Семинар-практикум для педагогов на тему:"Гиперактивный ребенок в детском саду"
учебно-методический материал по коррекционной педагогике
Семинар-практикум позволяет систематизировать знания педагогов об особенностях поведения гиперактивных детей дошкольного возраста, о способах и принципах взаимодействия воспитывающих взрослых в условиях ДОУ, в семье, а также знакомит с играми для детей с СДВГ. Данный материал будет интересен работникам докольного образования: педагогам-психологам, воспитателям, старшим воспитателям, а также родителям гиперактивных детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Семинар-практикум для педагогов ДОУ | 25.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида №72 городского поселения Петров Вал
Камышинского муниципального района Волгоградской области
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ НА ТЕМУ:
«ГИПЕРАКТИВНЫЙ РЕБЕНОК В ДЕТСКОМ САДУ»
Педагог-психолог
Эклер Елена Владимировна
высшая квалификационная категория
Цель: систематизировать знания педагогов об особенностях поведения гиперактивных детей дошкольного возраста, о способах и принципах взаимодействия воспитывающих взрослых в условиях ДОУ, в семье, познакомить с играми для детей с СДВГ.
Предварительная работа: раздача педагогам буклетов «Гиперактивный ребенок», «Игры для гиперактивных детей».
План проведения:
1. Приветствие. «Взаимные приветствия».
2. Сообщение педагога-психолога на тему: «Гиперактивный ребенок в детском саду».
3. Практикум с педагогами: «Игры с гиперактивным ребенком».
4. Сообщение педагога-психолога на тему: «Рекомендации воспитывающим взрослым».
5. Подведение итогов. Рефлексия. «Минута благодарности».
Ход семинара-практикума:
1. Приветствие. «Взаимные приветствия».
Педагог-психолог: - У меня сегодня замечательное настроение, и я очень хочу с вами им поделиться. Давайте улыбнемся друг другу, и каждый пожелает всем что-нибудь приятное. Я хочу пожелать здоровья Вам и вашим близким, взаимопонимания и семейного благополучия!
Педагоги высказывают свои пожелания, передавая сердечко.
- Спасибо, что нашли время и пришли на нашу встречу. Сегодня мы с вами поговорим о гиперактивных детях, поучимся взаимодействовать с ними и играть.
2. Сообщение педагога-психолога на тему: «Гиперактивный ребенок в детском саду».
Педагог-психолог: Если задуматься, что означает термин «гиперактивный», то из самого слова следует: «активный» - деятельный, действенный; «гипер» - превышение нормы.
Педагог-психолог: Таких детей часто называют: «подвижные», «вулканчик», «норовистые», «импульсивные», «шустрики», «вечный двигатель», «моторчик на ножках» и т. п.
Педагог-психолог: Гиперактивных детей отличает чрезмерная двигательная активность, импульсивность, они почти всегда возбуждены, непоседливы, невнимательны. С ними трудно и воспитателям, и родителям.
Как правило, беспокойство проявляется достаточно рано. Отмечая активное поведение детей в 2-3 года, родители часто объясняют это живостью характера, шаловливостью и особенностями воспитания. Однако как только они сталкиваются с необходимостью соблюдения ребенком режима дня, расписания занятий, правил поведения, начинаются проблемы и конфликты.
Слабая концентрация внимания, неусидчивость и отвлекаемость, неумение сосредоточиться и довести начатое дело до конца – нередко эти проблемы принимают драматический характер, особенно на этапе подготовки к школе. Неудачи, неумение регулировать поведение и недовольство взрослых еще больше осложняют ситуацию, ухудшают состояние ребенка.
Одно из главных проявлений СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью) – нарушение внимания. Эти нарушения не очень заметны в младшем дошкольном возрасте, но на систематических занятиях при подготовке к школе проявляются сразу. Невнимательность дает о себе знать и во время коллективных игр, непоседам они быстро надоедают. С другой стороны, во время любимых занятий и игр, с которыми удается успешно справляться, они могут подолгу удерживать свое внимание.
Импульсивность также проявляется у гиперактивных детей в самых разных ситуациях. Они нетерпеливы, бурно выражают свои эмоции, на занятиях могут перебивать других детей или невпопад отвечать на вопросы, не выслушав их до конца. Дети с СДВГ, как правило, более разговорчивы, чем сверстники и стремятся к социальному взаимодействию. Но при этом они часто неадекватны, не понимают ситуации, обижаются и злятся. Их поведение сложно предсказуемо, они склонны к конфликтам, поэтому им трудно общаться со сверстниками. Кроме того, у таких детей может быть нарушена грамматическая структура речи. Они торопятся высказаться, из-за чего их речь плохо воспринимается, поэтому сложно понять, чего они хотят, когда говорят.
Особенности поведения ребенка с диагнозом СДВГ вы можете посмотреть в буклете, который я для вас подготовила.
Для того чтобы вы имели представление о том, какие нарушения поведения ребенка указывают на невнимательность, гиперактивность и импульсивность, приведем классические описания этих симптомов.
СИМПТОМ | ||
невнимательности | гиперактивности | импульсивности |
*недостаточно внимателен к деталям; *с трудом удерживает внимание; *создается впечатление, что он не слушает говорящего; *имеет трудности организации; *избегает выполнения задания; *теряет предметы; *отвлекается на внешние раздражители; *забывчив. | *не может усидеть на месте, когда это требуется; *шумно играет; *чрезмерно разговорчив. | *быстро дает ответы на вопросы, иногда не дождавшись их окончания; *проявляет нетерпение, когда приходится ждать своей очереди; *прерывает и вмешивается в чужие разговоры. |
Диагноз СДВГ ставится, если не менее 8 из перечисленных симптомов проявляются в поведении ребенка постоянно в течение полугода.
Педагог-психолог: С каждым годом гиперактивных детей становится все больше и больше и, к сожалению, взрослые не готовы не только понять причины подобных проблем и проявить к ним терпение, но и взять на себя ответственность за их состояние и поведение. В социальном, личностном и эмоциональном развитии гиперактивных детей отмечается ряд проблем, которые необходимо учитывать при их подготовке к школе. Залогом успешного формирования всех школьно значимых функций у гиперактивных детей является развитие произвольной регистрации деятельности. Так как в дошкольном возрасте основной вид деятельности – это игра, то развитие произвольности действий легче осуществлять игровыми методами.
3. Практикум с педагогами: «Игры для гиперактивных детей».
Каким должно быть содержание этих игр? Прежде всего, это игры, непосредственно направленные на обогащение эмоциональных ощущений, рассчитанные на то, чтобы рассмешить, удивить, успокоить и т.п.
Например, можно использовать игру «Расскажи стихи руками», когда взрослый и ребенок по очереди и вместе пытаются различными движениями рук с использованием мимики показать содержание стихотворения. Или игры на согласованность совместных движений типа «Пилка дров», «Насос», «Кузница».
Игра «Пилка дров», «Кузница»: Предложить педагогам поиграть в игры «Пилка дров», «Кузница», для этого приглашается несколько пар участников игры.
Можно использовать игровые упражнения типа «Попробуй показать, попробуй угадать», главным содержанием которых является изображение различных предметов и действий с ними.
Игра «Попробуй показать, попробуй угадать»: педагогам раздаются карточки-задания.
- Угадать действие: показ «Ем лимон», «Играю в футбол».
- Показать действие: «Несу тяжелый чемодан», «Прыгаю через скакалку», «Срываю и нюхаю цветок».
Эти упражнения не только обогатят ребенка разнообразными эмоциональными ощущениями, но и будут способствовать развитию воображения. Очень полезно совместное сочинение сказок, стихов, рассказов.
Поскольку для гиперактивных детей характерны некоторые нарушения внимания и самоконтроля, важно проводить с ними простые игры на развитие данных функций, например «Лабиринт», «Что изменилось», «Чем похожи, чем непохожи», «Найди «лишнее».
Для упорядочения реакции при восприятии инструкций и развития умений удерживать цель подойдут игры типа «Успевай-ка». Содержание игры сводится к тому, что взрослый договаривается с ребенком о том, что будет, допустим, называть цифры, а тот должен следить и сказать «Стоп», если произнесена условленная цифра, например «7». Можно усложнять правила: «Стоп» говорить только в том случае, если перед цифрой «7» называлась цифра «6». Поддержать интерес ребенка к данной игре можно, заменив слуховой материал на зрительный. По этому же принципу построены игры «Запрещенное движение», «Да» и «Нет» не говорите», «Пол, нос, потолок», в которых предусмотрены правила ограничения некоторых действий ребенка.
Игра «Четыре стихии»: Предлагаю поиграть в подобную игру «Четыре стихии»: показ движений на команды «огонь», «вода», «небо», «земля». Затем выбирается запрещенное движение, ведущий пытается запутать игроков.
Игры помогают снять напряжение, как у ребенка, так и у взрослого, приблизить их друг к другу, почувствовать желания и потребности друг друга – одним словом, наладить нормальную эмоционально насыщенную жизнь ребенка в ДОУ и семье.
Педагогам предлагается по их желанию провести на взрослой аудитории игры, рекомендуемые для работы с гиперактивными детьми.
4. Сообщение педагога-психолога на тему: «Рекомендации воспитывающим взрослым».
Педагог-психолог: При воспитании гиперактивного ребенка взрослые должны избегать двух крайностей:
- проявления чрезмерной жалости и вседозволенности;
- постановка завышенных требований в сочетании с излишней пунктуальностью и жестокостью.
Педагог-психолог: Рекомендации воспитывающим взрослым можно разделить на 3 группы. Во первых, внешняя сторона поведения близких ребенку людей: - сдерживать свои бурные аффекты; - воспитывать в себе интерес к глубокому познанию ребенка; - избегать категоричных слов, выражений, следить за своей речью.
Гиперактивные дети, как правило, имеют большой опыт неудач, конфликтов, трудностей общения как со сверстниками, так и со взрослыми. Хвалят их гораздо реже, чем других детей. Поэтому они особенно чувствительны к критике и вообще к эмоциональной окраске обращенной к ним речи. Для них важно не столько то, что говорится, сколько то, как это говорится. Даже критика должна быть позитивной. В разговоре с гиперактивным ребенком недопустимы унижение, грубость, злость.
Педагог-психолог: Во-вторых, организация среды и окружающей обстановки. Задача взрослых при работе с гиперактивным ребенком состоит в том, чтобы эффективно организовать его деятельность. При этом необходимы спокойная обстановка, отсутствие отвлекающих факторов, индивидуальный режим работы, точное пошаговое объяснение задания. Принцип работы с такими детьми на первый взгляд прост: необходимо проявлять терпение и спокойствие.
Педагог-психолог: В-третьих, активное эмоциональное взаимодействие. Взрослому ни в коем случае нельзя говорить между делом, раздраженно, показывая своим видом, что ребенок отвлекает его от более важных дел, чем общение с ним. Ребенок должен чувствовать внимание и заинтересованность им. При этом необходимо помнить, что важны не только слова, но и тон, мимика, жесты. В них не должно быть признаков недовольства, раздражения, нетерпения. Следует поощрять ребенка в ходе разговора, показывая, что то, о чем он говорит, интересно, важно. Не нужно оставлять без внимания его просьбы. Если их нельзя выполнить по какой-то причине, не следует отмалчиваться или ограничиваться «нет». Лучше объяснить, почему они невыполнимы.
5. Подведение итогов.
«…Норовистые дети похожи на розы – им нужен особый уход. И иногда поранишься о шипы, чтобы увидеть их красоту» (Мэри Ш. Курчинка)
Гиперактивность проходит к подростковому возрасту, а то и раньше. Очень важно, чтобы ребенок к этому периоду подошел без груза отрицательных эмоций, навешивания ярлыков, без комплекса неполноценности. А это во многом зависит от педагогов ДОУ, работающих с ребенком.
Минута благодарности. Рефлексия: - Хочу выразить всем присутствующим коллегам благодарность за участие и внимание. Хотелось бы узнать ваше мнение о прошедшем семинаре: если вы считаете, что время было потрачено не зря, вы узнали что-то новое, получили удовольствие и удовлетворение от общения — поднимите, пожалуйста, бабочку голубого цвета. Если же вы считаете, что время было потрачено зря — красного. Спасибо за внимание и до следующих встреч!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов по теме: "Адаптация ребенка к детскому саду".
В данной консультации раскрываются аспекты понятия "адаптация", рассматриваются фазы адаптационного процесса, степени тяжести адаптационного периода и т.д. Также представлен перечень игр, направленных...
Деловая игра для педагогов "Гиперактивный ребенок в детском саду"
Материал включает в себя: конспект игры, памятку для педагогов, презентацию, игры для детей с признаками СДВГ...
Консультация для педагогов ДОУ Тема: «Права ребенка в детском саду»
Консультация для педагогов ДОУ Тема: «Права ребенка в детском саду»...
Семинар-практикум для педагогов ДОУ. Тема: «Театральная деятельность в детском саду – вопросы, проблемы и пути их разрешения»
Цель: обратить внимание административного состава дошкольного образовательного учреждения на проблемы организации работы по театральной деятельности в детском саду. Задачи: 1. создать условия для ак...
Семинар-практикум психолога для педагогов "Работаем с гиперактивными детьми"
Что такое гиперактивность?“Гипер...” — (от греч. Hyper — над, сверху) — составная часть сложных слов, указывающая на превышение нормы. Слово “активный” пришло...
Консультация на тему: "Гиперактивный ребенок в детском саду и дома"
Консультация на тему: "Гиперактивный ребенок в детском саду и дома"...
Семинар-практикум для педагогов Тема: «Гиперактивный ребёнок в детском саду»
Цель: повышение компетентности педагогов в вопросах взаимодействия с гиперактивными детьми....