Мастер-класс по написанию психолого-педагогической характеристики на дошкольника
консультация
Для детей в возрасте от 0 до 18 лет осуществляется проведение обследования в Территориальных психолого-медико-педагогических комиссиях с целью своевременного выявления особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении.
При направлении детей на Территориальную МППК составляется психолого-педагогическая характеристика на ребёнка. В характеристике отражаются дефициты ребёнка, возможности ребенка, на которые можно опираться в педагогической работе, а также обобщенные выводы педагога и его пожелания по организации дальнейшего обучения ребенка.
Данный мастер-класс для педагогов поможет привести к единому все требования написания такой характеристики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_napisanie_psihologo-pedag.harakteristiki.docx | 21.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности
по художественно-эстетическому развитию детей № 29 «Сибирячок»
(МБДОУ д/с № 29 «Сибирячок»)
Мастер-класс для педагогов
по составлению психолого-педагогической характеристики
на ребенка-дошкольника на ТПМПК
Подготовила:
педагог-психолог
У.К. Жирнова
- Консультация по содержанию и написанию психолого-педагогической характеристики.
ХАРАКТЕРИСТИКА ОБУЧАЮЩЕГОСЯ
Общие сведения:
- фамилия, имя, отчество ребенка;
- дата рождения ребенка;
- информация о семье:
История обучения ребенка
- обучался ли где-либо до поступления в эту образовательную организацию;
- оставался ли на дублирование группы (в какой);
- причины перевода из другой образовательной организации (в случаях, если ребенок поступил на обучение из другой образовательной организации).
Детализированная информация об условиях и результатах обучения ребенка в образовательной организации:
- группа
- программа обучения образовательная основная/адаптированная (АОП/АООП);
- форма обучения (указывается, если ребенок обучается на дому, дистанционно и др.)
- возраст поступления в образовательную организацию, степень подготовленности; сколько времени находится ребенок в данной образовательной организации;
- особенности адаптации ребенка к данной образовательной организации;
- отношение к детской продуктивной, игровой, познавательной деятельности;
- отношение ребенка к словесной инструкции педагога, реакция на нее;
По областям:
как успевает ребенок, в чем заключаются особенности или трудности усвоения им программы (принимает ли участие в организуемых занятиях, в т.ч. дополнительных; в чем особенности его участия, как ведет себя во время занятий; проявляет ли заинтересованность, стремление выполнить задания; в игровой деятельности – наличие стремления включиться в игру, использование предметов-заместителей; характер действий с игрушками – стереотипные манипуляции, хаотическая смена игрушек или осмысленные и целенаправленные действия, принятие на себя роли, возможность игры с правилами, предлагает ли сам игру и стремится ли быть понятым сверстниками и т.п.). Формулировки должны быть объективны, не использовать субъективные характеристики, такие как «много-мало», «часто-редко», «быстро-медленно». При необходимость деятельность ребенка сравнивается либо со сверстниками, либо с самим собой.
- В области «Познавательное развитие»
- В области «Художественно-эстетическое развитие»
- В области «Физическое развитие» (группа здоровья, общая и мелкая моторная неловкость, двигательная расторможенность, преимущественные недостатки мелкой моторики, какую деятельность затрудняют и т.п.)
- В области «Речевое развитие» (речью не пользуется, речь малопонятна, пользуется речью преимущественно для коммуникации, может отвечать на занятиях, формулировать свои мысли и т.п.)
В завершение характеристики оценивается:
- Уровень общего развития (степень отставания от большинства детей в группе)
- Общая осведомленность ребенка о себе (оценивается в соотнесении с календарным возрастом)
- Игровые навыки.
- Социально-коммуникативные навыки (взаимоотношение обучающегося с коллективом сверстников, особенно в тех случаях, когда ребенок драчлив, агрессивен или, наоборот, чрезмерно пассивен. Отметить, как относятся к нему другие дети)
- Навыки самообслуживания.
- Какие меры коррекции применялись, и их эффективность (дополнительные занятия, щадящий режим и пр.);
- Особенности семейного воспитания (строгое, попустительское, непоследовательное, ребенку уделяется недостаточно внимания),
- Отношение самого ребенка и его семьи к имеющимся проблемам и трудностям (признание своих неудач, отставания либо равнодушное или неадекватное отношение, пр.).
- Краткое заключение и рекомендации.
ПРИМЕР
«Михаил обучается по образовательной программе дошкольного образования. Программу детского сада усваивает на среднем уровне.
Основные проблемы ребёнка связаны с нарушением звокопроизношения, с усвоением программы в речевой области.
При своевременной и систематичной коррекционно-развивающей работе всех участников образовательного процесса (воспитателей, специалистов ДОУ и родителей) данные проблемы могут быть устранены. Родители заинтересованы в своевременной коррекции.»
ОБЩЕЕ
Если это психолого-педагогическая характеристика, то педагог может использовать терминологию узких специалистов (описание не должно противоречить заключениям узких специалистов) и медицинские заключения (только со ссылками на заключения врачей).
В чем вероятная причина недостатков в обучении:
- нет понимания материала,
- понимание есть, но резко нарушено внимание,
- понимание есть только при индивидуальной работе, в группе с другими детьми самостоятельно работать не может,
- понимание есть, но мотивация к обучению отсутствует.
Характеристика обучаемости:
Должно быть указание на то, какие виды помощи использует педагог: объяснение после уроков, подсказку на уроках, прямой показ того, как надо делать. Насколько эффективна помощь:
-недостаточная (эффективность помощи неравномерна, в некоторых видах деятельности или заданиях помощь не дает результата),
- низкая (помощь малоэффективна, ребенок быстро все забывает).
Конкретизировать информацию о соблюдении дисциплины можно с помощью выбора подходящих из следующих формулировок:
-Нарушений дисциплины практически нет.
-Нарушений дисциплины нет, но ребенок не включается в учебное взаимодействие.
-Нарушает дисциплину преимущественно из-за непонимания учебных норм.
-Не может правильно вести себя весь урок, мешает другим детям ненамеренно, поскольку очень активен.
-Специально мешает другим детям.
Для ребенка любого возраста в характеристику включаются сведения о его работоспособности (трудности включения в задание, замедленный темп его выполнения в сравнении с другими детьми, неравномерная или снижающаяся продуктивность деятельности, высокий темп деятельности с недостаточным вниманием к качеству и т.п.) и особых трудностях (дисфункциях), наблюдаемых в учебном процессе (отвлекаемость, утомляемость, невозможность сосредоточиться, недостаток ориентировки на листе бумаги, не различение правой и левой сторон и т.п.).
В Характеристике отражаются возможности ребенка, на которые можно опираться в педагогической работе, а также обобщенные выводы педагога и его пожелания по организации дальнейшего обучения ребенка.
- Проведение мастер-класса по составлению психолого-педагогической характеристики на дошкольника старшего возраста (с нарушением речи) на ТПМПК.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика психолого-педагогического изучения личности старшего дошкольника
Представлена система мониторинга психодиагностических показателей развития личности старшего дошкольника...
Психолого - педагогические основы музыкального развития дошкольников в контексте с ФГТ
Понятие универсальных учебных действий применительно к новым условиям дошкольного образования в области "Музыка"Совместная деятельность педагога и детей с выделением методов и приемов формирования УУД...
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЦЕССА СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ФГТ И ФГОС
Данный материал отражает анализ статей по проблеме преемственности ФГТ и ФГОС, осуществлению психолого-педагогического сопровождения процесса социализации ребенка....
Мастер-класс для педагогов Тема: «Психолого-педагогическая гостиная как способ эффективного взаимодействия участников образовательного процесса»
Мастер-класс для педагогов дошкольного образования....
Рекомендации по написанию психолого-педагогической характеристики на детей дошкольного возраста
Характеристика на ребенка детского сада – это документ, в котором указывается подробная информация о дошкольнике. Педагоги, составляющие ее, должны очень внимательно заполнять каждый пункт. Роди...
Воображение детей дошкольного возраста как психолого-педагогическое явление, характеристика его сущности
В статье раскрывается сущность воображения, особенности развития воображения детей дошкольного возраста...
Семинар – практикум для педагогов: «Написание психолого-педагогической характеристики на ребенка дошкольного возраста на ППК и ТПМПК».
Цель: 1. Повышение психолого-педагогической компетентности педагогов ДОУ в написании психолого-педагогической характеристики на ребёнка дошкольника на ППК и ТПМПК. 2. Тренировка умений и п...