Индивидуальная консультация для педагога на тему: «Гиперактивный ребенок»
консультация
В материале описаны основные признаки и особенности гиперактивных детей, даются советы педагогам
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya-giperaktivnost.docx | 18.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуальная консультация для педагога на тему:
«Гиперактивный ребенок»
Материал подготовил
педагог-психолог
МБДОУ № 2 «Аленький цветочек»
Искандерова С.С.
г. Корсаков, 2014 г
"Гипер" - составная часть сложных слов, указывающая на превышение нормы. Слово "активный" пришло в русский язык из латинского, что означает "действенный, деятельный". Первоначально этот термин употребляли только в коммерческом смысле (начало 19 века).
Авторы психологического словаря относят к внешним проявлениям гиперактивности невнимательность, отвлекаемость, импульсивность, повышенную двигательную активность. Часто гиперактивности сопутствуют такие моменты, как недостаточная концентрация внимания, проблемы во взаимоотношениях с окружающими, трудности в обучении, низкая самооценка. При этом уровень интеллектуального развития у детей не зависит от степени гиперактивности и может превышать показатели возрастной нормы. Первые проявления гиперактивности наблюдаются в возрасте до 7 лет и чаще встречаются у мальчиков, чем у девочек.
Существует много мнений о причинах возникновения гиперактивности: в ее основе могут лежать микроорганические поражения головного мозга, возникшие в результате осложнений беременности и родов, истощающие соматические заболевания раннего возраста, физические и психические травмы.
Основные признаки:
- Отвлекаемость внимания.
- Двигательная расторможенность.
Гипердинамичный ребенок импульсивен, и никто не рискнет предсказать, что он сделает в следующий миг. Не знает этого и он сам. Действует он, не задумываясь о последствиях, хотя плохого не замышляет и сам искренне огорчается из-за происшествия, виновником которого становится. Он легко переносит наказания, не помнит обиды, не держит зла, поминутно ссорится со сверстниками и тут же мирится. Самая большая проблема гипердинамичного ребенка - его отвлекаемость.
- Заинтересовавшись чем-то, он забывает о предыдущем и ни одно дел не доводит до конца.
- Ребенок слышит, когда к нему обращаются, но не может сфокусировать себя.
- Имеет трудности в организации.
- Часто теряет вещи.
- Часто бывает забывчив.
- Он любопытен, но не любознателен, ибо любознательность предполагает некоторое постоянство интереса.
Нарушения поведения, связанные с гиперактивностью, проявляются у ребенка уже в дошкольном детстве. Однако в этот период они могут выглядеть не столь проблемно, поскольку частично компенсируются нормальным уровнем интеллектуального и социального развития.
• Проявляет беспокойство (барабанит пальцами, двигается в кресле, трудно неподвижно сидеть на месте, бегает на перемене, залезает куда-либо...)
Поступление в школу создает серьезные трудности для гиперактивных детей, так как учебная деятельность предъявляет повышенные требования к развитию этой функции. Именно поэтому эти дети не в состоянии удовлетворительно справиться с требованиями школы. Как правило, в подростковом возрасте дефекты внимания у таких детей сохраняются, но гиперактивность обычно исчезает и нередко, напротив, сменяется сниженной активностью, инертностью психической деятельности и недостатком побуждений.
Специалисты выделяют следующие особенности гиперактивных детей.
- Беспокойные движения в кистях и стопах. Сидя на стуле, ребенок корчится, извивается.
- Неумение спокойно сидеть на месте, когда это требуется.
- Легкая отвлекаемость на посторонние стимулы.
4. Нетерпение, неумение дождаться своей очереди во время игры и в различных ситуациях в коллективе (занятия в школе, экскурсии и т. д.).
- Неумение сосредоточиться: на вопросы часто отвечает не задумываясь, не выслушав их до конца.
- Сложности (не связанные с негативным поведением или недостаточностью понимания) при выполнении предложенных заданий.
- С трудом сохраняемое внимание при выполнении заданий или во время игр.
- Частые переходы от одного незавершенного действия к другому.
- Неумение играть тихо, спокойно.
- .Болтливость.
- Мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в игры других детей).
- Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь.
- Частая потеря вещей, необходимых в школе и дома (например, игрушек, карандашей, книг и т. д.).
- Способность совершать опасные действия, не задумываясь о последствиях. При этом ребенок не ищет приключений или острых ощущений (например, выбегает на улицу, не оглядываясь по сторонам). Наличие у ребенка по крайней мере 8 из перечисленных выше 14 симптомов, которые постоянно наблюдаются в течение, как минимум, 6 последних месяцев, является основанием для диагноза синдром дефицита внимания.
Советы педагогам/родителям.
- В своих отношениях с ребенком придерживайтесь "позитивной модели". Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслужил, подчеркивайте успехи. Это поможет укрепить уверенность ребенка в собственных силах.
- Избегайте повторения слов "нет" и "нельзя".
- Говорите сдержанно, спокойно и мягко.
- Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить.
- Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.
- Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (например, работа с кубиками, раскрашивание, чтение).
- Избегайте по возможности скоплений людей. Пребывание в крупных магазинах, на рынках, в ресторанах и т.п. оказывает на ребенка чрезмерно стимулирующее воздействие.
- Во время игр ограничивайте ребенка лишь одним партнером. Избегайте беспокойных, шумных приятелей.
- Оберегайте ребенка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.
• Давайте ребенку возможность расходовать избыточную энергию. Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе: длительные прогулки, бег, спортивные занятия.
• Постоянно учитывайте недостатки поведения ребенка. Детям с синдромом дефицита внимания присуща гиперактивность, которая неизбежна, но может удерживаться под разумным контролем с помощью перечисленных мер.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему: "Гиперактивный ребенок".
Гиперактивность представляет собой совокупность симптомов, связанных с чрезмерной психической и моторной активностью. Диагноз гиперактивности обычно ставится, когда родители жалуются, что ребенок слиш...
Консультация для педагогов по теме: "Адаптация ребенка к детскому саду".
В данной консультации раскрываются аспекты понятия "адаптация", рассматриваются фазы адаптационного процесса, степени тяжести адаптационного периода и т.д. Также представлен перечень игр, направленных...
Консультация для родителей на тему"гиперактивный ребенок"
Гиперактивность представляет собой совокупность симптомов, связанных с чрезмерной психической и моторной активностью. Диагноз гиперактивности обычно ставится, когда родители жалуются, что ребено...
Семинар-практикум для педагогов на тему:"Гиперактивный ребенок в детском саду"
Семинар-практикум позволяет систематизировать знания педагогов об особенностях поведения гиперактивных детей дошкольного возраста, о способах и принципах взаимодействия воспитывающих взрослых в у...
Консультация для педагогов "Как помочь гиперактивному ребенку"
Гиперактивность - состояние, при котором активность и возбудимость человека превышает норму. В случае, если подобное поведение является проблемой для других, гиперактивность трактуется как п...
Консультация для родителей на тему: «Гиперактивный ребенок»
консультация...
Консультация для педагогов "Взаимодействие с гиперактивным ребенком"
Непоседа, моторчик, вечный двигатель ... Он слишком подвижный, импульсивный, несобранный..., но не следует забывать, что он ещё и веселый, добрый, любопытный, сообразительный. Но он нуждается в помощи...