Консультации для педагогов
консультация
Консультации для педагогов
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Новопортовский детский сад «Теремок»
Консультация для педагогов
Консультация: «Развитие речи детей в игре»
с. Новый-Порт
2017 г.
Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду, развитие речи – одна из главных. Это общая задача состоит из ряда специальных, частных задач: воспитания звуковой культуры речи; обогащения, закрепления и активации словаря; совершенствование грамматической правильности речи; формирования разговорной (диалогической) речи; развития связной речи; воспитания интереса к художественному слову; подготовки к обучению грамоте.
Важными условиями для выполнения этой задачи и для улучшения качества воспитательной – образовательной работы в детском саду является совершенствование процесса обучения. Хорошо известно, что развитие речи, реализуемое только в форме фронтальных занятий, не даст желаемого результата. Работу по речевому развитию необходимо активно проводить в повседневной жизни детей в детском саду и семье. Особой формой общественной жизни дошкольников является игра, в которой они по желанию объединяются, самостоятельно действуют, осуществляют свои замыслы, познают мир.
Игра в дошкольном возрасте – ведущая деятельность детей. Она пронизывает всю их жизнь, является источником обширной информации, методом обучения и воспитания ребят. Существует прямая связь между эмоциональным состоянием ребенка и интенсивностью протекания его психических процессов: мышления, речи, внимания, памяти.
Игры, в которые обычно играют дети дошкольного возраста можно разделить на три основные группы:
Первая группа – это подвижные игры.
Вторая группа – это дидактические игры.
Третья группа – это творческие ролевые игры, игры драматизации.
У всех видов игр есть единая задача – умение самостоятельно организовывать разнообразные игры, договариваться, выполнять установленные правила игры. Здесь развитие речи играет главную, основную роль.
Подвижные игры.
Дети играют в подвижные игры в помещении и на воздухе во время прогулок. Подвижные игры способствуют воспитанию сообразительности, наблюдательности, внимания, воображения, быстроте мысли. Подвижные игры положительно влияют не только на двигательную деятельность детей, но и на развитие чувств и эмоций, поскольку радость движений усиливается наличием веселых комических ситуаций, юмора, шуток, возможности самовыражения. Азарт задают детям считалки, зачины, жеребьевки.
В младших группах детям нравятся игры, сопровождающиеся рифмованным текстом и ритмичными движениями. Например, «Курочка – хохлатка», «Лохматый пес», «Зайка».
Более старшие дети очень любят хороводные игры, эмоционально воспринимают всевозможные присказки и другой текст, предваряющий игру, являющийся как бы завязкой ее.
Например, «Гуси – гуси…», «Теремок», «Мышеловка». Применение считалок в распределение ролей, в подвижных играх, хорошо влияет на динамику постановки дикции.
Что должен знать воспитатель о методике проведения подвижных игр с целью воспитания развития речи детей:
- Нужно хорошо знать текст и соответствующие движения.
- Воспитатель произносит слова отчетливо, выразительно, выделяя ритмический рисунок, но не утрируя его, ни в коем случае не переходя на чтение по слогам.
- Потешки и прибаутки родственны песне, но это не значит, что их надо произносить на распев. Важно добиться некоторой певучести, напевности.
- Предварительно разучивать текст с детьми не следует, они постепенно запоминают его в процессе игры. Вначале они будут проговаривать отдельные слова, затем усвоят весь текст. Не надо только, чтобы дети сразу говорили полным голосом. Позднее, когда дети освоятся с движениями, следует обращать внимание на чистое и выразительное произнесение ими текста, не допускать крика в тех случаях, когда возрастает эмоциональный подъем.
- Произносить текст нужно звонким, достаточно высоким голосом, так как это более естественно для детей. Однако не следует допускать, чтобы дети говорили утрированно высоким, писклявым голосом или крикливо.
Во всех возрастных группах подвижные игры, организуемые воспитателем со всей группой или с небольшой подгруппой, должны быть интересными для детей, проходить живо, эмоционально, непринужденно.
Дидактические игры.
Дидактические игры не случайно заняли прочное место среди методов обучения и воспитания детей, развития их самостоятельной игровой деятельности. Любая дидактическая игра ставит целью обогатить чувственный опыт ребенка, развить его умственные способности (умение сравнивать, обогащать, классифицировать предметы и явления окружающего мира, высказывать свои суждения, делать умозаключения).
Дидактические игры играют большую роль в развитии речи дошкольников – это пополнение и активизация словаря, воспитание правильного звукопроизношения; развитие связной речи. Среди всего многообразия дидактических игр особое внимание надо уделить словесным играм.
Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как здесь требуется использование приобретенных ранее знаний в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети должны самостоятельно решать разнообразные мыслительные задачи: описывать предметы, выделяя их характерные признаки, отгадывать по описанию, находить признаки сходства и различия, рассуждать.
В младших и средних группах игры со словами направлены в основном на развитие речи, воспитание правильного звукопроизношения, уточнение, закрепление и активизация словаря, развитие правильной ориентировке в пространстве.
В старшем дошкольном возрасте, когда у детей начинает активно формироваться логическое мышление, словесные игры чаще используют в целях формирования мыслительной деятельности. Эти игры поводят во всех возрастных группах, но особенно они важны в воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста, так как способствуют подготовке ребят к обучению в школе: развивают умение слушать педагога, быстро находить нужный ответ на поставленный вопрос, точно и четко формулировать свои мысли. С помощью словесных игр у детей улучшается речь и речевое общение, так как в каждой словесной игре одной из первых задач является развитие связной речи.
Творческие ролевые игры и игры – драматизации.
Творческие ролевые игры и игры – драматизации, театрализованные игры тесно связаны между собой. В основе тех и других лежит отображение событий, действий и отношений между людьми. Однако театрализованные игры основаны на драматизации литературных произведений. Театрально – игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературным произведениям и театру, формирует диалогическую речь, активизирует словарь, способствует нравственно – этическому воспитанию каждого ребенка.
В младших группах воспитатель разыгрывает знакомые детям сказки, стихотворения, небольшие рассказы с помощью настольного театра или фланелеграфа. Например, сказка «Репка» иллюстрируется с помощью плоскостных кукол. А с веселым Петрушкой, даже не прячущимся за ширмой, дети охотно здороваются за руку, отвечают на его вопросы.
С детьми третьего и четвертого годов жизни, воспитатель разыгрывает простейшие сюжеты знакомых сказок, призывая детей повторять отдельные фразы главных героев или коротенькие песенки. Например, показывая детям настольный театр «Колобок», воспитатель предлагает детям вместе с колобком спеть песенку.
Дети пятого и шестого годов жизни уже, как правило, знают и любят изменять голос, проговаривать слова в заданном темпе, хорошо запоминают текст. Простой, короткий, выразительный текст помогает ребенку поставить себя на место изображаемого героя.
Сюжетно – ролевые игры занимают ведущее место в самостоятельной деятельности детей. Дети дошкольного возраста отличаются большой эмоциональностью. Содержательная и эмоциональная сторона взаимоотношений детей находит свое выражение в жестах, в мимике ив совершенствование речи.
Уровень развития речи во многом определяет умение вступать в контакт с детьми и поддерживать его.
Ребенок с хорошо развитой речью свободно может пригласить товарища в игру, передать другому соответственный замысел игры, договориться о распределении ролей, материала, самостоятельно разрешить возникающие конфликты.
Для всех перечисленных выше игр, необходима правильная организация. Речь в повседневном общении, чтение, декламация которые ведет сам воспитатель, вначале служат первыми образцами для подражания.
Все дети без исключения любят играть, а в игре у детей активизируется речь при общении и решении спорных вопросов. При этом у них развивается способность аргументировать свои утверждения, доводы.
Заканчивая любую из игр, воспитатель, должен поддержать интерес к дальнейшей игре: «А в следующей раз, мы будем играть еще интереснее…».
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Новопортовский детский сад «Теремок»
Консультация для педагогов
Консультация «Игры, активизирующие счет»
Ноябрь
2017 год.
Мамы любят рассказывать, что их дети прекрасно считают.
Чаще всего речь идёт о том, что ребёнок может произнести без запинки «Один-два-три-четыре-пять -…-пятнадцать-шестнадцать», и не сбивается.
Навык этот полезный, но скорее относится к области памяти и освоения речи, а не к математическим представлениям. Если те же дети начинают пересчитывать предметы, то с первыми четырьмя-пятью проблем обычно не возникает, но потом ребёнок отодвигает один предмет, а произносит скороговоркой «шесть-семь-восемь», или, наоборот, пока произносит «пять», успевает переложить несколько предметов.
Легко считать по порядку, хлопая ладошками по коленкам, если руки лежат на своих коленках. А если руки перекрестить, и свои ладони положить на коленки соседям? Или спрятать руки за спину и пересчитывать предметы не глядя?
Когда ребёнок только осваивает счёт, ему сложно бывает начинать не с единицы. Если считать по порядку, то он знает, что число шесть идёт после числа 5. А если спросить отдельно: «Какое число на один больше, чем пять?» или «Какое число идёт после шести?» — то эти вопросы уже вызывают задумчивость.
«А какое число на один меньше, чем семь?» — и дети, которые только что бодро считали по порядку до 20, тоже не могут ответить.
Поэтому будьте внимательны и не спешите. И удивитесь, почему это у ребёнка получилось девять конфет, а вы насчитали пять? Предложите не торопиться и пересчитать, ставя палец на каждый предмет и называя число.
А чтобы он понял, для чего нужна такая точность, просите отсчитать ложки сахара в чай, стаканы муки для теста или крупы для каши, капель красителя в банку с водой, результат будет очевиден и понятен. А ещё поиграйте. Например: «Сколько палочек надо взять, чтоб сложить квадрат?»
«Можешь показать на пальцах число, которое на 1 больше, чем у меня?»
Очень полезно считать по порядку и вверх, и вниз. Считайте ступеньки, столбы, машины, прыгайте через ступеньку — и считайте через два!
-Давай спускаться с 10 этажа. Какой этаж под десятым? А под девятым? А можешь считать от одного до 10, но не подряд, а через ступеньку?
Дети долгое время весь мир изучают на вкус и на ощупь. Пользуйтесь этим!
-Закрой глаза и открой рот! Что я тебе дала? Изюм, правильно. А сколько?
Пересчитывайте руки и ноги, пальцы и глаза, уши и пятки! А теперь предложите ребёнку нарисовать мелом на полу себе домик, или возьмите для этого обруч, или небольшой гимнастический коврик.
-Пусть в домике будут 2 ноги! А теперь — одна нога! А как сделать 4 ноги? Правильно, надо кого-то позвать! А теперь давай сделаем 3 ноги! Сможешь придумать, как?
-А давай будем касаться пола в 3 точках, например, нога, рука, рука! А по-другому можно? А теперь покажи мне, как ты сделаешь пять касаний! А шесть — сможешь?
А есть и такой вариант игры: взрослый называет числа от одного до десяти, но иногда одно число «забывает». Например, 1, 2, 3, 4, 5, 7, 8, 9, 10. Дети внимательно слушают, и забытое число показывают на пальцах.
Мы с детьми на занятиях любим щупать количество предметов, то на пальцах считаем, то на кубиках, то на пуговицах.
А иногда мы переводим количество точек на игральном кубике в количество предметов, например, сколько на кубике выпало — столько приклеиваем наклеек. Или — сколько выпало на кубике, столько голов рисуем змею Горынычу или хвостов смешному монстрику. Выпало 4 — рисуем 4 головы. Потом бросаем ещё раз кубик — и узнаём, сколько рук нарисовать.
А ещё стучим по барабану или металлофону. Сколько раз стукнет ребёнок, столько раз взрослый подпрыгнет или кукарекнет, и наоборот. И надо быть внимательным, ведь взрослый иногда ошибается, а ребёнок хитрит.
Многим родителям кажется, что все приведённые игры проще простого, неужели ребёнок не справляется, но на самом деле понятие числа формируется долго. Часто можно наблюдать картину, как дети в знакомой обстановке и с привычной постановкой вопроса справляются с заданием, но вопрос на ту же тему, заданный в другой форме, в другом месте уже вызывает большие сложности. Именно поэтому подобные игры полезно время от времени повторять, не глядя на возраст!
А детям математика в движении очень нравится.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Новопортовский детский сад «Теремок»
Консультация для педагогов
«Песочная терапия как средство речевого развития детей дошкольного возраста»
с. Новый-Порт
2018 г.
Речь - важнейшая функция психики. От того, насколько развита, богата и правильна речь ребенка, зависит, может ли он легко, открыто и свободно высказывать свои мысли, познавать мир и полноценно общаться с окружающими детьми и взрослыми.
Нарушение речи в той или иной степени всегда отражается на поведении и деятельности ребенка. Дети, страдающие задержкой речевого развития, начиная осознавать недостатки своей речи, нередко становятся замкнутыми, молчаливыми, нерешительными. Педагогический взгляд на психотерапевтическую песочницу — довольно яркое и эффективное решение этого вопроса.
Песок - загадочный материал, обладающий способностью завораживать человека-своей податливостью, способностью принимать любые формы: быть сухим, легким и ускользающим или влажным, плотным и пластичным.
Песочная терапия - одна из разновидностей игровой терапии.
Цель такой терапии - не менять и переделывать ребенка, не учить каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность ребенку быть самим собой. Её можно использовать в работе с детьми не только педагогу-психологу, но и воспитателю, родителям, начиная с трех лет.
Основная деятельность дошкольника — игра. В ней он познает себя и окружающий мир, а игры на песке — одна из форм естественной деятельности ребенка. Замечено, что игры с песком стабилизируют эмоциональное состояние ребенка. Играя с песком, ребенок может выразить свои душевные переживания, освобождается от страхов, способствует избавлению от психологического напряжения. Малыш с интересом рисует на песке — животных, буквы, цифры, свободно и не боясь ошибиться, потому что такие ошибки можно легко и многократно исправлять. Технология песочной терапии многофункциональна, она позволяет одновременно решать задачи диагностики, коррекции и развития речи. Сам же ребенок решает задачи самовыражения, самосознания и развивает самооценку, учится работать в коллективе. Игра на песке с фигурками особенно плодотворна в работе с детьми, которые никак не могут выразить свои переживания. Во многих случаях игра с песком выступает в качестве ведущего метода коррекционного воздействия.
В других случаях — в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развивать его сенсомоторные навыки. Игры с песком можно использовать, как на индивидуальную работу, так и подгрупповую или же на фронтальных занятиях. Не секрет, что развитие мелкой моторики руки как нельзя лучше способствует развитию речи у ребенка. В этой связи песочная терапия является незаменимым методом в профилактике речевых нарушений у дошкольников.
Использование песочной терапии позволяет:
- стабилизировать психоэмоциональное состояние;
- совершенствовать координацию движений, пальцевую моторику;
- стимулировать развитие сенсорно-перцептивной сферы, тактильно-кинестетической чувствительности;
- развивать навыки общения и речь (диалогическую и монологическую), пространственную ориентацию;
- стимулировать познавательные интересы и расширять кругозор;
- разнообразить способы сотрудничества.
Развитие речи детей в процессе работы с песком осуществляется в нескольких направлениях:
- во-первых, происходит обогащение словаря, которые первоначально используются ими на занятиях, а затем постепенно входят в активный словарный запас;
- во-вторых, осуществляется становление и развитие речи как средства общения;
- в-третьих, совершенствуется регулирующая функция речи, содержащая большой потенциал позитивного воздействия на коррекцию и развитие целенаправленной деятельности детей.
Песок - прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. И если ребенок еще плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в играх с песком все становится возможным. Через игры с песком легко решаются такие задачи, как развитие коммуникативных навыков, т. е. умение нормально общаться. Именно на песке мы можем создать свой мир: путешествовать во времени, по разным странам и планетам. При этом мы не только воображаем, представляем, фантазируем, но и реально создаем и проживаем.
Игры с песком разнообразны:
- обучающие игры обеспечивают процесс обучения чтению, письму, счету, грамоте;
- познавательные игры дают возможность детям узнать о многообразии окружающего мира, об истории своего города, страны и т. д.;
- проективные игры откроют потенциальные возможности ребенка, разовьют его творчество и фантазию.
Игра с песком развивает у детей тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук; снимает мышечную напряжённость; развивает мотивацию речевого общения; способствует расширению словарного запаса, помогает освоить навыки
звуко-слогового анализа и синтеза; позволяет развивать фонематический слух и восприятие; способствует развитию связной речи, лексико-грамматических представлений; помогает в изучении букв, освоении навыков чтения и письма.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Новопортовский детский сад «Теремок»
Консультация для педагогов
Консультация: «Современные дети и гаджиты»
с. Новый-Порт
2018 г.
Современных детей трудно представить без технологичных гаджетов. Даже 3-4-летние малыши сегодня умело играют на планшетах, а дети постарше комфортно чувствуют себя в интернете. Но может ли любовь к электронным устройствам причинить реальный вред детскому здоровью? И стоит ли ребенку запрещать пользовать ими?
Как и у каждого явления, у современного бума технологий есть явные плюсы и минусы. Гаджеты действительно могут навредить и физическому, и психологическому здоровью ребенка, если ими злоупотреблять. Однако их правильное и дозированное по времени использование способно принести ощутимую пользу. Мы попробуем рассмотреть все аргументы «за» и «против», но сначала обратимся к рекомендациям врачей. Они считают, что «золотая середина» — это пребывание ребенка у монитора (компьютера, планшета или смартфона) со следующей продолжительностью:
Дети 4-5 лет — не более 15 минут;
6 лет — 20 минут; 7-9 лет — 30 минут;
10-12 лет — 40 минут;
3-14 лет — 50 минут.
Если складывается так, что занятие предполагает более длительное нахождение перед монитором, необходимо делать хотя бы 10-минутые перерывы. Эти цифры могут показаться довольно суровыми. Но по мнению специалистов, даже взрослый человек не должен работать за компьютером беспрерывно более часа.
Мамы и папы, настороженно относящиеся к техническому прогрессу, часто говорят про пагубное «компьютерное излучение». На самом деле, как раз этого стоит бояться меньше всего. Современные устройства, то есть компьютеры, планшеты и смартфоны, не превышают допустимой нормы электромагнитного излучения, если, конечно, не иметь дело с гаджетами 10 часов подряд. Однако опасения на счет проблем со зрением уже не такие беспочвенные.
Известно, что люди, проводящие много времени за компьютером, страдают от так называемого синдрома сухого глаза. Это связано с тем, что из-за постоянной концентрации внимания человек перед монитором реже моргает. Дети очень увлечены игрой или просмотром мультфильма, и они забывают о таком простом действии. В результате слезная пленка высыхает и источается. Появляется ощущение сухости или «песка» в глазах, с которым дети борются своеобразно — начинают тереть их грязными руками, что, в свою очередь, может привести к конъюнктивиту.
Близорукости же стоит бояться, если ребенок систематически держит экран на маленьком от себя расстоянии. Глаза вынуждены постоянно повышать резкость изображения, что чревато спазмом зрительных мышц. Оптимальное расстояние между глазами и монитором -60-70 см, но при условии, что знаки и картинки не слишком мелкие, а разрешение дисплея не ниже 960640 пикселей.
Другая проблема связана с общим физическим развитием и, как следствие, ослабленным иммунитетом. Долгое сидение перед компьютером или с планшетом в руках лишает ребенка возможности двигаться, приводя к спазмам мышечных групп и нарушению осанки. Обычно такие неприятности испытывают офисные сотрудники. Для детей же они особенно опасны, так как их мышечный и костный скелет все еще находится в стадии развития.
Наконец, интерактивные развлечения нередко приводят к головным болям, поскольку статичное напряжение, в первую очередь, ощущают мышцы шеи. От этого сдавливаются кровеносные сосуды, и снижается приток насыщенной кислородом крови к головному мозгу. Отсюда и головные боли, которые проходят только после хорошей физической разминки или активной прогулки на свежем воздухе.
Детские психологи считают, что злоупотребление гаджетами приводит к формированию зависимости, когда ребенок все свободное время старается посвящать компьютерным играм и онлайн-просмотру мультиков, отказываясь от других развлечений. Лишившись любимого электронного устройства, дети начинают чувствовать себя некомфортно и капризничать.
С другой стороны, такая зависимость появляется только в том случае, если у малыша нет альтернативных интересов. Постоянно находясь дома без определенных занятий, ребенку проще потратить свободное время на компьютер. Но как только появляются другие развлечения (прогулки, кружки, игры с родителями, он достаточно легко обходится без гаджетов.
Некоторые специалисты бьют тревогу из-за того, что дети слишком много времени проводят в сети и лишаются навыков реального общения. Надо заметить, что виртуальное общение сегодня — норма жизни, и в какой-то момент все дети осваиваются в социальных сетях. Не стоит беспокоиться только потому, что ваш ребенок иногда «чатится» с одноклассниками вместо того, чтобы позвонить им. Однако если у него нет хороших друзей в учебном заведении, и в компании других детей он ведет себя очень скованно — это уже сигнал о возможных проблемах.
Также родители опасаются, что в онлайн-пространстве слишком много вещей, от которых хотелось бы оградить ребенка до определенного возраста. Действительно, «вседозволенность» интернета может сослужить плохую службу в детские годы. Но эта проблема сегодня решаема благодаря множеству программ родительского контроля. Они позволяют ограничивать время пребывания малыша за монитором (компьютер будет работать только в течение установленного вами времени, а также блокируют весь «взрослый» контент — как целые сайты, так и рекламные баннеры.
Польза гаджетов
Гаджеты можно рассматривать не как средство развлечения, а как реальную помощь в развитии ребенка. Существует множество сайтов и учебных приложений, направленных на развитие мелкой моторики, реакции, логики, памяти и других важных навыков. Малышам гораздо больше нравится учиться в игровой форме, и под присмотром родителей такие занятия могут быть очень эффективны. Даже привить любовь к чтению намного проще, если время от времени читать красочные интерактивные книги.
Ребенок школьного возраста вполне может пользовать такими приложениями, как график дел, расписание уроков, ведение дневника и т. д. Это развивает навыки самостоятельности и учит извлекать пользу из гаджетов, а не рассматривать их только как развлечение.
Кроме того, специальные приложения даже помогают заниматься спортом. Вы с легкостью найдете тренировочные видео уроки для ребенка или для всей семьи, где уже будет подобран комплекс упражнений. Их нельзя рассматривать как полноценную замену спортивным секциям, но они прекрасно подходят для проведения утренней гимнастики и разминки в течение дня.
В целом, электронные устройства уже прочно вошли в нашу жизнь, и нет смысла полностью запрещать их использование ребенку. Но надо четко контролировать время, которое малыш будет тратить на интерактивные развлечения, а также извлекать выгоду из детских обучающих программ.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Новопортовский детский сад «Теремок»
Консультация для педагогов
Консультация: «Формирование взаимоотношений между детьми 4-5 лет»
Ноябрь
2019 г.
Моральное развитие детей четвертого года жизни во многом зависит от тех взаимоотношений, которые складываются между ними в группе. В этом возрасте обогащается общение детей между собой, развиваются и усложняются их игры.
Взаимодействия сверстников становятся более разнообразными и содержательными. Вместе с тем они могут стать и источником конфликтов.
По нашим наблюдениям, причин для таких конфликтов несколько. Одна из них состоит в том, что у ребенка, не решившего, чем ему заняться в данный момент, возникает мимолетное желание последовать примеру сверстника. Например, мальчик вышел на прогулку и обнаружил, что дети, которые оделись раньше, уже сидят на самокатах или качаются на качелях. У него появляется желание заняться тем же самым. Но для этого следует как-то заполучить самокат или освободить качели. Повод для конфликта есть. Правда, желания, возникающие в подобных ситуациях, достаточно мимолетны. Поэтому ребенка очень легко переключить на любое другое дело (рисовать мелом на асфальте, делать крепости из песка и т.д.).
Однако причиной конфликта могут стать более обоснованные желания детей. В процессе возведения постройки или игры ребенку действительно может понадобиться какой-то предмет, который в данный момент с полным правом использует его сверстник. Им обоим нужны именно эта машина, именно этот кубик, именно эта посуда....
Безусловно, для приобретения такого количества игрушек, которое может вдруг понадобиться детям, не хватает ни средств, ни помещения. Разумный выход: научить их дружелюбно выходить из таких ситуаций.
Популярный у воспитателей прием «отдай, если вежливо попросят» не стоит рассматривать как единственный и пригодный для всех случаев. Кстати, некоторые дети быстро привыкают использовать этот прием с пользой для себя и в ущерб менее ловким сверстникам.
Помимо таких типичных ситуаций, конфликты возникают и по совсем экзотическим поводам. На окне сидит мишка, «наблюдающий», как дети одеваются и раздеваются. Одна из девочек настойчиво пытается убрать его в шкафчик «Потому что у окна холодно и у мишки мерзнет голова». Другая с не меньшим упорством возвращает его назад: «Это его место, и он должен здесь сидеть».
Наконец, длительное совместное пребывание 15-20 детей порождает необходимость считаться друг с другом во множестве незначительных бытовых ситуаций.
Мы видим два подхода к решению этой серьезной проблемы:
-вместе с детьми найти удовлетворяющий всех выход из конфликта;
-вырабатывать отрицательное отношение к неприемлемым формам поведения.
Приведем примеры первого подхода.
Ребенок принес в детский сад самолет. Все мальчики сразу захотели играть с этим самолетом. Возникла ссора. Воспитатель предложил сделать много самолетов из бумаги, а из кубиков построить большой аэродром. Когда все было готово, началась общая игра, в которой уже не возникало никаких трений.
Дети построили дорогу, которая оказалась такой короткой, что на ней поместилась только часть машин. Возникла ссора: кому ехать? Воспитатель предложил сделать длинную дорогу с несколькими ответвлениями. После этого «водители» мирно и долго ездили по ней.
Мальчик построил гараж для машины. Другой тоже захотел поставить туда машину, но места мало- и гараж рушиться. Возникает ссора. Воспитатель предлагает сделать гараж на две машины. Недавние «враги» строят большой гараж с перегородкой и двумя воротами и спокойно продолжают играть рядом.
Второй подход
заключается в формировании у детей отрицательного отношения к конфликтным формам поведения.
Работа в этом направлении может опираться на следующие психологические особенности дошкольников данного возраста.
-Способность при определенных условиях осознать негативные стороны собственных действий.
-Умение мысленно поставить себя на место другого, чтобы «пережить» ситуацию с его точки зрения.
-Возможность включения соответствующих форм поведения в образ-я ребенка.
Осознание ребенком моральной стороны своих действий.
Необходимость специальной работы в этом направлении вызвана тем, что дети четвертого года жизни в процессе своих действий думают преимущественно о той цели, к которой стремятся, а не о средствах ее достижения. Отнимая игрушку или толкая сверстника, который стоит на пути к маме, ребенок думает об игрушке и о маме, а не о правах и переживаниях другого.
Оценка поведения ребенка, конечно, обозначает для него отношение взрослого, но не затрагивает главного (игрушка была очень нужна, а приход мамы вызвал искреннюю радость) и поэтому крайне редко западает в детскую душу настолько глубоко, чтобы вспомнить о ней при повторении ситуации.
Чтобы помочь ребенку осознать моральную сторону своих действий, мы использовали следующий прием.
Вскоре после негативного поступка (во второй половине дня или на следующий день) воспитатель разыгрывает перед детьми сценку, точно воспроизводящую нежелательные действия ребенка. Участниками события являются не дети, а игрушки (зайцы, мишки, куклы и т.п.). Этот момент принципиально важен. Взаимоотношения игрушечных зайцев непосредственно не задевают детей, и они могут более спокойно и объективно отнестись к их действиям.
Участники конфликта, как правило, узнают ситуацию. При этом они получают возможность снова включиться в нее и увидеть себя «со стороны». Это побуждает ребенка самого внутренне определиться, нравиться он себе в таком виде или нет.
Приведем несколько примеров.
Миша часто ломает постройки других детей, мешает им играть. Воспитатель показывает такую сценку.
«Хороший» заяц строит дом. Построю дом, буду в нем от лисы прятаться. И дождь меня в доме не замочит. Еще поставлю ящик и буду держать в нем морковку. Другие зайцы придут спрятаться от дождя, а я их морковкой угощу. Потом построю.
Появляется «плохой» заяц.
«Плохой» заяц.
Ты что тут делаешь?
«Хороший» заяц. Дом строю, чтобы от дождя прятаться и морковку хранить. - «Плохой» заяц. Я тут прыгать хочу (ломает дом).
«Хороший» заяц (плачет). Я так старался хотел всех друзей в гости позвать. Мог бы рядом попрыгать.
Миша сидит, опустив голову. Дети жалеют «хорошего» зайца. Воспитатель помогает восстановить дом.
Нина играет с новым телефоном. Саша просит дать ему поиграть. Нина грубо отталкивает Сашу и кричит: «Уходи, не дам телефон».
Вечером воспитатель показывает сценку. «Плохой» заяц играет с телефоном. «Хороший» заяц. Дай мне, пожалуйста, немного поиграть с телефоном. «Плохой» заяц (толкает его). Убирайся, не дам!
«Хороший» заяц плачет. Дети предлагают ему свои игрушки, осуждают «плохого» зайца. Нина покраснела, сидела молча. Потом вместе со всеми гладила и жалела «хорошего» зайца.
Настя после сна часто прячет заколки других девочек. Те волнуются и плачут. Воспитатель разыгрывает сценку. «Хороший» заяц нашел в саду яблоко и принес его домой. Положил на видное место и говорит: «Пойду позову друзей, будем есть яблоко, а потом поиграем». Уходит.
«Плохой» заяц прячет яблоко.
«Хороший» заяц возвращается и не находит яблоко, ищет, заглядывает в разные места, плачет. Дети рассказывают ему, что случилось и где спрятано яблоко. Настя сидела молча. Заколки больше не прятала.
Необходимо подчеркнуть: воспитатель сознательно не называет имени ребенка, действия которого имитируют персонажи. Что касается детей, то одни не видели этого поступка или не обратили на него внимания; другие забыли про него; третьи не отождествляют заколки с яблоками. Поэтому ребенок самостоятельно оценивает показанную ситуацию.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Новопортовский детский сад «Теремок»
Консультация для педагогов
«Роль речевого развития в формировании коммуникативных навыков у дошкольников»
Октябрь
2019 год
Каждый человек занимает в обществе определенное место, находится в соответствующих отношениях с окружающими людьми. Через процесс общения у человека появляется возможность понять себя и других людей, оценить их чувства и действия, а это, в свою очередь, позволяет реализовать себя и свои возможности в жизни, занять собственное место в обществе. Следовательно, общение – важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого себя через взаимодействие с другими людьми.
Начиная с самых ранних этапов онтогенеза, общение приобретает личностный характер и предполагает тесное практическое взаимодействие ребенка с взрослым. В младшем возрасте ведущим является эмоциональное общение ребенка со взрослым, затем оно сменяется предметным и, наконец, речевым общением. Чем старше ребенок, тем больше его потребность в общении и в оценке окружающих. У старших детей имеют место социальные мотивы, которые связаны со стремлением к контактам со взрослыми и сверстниками, с мотивами самолюбия и самоутверждения. Присвоенные точки зрения окружающих на себя как источник успеха или неуспеха в деятельности ложатся в основу отношения ребенка к себе, к своей личности, становятся критериями его конкретной ситуации.
Общение играет особую роль в психическом развитии детей. Развитие психики ребенка – это процесс, происходящий путем присвоения им общественно-исторического опыта человечества в контексте реального общения с взрослыми – носителями этого опыта. Т. е., мы, взрослые, передаем общественный опыт детям, и происходит это в процессе общения.
В Толковом словаре русского языка: речь – способность говорить, говорение, разновидность или стиль языка; звучащий язык; разговор, беседа, публичное выступление.
От природы ребенку дана способность говорить, но заговорить он сможет только в человеческом обществе. Речь играет огромную роль в жизни человека и имеет несколько функций:
1. Коммуникативная (от латинского, передача, сообщение). Т. е. речь – основное и универсальное средство общения.
2. Когнитивная, т. е. речь как средство познания окружающего мира.
3. Регулятивная, т. е. речь является одним из регуляторов взаимодействия, взаимоотношения людей между собой.
Таким образом, речь является одним из ведущих средств социализации ребенка. Через общение ребенок познает окружающий мир, без достаточного уровня речевого развития невозможна социальная адаптация ребенка в обществе. Из всего выше сказанного следует, что работа по развитию связной речи имеет очень большое значение для развития коммуникативных способностей детей. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться с партнерами о совместной деятельности, руководить коллективом. И наоборот, неясная речь весьма затрудняет взаимоотношения с окружающими и нередко накладывает тяжелый отпечаток на характер человека.
Виды речи.
1. Внутренняя - то, что мы произносим в мыслях, не проговаривая вслух.
2. Внешняя: диалогическая (разговор двух или нескольких лиц, монологическая (разговор одного лица) .
3. Эгоцентрическая – разговор с самим собой, как с воображаемым партнером. Это может быть и диалог, и монолог.
Основная задача речевого развития ребёнка дошкольного возраста – это овладение нормами и правилами родного языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развитие коммуникативных способностей.
В дошкольной образовательной организации развитие речи осуществляется по следующим направлениям:
1. Обогащение, расширение и активизация словарного запаса.
2. Формирование грамматического строя речи.
3. Развитие звуковой культуры.
4. Развитие связной речи (диалогической, монологической) .
Педагоги в большинстве случаев отмечают недостаточный уровень связности в речи своих воспитанников. Дети по большей части высказываются не по собственному побуждению, а лишь подчиняясь требованию взрослого. Вопросно-ответная форма является самой распространенной.
Для развития коммуникативных способностей у детей необходимо создавать оптимальные условия для подлинной мотивации детской речи и потребности в ней:
- обеспечивается главное условие общения - адресованность речи детей: ребенок обязательно кому-либо адресует вопросы, сообщения, побуждения;
- стимулируется и поддерживается речевая инициатива (речевая активность) каждого ребенка;
- осуществляется целенаправленный отбор содержания для обсуждения, основу которого составляет личный эмоциональный, бытовой, игровой, познавательный и межличностный опыт детей;
- широко используются различные коммуникативные средства: образно-жестовые, мимические, вербальные, интонационные.
Следующее, что чрезвычайно значимо для коммуникативного развития ребенка, это создание речевой среды. Решающую роль здесь можно отвести речи взрослого.
Речь взрослого, как правило, звучит постоянно. Однако это не означает, что ее просто много. Речевую среду должны образовывать высказывания, построенные по принципу синтаксической синонимии. Что это значит? Синонимы – это слова, различные по звучанию, но одинаковые или близкие по лексическому значению. В данном случае имеются в виду предложения-синонимы.
Первоначальные представления о взаимоотношениях людей ребенок получает, наблюдая реальные взаимоотношения окружающих его взрослых. Их поведение, а также их отношение к нему самому, к его поступкам становятся для малыша как бы программой поведения. По образцу, данному взрослым, он строит и свои отношения с людьми, чутко реагируя на любые проявления отношения к нему. Очень важно, чтобы в дошкольном детстве ребенок испытывал максимум положительных эмоций. Положительные состояния – бодрость, радость, чувство защищенности, уверенности в своих силах – благотворно сказываются на жизнедеятельности организма ребенка; отрицательные – состояние уныния, страха, боязнь наказаний – угнетают деятельность сердечно-сосудистой системы и желез внутренней секреции.
Доверие взрослых, их постоянная забота, поддержка способствуют положительному коммуникативному развитию ребенка: он охотно вступает в общение со сверстниками, делится со взрослыми своими радостями и огорчениями.
Предварительный просмотр:
«Рука развивает речь»
Научно установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Движения руки человека формируются в процессе воспитания и обучения как результат ассоциативных связей, возникающих при работе зрительного, слухового и речедвигательного аппарата.
Одним из показателей хорошего физического и нервно – психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, т. е. мелкой моторики рук.
Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, не могут застегивать пуговицы, с трудом собирают детали конструктора. Они отказываются от лепки и аппликации, так как не успевают за другими детьми в группе детского сада. И поэтому возможности освоения мира этими детьми оказываются ограниченными.
Игры с пальчиками способствуют развитию творческой активности, мышления, речи, мелкой моторики. Ведь, чем активнее работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит. Систематические упражнения по тренировке пальцев являются средством стимуляции активности коры головного мозга, что в свою очередь способствует развитию звукопроизношения.
В семье работу по тренировке пальцев рук можно и нужно проводить, начиная с раннего возраста.
«Сорока»
Сорока-белобока кашку варила,
(берем в руки ладошку ребенка и начинаем говорить стихи)
деток кормила. (щекочим ладошку ребенка)
Этому дала, (загибаем мизинчик ребенка)
этому дала, (загибаем безымянный пальчик)
этому дала, (загибаем средний пальчик)
этому дала, (загибаем указательный пальчик)
а этому не дала: (шевелим большой пальчик)
ты дров не носил, печку не топил,
тебе каши не дадим! (можно слегка пощекотать ребенка).
«Кулачок»
Этот пальчик — маленький, (загибаем мизинчик)
Этот пальчик — слабенький, (загибаем безымянный пальчик)
Этот пальчик — длинненький, (загибаем средний пальчик)
Этот пальчик — сильненький, (загибаем указательный пальчик)
Этот пальчик — толстячок, (загибаем большой пальчик)
Ну а вместе — кулачок!
«В гости»
В гости к пальчику большому
(большой пальчик отогнут, остальные сжаты в кулак)
Приходили прямо к дому:
Указательный и средний,
(в соответствии с текстом разгибать поочередно пальцы)
Безымянный и последний.
Сам мизинчик-малышок
Постучался на порог.
Вместе пальчики — друзья,
(сжать пальцы в кулак и разжать их)
Друг без друга им нельзя.
В России известны многие старинные забавы с пальчиками: пестушки, прибаутки, потешки. Игры с пальчиками очень увлекательны. Они просты, эмоциональны и не требуют никаких приспособлений и специальной подготовки. В них можно играть где угодно – на прогулке, на отдыхе, в очереди к врачу, в дальней поездке.
«Дружные пальчики»
Дружно пальцы встали в ряд (показать ладони)
Десять крепеньких ребят (сжать пальцы в кулак)
Эти два – всему указка (показать указательные пальцы)
Все покажут без подсказки.
Пальцы – два середнячка (показать средние пальцы)
Два здоровых бодрячка.
Ну, а эти безымянны (показать безымянные пальцы)
Молчуны, всегда упрямы.
Два мизинца-коротышки (показать мизинцы)
Непоседы и плутишки.
Пальцы главные средь них (показать большие пальцы)
Два больших и удалых (остальные пальцы сжать в кулак)
Пальчиковые игры способствуют развитию творческой активности, мышления, речи, мелкой моторики. Ведь, чем активнее работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит. Систематические упражнения по тренировке пальцев являются средством стимуляции активности коры головного мозга, что в сою очередь способствует развитию звукопроизношения.
Игры с пальчиками – это театр, актер которого всегда с нами.
Игра должна соответствовать психомоторному и физическому уровню развития ребенка. Перед началом игры создайте положительный эмоциональный настрой.
«Дружба»
Дружат в нашей группе (Растирание ладоней)
Девочки и мальчики.
Мы с тобой подружим (Пошевелить всеми пальцами)
Маленькие пальчики. (Ладони вместе)
«Футбол»
Пальчики в футбол играют, (Пошевелить всеми пальцами в воздухе)
Все друг друга обгоняют,
Все бегом, вприпрыжку, вскачь,
Все хотят ударить мяч. (Барабанить поочередно, быстро пальцами по столу)
Каждый забивает гол, (Пальцы поочередно, медленно «забивают» гол)
Хорошо играть в футбол.
Пальчиковые игры – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов общения с близкими ему людьми. Через прикосновение, речевое и эмоциональное воздействие в форме пальчиковой игры Вы можете помочь ребенку активно развивать речь, интеллектуальные способности, а также наладить более тесный контакт с окружающим миром.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»
Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....
Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов
Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...
Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»
Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...
Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».
Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....
Консультация для педагогов. Консультация для педагогов "Учёт свойств темперамента в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками"
Информация для педагогов...
Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов
Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....
Консультация для педагогов: Консультация для педагогов: Поддержка образовательной инициативы семьи
Консультация для педагогов: Поддержка образовательной инициативы семьи...