы хоть как-то помочь им. Хочется добавить, что каждый инвалид желает, чтоб к нему относились как к полноценному человеку. И как сказал один из таких людей: « Мы чувствуем себя нормально, как и все другие люди, инвалидами нас делает – отношение людей к нам». Им не нужна ваша жалость, им нужна ваша дружба и помощь.
Очень часто люди с ограниченными возможностями могут достигнуть большего, чем совершенно здоровые люди. Вот примеры людей, которые, несмотря на свои заболевания, достигли в жизни больших успехов. Это и великие спортсмены, знаменитые актеры, певцы, талантливые художники, прославленные композиторы, писатели. И среди нас есть особенные дети. Они также ходят в детский сад. Ребята, особенным детям очень тяжело в жизни. Поэтому будьте добрыми, отзывчивыми, милосердными и никогда не отказывайте таким детям в помощи. Они вам будут очень благодарны!
Добрым быть совсем не просто, не зависит доброта от роста.
Доброта приносит людям радость. И взамен не требует наград.
Доброта с годами не стареет, доброта от холода согреет,
Если доброта, как солнце, светит, радуются взрослые и дети.
Добро, которое мы делаем бескорыстно, не пропадет. Оно нужно всем нам. Спешите же делать добро! Делать добро здесь и сейчас.
Беседа с дошкольниками
«Милосердие и сострадание!»
Цель:Воспитывать чувство доброжилательности, сопереживания, внимательности, доброты, милосердия.
Учить детей высказывать свои мысли, делиться своим мнением. Развивать речь детей.
Задачи: Способствовать усвоению понятий «доброта», «милосердие». Способствовать раскрытию нравственного самосознания.
Ход мероприятия
1. Приветствие.
Здравствуйте ребята!
2. Сообщение темы беседы.
Сегодня мы поговорим с вами о таком нравственном понятии как милосердие.
1. Вводная часть.
«Без сострадания, милосердия
невозможно жить в мире!»
В наш стремительный век невероятных проектов инженерии, глобальных проблем, волнующих человечество, очень важно сохранить в душе, тот потоённый уголок, заботливо оставленный для милосердия и доброты.
Одно из самых красивых слов на свете – милосердие.
Так что же это такое милосердие?
Милосердие – это милость сердца, сострадание, забота, любовь. Чужая боль, чужое несчастье, чужая потеря – вот на что оно обращенно.
В словаре Ожегова «милосердие» – трактуется, как готовность помочь кому – нибудь или простить кого – нибудь из сострадания и человеколюбия.
Человек рождается и живет на Земле для того, чтобы делать людям добро.
Научиться по – настоящему быть добрым трудно. Путь к доброте – не легкий, долгий, путь на котором человека ожидают взлёты и подения, спуски и подъёмы.
У каждого человека большего и маленького свой путь к доброте, милосердию, состраданию.
Послушайте притчу «Отец и Сын».
Отец подводит сына к окну и говорит: Сын посмотри вокруг. Что ты видишь?
-Деревья, солнце, вон собака бежит... Много чего, папа.
Вот если ты все это полюбишь, примешь близко к сердцу – каждую травинку, цветок,каждую тварь Божью, ты будешь богат. Все это будет твое. Тебе только останется распоряжаться этим богатством с бережностью и благодорить творца. Если ты не полюбишь все видимое и невидимо – будешь беден. Жизнь твоя, Если даже и богата внешне, превратится в серую, скучную ленту.
Вопрос детям.
Как вы думаете, что имел в виду отец, говоря сыну эти слова?
Вы еще юны, но уже сейчас старайтесь быть вежливыми со взрослыми, добрыми друг другу, внимательными к окружающему вас миру.
Доброта – вещь удивительная, она сближает, как ничто другое, она тот язык, на котором с вами всякий захочет разговаривать, на котором мы можем понять друг другаю
Добрый, милосердный человек бережёт природу, любит птиц, зверей, помогает выжить им в зимнию стужу.
Послушай рассказ В.А. Сухомлинского и ответь на вопросы.
Чтобы бабочка не укололась.
Маленькая Зоя гуляла в саду. Она подошла к акации. На акации - острые колючки, над акацией летает яркая бабочка. Ой, как же ей не страшно летать! Налетит на колючку - и что же будет?
Наклонилась Зоя к акации, сломала одну колючку, другую, третью... Мама увидела и спрашивает:
— Что ты делаешь, Зоя? Зачем колючки ломаешь?
— Чтобы бабочка не укололась, — отвечает Зоя.
Вопросы:
- Что Зоя подумала о бабочке? Запишите ее мысли.
- Почему мама не сразу смогла понять поступок дочери?
- Как вы считаете: детям или взрослым больше свойственно сострадание? Почему?
Что бы развить в себе милосердие, нужно вкладывать свои душевные силы в другого человека, учиться видить в нем себя, сво тревоги, заботы, волнения.
Стих: «Как много на Земле домов»
Как много на земле домов...
Как мало тех, куда мы ходим.
А сколько среди них таких,
Где мы участие находим?!
Согреют душу там теплом,
Одарят мудростью великой...
Да, мало их, но есть они,
Иначе б Русь была безликой.
А в тех домах живет любовь,
Струится радостью и светом,
И мы туда с тобой идем
За добрым словом и советом.
(А.Ремизова)
В каждом доме живут люди, но не каждый придет к вам на выручку, даст полезный совет, согреет добрым словом в трудную для вас минуту.
Что бы воспитать милосердие в черством человеке, нужно приводить примеры милосердия, восхищаться милосердными поступками окружающих, разъяснять и показывать как следует поступать в том или ином случаи.
Стих «Про утенка»
Что ты тискаешь утенка?
Он малыш — а ты большой,
Ишь, задравши головенку,
Рвется прочь он всей душой!
Ты представь такую штуку
— Если б толстый бегемот
Захотел с тобой от скуки
Поиграть бы в свой черед?!
Взял тебя бы крепко в лапу,
Языком бы стал лизать.
Ух, как стал бы звать ты папу,
И брыкаться, и кричать!
Ты снеси утенка к утке,
— Пусть идет купаться в пруд.
Лапы мальчика не шутки,
Чуть притянешь — и капут.
Вопрос детям.
1.Какой можно сделать вывод?
2.Были ли случаи в вашей жизни, когда на ваших глазах обижали животных?
3.Какого человека можно назвать добрым, милосердным?
Старайтесь проявлять сострадание и милосердие. Пусть не всегда имеете вы возможность помочь всем, но нужно к этому стремиться.
Каждый хороший поступок, это частица добра, вежливости, вложенная в огромный мир от нее становится теплее, светлее и радостнее. Только любящий человек добрый, милосердный может быть счастливым.
Кроме доброты и милосердия в нашей жизни встречается и зло.
Зло - это вред другим людям, близким и далёким, окружающей природе.
Работа у доски.
Упражнение «Солнышко» (на столе лежат лучики, на которых написана первая буква. Нужно дописать слово, относящиеся к милосердию и доброте и прикрепить лучик к солнышку).
Работа с пословицами. ( На доске прикреплены облака, сделанные из цветной бумаги на них записаны пословицы). Прочитайте и попробуйте разъяснить их смысл.
- Доброе слово лечит, злое калечит.
- Кто любит добрые дела, тому и
жизнь мила.
- Добрый человек в добре живёт век.
- Делай другим добро - будешь сам
без беды.
4.Заключительная часть
И в заключение нашей беседы давайте проведем с вами игру – тренинг «Волшебный цветок»
Дети, встаньте в круг, слегка вытяните руки вперед ладонями вверх и закройте глаза. Представьте себе то, что я вам сейчас скажу. (Можно включить красивую приятную мелодию)
Нарисуйте в своем воображении цветок добра и хорошего настроения. Положите его на обе ладони. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. И вам хочется ее слушать. Мысленно поместите все добро и хорошее настроение этого цветка внутрь, в свое сердце.
Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. У вас появляются новые силы: силы здоровья, счастья и радости. Вы чувствуете, как ваше тело наполняется удовольствием и радостью. Как приятно вашему лицу, как хорошо и радостно становится вашей душе.
А теперь откройте глаза. Посмотрите вокруг. Глядя друг другу в лицо пожелайте чего-нибудь хорошего. Я хочу, что бы вы запомнили то, что вы сейчас чувствуете и взяли с собой, уходя их этой комнаты. Теплые чувства и хорошее настроение будут по-прежнему с вами.
5. Итог беседы
Вопрос детям.
Что значит быть милосердным? Что не совместимо с понятием доброта, милосердие?
Делайте людям добро, разделяйте с ними радость и беду, любите уважайте друг друга, будьте готовы прийти на помощь в любую минуту, умейте прощать из сострадания, человеколюбия.
Милосердие это неразделимое слияние чувства и поступка. Будьте милосердными.
В память о нашей встрече я раздам вам сердечки.
( Раздаю сердечки из бумаги с пожеланиями)
Беседа с дошкольниками
«Что такое милосердие?»
Цель: 1. Формировать понятие о милосердии, как способности сопереживать, оказывать помощь тем, кто в ней нуждается.
2. Развивать умение сострадать и быть милосердным.
3. Совершенствовать грамматически правильную речь детей.
4. Воспитывать доброе отношение к людям, окружающему миру.
Методы: беседа, объяснение, рассказ, просмотр отрывка мультфильма «Дюймовочка».
Ресурсы: мультфильм «Дюймовочка», цветная бумага, клей, ножницы.
Ход занятия
Круг радости
«Сердце добрым быть должно
Так оно сотворено
Чтоб дарить любовь и свет,
Всем вокруг десятки лет!»
- Добрые люди дарят любовь и доброту тем, кто их окружает. Давайте улыбнемся друг другу и пожмем руки.
Просмотр мультфильма «Дюймовочка».
(фрагмент мультфильма «Дюймовочка» по мотивам сказки Г. Х. Андерсена)
Беседа
- Как бы вы поступили на месте Дюймовочки?
- Как называют людей, которые проявляют заботу о больных, оказывают помощь, тем, кто в ней нуждается?
- Как вы понимаете, что такое милосердие? (ответы детей)
- Милосердие – (состоит из 2 слов: милость и сердце) – это помощь, тем, кто в ней нуждается. Человека, который не умеет сострадать, сочувствовать, называют равнодушным, бессердечным. Быть милосердным – значит бескорыстно помогать людям.
Разминка. «Доскажи словечко»
«Если вижу я беду, то я мимо.. . (не пройду)
Доброту не забывай, людям смело…(помогай)
В мире есть еще слова, нам их тоже знать пора, добрым словом не скупись, сердцем слушать… ( научись)
Творчество. Оригами
(предл сделать сердце)
Обобщение.
- С каким новым чувством познакомились?
- Закончите предложение:
Быть милосердным, значит уметь прощать обиды, помогать слабым, больным людям; ухаживать за животными. Милосердный человек может выбросить котенка?
От сердца к сердцу.
Предложить взяться за руки и хором произнести пожелание:
«Наполним сердца добротой и милосердием!»
Беседа с дошкольниками
«От сердца к сердцу добро летит»
Цель:
·Дать представление об "особом ребенке".
·Познакомить учащихся с проблемами детей-инвалидов.
·Развивать чувство милосердия к людям с ограниченными возможностями здоровья
·Сформировать представление о здоровье как ценности человеческой жизни.
Оборудование: компьютер, презентация, бумага, клей, ножницы, конфеты.
Ход беседы
Воспитатель: Как мы начинаем любую нашу встречу?
Дети: Начинаем словом "Здравствуйте!".
Воспитатель: Все мы знаем, что означает оно не только приветствие, но и пожелание здоровья тому, к кому обращено.
Для человека очень важно здоровье. Здоровье - это подарок судьбы. Надо научиться уважать и беречь этот дар. Поэтому с раннего детства мы не просто приветствуем, а учимся желать людям здоровья. Если мы желаем здоровья другим – значит желаем его и себе.
Но всегда ли от нашего желания зависит наше здоровье и здоровье окружающих людей?
Давайте вспомним сказку "Цветик - семицветик" Валентина Катаева.
Воспитатель: Я буду задавать вопросы, а вы - будете отвечать на них.
- Сколько было у волшебного цветка лепестков?
- Помните волшебные слова?
Дети: Лети, лети лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Облетев вокруг земли, быть по-моему вели.
Воспитатель: Почему отказался бегать с Женей мальчик на скамейке?
Дети: Потому что у него больные ноги и он передвигается с помощью костылей, мальчик- инвалид.
Воспитатель: К сожалению, есть немало людей на нашей планете, обделенных физическим здоровьем, т. е. эти люди инвалиды или в результате перенесенной болезни, или травм, или с рождения. По другому их называют люди с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
- Во всем мире отмечают День инвалида.
Ребенок рассказывает стихотворение:
От сердца к сердцу добро летит,
Подобно птице.
Стучит в сердца, чтоб разбудить
И возвратиться,
Чтоб возвратиться и дарить
Всем людям радость,
Над серым днём чтоб воспарить –
Уже не малость.
У нас задача так проста:
Дарить добро от сердца к сердцу
И в вашем сердце доброте откройте дверцу!
Воспитатель: Стало доброй традицией в нашей школе ежегодно отмечать 3 декабря День инвалида, как день милосердия. Сегодняшний день пройдет под лозунгом « От сердца к сердцу добро летит».
Как вы понимаете эти слова?
Ответ детей.
Воспитатель: Для чего мы живем на этом свете? Конечно же, для того, чтобы нести добро, свет всем людям. А каким же должен быть настоящий человек?
Ответы детей.
Воспитатель: Конечно же, честным, ответственным, воспитанным, добрым.
Мы верим, что людей, готовых протянуть руку помощи, сделать доброе дело, поделиться душевной теплотой и заботой становиться чуточку больше. А это, пожалуй, самое главное.
И мы сегодня сделаем сувенир и подарим его друг другу.
КОЛЛЕКТИВНОЕ ИЗГОТОВЛЕНИЕ СУВЕНИРА.
Рефлексия: ребята дарят друг другу открытку – сувенир.
Сегодня здесь, друзья мои,
Мы собрались не зря.
Спешим поздравить от души
Друг друга и себя!
Пусть ангел нас хранит всегда
От жизненных потерь.
И детство пусть не закрывает дверь,
И радует всегда!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое занятие в старшей группе. Тема " Милосердие и сострадание - что это такое?"
Цель занятия: формировать у старших дошкольников представление о содержании данной этической категории; побуждать проявлять чувство милосердия и сострадания к окружающим людям, сверстникам, оказ...
СОД "Милосердие и сострадание"
Не секрет, что многие современные родители считают, что у ребёнка важно развивать, прежде всего, «пробивные» качества: настойчивость, уверенность, умение постоять за себя и убедить в своей...
Открытое занятие в старшей группе на тему: "Милосердие и сострадание"
формировать у детей представление о содержании данной этической категории; побуждать проявлять чувство милосердия и сострадания к окружающим людям, сверстникам, оказывать им внимание, помощь, дел...
Конспект беседы с дошкольниками «Что такое дружба?».
Конспект беседы с дошкольниками «Что такое дружба?»....
Беседа с дошкольниками "Что такое День Победы"
Познавательная беседа с дошкольниками о празднике "День Победы"...
Беседа с дошкольниками "Что такое блокада Ленинграда?"
Интерактивная беседа с детьми подготовительной группы о Дороге жизни во время войны и блокаде Ленинграда...
Беседа «Милосердие и сострадание» для детей подготовительной группы
Цель:-формировать у дошкольников представление о содержании данной этическойкатегории;Задачи:-учить детей различать добро и зло, анализировать результаты своих слов,мыслей, поступков.-воспитывать в де...