Программа дополнительного образования по нравственно-патриотическому воспитанию
рабочая программа
Предварительный просмотр:
«СОГЛАСОВАНО»
Заведующий муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад № 9 «Калинка»
г. Назарово Красноярского края ____________________ Пахомова О.М.
«____» ___________________ 2018_____г.
ПРОГРАММА
дополнительного образования детей
старшего дошкольного возраста
по нравственно-патриотическому воспитанию
«Город, в котором я живу»
Составила::
Шерстобитова Т.А. -
воспитатель высшей
квалификационной категории.
г. Назарово
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАМММЫ
1. Введение 3
2.Содержание проблемы нравственно-патриотического воспитания обоснование необходимости ее решения программными методами 5
3. Цель и задачи программы 6
4. Система программных мероприятий 6
5. Механизм реализации программы 8
6. Этапы внедрения программы 10
7. Организация управления программой и контроль за ходом ее реализации 10
8. Механизм сопровождения программы 10
9. Оценка эффективности реализации программы 11
10. Тематическое планирование 12
- Взаимодействие с родителями по нравственно- патриотическому воспитанию детей 26
- Формы и методы работы по нравственно - патриотическому воспитанию детей 27
- Приложение 29
1.Введение
Чем моложе ребенок, тем непосредственнее должно быть его нравственное воспитание, тем больше должно его не учить, а приучать к хорошим чувствам, наклонностям и манерам, основывая все преимущественно на привычке. Любовь к Отечеству должна исходить из любви к человечеству.
Виссарион Григорьевич Белинский.
Патриотизм - любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства - начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе а следовательно, полноценную личность, без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике. /«Концепция патриотического воспитания граждан РФ»/
Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды. Нет сомнения в том, что уже в детском саду в результате целенаправленной воспитательной, систематической работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.
МАДОУ «Детский сад №9 Калинка» г. Назарово работает по программе «Истоки» под редакцией Л. А. Парамоновой
уже несколько лет. Наряду с сохранением и укреплением здоровья детей одной из задач коллектива детского сада является воспитание нравственных качеств маленького человека, а патриотическое воспитание - часть нравственного воспитания. Настоящий патриот должен быть здоров физически и нравственно, т.к. народная мудрость гласит: «В здоровом теле - здоровый дух», вот почему к задаче воспитания здорового образа жизни теснейшим образом примыкает задача патриотического воспитания.
Обоснование актуальности программы
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечеству, наследию, воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Чувство Родина… оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль, в становлении личности патриота.
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомиться с детским садом, своей семьей, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.
Родной город…. Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.
Быть гражданином, патриотом – это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему отечеству, гордости за свою страну, должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.
В основу программы положены принципы:
- «Позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста).
- Дифференцированный подход к каждому ребенку, учет его психологических особенностей, возможностей и интересов.
- Развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
- Сочетание научности и доступности исторического материала.
- Наглядность.
- Рациональное сочетание разных видов деятельности, характерный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок.
- Систематичность и последовательность. Воспитание эффективно, если оно системно.
- Принцип учета региональных условий в пропаганде патриотических идей, означающий пропаганду идей и ценностей не только общероссийского патриотизма, но и местного, характеризующегося любовью к семье, селу, области.
- Принцип от близкого к далекому.
Эти принципы взаимосвязаны и реализуются в единстве.
Каждая из тем повторяется в возрастных группах, изменяются только содержание, объем познавательного материала, сложность и длительность изучения. Это длительное, систематическое и целенаправленное воздействие на ребенка, так как воспитание патриотических чувств не ограничивается временными отрезками, они не могут возникнуть после нескольких, даже очень удачных занятий.
Особенностью Программы является разработка и реализация в работе с детьми образовательных проектов, приуроченных к памятным датам:
• Семейный альбом
• Мой город
• Древо моей семьи
• Жить - Родине служить
• Наши деды надевают ордена
• Сказки из бабушкиного сундука
• С них берем пример (почетные люди города) и др.
- Содержание проблемы патриотического воспитания и обоснование необходимости ее решения программными мероприятиями
Почему возникла необходимость в разработке программы?
В последнее время в нашей жизни произошли сложные, противоречивые события: отошли в сторону хорошо известные праздники, появились новые (День Российского флага, День единства), молодое поколение забывает русскую народную культуру, народные игры, все чаще с «помощью телевидения» в детские души вторгается рекламы пивных банок, нормой жизни становится уклонение от службы в армии, открытие детских домов при живых родителях. Произошла смена кумиров молодежи, в качестве образца предлагаются не вечные истины и доблести, а криминальная, силовая героика. Объективными показателями нравственного неблагополучия в сфере детства являются: проявление табачной, алкогольной, наркотической и других зависимостей, включая все виды «экранной зависимости» - телеманию, виртаманию, интернет-манию. Наблюдается разрыв теплых эмоциональных связей между старшим и подрастающим поколением. На второй план отходят доброта, милосердие, стремление к духовности. А ведь дети- будущий «человеческий капитал», ценный ресурс страны, залог ее будущего развития, в каждой семье под руководством родителей растет будущий гражданин. В молодых семьях вопросы воспитания патриотизма не считаются важными качествами, зачастую вызывают лишь недоумение.
Патриотическое воспитание можно назвать одним из самых сложных направлений по ряду причин.
1. В программах, по которым работает коллектив детского сада определены вопросы по воспитанию в ребенке с первых лет жизни гуманного отношения к окружающему миру, любви к родной природе, семье, дому, селу, Родине. Часто они формулируются одной фразой, не говорится о средствах и методах решения этих задач.
2. Методической литературы по данному вопросу выходит достаточно много, в каждой освещаются лишь отдельные стороны нравственно - патриотического воспитания и нет стройной системы, отражающей полноту данного вопроса. Это объясняется тем, что чувство патриотизма по содержанию многогранно - это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, желание сохранять и приумножать богатства страны, преданность своему отечеству, сохранение культурной самобытности.
3. Особенности дошкольного возраста - эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления, глубина и обостренность первых чувств, отсутствие в полной мере «чувства истории», понимания социальных явлений. Особенностями проявления патриотических чувств у детей дошкольного возраста являются скоротечность и ситуативность. Ребенка может взволновать только что услышанный рассказ о героическом поступке, но затем на эти впечатления накладываются другие, и возникшее первое чувство может угаснуть.
Исходя из этого, важно отобрать содержание и знания, которые бы способствовали:
• Воспитанию у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, селу.
• Формированию бережного отношения к природе.
• Воспитанию уважения к труду
• Развитие интереса к русским традициям
• Расширению представлений о городах и селах России
• Знакомству детей с символами государства
• Развитию чувства ответственности и гордости за достижения страны
• Толерантного отношения к другим народам
Поставив перед собой эту задачу, столкнулись с проблемой - обилие материала для проведения систематической работы. Из массы впечатлений получаемых ребенком, необходимо отобрать наиболее доступные ему.
Актуальность проблемы подтвердились проведенными мониторинговыми исследованиями среди педагогов, родителей и детей.
- Цели и задачи программы.
Цель: Формировать у детей дошкольного возраста патриотические отношения и чувства к своей семье, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края. Воспитание собственного достоинства как представителя своего народа, уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края, толерантного отношения к представителям других национальностей.
Задачи:
- Формирование у дошкольников нравственных качеств личности через ознакомление с родным городом.
- Формирование гражданской позиции и патриотических чувств к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства гордости за свою малую Родину.
- Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, родному дому, земле, где он родился.
- Воспитание любви и уважения к своему народу, его обычаям, традициям.
- Формирование основ экологической культуры, гуманного отношения ко всему живому.
- Формирование художественного вкуса и любви к прекрасному, развитие творческих способностей.
- Воспитание у дошкольников чувств уважения и заботы к Защитникам Отечества.
- Воспитание здорового образа жизни.
- Воспитание чувства уважения к профессиям и труду взрослых.
4. Система программных мероприятий
4.1. Нормативно - правовое обеспечение:
• Закон РФ «Об образовании» от 29 декабря 2014 года № 27, 65-Р.
• Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации.
• Комплексная программа социально – экономического развития муниципального образования г. Назарово 2020г.
4.2. Информационно - методическое обеспечение:
Методическая база педагогического кабинета: теоретическая и методическая литература:
Основные программы:
- примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Истоки» 2013 года, под редакцией Л. А.Парамоновой, А. г Арушановой, А. Н. Давидчук, К. В. Тарасова, Л. Ф. Обухова,
- образовательная программа МАДОУ г. Назарово
Парциальные программы:
- «Я-ты-мы» под редакцией О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина
- «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.
Авторские программы:
- «Математика в ДОУ» В.П. Новикова
- «Математические ступеньки» Е.В. Колесникова
- «Занятия по ознакомлению с окружающим миром» О.В. Дыбина
- «Конструирование из строительного материала» Л.В. Куцакова
- «Театрализованные представления в ДОУ» М.Ю. Картушина
- «Изобразительная деятельность в ДОУ» Т.С. Комарова
- «Дни воинской славы» М.Б. Зацепина
- «Народные праздники в детском саду» М.Б. Зацепина, Т.В. Антонова
- «Дошкольникам о защитниках отечества» под редакцией Л.А. Кондрыкинской
- «Речь и речевое общение»А. Г. Арушанова
- «Три сигнала светофора» Т.Ф. Саулина
- «Занятия по формированию элементарных экологических представлений» О. А. Соломенников
- « Занятия по развитию речи» В. В. Гербова
- «Обучение дошкольников грамоте» Н.В. Дурова
Рабочие тетради:
- «Я считаю до десяти» Е.В. Колесникова
- «Я считаю до двадцати» Е.В. Колесникова
- «Ступеньки грамоты» Н.В. Дурова
4.3. Организационное обеспечение.
Возможны изменения в организации режима занятий.
- проведение комплекса мероприятий по военно- патриотической работе- создание музейных экспозиций, проведение месячников «Защитник Отечества», реализация образовательных проектов: «Семейный альбом», «Защитники Отечества», «Моя малая Родина», «Мой город», «Никто не забыт, ничто не забыто», «Родной край осенью», «Откуда берется хлеб?», «Мой друг - Светофорчик», «Древо моей семьи» и других.
- привлечение ветеранов при подготовке и проведении мероприятий, использование их опыта и духовного потенциала в целях сохранения и преемственности славных боевых и трудовых традиций.
5.Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам.
5–6 лет
- Знать свой домашний адрес, название города, края.
- Иметь представление о символике города, края.
- Знать название близлежащих улиц.
- Иметь представление о жизни и быте жителей города.
- Узнавать на фотографиях достопримечательности города, уметь рассказывать о них.
- Знать профессии своих родителей.
- Знать правила поведения в природе.
- Уметь рассказывать о неразрывной связи человека с природой, значимости окружающей среды для здорового образа жизни людей.
- Различать некоторые рода войск.
6–7 лет
- Краткие сведения об истории города.
- Знать дату своего рождения, свое отчество, домашний адрес, номер телефона; имена и отчества родителей; адрес детского сада.
- Знать герб, флаг Российской Федерации ,Красноярского края.
- Иметь представление о Президенте, Правительстве России; о войнах-защитниках Отечества, о ветеранах ВОВ.
- Иметь представление о родном крае; о людях разных национальностей, их обычаях, о традициях, фольклоре, труде и т.д.; о Земле, о людях разных рас, живущих на нашей земле; о труде взрослых, их деловых и личностных качеств, творчестве, государственных праздниках, школе, библиотеке и т.д.
- Стихи, произведения искусства местных поэтов и художников.
- Правила безопасности поведения в природе и на улице города.
- Иметь элементарные представления об охране природы, о заповедниках Красноярского края.
- Понимать сопричастность к социальной и окружающей среде, осознавать себя полноправным членом общества.
6. Этапы внедрения программы
- Сбор информации.
- Разработка и внедрение программы.
- Разработка и реализация плана программы.
- Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.
- Реализация планов обеспечивающих выполнение программного материала.
- Регулирование выполнения программы.
- Текущий мониторинг выполнения программы.
- Итоговый анализ реализации программы, итоговый мониторинг.
7. Организация управления программой и контроль за ходом ее реализации.
- Организацию и координацию деятельности по реализации программы осуществляет заведующий ДОУ и старший воспитатель, согласно плану работы
- Контроль за проведением плановых мероприятий
- Отчет о реализации программы на педсовете
- Корректировка содержания планов.
8. Механизм сопровождения программы
1. Планирование и подготовка
- Изучение методической литературы.
- План работы на год.
- Комплектование творческой группы.
- Составление разделов плана творческой группой (по годам).
- Обсуждение проектов каждого плана.
- Утверждение плана.
2. Методическое сопровождение
- Организация и проведение семинара по изучению программы.
- Консультации.
- Самообразование.
3. Использование результатов работы
- Подготовка и проведение методических мероприятий (открытых просмотров).
- Оформление результатов работы.
- Написание творческих работ, проектов.
4. Мероприятия поддержки
- Разработка и проведение комплексных занятий, совместных праздников.
- Взаимодействие с семьей.
- Сотрудничество с городской библиотекой.
- Сотрудничество с военным Комиссариатом.
- Сотрудничество с КДЦ, краеведческим музеем
5. Итоговый анализ
- Изучение результатов диагностирования развития детей (текущий мониторинг).
- Диагностирование развития детей (промежуточный мониторинг).
- Оформление результатов работы.
- Совместная выработка рекомендаций по совершенствованию педагогического процесса в рамках программы.
- Оценка эффективности реализации программы
- положительное отношение к родному краю;
- улучшение взаимопонимания между детьми, родителями, бабушками, дедушками (укрепление внутрисемейных связей);
- уважение к символике страны, гордости за принадлежность к своей стране и ее народу;
- проведение конкурсов по патриотической тематике;
- готовность и стремление к выполнению своего гражданского и патриотического долга;
- повышение компетентности педагогов по патриотическому воспитанию дошкольников.
- Тематическое планирование
Старшая группа (5–6 лет)
Месяц | Содержание темы | Цели и задачи | Методы | Мероприятия и взаимодействия с семьей |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Сентябрь | Месяц посвящён Дню знаний. Тематическое занятие «Здравствуй, детский сад». | Формировать чувство гордости, уважение к сотрудникам детского сада к их воспитанникам. | Тематическая выставка «Летний отдых». Рассказы детей «Где я был в городе». | Совместная деятельность с родителями – составление альбома «Отдыхаем всей семьей» (подбор фотографий). Рисование с натуры «Осенний пейзаж у реки». |
Октябрь | Тематические занятия «В каждой крошке хлеба - труд», «Откуда хлеб пришёл». | Развивать познавательный интерес; формировать представления о злаковых культурах; воспитывать уважение к труду хлеборобов; учить различать семена пшеницы, овса, ржи, сравнивать, анализировать; рассказать, какой длинный путь проходит зёрнышко к караваю. | Рисование «Здравствуй колосок». Лепка «Каравай» (из солёного теста). Конкурс «Кто больше знает стихов и пословиц о хлебе?». Аппликация «Колобок». Хороводные – обрядовые прибаутки: «Бай, качи!», «Нива золотая», «Расти, рожь!». Проект «Откуда хлеб пришел?». | Конкурс на лучшие хлебобулочные изделие. «Хлеб – всему голова». Акция к дню Пожилых людей – «Открытка для бабули». |
Ноябрь | Тематическое занятие. В Государственный праздник России - «День народного единства». Экскурсия в музей | Знакомить с историей Родины; о том, что народ с благодарностью чтит память защитников Отечества. Воспитывать интерес к истории своей страны на примере исторических событий. Воспитывать интерес к героическому прошлому нашего города. | Беседа у стенда в групповой комнате «Символы России». Рассматривание герба, флага России, герба Красноярского края, г. Назарово. Рисование: флаг, герб. Чтение сказки «Крупени-ченька» в об. Б. Шергина, дидактическая игра «Пой-май-назови», чтение рас-сказов, поговорок и пословиц о Родине. Беседы у карт Красноярского края. | Изготовление совместного с родителями «Герб малой Родины» Выставка работ в уголке символики. Экскурсия в городскую библиотеку. использованием слайдов. «Достопримечательности города» |
Декабрь | Комплексное занятие «Моя семья»; «Моя родословная», «Семейный альбом» | Знакомить с понятием «семья», воспитывать уважение и любовь к старшему поколению своей семьи. Вызвать интерес к истории своей семьи (родословной). | Индивидуальные беседы с детьми об их членах семьи. «Копилка» семейных фотографий. Выпустить стен газету «Как мы встречаем Новый год». Рисование «Моя семья». Пальчиковая гимнастика «Семья». Игра «Встаньте все те, у кого есть старший брат» и т.д. Изготовление новогодних открыток для членов семьи. | Рекомендации родителям по составлению генеалогического древа с использованием фотографий из семейного архива. Приду-мать и изготовить герб своей семьи. Защита семейных гербов. Зимние старты. Принять участие в конкурсе из бросового ма-териала «Ёлочка нашей семьи». Фоторепортаж «Зима в нашем городе». |
Январь | Зимние народные праздники. «»Зимние святки», «Коляда», | Дать детям представления о народных зимних праздниках. Познакомиться с понятием Сочельник и содержанием праздника Рождество, его значением. Познакомить детей с обрядом колядования. Рассказать, как весело проводили раньше время между Рождеством и Крещением, называемое Святками. | Чтение В. Бианки «Январь», Н. Саконская «Зимний праздник», Б. Пастернак «Рождественская звезда». Беседы по картинам А. Кившенко «Колядки», П. Каверзиев «Ряженый», «Катание на ледянках с горы. Слушание из альбома П. Чайковского «Времена года» русская народная пляска», «Ах, вы, сени!», изготовление масок для обряда колядования. Рисование, аппликация по замыслу. «Что больше всего запомнилось из зимних народных праздников». | «Колядки» - развлечение на участке детского сада и в группе. Знакомить родителей с обрядами гадания, колядования, крещения. Научить, как в домашних условиях создать сказачно -праздничную атмосферу. Приобщать родителей к совместному с детьми празднованию зимних народных праздников. |
Февраль | Тематическое занятие «Есть такая профессия – защищать родину. День защитника Отечества» | Познакомить детей с военными профессиями. Выбирая профессию военного, солдаты принимают на себя высокую и почетную обязанность защищать честь и свободу Родины. Воспитывать любовь и уважение к защитникам Отечества. Познакомить детей с последним зимним праздником Масленица – одним из самых веселых, шумных, озорных народных праздников. Он посвящён Солнцу и завершает зимний период праздников. Разучивание весенних закличек к празднику Масленицы! | Чтение сказки «Каша из топора», «Богатыри земли русской». Пословицы и поговорки о защите Родины и её защитниках. Слушание и разучивание музыкальных произведений: «Сегодня салют» М. Протасова, В. Степанова «Ты не бойся, мама» сл. Е. Шкловского. Разучивание элементов танца «Яблочко», пение «Морской капитан» сл. Андреева, муз. Протасова. Рисование «Пограничник с собакой». Лепка «Животные на службе в Армии». Рассматривание иллюстраций в книжном уголке В. Суриков «Взятие снежного городка», А. Рябушкин «Катание на колесе на Масленицу». Слушание П. Чайковский «Февраль, Масленица» из цикла Времена года. Заучивание народных песен «Ай да масленица», «Ой, блины, блины, блины! Вы блиночки, мои!». Рисование по замыслу. Подвижные игры «Сбей колпак со снежной бабы», «Терем»,. Аппликация «Блин масленый». Экскурсия в военный Комиссариат | Выпуск стенгазеты «Мой» родной, хороший папа!» «Мой замечательный дед». Изготовление способом оригами – конкурс на лучшую «Пилотку». Рассматривание альбомов о службе армейской. Праздник «23 февраля» Приобщать родителей к совместному с детьми празднованию Масленицы. Познакомить с масленичными традициями и обрядами. Создание праздничного инвентаря, совместная с детьми уборка дома. Познакомить с различными рецептами приготовления блинов. Конкурс «Чей блин лучше?». Развлечение вместе с родителями «Широкая масленица». |
Март | Тематические дни и недели, посвящённые мамам, бабушкам. Занятие «Наши славные женщины» (с использованием фотографий из семейного альбома). «Мамы разные нужны», «Дорогая бабушка». Народный праздник «Сороки». | Воспитывать уважение к труду мам – как на производстве, так и дома. Домашняя работа – очень трудная, нелёгкая, поэтому все дети должны помогать своим мамам. Любить и жалеть свою бабушку. Познакомить детей с народным праздниками в весенней период жизни русского народа. | Рассматривание фотоиллюстраций, изображающие труд женщин, дети называют названия профессий. Поздравительные открытки к дню 8 марта, книги о маме – выставка в книжном уголке. Рисование «Портрет мамы». Коллективная аппликация «Корзина с подснежниками». Лепка (техника «налепа») «Цветы для бабушки». Трудовая деятельность «Печём печенье для мамы» Слушание «Весна», Март. Песня жаворонка П. Чайковский из цикла «Времена года». Чтение В. Жуковский «Жаворонок», В. Бианки «Молодая ворона», А. Пушкин «Птичка». Создание коллективной работы птиц, выполненных в технике оригами. Лепка из солёного теста жаворонков с дальнейшим их расписыванием в стиле гжели, хохломы. Выставка работ. | Фоторепортаж в приёмной детского сада «Наши любимые» (мамы, бабушки воспитанников). Конкурс из бросового и природного материала «Необычные цветы». Праздник ко дню 8 марта. Изготовление совместно с родителями способом оригами «Жаворонка». Выставка работ в приёмной детского сада. Познакомить родителей с техникой выпечки «Жаворонка» из сдобного, песочного теста. У кого красивее и вкуснее! Конкурс, оценивает независимое жюри. |
Апрель | Комплексное занятие «Апрель,-снегогон», «Весенний день год кормит», «Благовещение», «Вербное воскресенье», «Праздник Пасхи». | Познакомить с весенним аграрным периодом жизни русского народа. Дать представления о весенних православных праздниках Благовещение, Вербное воскресенье, Пасха. Приобщать детей к традиции изготовления «писанок». (роспись пасхальных яиц). Познакомить детей с традициями и обрядами, проходящими на Вербное воскресенье. | Чтение детям Ф. Тютчев «Весенние воды», А. Пушкин «Гонимы вешними лучами», сказка «Снегурочка». Рассматривание иллюстраций А. Венецианов «На пашне», «Весна» А. Саврасов «Грачи прилетели». Слушание П. Чайковского «Апрель. Подснежник». Рисование (нетрадиционная техника) «Подснежник». Изображение солнца и солнечных лучей на стекле. Рисование с натуры веточек вербы, изготовление корзиночек, подставок для пасхальных яиц. Роспись пасхальных яиц. Оформление интерьера групповой комнаты к празднику Пасхи. Аппликация из бросового материала «Веточка вербы». Народные игры «Золотые ворота», «Вербохлёст», «Карусель», «Разучивание закличек», «Солнышко», «Ау, ау, аукаешь!», хоровод «Заплетайся, плетень» | Знакомить родителей с народным праздничным этикетом с содержанием весенних православных праздников – Благовещение, Вербное воскресенье, Пасха. Приобщать к освоению ритуальных действий во время празднования, обряд христосования. Познакомить с народной кулинарией: выпекание из теста пасхального кулича; приготовление пасхи, с технологией украшения яиц, украшением пасхального стола. Повторять с детьми дома стихи, заклички, музыкальные произведения, весенние хороволные игры. Изготовление вместе с детьми бумажных цветов для украшения пасхального кулича. Всей семьёй принять участие в конкурсе «Ваза для веточек вербы» из бросового и природного материала. |
Май | Неделя, посвящённая празднованию Дня победы. Экскурсия к памятнику односельчанам погибшим в годы ВОВ. Возложение цветов к подножию мемориала. Экскурсия в городской музей. Рассказ – беседа о Дне Победы с руководителем музея Якименко Н.Л. | Закреплять знания боевых традиций нашего народа, воспитывать уважение к ветеранам ВОВ, уважение и сострадание к труженикам тыла. | Досуг, посвящённый Дню Победы. В книжном уголке оформить тематическую выставку «Дети войны». Организовать просмотр документального фильма «О ВОВ». Слушание песен военно-патриотической «Священная война», «Три танкиста», «Катюша», «День Победы». Беседа по картине Ю. Непринцева «Отдых после боя». . Аппликация «Салют в честь праздника Победы», лепка из пластилина «Танк - герой» (способом налепа). Изготовление способом оригами «Треугольник» (письмо с фронта). Заучивание стихов о войне, о Празднике Победы. Изготовление из строительного материала «Стела вечному огню» . Подвижная игра «Снайперы». | Рекомендации по посещению памятных мест в городе . Принять участие в проведении досуга к празднику Победы. Подготовить музыкальный номер о семьи на военную тему «На солнечной поляночке». Подготовить Арише рассказ вместе с родителями о своём прадедушке «никто не забыт, ничто не забыто». «Расскажи нам о своём отце» с использованием видео-слайдов. |
Июнь | Досуг «Семик – девичий праздник». «Праздник русской берёзки». | Познакомить детей с обрядом и атрибутами украшения летней березки. Способствовать возрождению традиций празднования девичьего праздника. | Чтение детям «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», М. Булатова «Василиса Прекрасная», М. Пришвин «Золотой луг». Рассматривание картины и иллюстраций А. Куинджи «Полдень», Г. Мясоедов «Косцы», А. Самохвалов «Сенокос», И. Шишкин «Пасека в лесу». Слушание и пение «Июнь», «Баркарола» П. Чайковский из цикла «Времена года», «Заплетайся плетень» Е. Тимечева «Березка», «А я по лугу», «Со вьюном я хожу», хороводы – «Капуста», «Заинька». Заучивание стихотворений: Е. Серова «Незабудки», З. Александрова «Дождик», И. Токмакова «Яблонька», «Ели». Игры забавы «Баба Яга», «Заря-заряница». Новые слова оберег, Берегиня, амулет, талисман. Изготовление атрибутов для украшения березки гирлянды, фонарики, бантики, цветы. Рисовние праздничной березки, коллективная работа на тему «Лето», создание аппликации способом оригами «Земляничка». Изготовление различных оберегов из бересты. | Рассказать родителям о малоизвестных народных праздниках – Семик, «Троица». Дать рекомендации по использованию полученных знаний. Порекомендовать брать книги в городской библиотеке о летних обрядовых праздниках. Принять активное участие в проведении праздника русской березки и досуга «Семик».
|
Июль | Обрядовый праздник «Иван Купала». Чтение детям «Про цвет папоротника, который клады показывает». Просмотр мультфильмов «Аленький цветочек» | Дать представления об особенностях старинных купальских обрядов, из значении. Способствовать возрождению традиций летних обрядовых праздников. | Слушание П. Чайковского «Июль». «Песнь косоря» из цикла «Времена года». Вивальди «Лето», С. Прокофьев «Дождь и радуга». Чтение Л. Толстой «Какая бывает роса на траве», К. Ушинский «Утренние лучи». Беседы по картинам русских художников П. Селезнёв «Праздник Ивана Купалы на Украине», И. Мвестан «Сумерки. Стога», «Тишина». Разучивание песен к хороводам и инсценировкам «Земелюшка-чернозём», «Во поле берёза стояла». Парный танец «Пойду ль, выйду ль я». Заучивание наизусть И. Токмакова «Рябина», «Ива», «Сосны». Л. Квитко «Ручеёк». Создание коллективной работы на тему «Сказочный цветок папоротника» (коллаж). Изготовление декоративного пано «Солнечный день» (аппликация, оригами). Игры «Гуси-лебеди», игры-прятки, игры-ловишки на летней площадке. | Порекомендовать пересказ литературных текстов, рекомендованных для детского чтения о народных традициях . Викторина «Ушки на макушке» на знание русских народных сказок. |
Август | Экологические беседы о народных традициях поведения в природе, о взаимоотношении человека и естественной природ. «Ильин день», «Медовый спас, яблочный, ореховый». | Познакомить детей с обрядами православной культуры на Ильин день. Формировать у детей бережное отношение к природе на основе сохранения русских народных традиций общения с природой. | Слушание «Времена года» П. Чайковского «Август. Жатва», А. Гречанинов «В поле», П. Булахов «Колокольчики мои, цветики степные». Беседы по картинам А. Куиджи «Туман», Н. Дубовский «После грозы». Фольклор – «Я на горку шла». Чтение рассказов Л. Толстого «Девочка и грибы», Г. Скребицкий «Четыре времени года. Игры «Салки и пятнашки», «У медведя во бору». Изготовление бус из гороха, атрибутов к народным праздникам. Изготовление панно (коллаж) «Травы», аппликация , «Рыбки», лепка способом налепа «Яблочко». | Порекомендовать художественные произведения, связанные с летними обрядовыми праздниками, рассматривать иллюстрации; вести беседы о прочитанном; выяснять, что понравилось, а что нет. Интересоваться у старшего поколения вашей семьи, какие народные праздники были популярными в их годы. Какие семейные традиции сохранились до сих пор. |
Подготовительная группа (6–7 лет)
Месяц | I неделя | II неделя | III неделя | IV неделя |
Сентябрь | Конкурс рисунков «Родные просторы» | Родные просторы (знакомство с г. Назарово местоположением на карте). | «Край, в котором мы живем». | Проект «Наш город». |
Октябрь | «Как можно стать юным экологом». | Посещение городской библиотеки «Как все начиналось?» | Оформление подборки из домашних фотоальбомов «История моего села». | Экскурсия по близлежащим улицам Г. Назарово. Рассказ воспитателя о происхождении названия улицы имени Борисенко. |
Ноябрь | Проект (комплексное занятие) «Герб нашего города» (изобразительная и музыкальная деятельность). | Беседа «Лес – многоэтажный дом», знакомство с профессией лесника, егеря. | «Кладовая Г. Назарова» (полезное ископаемое - уголь). | Спортивный досуг, посвященный Дню матери. |
Декабрь | Беседа «Важные даты города». | Экскурсия в городской музей (преемственность). | Изготовление плакатов на тему «Сохраним красавицу елку». | Творческая гостиная для детей и родителей «Культура коренных народов». |
Январь | Спортивное развлечение «Достань пакет», «Ориентировка по карте». | Чтение З. Александрова «Дозор». А. Нехода «Летчики». | Экскурсия к перекрестку на улице 30 ЛЕТ ВЛКСМ | Сбор информации об участниках войны – жителях нашего города, |
Февраль | Природоохраня-емая акция «Помогите птицам зимой». | Оформление альбома «Наши выпускники». | Операция «Радость» изготовление подарков и вручение ветерану ВОВ. | Праздник– День Защитника Отечества. |
Март | Праздник «Наши мамы». | «Все профессии нужны, все профессии важны». | Беседа с использованием эксперимента «Край суровый и ласковый» (климатические особенности). | Рассказ педагога о Герое Советского Союза: |
Апрель | Досуг «Зеленая служба Айболита» (к всероссийскому дню здоровья). | «Чем богат наш край» – экскурсия в краеведческий музей. | Проект (рисование) «Язык орнаментов». | Беседа - акция «Спасти и сохранить». |
Май | Экскурсия к «Стеле памяти» посвященной ВОВ. | Рассказ педагога о заповедных местах г. Назарово | Викторина «Конкурс знатоков родного района». | «Я и мой город» с использованием поэтических произведений искусства, местных поэтов, художников. |
Июнь | День взаимопомощи «Зеленая улица» (озеленение территории детского сада). | Беседа «Красная книга Макаровского округа». | Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по городу». | Игра – фестиваль «Загадки Лешего». |
Июль | Тренировочное упражнение «Учимся радоваться природе». | Досуг «Зарница». | Беседа «Зачем людям нужна вода?» Реализация проекта «Откуда пришла к нам вода?» | Составление творческих альбомов по рассказам детей «Мой город». |
Август | Государственная символика, символика Красноярского края | Праздник, посвященный Дню флага РФ (традиции, игры, обряды). | Досуг «Наши друзья деревья». Операция «Радость» – изготовление подарков для участников войны в мирное время. | Встреча с участниками Чеченской и Афганской войны (подарки, благодарственные письма). |
- Взаимодействие с родителями по патриотическому воспитанию детей
Особую значимость при решении задач патриотического воспитания имеет тесный контакт с семьей воспитанников.
Помощь родителей или совместная деятельность вызывает у детей чувство гордости, способствует развитию эмоций ребенка, его социальной восприимчивости. В процессе общения с родителями и другими членами семьи ребенок, подражая им, усваивает нормы, правила и формы социального поведения.
Взаимодействие с родителями
%№ п/п | Мероприятия | Сроки выполнения | Ответственные |
1 | Проведение родительского всеобуча. | По плану ДОУ | Заведующая |
2 | Выставка цветов и композиций посвященных Дню города. | Сентябрь | Воспитатели, родители, |
3 | Клуб выходного дня для родителей «Загадки осени» (конкурс-выставка собранного урожая нашего края). | Октябрь | Воспитатели |
4 | Конкурс рисунков «Моя мама лучше всех». | Ноябрь | Воспитатели, родители, |
5 | Круглый стол, посвященный Дню матери. | Ноябрь | Воспитатели |
6 | День открытых дверей «Воспитание нравственно – патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста». | Декабрь | Заведующая, воспитатели |
7 | Оформление стенда «Древо своей семьи». | Январь | Родители, воспитатели |
8 | Конкурс плакатов «Защитники Отечества». | Февраль | Воспитатели, родители, методист |
9 | Досуг «Мой – папа». | Февраль | Воспитатели, родители |
10 | Проект «Мама, папа, я – спортивная семья». | По плану ДОУ | Воспитатели, родители |
11 | Организация совместных занятий детей и родителей. | Апрель | |
12 | Изготовление подарков для ветеранов ВОВ. Проект «Дети ветеранам». | Апрель | Родители, воспитатели |
13 | День взаимопомощи: «Зеленая улица» (озеленение территории детского сада). Проект «Зеленая улица». | Июнь | Родители, воспитатели |
Июль | Родители, воспитатели, | ||
14 | Участие в празднике посвящённому Дню государственного флага РФ. | Август | Родители, воспитатели |
12. Формы и методы работы по патриотическому воспитанию детей
Работа по патриотическому воспитанию проводится с применением разнообразных форм и методов.
1. Познавательные занятия
- Занятия, посвященные изучению государственных символов России (история возникновения г. Назарово, Красноярского края, их символика).
- Занятия о происхождении города, географическом расположении, климате и т.д.
- «Наш город» и т.д.
2. Традиции
- Знакомство детей с культурой, языком, традициями, обрядами русского народа укрепляет связь между поколениями, развивает чувство принадлежности и уважения к русскому народу, истории г. Назарово. Для этого проводятся:
- Обрядовые праздники: «Рождественские колядки», «Масленица», «Посиделки»; они объединяют всех участников, вызывают радостные волнения, эмоциональный подъем, дают возможность полнее проявить свою фантазию, изобретательность, творчество;
- Экскурсии в краеведческий музей г. Назарово;
- Тематические досуги «Моя семья», «Мой папа».
3. Природа и экология
Одно из слагаемых патриотизма – воспитание любви к родной природе на прогулках и экскурсиях. Постепенно у детей формируются представления о родном городе, природа становится ближе и понятнее, дети стараются что-то сделать для нее, испытывают чувство ответственности перед ней.
4. Героическое прошлое
Важно донести до детей мысль: спустя много лет люди помнят о событиях грозных лет войны, чтят память погибших, окружают вниманием и любовью людей защищавших нашу Родину.
Это такие мероприятия как:
- Ежегодный месячник военно-патриотического воспитания, во время которого организуются:
- Конкурс плакатов и рисунков «Защитники Отечества».
- Занятия «Дети – герои», «Герои войны – наши земляки».
- «Занятия мужества», на которых дети обращаются к славным подвигам российского солдата, проявившего беспримерное мужество в суровое для страны время.
- «Неделя памяти» включающая:
- оформление поздравительных открыток и подарков для ветеранов войны.
- Занятия, беседы.
- Утренник «День Победы» с приглашением ветеранов войны.
- Экскурсия к «Стеле памяти» посвященной участникам Великой Отечественной Войны.
Патриотическое воспитание осуществляется во всех направлениях работы с детьми: в ознакомлении с окружающим и с художественной литературой, развития речи, музыке, изобразительном искусстве.
Также проводится большая работа по изучению уровня знаний, умений и навыков познавательного, социально-нравственного развития воспитанников. Диагностическое обследование (начало, конец учебного года).
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «СЕМЕЙНЫЙ АЛЬБОМ»
Цель: Укрепление связи поколений в семье, уважения к представителям старшего поколения.
Задачи:
- Развивать интерес к своим близким, друзьям.
- Формировать познавательный интерес к представителям старшего поколения.
- Воспитывать уважение и почитание людей старшего поколения.
- Обратить внимание на внешние признаки сходства и различия детей, содействовать половой идентификации.
Темы:
1. Выставка фотографий детей всей группы - «какие мы»
Рассматривание фотографий с каждым ребенком в отдельности и с подгруппой детей. Узнавание себя и других на фотографиях. Рассказ воспитателя о каждом ласковым и доброжелательным тоном. Дети делятся на мальчиков и девочек. Они во многом похожи: любят играть, слушать интересные истории, петь, танцевать, любят своих родителей, ходят в детский сад. Вместе с тем они отличаются друг от друга: у них разная одежда, разные прически, разные игрушки. Девочки слабее мальчиков- им нужно во всем помогать, уступать место, пропускать вперед.
2. «Мы - разные»
Описание внешнего вида детей: рост, цвет волос, глаз… Определение настроения по выражению лица, если лицо веселое - настроение хорошее, если лицо грустное - настроение- плохое, настроение можно определить по положению губ, бровей. Если брови сдвинуты, уголки губ опущены - настроение плохое. Если брови расправлены, уголки губ приподняты - хорошее. Того, у кого плохое настроение, нужно пожалеть, погладить, сказать ласковые слова.
Когда дети вырастут, мальчики станут мужчинами, девочки - женщинами. Быть настоящими мужчинами и женщинами непросто, готовиться к этому нужно с детства.
Что означают наши имена?
3. Мой младший/старший брат, сестра.
Рассматривание фотографий, внешние сходства и различия детей, их братьев и сестер. Рассказы детей о своем отношении к младшим.
4. Моя семья.
Рассматривание фотографий. Беседа о взаимоотношениях в семье. У каждого человека есть семья: папа, мама, Брат, сестра. Папа и дедушка - мужчины, брат - мальчик; они носят мужские имена. Мама и бабушка женщины, сестра - девочка; они носят женские имена. В семье все заботятся друг о друге, друг другу помогают. Составление генеологического древа. Чтобы в семье все было хорошо, члены семьи выполняют обязательные правила: желают доброго утра и спокойной ночи, приятных снов, просят прощения за предоставленные неудобства, благодарят за заботу. Семья состоит не только из тех, кто живет в одном доме (квартире), тети, дяди, дедушки, бабушки могут жить в других домах и даже городах.
5.Мои друзья.
Составление детьми рассказов о своих друзьях.
6.Наш детский сад.
История детского сада в фотографиях.
Все взрослые работают. Чтобы дети не оставались дома одни, их приводят в детский сад, где много разных людей: детей и взрослых. Всем им хорошо, когда они заботятся друг о друге, приветливо здороваются, прощаются, благодарят за оказанную услугу, замечают плохое настроение других. В детском саду есть добрые, умные, заботливые люди - воспитатели. Они знают много интересного, могут научить лепить, рисовать, читают книги, играют с детьми. Есть няня - она наводит чистоту, кормит детей. Есть повар - он готовит для детей вкусную еду, заботится о том, чтобы они быстрее выросли.
В детский сад дети ходят не только потому, что им нельзя оставаться одним дома, но еще и потому. Что в детском саду много интересных занятий, многому можно научиться.
7.Каким я был, каким я стану.
Рассматривание с детьми семейного альбома. Беседы по его созданию
Реализация проекта:
Деятельность старшего воспитателя:
Консультация «Современные формы и методы работы с семьей»
Подбор педагогической и детской литературы.
Составление памяток для бабушек и дедушек, побуждающих их к взаимодействию с внуками.
Деятельность воспитателей и детей.
Составление конспектов занятий, бесед ( «Бабушка, я сам», «Растим читателя», «Поиграй со мной, бабуля»),праздников.
Смотр- конкурс «Фотографии из семейного альбома»
Празднования Дня пожилого человека
Составление генеалогического древа каждой семьи.
Подбор фотографий для семейного группового альбома «Вместе – дружная семья».
Чтение художественной литературы: Андерсен Х.-К. «Снежная королева», Барто А.Л. «Твои стихи», Осеева В. «Печенье», «Волшебное слово», «Просто бабушка», Толстой Л.Н. «Новая азбука», «У бабки была внучка», «Старик сажал яблони».
Просмотр мультфильмов «Бабушка приехала», «Каникулы Бонифация».
Беседы по картинам: И Репин «Стрекоза», О. Ренуар «Мадам Шарпантье со своими детьми»
Речевые игры: «Вот какая бабушка», «Письмо бабушке, дедушке».
Совместная деятельность детей и родителей.
Досуги «Бабушкин сундучок».
Составление генеалогического древа семьи.
Ожидаемые результаты:
- Уважение и почитание людей старшего поколения
- Установление контакта со старшими членами семьи, укрепление семейных традиций, духовное общение детей с пожилыми людьми.
ПАМЯТКА С РЕКОМЕНДАЦИЯМИ ПО ВОСПИТАНИЮ ВНУКОВ
- Слушайте своих внуков, не перебивайте их, вникайте в интересующие детей вопросы и проблемы.
- Помогайте всем, чем только можно. Деньги - наименьшее, что можно дать близким, но иногда они очень важны.
- Интересуйтесь друзьями, подругами внуков. Попытайтесь понять, чем они привлекательны, отметьте их лучшие качества.
- Выполняйте свои обещания, не откладывайте их в долгий ящик и не надеясь, что внуки забудут о них.
- Помните: главные воспитатели- родители, а бабушки и дедушки имеют лишь право совещательного голоса.
- Обращайте внимание на хорошие качества внуков, и их станет больше.
- Умейте планировать радость. Помните: нет ничего лучше искреннего детского смеха, детской непосредственности, детской любви.
Рекомендации для родителей.
Если в детстве ребенок испытывал чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, восхищение от соприкосновения с прекрасным подвигом, он приобрел эмоциональный опыт.
Тем самым будут построены пути для ассоциаций эмоционального характера, а это является основой, фундаментом более глубоких чувств, условием полноценного развития человека.
Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него - родного дома, улицы, где он живет, детского сада.
- Обращайте внимание ребенка на красоту родного города
- Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта.
- Дайте представление о работе общественных учреждений: почты, магазина, библиотеки и т.д. Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, отметьте ценность их труда.
- Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора.
- Расширяйте собственный кругозор
- Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.
- Читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа
- Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах.
Приложение 2
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «МОЙ ГОРОД»
Цель: Закрепление и расширение знаний о родном городе.
Задачи:
1.Познакомить с историей возникновения города. Подчеркнуть: история города неотделима от истории страны.
2.Познакомить с людьми, прославившими город. Подготовить вместе с детьми выставку фотографий почетных людей города.
3.Ознакомить с разными по назначению зданиями города, историческими памятниками.
5.Рассказать о местах отдыха, об экологии города.
Темы:
1.Мой родной город.
Местоположение города, его экономическое значение. История возникновения города. Люди, населяющие город. Город, где человек родился, называется родным. Все любят родной город, тоскуют по нему, когда уезжают, много делают для того, чтобы он стал лучше. У каждого города, как и у человека есть имя, день рождения.
2.Улицы моего села.
«Малая родина - мой дом, двор, улица». Дорога от дома к детскому саду.
4.Природа родного города.
Флора и фауна. Беседы о сохранении природы.
5.Наше наследие.
Культурное наследие жителей города: произведения местных поэтов, художников, музыкантов.
6.Почетные люди города. Защитники родной земли.
Славные подвиги защитников родной земли.
7.Исторические памятники.
Музей. История его создания. Вечный огонь, стела героям.
Реализация проекта:
Деятельность воспитателей и детей
- Создание альбомов «Мой город», «город России».
- Оформление альбома памяти, содержащего фотографии почетных людей города, участников войны.
- Выявление уровня знаний детей.
- Разработка конспектов и проведение с детьми бесед, экскурсий.
- Конкурс рисунков «Улица, на которой я живу», «По дороге в детский сад».
- Чтение произведений местных поэтов.
- Сюжетно- ролевые игры
- Целевые прогулки по городу.
- Беседы: «Мой родной край», «Улицы нашего города»
- Составление рассказов «Из окна наша улица видна»
Совместная деятельность детей и родителей.
- Подбор открыток, фотографий для оформления альбомов, выставок.
- Посещение памятников, участие в качестве зрителей на праздниках, посвященных Дню города, День памяти, народные и другие профессиональные праздники.
Ожидаемые результаты:
- Дети знают историю своего города.
- Уважение к жителям города.
- Забота о природных и культурных ценностях города
- Уважение традиций города
Приложение 3
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «Защитники Отечества»
Цель:
Познакомить детей с тем, кто такие защитники Отечества.
Задачи:
1.Показать образ защитника Родины через образы реально существовавших исторических личностей, былинных и сказочных богатырей.
2. Воспитывать чувство гордости за воинов, защищавших нашу Родину в разные периоды ее истории. Воспитывать уважение к ветеранам ВОВ, прославившим родной город, традиции преемственности поколений.
3.Познакомить с особенностями службы солдат разных родов войск.
4.Подвести к обобщению: наша армия- защищает всех детей, наша армия- армия- освободительница, миролюбивая и гуманная.
Темы:
- «Кто такие богатыри»
Познакомить детей с образами русских былинных богатырей: Алеша Попович, Илья Муромец, Добрыня Никитич.
- «Полководцы – слава и гордость земли русской»
Дать знания о предках. Показать ум, преданность Отечеству.
- «Герои – освободители»
Иван Сусанин - защитник земли русской.
На примере конкретных исторических событий знакомить детей с героическими подвигами русских людей; показать, что благодарность им и память народа о них живет в произведениях искусства.
- «День защитника отечества»
Расширить знания о Российской Армии - надежной защитнице нашей Родины. Познакомить и расширить представления о разных родах войск.
Работа с общественными организациями
- Организация встречи с ветеранами
Совместная деятельность воспитателя и детей
- Чтение художественной литературы: С. Михалков «Дядя Степа», «Дядя Степа- ветеран», З. Александрова «Дозор», А. Нехода «Летчики», А. Барто «Кораблик, Л. Кассиль «Твои защитники», С. Баруздин «Шел по улице солдат».
- Праздник «День защитника Отечества»
- Индивидуальные и коллективные беседы (рода войск, военные ордена и медали, военная техника)
- Беседа по сказкам А.С. Пушкина на тему «В каких сказках упоминается о русских богатырях»
- Конкурс детского рисунка на тему «Много в армии профессий»
- Проведение игр с элементами ориентирования: «Найди пакет», «Доставь секретное донесение».
- Подбор открыток, иллюстраций, фотографий для оформления альбомов «Наша Армия родная»
- Рассматривание иллюстраций в книгах, картины В. Васнецова «Богатыри».
- Самостоятельная художественная деятельность, изготовление поделок на военные темы в подарок папе, дедушке.
- Заучивание пословиц и поговорок о чести, долге, солдатской службе, дружбе и товариществе.
- Рассматривание открыток, иллюстраций с изображением родов войск, памятников воинам, обелисков
- Беседы на тему «Никто не забыт, ничто не забыто», о родах войск, о флаге и знамени, о почетном карауле у воинского знамени, о воинском долге и чести.
- Прослушивание музыкальных произведений: военные марши, В. Агапкин «Прощание славянки».
- Сюжетно- ролевые игры.
- Встречи с папами, служившими в разных родах войск (связист, ракетчик, летчик, моряк, танкист)
Совместная деятельность с родителями.
- Помощь родителей в подготовке оборудования и оформлении зала к праздникам
- Проведения собрания пап с целью подготовки встречи с детьми для ознакомления их с различными родами войск.
- Экскурсия к обелиску Славы с возложением цветов.
Ожидаемые результаты:
- Гордость за свой народ, армию, желание, встать на защиту своей страны.
Приложение 4
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «День Победы»
Цель:
Закрепление знаний детей о том, как защищали русские люди свою Родину в годы войны, как живущие помнят о них.
Задачи:
1.Обобщить и расширить знания детей об истории Великой Отечественной войны.
2. Дать представления о героях войны, о том, как народ чтит их память: в честь героев слагают стихи и песни, воздвигают памятники.
3.Познакомить с почетными людьми г. Назарово - участниками и героями войны.
4.Познакомить детей с боевыми наградами, которыми награждали воинов во время Великой Отечественной войны.
5.Формировать мнение о недопустимости повторения войны.
Темы:
- «Что такое героизм»»
Формировать представление о героизме. Воспитывать у детей эмоционально-положительное отношение к воинам. Уточнять и расширять представления о защитниках страны в годы Великой Отечественной войны.
- «В музее славы»
Подвести детей к пониманию того, что во все времена народ защищал свою Родину, что люди всегда помнят о защитниках Отечества, воздвигают памятники.
Слава нашим генералам,
Слава нашим адмиралам
И солдатам рядовым-
Пешим, плавающим, конным,
В жарких битвах закаленным!
Слава павшим и живым.
От души спасибо им!
Не забудем тех героев,
Что лежат в земле сырой,
Жизнь отдав на поле боя
За народ – за нас с тобой!
- «Ордена и медали»
Показ и рассматривание фотоматериалов с изображением орденов и медалей. Правительство по достоинству оценило тех, кто совершил ратные и трудовые подвиги в годы войны.
«За отвагу», «За боевые заслуги», орден Красного Знамени, орден Красной звезды, орден Славы трех степеней, специальные медали: , «За оборону Москвы», «За оборону Ленинграда».
- «Худой мир лучше доброй ссоры»
Формировать у детей правильное отношение к войне, учить рассуждать, договариваться с другими, решать все сообща. Война – это беда, это несчастье для многих людей, «Легко про войну слушать, да тяжело видеть»
Деятельность воспитателя:
- Деловая игра для воспитателей.
- Презентация мин - проектов в группах (родительские собрания, открытые занятия)
- Методические рекомендации педагогам ДОУ для работы по данной теме.
- Подготовка методической литературы, иллюстрированных книг со сказками и былинами, тематической выставки «Ордена и медали»
- Оформление материала «Назаровцы - герои Великой Отечественной войны»
Совместная деятельность воспитателя и детей
- Чтение художественной литературы: С Алексеев «Они защищали Москву», Л. Кассиль «Твои защитники», С. Михалков «День Победы», заучивание стихов к празднику «День Победа»
- Встреча с ветеранами войны
- Индивидуальные и коллективные беседы (рода войск, военные ордена и медали, военная техника)
- Оформление Книги Памяти, содержащей рассказы детей и их родителей о членах семей - участниках войны, их героических судьбах.
- Экскурсии к мемориалу Славы, возложение цветов.
- Слушание песен военно - патриотической тематики
- Тематическое содержание книжного уголка
- Подбор открыток, иллюстраций, фотографий для оформления альбомов «Наша Армия родная»
- Самостоятельная художественная деятельность, изготовление поделок на военные темы в подарок папе, дедушке.
- Заучивание пословиц и поговорок о чести, долге, солдатской службе, дружбе и товариществе.
- Рассматривание открыток, иллюстраций с изображением родов войск, памятников воинам, обелисков
- Беседы на тему «Традиции в армии».
- Прослушивание музыкальных произведений: марши - Д. Кабалевский «Марш»(детский), П. Чайковский «Марш деревянных солдатиков», Г. Свиридов «Военный марш», В. Агапкин «Прощание славянки».
- Сюжетно- ролевые игры.
Совместная деятельность с родителями.
- Помощь родителей в подготовке оборудования и оформлении зала к праздникам
- Проведения собрания пап с целью подготовки встречи с детьми для ознакомления их с различными родами войск.
- Экскурсия к обелиску Славы с возложением цветов.
- Организация совместной с родителями выставки детского рисунка.
- Ширмы, советы родителям, что и как рассказывать детям о Армии.
- Подборка детьми вместе с родителями исторического материала (фотографий, писем) о своих родственниках, принимавших участие в исторических боевых традициях.
Ожидаемые результаты:
- Уважение к ветеранам войны.
- Правильное отношение к войне «Худой мир лучше доброй ссоры»
Приложение 5
Анкета для воспитателей.
№ | Вопрос | Да | Нет |
1 | Актуальна ли в наше время проблема патриотического воспитания? | ||
2 | Правомерно ли говорить о патриотическом воспитании применительно к детям дошкольного возраста? | ||
3 | Обладаете ли Вы личностными качествами, которые могут служить положительным примером в воспитании патриотизма у детей? | ||
4 | Считаете ли Вы нужным увеличить запас знаний по истории и географии России? | ||
5 | Хорошо ли Вы знаете народную культуру, традиции? | ||
6 | Достаточно ли у Вас знаний о селе, в котором вы живете? | ||
7 | Позволяет ли Вам ясность, образность и выразительность речи донести до сознания детей информацию по проблеме патриотического воспитания? | ||
8 | Можете ли Вы проектировать и планировать работу по данному направлению с детьми той возрастной группы, с которой работаете? | ||
9 | Владеете ли Вы соответствующими методиками и технологиями? | ||
10 | Правильно ли организована в групповой комнате предметно- развивающая среда: подобран демонстрационный материал, дидактические игры по патриотическому воспитанию? | ||
11 | Проводите ли вы досуги и развлечения по теме? | ||
12 | Востребована ли тема патриотического воспитания детей в работе с семьей? |
Приложение 6
Анализ состояния воспитательно- образовательной работы
№ | Критерии оценки | Оценка воспитателя |
1 | Создает условия для развития эмоционально положительного отношения к родному селу, культуре, традициям, символике, природе России. | |
2 | Представляет детям возможность осваивать предлагаемую в доступной форме информацию (художественная литература, иллюстрации, наглядные пособия, экскурсии) | |
3 | Создает условия для самостоятельной творческой деятельности дошкольников. | |
4 | Дает детям элементарные представления: Об истории государства Об истории быта народов России О традициях О народных праздниках О народной игрушке, истории ее возникновения | |
5 | Знакомит с устным народным творчеством | |
6 | Дает представления об историко-географических и природных компонентах: Размерах страны и ее природных богатствах; Природно-климатических зонах и условиях жизни людей в них. | |
7 | Формирует бережное отношение к природе | |
8 | Рассказывает о взаимосвязи и взаимодействии живых организмов в природе (Земля - наш общий дом, а человек - часть природы) | |
9 | Знакомит детей с символикой государства: Флагами (государственный, военно-морской, знамя Победы) и гербами (государственный, герб города, района), их назначением | |
10 | Знакомит с историей родного города, его улицами, площадями, проспектами, достопримечательностями, зелеными зонами | |
11 | Организует совместную деятельность детей и взрослых: игры, досуги и развлечения | |
12 | Создает в группе соответствующую предметно- развивающую среду: дидактические игры, демонстрационный материал. |
Приложение 7 (диагностика детей)
Ф.и.ребенка | ||||||||||||||||||||
1.Родная страна: Название страны Название города Домашний адрес Название достопримечательностей города Название зеленых зон Название улиц | ||||||||||||||||||||
2.Символика Флаг России Герб России Гимн России | ||||||||||||||||||||
3.История народной культуры и традиций Народная игрушка Народные праздники Жилище человека и предметы быта | ||||||||||||||||||||
4.Историко-географический и природный компоненты Природные богатства нашей страны Различные природно-климатические зоны Виды ландшафта (горы, равнина) | ||||||||||||||||||||
5.Личностный компонент Отношение к окружающей среде Забота о близких Проявление дружелюбия Умение управлять своими чувствами, договориться Умение анализировать свои поступки и поступки других |
Приложение 8
Анкета для родителей.
1.Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»?
2.Возможно ли патриотическое воспитание в детском саду?
3.Как, по Вашему мнению, следует сформулировать цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста?
4.Как Вы считаете, кто несет основную ответственность за патриотическое воспитание детей - педагоги или родители?
5.Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой государства, традициями, памятными датами?
6.Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи? Есть ли в Вашем доме семейные традиции?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования "Умные слова" (нравственное воспитание через художественное слово) младший возраст
Программа дополнительного образования «Умные слова».Пояснительная записка.В трудах педагогов Н.К. Крупской и А.С.Макаренко неоднократно подчеркивалось, что дошкольный возраст является чрезвычайно отве...
Программа дополнительного образования по духовно-нравственному воспитанию дошкольников "Живое слово"
Программа кружка для детей старшего дошкольного возраста включает цель, задачи, формы проведения занятий, методы, методическое обеспечение занятий. Полностью отвечает требованиям предъявляемым к прогр...
"Әдәп төбе - яхшы гадәт" Зурлар һәм мәктәпкә хәзерлек төркемендә әхлак тәрбия бирү буенча өстәмә белем бирү программасы / Программа дополнительного образования по духовно-нравственному воспитанию детей старшей и подготовительной к школе группы
Әхлак тәрбиясе процессында тәрбиячеләрнең роле зур. Бала күп вакытын бакчада үткәрә. Шуңа күрә тәрбиячеләр балаларга әхлак тәрбиясе бирүне төп эшләре итеп алырга тиешләр дип уйлыйм мин. Ләкин балага б...
Рабочая программа дополнительного образования по нравственно-патриотическому воспитанию «Росинка»
Рабочая программа по нравственно-патриотическому в...
Аналитическая справка воспитателя Потаповой Оксаны Анатольевны по реализации Программы дополнительного образования формирования нравственно – патриотического воспитания детей дошкольного возраста «Мой дом - земля, моя страна - Россия, родной город –
отчет о работе по програме в течении учебного 2021-2022 года.в подготовительной группе детского сада...
Программа дополнительного образования.По нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.«Моя Родина - Россия»
План доп.образования для детей старшего дошкольного возраста«Моя Родина - Россия» Детство – это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, ...
ПРОГРАММА дополнительного образования по нравственно-патриотическому воспитанию «Маленький патриот» для детей 3-7 лет
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечеству, наследию, воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо з...