Гендерное воспитание у дошкольников
рабочая программа

Нургалиева Динара Ербулатовна

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОГЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 25 «МАЯЧОК» Г. САРАТОВА, ФРУНЗЕНСКОГО РАЙОНА. УЛ. СВИНЦОВАЯ 10 А

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гендерное воспитание дошкольников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатель:

Нургалиева Д.Е.

 

 

г. Саратов

Ноябрь 2020 г.

Принцип индивидуализации дошкольного образования и принцип приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства предполагает включения гендерного компонента в развитии ребёнка. Гендер – социальный пол человека, формируемый в процессе воспитании личности и включающий себя психологические, социальные и культурные отличия между мужчинами (мальчиками) и женщинами (девочками).

Современные требования индивидуального подхода к формированию личности не могут быть выполнены без учёта специфики гендерной принадлежности, а социализация ребёнка не может осуществиться без формирования гендерной идентичности.

Гендерное воспитание дошкольников можно считать новой отраслью педагогики, которая представляет собой одну из составляющих модернизации содержания образования и воспитания, нацеленных на социализацию личности.

На сегодняшний день существует ряд проблем, которые негативно влияют на развитие гендерного самосознания детей.

Во-первых, социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения.

Во-вторых, в условиях образовательного пространства ДОУ девочки и мальчики воспитываются в одной возрастной группе, живут по единому для всех режиму.

В-третьих, родители, как правило, имеют недостаточно знаний о необходимости применения подходов к воспитанию ребенка с учетом гендерных различий. Не все семьи имеют статус полной семьи, следовательно, ребенок не имеет возможности видеть взаимоотношения родителей, распределений между ними бытовых обязанностей и социальных ролей, что также влияет на формирование у ребенка неправильного гендерного самосознания.

В-четвёртых, имеющиеся исследования позволяют выделить противоречие, суть которого состоит в значимости дифференцированного подхода к воспитанию мальчиков и девочек, стремлении оказать содействия детям в процессе гендерной социализации и отсутствием в педагогической практике гендерных технологий.

В основе педагогического процесса с учётом гендерных особенностей дошкольников лежат личностно-ориентированные технологии, основанные на адекватных возрасту формах организации и видах детской деятельности.

Гендерная технология – это личностно – ориентированное взаимодействие взрослого с ребёнком с учётом гендерного подхода. Таким образом, гендерным технологиям соответствуют все виды детской деятельности и, прежде всего, игра.

Организация гендеронаправленной развивающей предметно-пространственной среды

Среда является одним из основных средств социального развития личности ребёнка, основой для деятельности с учётом гендерных особенностей.

Формирование гендерной идентичности мальчиков и девочек возможно лишь в совместной среде. Одним из важнейших условий формирования гендерной идентичности является создание полифункциональной РППС, окружающей мальчиков и девочек (выделение игровых зон для мальчиков и для девочек).

Принципы организации гендеронаправленной развивающей среды:

• достаточность и полнота материала для игр, в процессе которой девочки воспроизводят модель социального поведения женщины – матери;

• наличие атрибутики и маркеров игрового пространства для игр, в которых для мальчиков представляется возможность проиграть мужскую модель поведения;

• наличие оборудования для взаимодействия мальчиков и девочек.

Образовательная среда в моей группе создана с учётом возрастных возможностей детей, зарождающихся гендерных склонностей. В оформлении помещения группы, использую простейшие маркеры гендерных различий. Содержание игровых и развивающих центров обеспечивает удовлетворение интересов и свободу выбора деятельности для мальчиков и девочек.

В сюжетно-ролевой игре происходит усвоение детьми гендерного поведения. В группе созданы условия для игр мальчиков «Гараж»«Водители»«Изобретатели»«Парковка». Для девочек – «Театр»«Семья»«Поликлиника», «Парикмахерская» со всеми необходимыми атрибутами.

Так же использую все виды и формы образовательной деятельности:

– Комплексно – тематическое планирование: тема «Мальчики и девочки».

– Оформление выставок детской художественной литературы в книжном уголке, ориентированной на девочек и мальчиков.

– Обогащение словаря детей через знакомство с мужскими и женскими профессиями, увлечениями, особенностями внешнего вида мужчин и женщин, с закономерностями родственных связей.

– Ведётся подбор музыкальных номеров (совместно с музыкальным руководителем) для праздников, досугов с учетом гендерной дифференциации. – Осуществляется дифференцированный подход в процессе физического воспитания (совместно с инструктором по физической культуре): девочки и мальчики не изолированы друг от друга, а в процессе специально организованной деятельности развиваются физические качества, которые принято считать сугубо женскими или мужскими.

Методические приёмы для учёта гендерных особенностей дошкольников:

• различия в подборе упражнений только для мальчиков или только для девочек;

• различия в дозировке;

• различия в обучении сложным двигательным движениям (метание на дальность легче даётся мальчикам и наоборот, прыжки на скакалке – девочкам);

• распределение ролей в подвижных играх (мальчики – медведи, а девочки-пчёлки);

 Работа с родителями носит информационно – практический характер. Для полноценного воспитания ребёнка важно, чтобы родители были грамотными в вопросе гендерного воспитания детей. С этой целью проводятся различные формы работы с родителями:

1. Наглядная информация по темам: «Гендерное воспитание в детском саду: что это и для чего?»

2. Консультации, советы, рекомендации по темам: «Семья – главный фактор в становлении гендерной идентичности ребёнка»; «Как воспитывать девочку»«Психологическое развитие мальчиков»; «Рекомендации дидактических игр по гендерному воспитанию».

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание «Основы гендерного воспитания у дошкольников в семье и детском саду».

Презентация для родительского собрания в ДОУ на тему "Гендерное воспитание". Понятия, особенности, организация....

Программа профессионального развития воспитателя по гендерному воспитанию старших дошкольников.

Одной из приорететных целей национальной системы образования является сохранение и поддержка семьи,возрождение и укрепление ценостей и традиций.Для достижения данной цели мною была разработана програм...

Гендерное воспитание младших дошкольников

В дошкольном возрасте основным видом детской деятельности является игра, мы считаем, что именно в сюжетно-ролевой игре происходит усвоение детьми гендерного поведения...

Конспект образовательной деятельности по гендерному воспитанию для дошкольников 2 – 3 лет «Зайчик у мальчиков и девочек»

- Формировать представление ребенка о том, кто он: мальчик или девочка.- Формировать умение правильно называть и показывать части своего тела, познакомить с их названием.- Развивать умение различать ц...

Конспект занятия по гендерному воспитанию старших дошкольников

Вконспекте занятия содержатся игры на развитие гендерных представлений детей...