Система работы по использованию здоровьесберегающих технологий направленных на сохранение здоровья ребенка
методическая разработка
От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. Растить детей здоровыми, сильными, эмоциональными – задача каждого дошкольного учреждения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МБДОУ «ЦРР-д/с №15»
Система работы
по использованию здоровьесберегающих технологий направленных на сохранение здоровья ребенка
Систему разработали:
Воспитатель Твердохлебова Наталья Анатольевна
старший воспитатель Дутченко Ольга Владимировна
Ваше здоровье - есть результат
Любви к самому себе.
От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. Главной целью образовательной политики в сфере дошкольного образования является реализация права каждого ребенка на качественное и доступное образование, обеспечивающее равные стартовые условия для полноценного физического и психического развития детей как основы успешного обучения в школе. Напряженный ритм жизни требует от современного человека целеустремленности, уверенности в своих силах, упорства и конечно же здоровья. Растить детей здоровыми, сильными, эмоциональными – задача каждого дошкольного учреждения.
Ухудшение состояния здоровья детей долгое время рассматривалось как результат неблагоприятного воздействия социально-экономических, экологических и ряда других факторов. Однако, как показывают исследования Института возрастной физиологии РАО, что не менее значимо отрицательное воздействие на здоровье, комплекса педагогических факторов. Я поддерживаю утверждение В.Б. Базарного, что «…здоровье детей» – не только медицинская, но и серьезная «педагогическая категория».
Функция здоровьесбережения – функция командной работы, это целенаправленная, систематическая деятельность всего коллектива образовательного учреждения на длительный период. Каждый член команды должен качественно выполнять свою часть работы для достижения максимального оздоровительного эффекта. Управление в данном контексте подразумевает координацию деятельности всех сотрудников дошкольного учреждения, направленной на исполнение своих функциональных обязанностей с наибольшей эффективностью.
Чтобы забота о здоровье ребенка являлась одним из приоритетов всего педагогического коллектива и проходила на профессиональной основе, необходимо четко продумать взаимодействие всех участников образовательного процесса. Это будет возможно в том случае, если комплексное планирование подчинено здоровьесберегающему аспекту, а действие родителей, воспитателей, узких специалистов, медицинского персонала интегрально .
«Я не боюсь еще и еще раз повторить:
забота о здоровье – важнейший труд воспитателя.
От жизнерадостности, бодрости детей
зависит их духовная жизнь, мировоззрение,
умственное развитие, прочность знаний,
вера в свои силы»
В.А.Сухомлинский
Чтобы стать властелином своего здоровья, надо научиться этому искусству. Учиться управлять своим здоровьем надо с момента рождения. Каждая минута жизни ребенка в детском саду работает на укрепление его здоровья; организация пребывания детей в учреждении очень продумана и насыщена.
Именно в дошкольном детстве в результате целенаправленного педагогического воздействия укрепляется здоровье ребенка, происходит тренировка физиологических функций организма, интенсивно развиваются движения, двигательные навыки и физические качества, необходимые для всестороннего гармоничного развития личности. Поэтому считается, что проблема оздоровления детей не кампания одного дня и деятельность не одного человека, а целенаправленная, систематически спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения на длительный срок.
Разработка системы работы по оздоровлению воспитанников привела коллектив нашего дошкольного учреждения к переосмыслению работы с дошкольниками и родителями в вопросах отношения к здоровью ребенка, необходимости актуализации внимания воспитателей в вооружении родителей основами психолого-педагогических знаний и их просвещении в вопросах здорового образа жизни. Роль педагога дошкольного учреждения состоит в организации педагогической деятельности, сберегающей здоровье ребёнка дошкольного возраста и воспитывающей ценностное отношение к здоровью. В ходе совместной деятельности с детьми педагог, сотрудничая с семьёй, обеспечивает восхождение дошкольника к культуре здоровья.
Для решения одной из насущных проблем современного общества - сохранение и укрепление здоровья детей, поставлены цели - сформировать у дошкольников основы здорового образа жизни, добиваться осознанного выполнения элементарных правил здоровьесбережения. Разработаная система работы, построенная с учетом возрастных, психофизических и психологических особенностей детей дошкольного возраста, опирающаяся на основные принципы психологии и дошкольной педагогики.
Для проведения целенаправленной работы по укреплению здоровья воспитанников поставлены задачи:
1.Внедрение оздоровительно-воспитательной системы, направленной на осуществление комплексного подхода в воспитании здоровой гармонично развитой личности:
- разработка оздоровительно-воспитательной системы, интеграция оздоровительной деятельности в образовательную;
- создание условий для психофизического благополучия детей в дошкольном учреждении и семье;
- формирование у детей привычки думать и заботиться о своем здоровье;
- дифференциация содержания образования и организационных структур с учетом уровня здоровья и развития детей;
- использование здоровьесберегающих технологий при коррекции нарушений в физическом и психическом развитии детей;
- комплексная оценка уровня здоровья воспитанников с учетом вегетативного статуса;
- создание условий для самореализации ребенка в образовательном процессе;
- мониторинг оздоровительного эффекта деятельности дошкольного учреждения;
- усилить взаимодействие дошкольного учреждения и заинтересованных структур по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни воспитанников;
- предоставление возможностей для развития личности ребенка, его нравственных чувств и привычек.
2.Активизация семьи для решения проблем воспитания, обучения, оздоровления:
- сотрудничество и преемственность в вопросах воспитания, обучения, оздоровления;
- содействие семье в адаптационный период;
- привлечение родителей к работе Советов педагогов, медико-педагогических совещаний;
- сотрудничество с семьей по проблеме формирования здорового образа жизни у детей;
- усилить взаимодействие семьи и заинтересованных структур по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни ребенка.
Методологической основой построения системы работы по использованию здоровьесберегающих технологий являются принципы, методы и средства, выражающие специфические закономерности данного направления.
Общеметодические принципы – основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы воспитательно-образовательного процесса в соответствии с общими целями здоровьесберегающих технологий к ним относятся:
- принцип сознательности - нацеливает на формирование у дошкольника понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к своему здоровью;
- принцип активности – предполагает высокую степень инициативы и творчества;
- принцип наглядности - учет особенностей мышления;
- динамичности – интеграция программ в разных видах деятельности;
- систематичности и последовательности – предполагает непрерывность процесса;
- доступности – учитывает индивидуальные особенности возраста детей;
- непрерывности – предполагает чередование нагрузок и отдыха;
- цикличности – предполагает повторяющуюся последовательность;
- комплексного междисциплинарного подхода – учитывает тесную связь между медицинским персоналом и педагогическим коллективом;
- формирования ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих людей;
- связи теории с практикой - приучает применять знания по формированию и укреплению здоровья на практике.
Для достижения целей здоровьесберегающих технологий применяются следующие группы средств:
- средства двигательной направленности (физминутки, движения, минутки покоя, зрительные гимнастики, двигательный режим);
- оздоровительные силы природы (гимнастика на свежем воздухе, витаминизация блюд, ионизация воздуха);
- гигиенические факторы (выполнение норм СанПиНа, личная и общественная гигиена).
В рамках реализации системы оздоровления применяются три группы методов:
Практические:
◊ создание здоровьесберегающей и развивающей среды, обеспечивающей комфортное пребывание ребенка в учреждении; демонстрация разных ситуаций, несущих опасность для здоровья ребенка;
◊ организация режима двигательной активности, обеспечивающего нормальную жизнедеятельность;
◊ проведение закаливающих процедур, оздоровительных гимнастик и массажей;
◊ проведение совместных мероприятий с родителями.
Словесные:
☺ беседы;
☺ чтение художественной литературы;
☺ заучивание стихотворений;
☺ дидактические игры;
☺ подвижные игры;
☺ развлечения;
☺ моделирование ситуаций;
☺ консультации;
☺ наблюдения.
Наглядные:
◘ организация выставок, конкурсов;
◘ сбор фотоматериалов;
◘ рассматривание иллюстраций;
◘ аудиовизуальная техника;
◘ информационные стенды;
◘ театрализованная деятельность;
◘ личный пример взрослых.
Система работы строится на основе модульных блоков.
Первый модульный блок
Организационно-педагогический
№ п/п | Содержание деятельности | Срок исполнения | Ответственный исполнитель | |||
Советы педагогов | ||||||
1. | Организационный Обсуждение утверждённых нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность ДОУ | сентябрь | Заведующий ДОУ | |||
2. | Организационный «Пути оптимизации здоровья дошкольников. Определение групп здоровья, физической нагрузки, утверждение нормативных документов обеспечивающих образовательно-оздоровительный процесс» | Сентябрь | Заведующий, заместитель заведующего по УВР, воспитатели ДОУ, врач, медсестра | |||
. | Промежуточный Результаты реализации системы образовательно-оздоровительной работы в ДОУ | Декабрь | Заведующий, заместитель заведующего по УВР, воспитатели ДОУ, врач, медсестра | |||
Семинары - практикумы | ||||||
1. | «Здоровьесберегающая педагогика как одно из средств в реализации новых технологий в оздоровлении воспитанников» Цели: интеграция педагогической и лечебно-профилактической деятельности для разностороннего развития ребенка; внедрение методов и приемов здоровьесбережения | Октябрь | Заведующий, заместитель заведующего по УВР, воспитатели ДОУ, врач, медсестра | |||
2. | Здоровьесберегающий подход к проблемам комплексного оздоровления | Октябрь | Заведующий, заместитель заведующего по УВР, воспитатели ДОУ, врач, медсестра, педагог-психолог, соц.пед. | |||
3. | Часто болеющие дети кто они? Современный подход к профилактике и лечению респираторных инфекций | Ноябрь | Заведующий, заместитель заведующего по УВР, воспитатели ДОУ, врач, медсестра, педагог-психолог, соц.пед. | |||
4. | Экспресс игра «Оздоровление дошкольников по принципу «Не навреди»!» | Декабрь | Воспитатель ФИЗО, психолог | |||
5. | Рациональная организация режима питания, как одно из средств оздоровления | январь | Врач, медсестра Воспитатель ЗСТ | |||
5. | Музыкальная и изобразительная терапия в лечебной педагогике | Февраль | Муз.рук, воспитатель ИЗО | Июнь | Врач, медсестра | |
Профилактика и коррекция минеральной и витаминной недостаточности у детей и взрослых. | Март | Врач, медсестра | ||||
Интеграция социально-педагогической и медико-психологической реабилитации детей дошкольного возраста | Апрель | Заведующий, заместитель заведующего по УВР, воспитатели ДОУ, врач, медсестра, педагог-психолог, соц.пед. | ||||
Итоговый Результаты реализации системы образовательно-оздоровительной работы в ДОУ | Май | Заведующий, заместитель заведующего по УВР, воспитатели ДОУ, врач, медсестра, педагог-психолог, соц.пед | ||||
Солнце- друг или недруг. | июнь | Врач, медсестра воспитатели | ||||
6. | Психологические сопровождения ребенка в процессе адаптации | Август | Психолог |
Второй модульный блок
Занятия с детьми
Тематическое планирование занятий с детьми строится по блокам:
- «Здоровье – это сила»
- «Человек - венец природы»
- «Чтобы не случилось беды»
- «Привычки и поступки»
- «Советы Доктора Айболита»
- «Культура движения и прикосновения »
- «Основы культуры взаимоотношения полов»
- «Мир как поле чудес»
Беседы и вечера развлечений
Сентябрь
- Музыкально – оздоровительный вечер развлечений «Путешествие в страну знаний»
- Занятия «Знакомство со свойствами лесных грибов и ягод»
- Вечер развлечений: «Тит и Варфоломей путешествие в лесное царство»
4. Кукольный спектакль «Витаминки растут на ветке», «Витаминки растут на грядке»
Октябрь
- Беседа о здоровой пище «Полезные продукты»
- Досуг «Веселые овощи»
- Профилактические мероприятия - «Мы простуды не боимся»
Ноябрь
- Театрализованное представление «Чаепитие друзей»
- Физкультурно – оздоровительная работа с детьми раннего возраста «Топ-хлоп малыши»
Декабрь
- Правила хорошего питания «Польза и вред от сладких продуктов»
- Занятия по ОБЖ «Правила поведения на новогодних праздниках»
Январь
- «Зимушка-зима» - оздоровительные досуги
- «Помни русские обычаи - пей полезный вкусный чай» - праздник чая
Февраль
- КВН – «Витамины и здоровый организм»
2. В гости к бабушке «Травушке» - занятие путешествие
Март
1.«Папа, мама, я – здоровая семья» мероприятие с родителями
1.Кукольный спектакль «Витаминки растут на ветке», «Витаминки растут на грядке» Апрель
Всемирный день здоровья
- Оздоровительный досуг с элементами навыков здорового образа жизни и участием родителей «Все надо спортом заниматься»
- занятия «Свойства организма и уход за ним»
Май
- Веселая АБВГДейка или что мы знаем о ПДД
- «Вкусный праздник»
Июнь – август
Летний оздоровительный период
Третий модульный блок
Взаимодействие с родителями
Сентябрь
- «Гимнастика вдвоем»
- «Активные формы отдыха»
- «Культурно-гигиенические навыки приема пищи в домашних условиях»
- Вечер развлечений: «Тит и Варфоломей путешествие в лесное царство»
Октябрь
- «Витаинно-овощная- фруктовая азбука»
- Досуг «Веселые овощи»
- «Витамины и минералы незаменимые компоненты питания»
- «Чтоб ребенок не болел - сделайте прививку!» - наглядная агитация
Ноябрь
- «Правила поведения за столом, которые следует помнить и выполнять»
- «Питание ЧСБ»
- Профилактика простудных заболеваний «Мы простуды не боимся»
Декабрь
- «Правила организации питания дома»
- «Пища для согрева души и тела»
- «Режим питания»
Январь
- «Психологические аспекты организации питания»
- «Праздник чая»
Февраль
- «Закаливать ребенка можно и продуктами питания»
- «Тренажер мой друг»
- «Формирование ценностного отношения ребенка к здоровью в семье»
Март
- «Если хочешь быть здоров» - практическое занятие
- «Папа, мама, я – здоровая семья»
- «Как быть здоровым душой и телом»
Апрель
Всемирный день здоровья
- «Случайны ли несчастные случаи» о закономерностях бытового травматизма
- «Маленькие предметы не игрушка для детей»
- «АБВГДейка» правила дорожной безопасности
- Проведение оздоровительных досугов с участием родителей «Все надо спортом заниматься»
Май
- «Как правильно использовать летний отдых»
- «Уроки дорожной азбуки»
- «Безопасное поведение дошкольников на улице»
Июнь – август
Летний оздоровительный период
Четвертый модульный блок
Взаимодействие с заинтересованными структурами
№ п/п | Содержание деятельности | Срок исполнения | ответственный |
1. | Взаимодействие с учреждениями культуры | 1-2 раза в квартал | Зам.зав по УВР, администратор театра |
2. | Взаимодействие с общественностью | 1-2 раза в квартал | Зам.зав по УВР, председатель совета микрорайона |
3. | Взаимодействие с правоохранительными органами (инспектора ГБДД, ВДПО) | 1-2 раза в квартал | Зам.зав по УВР, ответственные инспектора |
4. | Взаимодействие с учреждением здравоохранения | Постоянно | Зам.зав по УВР, Медперсонал поликлиники |
Пятый модульный блок
Мониторинг сформированности культуры
здорового и безопасного образа жизни воспитанников
№ п/п | Содержание деятельности | Срок исполнения | Ответственный |
1. | Наличие аналитических данных о формировании ценностей здорового и безопасного образа жизни у воспитанников | Сентябрь Январь Май | Воспитатели |
2. | Отслеживание динамики показателей здоровья воспитанников (общего показателя здоровья, показатель заболеваемости, травматизма, эффективность оздоровления ЧБД) | Ежемесячно | Врач, медсестра |
3. | Подбор и собрание картотеки диагностических материалов | Ежемесячно | Воспитатели Врач, медсестра |
4. | Проведение социологических исследований на предмет удовлетворенности воспитанников, родителей (законных представителей), педагогических работников дошкольного учреждения, комплексностью и системность работы учреждения по сохранению и укреплению здоровья, а так же на предмет наличия благоприятного мнения об образовательном учреждении | Сентябрь май | Педагог-психолог, воспитатели ДОУ |
Оздоровительные мероприятия проводятся не только в соответствии возрастными показателями развития детей, но и с обязательным учетом индивидуальных особенностей состояния здоровья и уровня физического развития каждого ребенка. Во время пребывания детей в детском саду, педагоги систематически и целенаправленно обучают детей методам здоровьесбережения. Уже начиная с младшего возраста, на всех педагогических мероприятиях, воспитатели используют принципы психофизического раскрепощения и оздоровления в воспитательно-образовательной деятельности: располагают учебно-наглядный материал в разных частях группы, который дети находят и используют в своей работе; проводят занятия в режиме смен динамических пауз у стола, у мольберта, используют игровые методы и приемы, которые вызывают положительные эмоции детей, и помогают ребенку в период адаптации или кризиса.
В группе среднего возраста основной упор делается на пик развития познавательных способностей детей – «Они впитывают все как губка», поэтому, знакомя детей с частями тела, педагоги параллельно обучают детей элементам «Игрового массажа» автор А. Уманская, К. Динейки. В продуктивных видах деятельности, педагоги включают пальчиковую гимнастику, т.к. утомляемость детей данного возраста еще очень велика.
В комплексе утренней гимнастики и как часть педагогических мероприятий воспитатели включают комплексы «гимнастики маленьких волшебников» автор Т.В. Нестерюк.
В старшей и подготовительной к школе группе, учитывая длительность, количество педагогических мероприятий, а также повышенную умственную активность детей, педагоги используют упражнения помогающие снять напряжения, выполняют дыхательную гимнастику, элементы массажа (автор А. Уманской, К. Динейки).
Важнейшие целевые индикаторы системы работы по использованию здоровьесберегающих технологий в дошкольном учреждении:
1. Выполнение режима дня с включением в него здоровьесберегающих технологий.
2.Показатели заболеваемости (снижение количества дней пропущенных ребенком по болезни; средней продолжительности болезни одним ребенком при простудных заболеваниях).
3.Активное участие всех участников образовательного процесса в совместной деятельности по здоровьесбережению.
4.Полученные ребенком знания и представления о себе, своем здоровье и физической культуре позволят найти способы укрепления и сохранения здоровья.
5. Приобретенные навыки помогут осознанно выбрать здоровый образ жизни.
6.Полученный опыт позволит избежать несчастных случаев.
Таким образом, спланированная и реализуемая система работы позволит поднять на более высокий уровень образовательный процесс дошкольного учреждения с учетом здоровьесберегающих условий, планомерно и оперативно управлять внедрением комплексной системы оздоровления детей, повысить профессиональный уровень педагогического коллектива. В результате сформировавшейся системы оздоровительной работы в учреждении предполагается не только повышение интереса детей, родителей и педагогов к мероприятиям по привитию навыков здорового образа жизни, но и хорошие стабильные результаты по снижению уровня простудных заболеваний, улучшение показателей физического развития и подготовленности воспитанников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Здоровьесберегающие технологии направленные на сохранение и стимулирование здоровья"»
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НАПРАВЛЕННЫЕ НА СОХРАНЕНИЯ И СТИМУЛМРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЯ «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит ...
Опыт работы "Применение здоровьесберегающих технологий в коррекционно-логопедической работе".
В настоящее время большое внимание стало уделяться здоровью человека, в частности детскому здоровью. Дошкольный возраст является решающим этапом формирования фундамента физичес...
Сообщение из опыта работы. Тема: Здоровьесберегающие технологии в работе инструктора по физической культуре.Виды здоровье сберегающих технологий, используемых в ДОУ.
Сообщение из опыта работы воспитателя. Информация может быть полезна для воспитателей и инструктора по физической культурев ДОУ....
Из опыта работы "Использование здоровьесберегающих технологий в системе коррекции речи дошкольников"
quot;Использование здоровьесберегающих технологий в системе коррекции речи дошкольников"Однм из приоритетных направлений государственной политики стало здоровьесбережение детей. В настоящее врем...
Здоровьесберегающие технологии направленные на развитие психических и физических качеств ребенка в детском саду.
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"13944423","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]...
Тренажерно-информационная система «ТИСа» как здоровьесберегающая технология на занятиях по физической культуре
Актуальной проблемой в настоящее время является сохранение, укрепление здоровья детей как ценности, а также формирование мотивации к физкультурным занятиям.Тренажерно-информационная система «ТИС...