Программа дополнительного образования.По нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.«Моя Родина - Россия»
рабочая программа (старшая, подготовительная группа)
План доп.образования для детей старшего дошкольного возраста«Моя Родина - Россия» Детство – это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем не сравнимая красота Отечества. Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях основ патриотизма и гражданственности.Понятие патриотизма многообразно по своему содержанию – это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_dop_obrazovaniya_patrioty._starshaya.docx | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
План доп.образования для детей старшего дошкольного возраста
«Моя Родина - Россия»
Пояснительная записка.
Детство – это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем не сравнимая красота Отечества.
Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях основ патриотизма и гражданственности.
Понятие патриотизма многообразно по своему содержанию – это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину.
Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю». Дошкольный возраст, по утверждению психологов – лучший период для формирования любви к малой родине.
Мы очень гордимся своей малой родиной и нашими земляками, знакомим детей с историей и культурой своего края, воспитываем к нему любовь и уважение.
- Обоснование актуальности данной работы.
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечеству, наследию, воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Чувство Родины оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознанны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомиться с детским садом, своей семьей, своей улицей, селом, краем, а затем и со страной, ее столицей и символикой.
Родной село. Надо показать ребенку, что родное село славится своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, своими новинками, лучшими людьми.
Быть гражданином, патриотом – это непременно быть интернационалистом.
Поэтому воспитание любви к своему Отчеству, гордости за свою страну, должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.
- Цель и задачи доп.образования:
Цель: Создание благоприятных условий для формирования у детей старшего дошкольного возраста патриотических чувств, воспитания духовно – нравственной личности, патриотов своего Отечества.
Задачи:
- Способствовать формированию чувства привязанности к своему дому, своим близким, детскому саду;
- Способствовать формированию у детей чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям;
- Содействовать формированию представлений о России как о родной стране, о Москве как о столице России;
- Воспитывать чувство патриотизма, уважения к культурному прошлому России, средствами эстетического воспитания: музыка, изодеятельность, художественное слово;
- Воспитывать у дошкольников чувства уважения и заботы к Защитникам Отечества;
- Воспитывать чувства уважения к профессиям и труду взрослых.
- Педагогические принципы дополнительного образования.
- Доступность. Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.
- Непрерывность. На нынешнем этапе образования призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствованию нравственных чувств.
- Научность. Одним из важных принципов данного направления является ее научность. На основе сведений об истории и культуре родного края.
- Принцип последовательности. Этот принцип предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно.
- Принцип тематического планирования материала. Этот принцип предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам: родная семья, родная природа, родная культура, малая родина, родная страна.
- Преемственность. Патриотическое воспитание дошкольников продолжается в начальной школе.
4.Законодательно – нормативное обеспечение доп.образования.
- Закон РФ «Об образовании».
- государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы»
- Национальной доктриной образования Российской Федерации
- Основная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ «Чечеульский детский сад», разработанная на основе программы воспитания и обучения в детском саду “От рождения до школы” под ред. Н.Е. Вераксы ,Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой-М.: Мозаика-Синтез, 2015 г..
5.Содержание тематического планирования материала.
«Семья и детский сад». Мир ребёнка начинается с его семьи, впервые он осознаёт себя человеком – членом семейного сообщества. В рамках этого блока дети получают знания о своём ближайшем окружении, семье, рассказывают где родились и жили дедушка и бабушка ребенка, их прадеды, у них воспитываются гуманные отношения к своим близким, уточняются представления детей о семейных историях, традициях, о профессии своих родителей, знакомятся с историей детского сада и профессиями сотрудников.
«Родное село». Дети получают краеведческие сведения о родной улице, месторасположение села, знакомятся с символикой родного села, его достопримечательностях, видах транспорта, зданиях и учреждениях, трудовой деятельности людей, деятелях культуры, знаменитых земляках, героям труда, и ветеранами ВОВ. Воспитывается гордость за свою малую родину, желание сделать её лучше.
«Родная природа». Любовь к родной природе – одно из проявлений патриотизма. При ознакомлении с природой дети получают сначала сведения о природе участка детского сада, затем краеведческие сведения о природе своего края и наконец, общие географические сведения о России, природе родного края, реках, растениях лекарственных травах, животном мире. Воспитывается умение эстетически воспринимать красоту окружающего мира, относиться к природе поэтически, эмоционально, бережно, желание больше узнать о родной природе.
«Родная культура». Очень важно привить детям чувство любви и уважения к культурным ценностям и традициям русского народа. В деятельности этого блока дети знакомятся с устным народным творчеством: сказками, былинами, потешками, праздниками и обрядами, народным декоративно-прикладным искусством. Формируется общее представление о народной культуре, её богатстве и красоте, учат детей любить и ценить народную мудрость, гармонию жизни.
«Родная страна» В этом блоке дети получают географические сведения о территории Росси, знакомятся с государственными символами России: герб, флаг, гимн. В старшей и подготовительной группах расширяют представления о значении государственных символах России. Воспитывается уважительное отношение к гербу, флагу, гимну РФ. Дети знакомятся со знаменитыми россиянами. Формируются представления о том, что Россия-многонациональная страна с самобытными, равноправными культурами, формируются основы гражданско-патриотических чувств: любовь, гордость и уважение к своей стране, её культуре, осознание личной причастности к жизни Родины.
6. Ожидаемые результаты.
Наличие у детей знаний об истории возникновения села, его достопримечательностях, природных богатствах, социально- экономической значимости, символике родного края; возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного села, любви и патриотизма. Привлечение семей воспитанников к патриотическому воспитанию детей.
Целевые ориентиры
К 5-6 годам ребенок.
- Знает свой домашний адрес, адрес детского сада, название района, города, округа.
- Имеет представление о символике города.
- Знает название близлежащих улиц.
- Имеет представление о жизни и быте народов населяющих Красноярский край.
- Узнавать на фотографиях достопримечательности села, уметь рассказывать о них.
- Знать профессии своих родителей, имена отчества родителей, традиции своей семьи.
- Знать о природных особенностях нашего региона (растения, животные, климат).
- Иметь представление о символике России.
- Иметь представление о подвигах русских богатырей.
6-7 лет:
- Знать краткие сведения об истории села, края.
- Знать дату своего рождения, свое отчество, имена и отчество родителей, домашний адрес, адрес детского сада.
- Узнавать герб, флаг, гимн .
- Иметь представление о Президенте, Правительстве России; о воинах – защитниках Отечества, о ветеранах ВОВ.
- Иметь представление о родном крае; о людях разных национальностей, их обычаях, о традициях, фольклоре, труде и т.д. о Земле, о людях разных рас, живущих на нашей планете, государственных праздниках, школе, библиотеки и т.д..
- Знать подвиги знаменитых земляков.
- Понимать сопричастность к социальной и окружающей среде, осознавать себя полноправным членом общества.
7.Механизм сопровождения доп.образования.
1. Планирование и подготовка.
- Изучение методической литературы.
- Составление и утверждение плана работы на год.
- Приобретение методического материала.
- Изготовление игрового материала.
- Консультации для родителей.
2.Методическое сопровождение
- Организация и проведение семинара по изучению кружковой работы.
- Консультации.
- Проведение мастер – классов, круглых столов.
- Самообразование.
3.Использование результатов работы
- Подготовка и проведение методических мероприятий (пед.чтений, открытых просмотров).
Обобщение опыта работы.
- Написание творческих работ, проектов..
4.Итоговый анализ.
- Изучение результатов диагностирования развития детей (текущий мониторинг).
- Оформление результатов работы.
- Совместная выработка рекомендаций по совершенствованию педагогического процесса в рамках доп. образования.
Календарно-тематическое планирование для детей старшего возраста 5-6 лет.
Интеграция образовательных областей: физическое развитие, художественно – эстетическое развитие, речевое развитие, познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие.
Сентябрь | ||||
Дата | Тема недели | Программное содержание | Работа с детьми | Взаимодействие с родителями |
1-я неделя; 2-я неделя. | «Моя семья» | Формировать чувство любви к своим близким. Дать представление о том, что взрослые работают, чтобы содержать свой дом, детей. | Рассматривание семейных альбомов; беседы с детьми о членах их семьи, профессии родителей, об их обязанностях по дому. Сюжетно – ролевые игры. Выставка генеалогического древа. | Изготовление генеалогического древа. |
3-я неделя; 4-я недели. | «История моего детского сада» | Познакомить детей с историей детского сада «Золотые зернышки»; дать представление о том, что в строительстве детского сада принимали люди разных профессий; воспитывать чувство гордости за свой детский сад. | Рассматривание видео слайдов строительство детского сада провести экскурсию по детскому саду; Составление фотоальбома: «История моего детского сада». | Консультация: сбор информации о детском саде. |
Октябрь | ||||
Дата | Тема недели | Программное содержание | Работа с детьми | Взаимодействие с родителями |
1-я и 2-я недели | «Моя улица, мой дом родной». | Познакомить детей с названием улицы и в честь кого она так названа на которой расположен детский сад, закрепить знание детей домашнего адреса; познакомить с разными видами городских зданий, жилых домов их назначением; пополнить словарь: школа, библиотека, аптека, ДЮШС, школа искусств. | Экскурсия по улице, на которой расположен детский сад; Защита мини проекта: «Моя улица, мой дом родной». | Подборка информации по теме: «История моей улицы». Детско- родительские проекты по теме: «Моя улица, мой дом родной». |
3-я и 4-я недели | «Мой Чечеул». | Познакомить детей с историей возникновения нашего села; познакомить с картой с. Чечеул; систематизировать знания детей об архитектурных зданиях и памятниках родного района; воспитывать чувство любви к своей малой Родине. | Беседы о своей малой Роди не, просмотр слайдов: «Значимые места нашего села»; фотовыставка: «Мое любимое место в селе». | Полезная информация: оформление газеты по теме: «Мой Чечеул». |
Ноябрь | ||||
Дата | Тема недели | Программное содержание | Работа с детьми | Взаимодействие с родителями |
1-я и 2-я недели. | «Улицы села». | Закрепить представления детей об особенностях расположения нашего села; познакомить детей с известными фамилиями людей в честь которых названы улицы Кировского района; формировать интерес к своей малой Родине, развивать патриотические чувства. | Просмотр на слайдах знакомых детям улиц; Составление детьми маршрутов от своего дома до детского сада. | Подборка информации о людях, в честь которых названы улицы. |
3-я и 4-я недели. | «Памятники и стелы Чечеула». | Познакомить детей с памятниками; уточнить представление детей о назначении этих памятниках; воспитывать патриотические чувства. | Просмотр фотоальбома: «Памятники нашего села». | Экскурсия к памятнику неизвестного солдата. |
Декабрь | ||||
Дата | Тема недели | Программное содержание | Работа с детьми | Взаимодействие с родителями |
1-я и 2-я недели | «Путешествие с городовичком по столице нашего края». | Познакомить детей с историей возникновения города Красноярска; закрепить название родного города, познакомить с символами родного города (герб, флаг), прослушать гимн города , рассмотреть карту города Красноярска, уточнить представления детей о том, что город расположен на правом и левом берегу реки Енисей. Воспитывать уважительное отношение к родному городу. | Беседа; рассматривание открыток, старых фотографий города. Просмотр видео - слайдов: «Мой Красноярск»; С/ролевая игра: «Экскурсия по краевому центру на автобусе». | Изготовление альбома о краевом центре: рассказы, фотографии, рисунки. |
3-я и 4-я недели. | Тайны прошлого: «Сибирь: по следу мамонта». | Познакомить с историей возникновения сибирского края, с жизнью наших предков, с условиями их быта и культурой; воспитывать интерес к истории сибирского края. | Беседа, рассматривание энциклопедий, открыток. Рисование рисунков: «Древний мир Сибири». Составление рассказов: «Что я видел в краеведческом музеи». | Совместное посещение краеведческого музея. |
Январь | ||||
Дата | Тема недели | Программное содержание | Работа с детьми | Взаимодействие с родителями |
1-я и 2-я недели. | Мир природы Красноярского края. «Животный и растительный мир Красноярского края.» | Уточнить и систематизировать знания детей о растительном и животном мире сибирского края; побуждать детей восхищаться красотой родного края; воспитывать патриотические чувства. | Рассматривание карты Сибирского края; беседы о жизни диких животных родного края, рассматривание иллюстраций с травами и ягодами, выделить их целебные свойства. Познакомить детей с назначением «Красной книги»; составление «Красной книги» Сибирского края. Д/игра «С какого дерева листок», «Зеленая аптека», | Вовлечение родителей в изготовление «Красной книги» Сибирского края. Рисование на тему: «Красная книга Сибирского края». |
3-я и 4-я недели. | «Водные объекты Сибирского края». | Познакомить с названием реки протекающей в городе ; обсудить с детьми чем богаты водные ресурсы Сибирского края, что такое ГЭС и ее назначение; формировать понимание значения воды для жизни всего живого; побуждать детей бережно относиться к природным богатствам своей Родины. | Беседы о водных ресурсах Сибирского края, река Енисей, ее начало и протяженность; рассматривание иллюстраций; чтение стихотворений, рассказов о жизни людей на реке, о жизни речных обитателей; Итоговое рисование: «Природа Красноярского края». | Рекомендации: Помочь ребенку составить рассказ: «Чем меня привлекает подводный мир». |
Февраль | ||||
Дата | Тема недели | Программное содержание | Работа с детьми | Взаимодействие с родителями |
1-я и 2-я недели. | «Богатыри земли русской» | Обобщить знания детей об истории возникновения Руси, познакомить с русскими былинными богатырями, с тем, как наши предки защищали свою Родину. Воспитывать чувство восхищения подвигами русских богатырей. | Беседы о русских богатырях, чтение былин и легенд; слушание песни «Богатырская наша сила» муз. А.Пахмутовой, сл.Н.Добронравова; Просмотр мультфильма «Три богатыря». Выставка рисунков: «Богатыри земли русской | Консультация: рисование по пословицам и поговоркам о богатырях русских. |
3-я и 4-я недели. | «День защитников Отечества». | Формировать чувство уважения к Вооруженным силам России, к подвигу наших соотечественников по защите Родины. | оформление стенгазеты «Мы гордимся нашими защитниками!»; составление рассказов о близких, служивших в армии или воевавших на ВОВ; Изготовление подарков для пап и дедушек к празднику «День защитников Отечества». | Подборка фотографий дедушек и пап, служивших в войсках Советской армии». |
Март | ||||
Дата | Тема недели | Программное содержание | Работа с детьми | Взаимодействие с родителями |
1-я и 2-я неделя. | «Мама- первое слово» | Формировать в сознании детей образ мамы как самого дорогого человека; побуждать восхищаться красотой, добротой матери, ценить ежедневную заботу мамы о своей семье; воспитывать духовно-нравственные чувства. | Разучивание стихов, инсценировок, изготовление подарков для мам и бабушек; Фотовыставка «Вот какие наши мамы!» | Утренник для мам и бабушек. |
3-я и 4-я недели. | «Труд взрослых в родном городе» | Познакомить детей с названиями профессий и содержанием труда взрослых жителей родного города, формировать уважение к труду людей, направленному на благо родного города, формировать первичное понимание слова «Родина». | Беседы о труде взрослых в родном городе; составление рассказов о труде родителей; фотовыставка «Мама и папа на работе»; рассматривание видео -слайдов с изображением людей разных профессий: учитель, врач, кондитер, строитель, полицейский и т.д. | Подборка фотографий и составление рассказа по теме: «Мама и папа на работе». |
Апрель | ||||
Дата | Тема недели | Программное содержание | Работа с детьми | Взаимодействие с родителями |
1-я и 2-я недели | «Наша страна-Россия» | Формировать в воображении детей образ Родины, представление о России как о родной стране, воспитывать чувство любви к своей Родине, закрепить название родной страны «Россия». | Рассматривание карты России, ее просторы и границы; рассматривание иллюстраций с разными климатическими зонами России; чтение стихотворений о Родине, пословицы и поговорки о Родине; прослушивание песен о Родине; Выставка коллекций магнитов: «Моя Россия». | Консультация: составление магнитов по теме: «Моя Россия». |
3-я и 4-я недели. | «Государственные символы России» | Познакомить детей с государственными символами России –флаге, гербе, гимн. Формировать уважительное отношение к флагу РФ, знать назначение государственного флага. | Рассматривание иллюстраций государственного флага и герба РФ; рассматривание герба на монетах, на документах; Прослушивание гимна РФ, объяснить, в каких случаях исполняется государственный гимн. | Рекомендации: сбор информации о древней России |
Май | ||||
Дата | Тема недели | Программное содержание | Работа с детьми | Взаимодействие с родителями |
1-я и 2-я недели | «9-мая – День Победы» | Закрепить знания детей о том, что 9-мая День Победы, что страну защищали не только армия, но и партизаны среди которых были и дети. Воспитывать чувство гордости за свой народ, уважение к ветеранам ВОВ. | Беседы, рассматривание иллюстраций из книг о ВОВ, чтение книг о подвигах русских людей; Рассматривание альбома: «Памятники нашего села воинам ВОВ»; рисование «День Победы» | Подбор материала о ВОВ. Рассказы о близких родственниках, воевавших на войне. Экскурсия к памятнику неизвестного солдата. |
3-я и 4-я недели. | «Конкурс знатоков своей малой Родины» | Закрепить знания детей об истории села и края Достопримечательностях; воспитывать гордость за свой народ. | Беседа о достопримечательностях с.Чечеул и края; Рисование по теме: «Моя малая родина». |
Календарно-тематическое планирование для детей подготовительного возраста от 6до 7лет.
Интеграция образовательных областей: физическое развитие, художественно – эстетическое развитие, речевое развитие, познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие.
Сентябрь | ||||
Дата | Тема недели | Программное содержание | Работа с детьми | Взаимодействие с родителями |
1-я и 2-я недели. | «Мир вокруг нас». | Формировать у детей представление о мире, разных странах мира, России, себе, как о полноправных гражданах России; Воспитывать в детях гражданско –патриотические чувства. | Работа с глобусом, беседы о разных странах и их жителях; чтение стихов, сказок авторов разных стран; Выставка коллекций магнитов разных стран; Д/игра «Кто в какой стране живет». | Консультация: Составление магнитов разных стран. |
3-я и 4-я недели | «Разные национальности». | Формировать у детей уважительное отношение к людям разных национальностей, расширять представления об окружающем мире и разных стран. Доказать сходство всех детей в мире независимо от их национальности. | Беседы о детях разных национальностей; просмотр видео- слайдов «Разноцветные люди»; чтение литературных произведений; Подвижные игры детей разных стран. | Вовлечение родителей в подборке мультфильмов по теме: «Все мы жители одной планеты». |
Октябрь | ||||
Дата | Тема недели | Программное содержание | Работа с детьми | Взаимодействие с родителями |
1 –я и 2-я недели. | «Наша Родина - Россия». | Формировать в воображении детей образ Родины, представление о Росси как о родной стране, закрепить символику России, воспитывать чувство любви к своей Родине. | Беседы о Родине, чтение стихотворений, пословицы и поговорки; рассматривание иллюстраций с разными климатическими зонами России; прослушивание музыкальных произведений о Родине; изготовление коллективной аппликации «Российский флаг»; Д/игра «Узнай наш флаг». | Рекомендации в подборке фотографий, открыток с изображением разных городов России. |
3-я и 4-я недели. | «Главный город нашей страны». | Уточнить знания детей о столицы РФ; формировать представления о Москве как о главном городе России; познакомить детей с достопримечательностями столицы России; побуждать детей восхищаться ее красотой; воспитывать гражданско- патриотические чувства. | Рассматривание иллюстраций, открыток с достопримечательностями Москвы; просмотр видеофильмов; Рисование по теме: «Москва – главный город!» | Консультация: Сбор информации по теме: «Истрия Московского Кремля». |
Ноябрь | ||||
Дата | Тема недели | Программное содержание | Работа с детьми | Взаимодействие с родителями |
1-я и 2-я недели. | «Голубые реки России». | Познакомить детей с названиями крупных рек России: Волга, Лена, Обь, Енисей, озеро Байкал. Формировать понимание значения воды для жизни всего живого. Побуждать детей бережно относиться к природным богатствам России. | Беседы о реках России, озеро Байкал; Рассматривание карты России; Рассматривание иллюстраций; чтение рассказов о жизни людей на реке, о жизни речных обитателей; защита мини проекта «Отдых у реки»; Рисование «Озеро - сказка». | Детско- родительский проект по теме: «Отдых у реки». |
3-я и 4-я недели. | «Русский лес- чудесный лес!» | Уточнить и систематизировать знания детей о растительном и животном мире русского леса. Побуждать детей восхищаться красотой родной природы. Воспитывать патриотические чувства. | Беседы о жизни животных в лесу, рассматривание карты России по климатическим зонам; Д/игры: «С какого дерева листок», «Чьи припасы», «Зеленая аптека», «У кого какой домик» и т.д. | Вовлечение родителей в оформление фотовыставки: «Прогулки по лесу». |
Декабрь | ||||
Дата | Тема недели | Программное содержание | Работа с детьми | Взаимодействие с родителями |
1 – я и 2-я недели. | «Русские народные промыслы». | Закреплять интерес к народному быту и изделиям декоративно – прикладного искусства, фольклору России, познакомить детей с дымковской игрушкой, с русской матрешкой, развивать чувства национальной гордости при изучении народных промыслов. | Беседы о русских народных промыслах; рассматривание образцов хохломы, гжели и т.д. русские народные подвижные игры; Выставка в группе народных игрушек. Лепка: «Козлик» - дымковская игрушка; Рисование: «кувшин» -хохломская роспись. | Подбор материала о народно – прикладном искусстве. |
3-я и 4-я недели. | «Многонациональная родина». | Формировать представление о том, что в родном городе дружно живут люди разных национальностей; воспитывать уважительное отношение детей к людям разных национальностей. | Беседы о многонациональной Родине, рассматривание национальных костюмов; чтение стихотворений, литературных произведений; Настольно- печатная игра: «Собери костюм». | Пошив русского костюма для куклы. |
Январь | ||||
дата | Тема недели | Программное содержание | Работа с детьми | Взаимодействие с родителями |
2-я неделя. | «Что значит быть гражданином России?» | Уточнить представления детей о России как о родной стране. Воспитывать гражданско- патриотические чувства, уважение к государственным символам России. Объяснить понятия «гражданство», «гражданин». | Беседа о правах и обязанностях гражданина РФ, знакомство с Конституцией России. Д/ игра «Узнай наш герб», «Узнай наш гимн». | Консультация: Рисование по теме: «Я гражданин России!» |
3-я и 4-я недели. | «Знаменитые россияне». | Познакомить детей со знаменитыми россиянами, своими делами и подвигами, прославившими страну; сформировать понимание значимости их деятельности для страны. | Беседы о знаменитых россиянах, рассматривание фотографий знаменитых соотечественников, прослушивание музыкальных произведений известных композиторов, организована коллекция книг российских авторов: «Моя любима книга» | Вовлечение родителей: подборка портретов знаменитых российских писателей, поэтов, музыкантов. |
Февраль | ||||
Дата | Тема недели | Программное содержание | Работа с детьми | Взаимодействие с родителями |
1-я и 2-я недели. | «Знаменитые спортсмены». | Познакомить детей со знаменитыми российскими спортсменами в разных видах спорта, формировать уважительное отношение к их спортивным достижениям; подчеркнуть, что такие люди – «настоящие граждане своей страны». Объяснить детям, что значит слово «патриот». | Беседы о российском спорте, рассматривание фотографий знаменитых спортсменов, фотовыставка; рассказывание детей по теме: «Мой любимый вид спорта»; Подвижные спортивные игры на улице. | Консультация: составление рассказов по теме: «Мой любимый вид спорта». |
3-я и 4-я недели. | «Наши защитники в мирные дни». | Продолжать формировать знания детей о подвигах людей, совершающих в наши дни; закреплять знания о службе в армии; познакомить с качествами личности героев; воспитывать желание приходить на помощь людям. | Просмотр альбома с изображением разных родов войск РФ; Праздник «День защитников Отечества»; Изготовление подарков для пап и дедушек; Чтение художественной литературы о подвиге наших соотечественников во время ВОВ, а также в наши дни. | Консультация: Составление рассказа о своем папе или дедушки служившем в армии. |
Март | ||||
Дата | Тема недели | Программное содержание | Работа с детьми | Взаимодействие с родителями |
1-я и 2-я недели. | «Мамин праздник». | Воспитывать добрые и нежные чувства к своим мамам; познакомить детей с женщинами, в разные годы прославившими нашу страну в области искусства, спорта, космонавтики. | Рассматривание фотографий знаменитых россиянок; Изготовление подарков для мам и бабушек; Рисование портретов «Вот какая моя мама!». | Утренник для мам и бабушек. |
3-я и 4-я недели. | «Масленица». | Средствами эстетического воспитания познакомить детей с народными традициями встречи весны, с празднованием Масленицы; познакомить детей с образцами русского народного поэтического фольклора. | Занятие – развлечение, беседы о масленичной неделе, символическом значении блинов, чучела Масленицы; Рисование: «Встреча весны в родном городе». | Посещение праздника «Масленица» в Бугринской рощи. Подготовить рассказ: «Традиции моей семьи». |
Апрель | ||||
Дата | Тема недели | Программное содержание | Работа с детьми | Взаимодействие с родителями |
1-я и 2-я недели. | «Малая родина. За что мы любим своё село». | Уточнить представления детей о родном городе; закрепить и обобщить знания детей о символике города; формировать понимание выражения «малая родина». | Рассматривание карты Красноярского края; рассматривание фотоальбома «Мой Чечеул»; Фотовыставка: «Я в родном селе»; Сюжетно – ролевая игра: «Экскурсия по родному городу». | Консультация: Подборка материала по теме: «Современности нашего села». |
3-я и 4-я недели. | «Знаменитые земляки». | Познакомить детей со знаменитыми земляками, участниками ВОВ; воспитывать уважение к их труду и подвигам, желание быть на них похожими. | Экскурсия по улице Ленина в библиотеку; Просмотр презентации: «Наш земляк, житель Блокадного Ленинграда. Финк В.В». Рисование: «Моя профессия». | Совместные экскурсии с детьми по значимым местам своей малой родины. |
Май | ||||
Дата | Тема недели | Программное содержание | Работа с детьми | Взаимодействие с родителями |
1-я и 2-я недели. | «День Победы». | Обобщить и систематизировать знания детей о подвиге наших соотечественников в годы ВОВ; воспитывать чувство гордости за свой народ, уважение к ветеранам ВОВ и труженикам тыла. | Беседа, рассматривание иллюстраций из книг о ВОВ; чтение книг о подвигах русских людей; Экскурсия к памятнику», возложение цветов; Посещение музея школы» Рисование: «День Победы». | Рекомендации: Участие в онлайн конкурсе: «Великая Победа моей страны»; Выставка работ: «Я помню, я горжусь!»; Мини музей «День Победы» |
3-я и 4-я недели. | Итоговая диагностика по программе. | Обследование детей на определение итоговых знаний по программе. | Беседы с детьми; дидактические игры. | Анкетирование родителей. |
Карта диагностики по гражданско-патриотическому воспитанию детей старшего возраста. (5-6 лет).
Раздел | Критерии | Начал уч.год | Конец уч.год |
Представление о себе и своей семье | Знает свое имя и фамилию. | ||
Знает имена отчества родителей, где и кем работают родители. | |||
Знает домашний адрес. | |||
Умеет назвать членов семьи (мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра). Знаком со своей родословной; может составить короткий рассказ о своей семье. | |||
Представления о детском саде | Ориентируется в помещении детского сада, знает их названия и функции, знает адрес детского сада. | ||
Имеет представление о профессиях сотрудников детского сада. | |||
Представления о малой родине. | Знает улицы, площади своего района, знает название своего района. | ||
Может назвать памятники и стелы Кировского района. | |||
Может назвать свой город, знает символику города. | |||
Может назвать достопримечательности города по иллюстрациям: парки, театры, аквапарк, набережная, цирк, зоопарк и т.д. | |||
Может назвать разные виды городского транспорта: метро, троллейбус, трамвай, автобус, такси и т.д. | |||
Представления о родной стране | Знает название нашей стары и ее столицы. | ||
Умеет узнавать государственный флаг РФ среди других. | |||
Наличие уважительного отношения к государственным символам. | |||
Знает правила поведения во время звучания государственного гимна. | |||
Представление о культуре | Знаком с жизнью своих предков, с условием их быта и культурой. | ||
Имеет представление о народных праздниках и традициях | |||
Имеет представление о русских былинах и подвигах богатырей. | |||
Представление о географических компонентах | Имеет представление о планете Земля | ||
Ориентируется по карте и глобусу (вода-суша; море; океан…) | |||
Могут назвать приметы по сезонам (изменили цвет листья, часто идет дождь, стало холодно, птицы улетают в теплые края и т.д.). | |||
Знает о природных особенностях нашего региона (растения, животные, климат) |
Навык сформирован- знает свое имя, фамилию; знает адрес детского сада, название своей улицы, района, города, знает символику родного города, страны и ее столицу, называет и узнает (по иллюстрации) достопримечательности, называет разные виды городского транспорта; зеленые зоны города, 2-3 улицы, площадей; знает и узнает флаг, герб, гимн России; называет народные праздники, игрушки, предметы быта; называет природные богатства России, заботится об окружающей природе, близких, оказывает помощь, проявляет дружелюбие, считается с интересами товарищей, умеет договориться со сверстниками, анализирует поступки. Имеет представление о членах семьи и ближайших родственниках, знает кем и где работают родители.
Навык на стадии сформированности - знает свое имя, фамилию, название страны, города, затрудняется назвать адрес детского сада, район; знает символику родного города; узнает флаг и герб России; затрудняется назвать достопримечательности, улицы, площади города (делает это после пояснений взрослого); затрудняется назвать народные праздники, игрушки; с помощью взрослого называет природные богатства России, природно-климатические зоны; заботится о близких, проявляет дружелюбие, анализирует поступки с помощью взрослого.
Навык не сформирован- не знает названия своего района, города, страны, своего адреса, но узнает флаг, герб, гимн страны; плохо знает о достопримечательностях родного города, названия улиц; не может назвать народные праздники, игрушки, известных россиян, природные богатства России, природно-климатические зоны; не заботится об окружающих, не проявляет дружелюбия, не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощи, не может анализировать поступки.
Карта диагностики по гражданско-патриотическому воспитанию детей подготовительного возраста. (6-7 лет).
Навык сформирован- знает свое ФИО, имена отчества родителей, знает традиции своей семьи, название города, своего района, страны, свой адрес; называет достопримечательности родного города, зеленые зоны города, 4- 5 улиц, площадей; знает и узнает флаг, герб, гимн России; герб, флаг родного города; называет народные праздники, игрушки, предметы быта; называет природные богатства России, знает природно-климатические зоны, ландшафты; заботится об окружающей природе, близких, оказывает помощь, проявляет дружелюбие, считается с интересами товарищей, умеет договориться со сверстниками, анализирует поступки. Имеет представление о членах семьи и ближайших родственниках, знает профессии своих родителей.
Навык на стадии сформированности- знает свое имя, фамилию, не называет отчество родителей, знает традиции своей семьи, название страны, родного города, своего района, свой адрес; флаг, герб, гимн России, герб города; затрудняется назвать достопримечательности, зеленые зоны, улицы, площади города (делает это после пояснений взрослого); затрудняется назвать народные праздники, игрушки; с помощью взрослого называет природные богатства России, природно-климатические зоны; заботится о близких, проявляет дружелюбие, но не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощь; анализирует поступки с помощью взрослого.
Навык не сформирован- не может назвать традиции совей семьи, не знает названия страны, города, своего района, своего адреса, но узнает флаг, герб, гимн страны; плохо знает достопримечательности родного города, названия улиц. Не может назвать народные праздники, игрушки; природные богатства России, природно-климатические зоны; не заботится об окружающих, не проявляет дружелюбия, не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощи, не может анализировать поступки.
Список литературы.
- Ковалева А. Моя страна. Развивающие задания и игры для детей 6-7 лет; ТЦ Сфера, 2015г.
- Никитин В.О. Наша Родина- Россия, серия «Энциклопедия знаний», Росмен – пресс, 2013г.
- С чего начинается Родина? (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) /Под ред. Л.А. Кондрыгинский. -М: ТЦ Сфера, 2005г.
- Герасимова З. Родной свой край люби и знай. М., «Дошкольное воспитание», 2001г.
- Голицина Н.С. Экологическое воспитание дошкольников. - М., 2004г.
- Как научить детей любить Родину. Пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 -2005год». М., 2003.
- Сказки о русских богатырях. Русские народные сказки; Тула: Родничок – 2016г.
- Природа вокруг нас. Подготовительная группа. Занимательные материалы. / Сост.Л.Б. Поддубная – Волгоград: ИТД «Корифей» - 2008.
- Нищева Н.В. Подвижные и дидактические игры на прогулке СПБ.: ООО «Издательство « Детство – Детство - Пресс», 2014.
- Соловьева Е.В. Дети планеты Земли. М., 2001.
- Халезова Н.Б. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду. М., 1984.
- Комратова Н. О гражданском воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание 2005 №10, с.10-19.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования воспитанников по оригами для детей старшего дошкольного возраста «Чудесные превращения бумажного листа»
Программа направлена на развитие детей дошкольного возраста на всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники оригами, как ...
Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности для детей старшего дошкольного возраста «ДОМИСОЛЬКА»
Программа направлена на развитие у воспитанников ДОУ вокальных данных, творческих способностей, исполнительского мастерства. Программа имеет интегрированный характер и основана на модульной техн...
Рабочая программа дополнительного образования дошкольников кружок «Говорушки».Для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет.
Каждый человек пользуется родным языком для выражения своих мыслей и понимания мыслей, высказанных другими. Родившийся ребенок застает в готовом виде родной язык. Но он не только усваивает слова...
ПРОГРАММА дополнительного образования естественно – научной направленности для детей старшего дошкольного возраста «МИР ВОЛШЕБСТВА»
Актуальность программы заключается в том, что детскоеэкспериментирование как форма деятельности используется в практикенедостаточно широко, хотя является эффективным средством разв...
Программа дополнительного образования воспитанников по оригами для детей старшего дошкольного возраста "Бумажные фантазии"
Оригами – это сказка.Оригами – это веселый труд.Оригами – это волшебный мир.Оригами – это фокус.Оригами – это физкультминутка.Оригами - это мир превращений и квадра...
Программа дополнительного образования по развитию произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности «Страна Внимание»
Пояснительная запискаВажнейшей задачей дошкольного образования являетсяразвитие произвольного внимания детей. Это связано с тем, что если ребенок эффективно воспринимает информацию, то он лучше усваив...
Программа дополнительного образования воспитанников по оригами для детей старшего дошкольного возраста «Бумажные приключения»
1.Целевой раздел1.1 Пояснительная записка1.2 Целевые ориентиры образовательного процесса 1.3 Промежуточные результаты освоения программы2. Содержательный раздел2.1 Характеристика возрастных особ...