Семинар-практикум для педагогов на тему:"Гиперактивный ребенок в детском саду"
учебно-методический материал по коррекционной педагогике

Эклер Елена Владимировна

Семинар-практикум позволяет систематизировать знания педагогов об особенностях поведения гиперактивных детей дошкольного возраста, о способах и принципах взаимодействия воспитывающих взрослых в условиях ДОУ, в семье, а также знакомит с играми для детей с СДВГ. Данный материал будет интересен работникам докольного образования: педагогам-психологам, воспитателям, старшим воспитателям, а также родителям гиперактивных детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида №72 городского поселения Петров Вал

 Камышинского муниципального района Волгоградской области

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ НА ТЕМУ:

«ГИПЕРАКТИВНЫЙ РЕБЕНОК В ДЕТСКОМ САДУ»

                                                    Педагог-психолог

Эклер Елена Владимировна

                                                                        высшая квалификационная категория

Цель: систематизировать знания педагогов об особенностях поведения гиперактивных детей дошкольного возраста, о способах и принципах взаимодействия воспитывающих взрослых в условиях ДОУ, в семье, познакомить с играми для детей с СДВГ.

Предварительная работа: раздача педагогам буклетов «Гиперактивный ребенок», «Игры для гиперактивных детей».

План проведения:

1. Приветствие. «Взаимные приветствия».

2. Сообщение педагога-психолога на тему: «Гиперактивный ребенок в детском саду».

3. Практикум с педагогами: «Игры с гиперактивным ребенком».  

4. Сообщение педагога-психолога на тему: «Рекомендации воспитывающим взрослым».

5. Подведение итогов. Рефлексия. «Минута благодарности».

Ход семинара-практикума:

1. Приветствие. «Взаимные приветствия».

Педагог-психолог: - У меня сегодня замечательное настроение, и я очень хочу с вами им поделиться. Давайте улыбнемся друг другу, и каждый пожелает всем что-нибудь приятное. Я хочу пожелать здоровья Вам и вашим близким, взаимопонимания и семейного благополучия!

Педагоги высказывают свои пожелания, передавая сердечко.

- Спасибо, что нашли время и пришли на нашу встречу. Сегодня мы с вами поговорим о гиперактивных детях, поучимся взаимодействовать с ними и играть.

2. Сообщение педагога-психолога на тему: «Гиперактивный ребенок в детском саду».

Педагог-психолог:        Если задуматься, что означает термин «гиперактивный», то из самого слова следует: «активный» - деятельный, действенный; «гипер» - превышение нормы.        

Педагог-психолог:         Таких детей часто называют: «подвижные», «вулканчик», «норовистые», «импульсивные», «шустрики», «вечный двигатель», «моторчик на ножках» и т. п.

Педагог-психолог:        Гиперактивных детей отличает чрезмерная двигательная активность, импульсивность, они почти всегда возбуждены, непоседливы, невнимательны. С ними трудно и воспитателям, и родителям.    

        Как правило, беспокойство проявляется достаточно рано. Отмечая активное поведение детей в 2-3 года, родители часто объясняют это живостью характера, шаловливостью и особенностями воспитания. Однако как только они сталкиваются с необходимостью соблюдения ребенком режима дня, расписания занятий, правил поведения, начинаются проблемы и конфликты.

        Слабая концентрация внимания, неусидчивость  и отвлекаемость, неумение сосредоточиться и довести начатое дело до конца – нередко эти проблемы принимают драматический характер, особенно на этапе подготовки к школе. Неудачи, неумение регулировать поведение и недовольство взрослых еще больше осложняют ситуацию, ухудшают состояние ребенка.       

        Одно из главных проявлений СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью) – нарушение внимания. Эти нарушения не очень заметны в младшем дошкольном возрасте, но на систематических занятиях при подготовке к школе проявляются сразу. Невнимательность дает о себе знать и во время коллективных игр, непоседам они быстро надоедают. С другой стороны, во время любимых занятий и игр, с которыми удается успешно справляться, они могут подолгу удерживать свое внимание.

        Импульсивность также проявляется у гиперактивных детей в самых разных ситуациях. Они нетерпеливы, бурно выражают свои эмоции, на занятиях могут перебивать других детей или невпопад отвечать на вопросы, не выслушав их до конца. Дети с СДВГ, как правило, более разговорчивы, чем сверстники и стремятся к социальному взаимодействию. Но при этом они часто неадекватны, не понимают ситуации, обижаются и злятся. Их поведение сложно предсказуемо, они склонны к конфликтам, поэтому им трудно общаться со сверстниками. Кроме того, у таких детей может быть нарушена грамматическая структура речи. Они торопятся высказаться, из-за чего их речь плохо воспринимается, поэтому сложно понять, чего они хотят, когда говорят.

        Особенности поведения ребенка с диагнозом СДВГ вы можете посмотреть в буклете, который я для вас подготовила.

        Для того чтобы вы имели представление о том, какие нарушения поведения ребенка указывают на невнимательность, гиперактивность и импульсивность, приведем классические описания этих симптомов.

СИМПТОМ

невнимательности

гиперактивности

импульсивности

*недостаточно внимателен к деталям;

*с трудом удерживает внимание;

*создается впечатление, что он не слушает говорящего;

*имеет трудности организации;

*избегает выполнения задания;

*теряет предметы;

*отвлекается на внешние раздражители;

*забывчив.

*не может усидеть на месте, когда это требуется;

*шумно играет;

*чрезмерно разговорчив.

*быстро дает ответы на вопросы, иногда не дождавшись их окончания;

*проявляет нетерпение, когда приходится ждать своей очереди;

*прерывает и вмешивается в чужие разговоры.

Диагноз СДВГ ставится, если не менее 8 из перечисленных симптомов проявляются в поведении ребенка постоянно в течение полугода.

Педагог-психолог:        С каждым годом гиперактивных детей становится все больше и больше и, к сожалению, взрослые не готовы не только понять причины подобных проблем и проявить к ним терпение, но и взять на себя ответственность за их состояние и поведение. В социальном, личностном и эмоциональном развитии гиперактивных детей отмечается ряд проблем, которые необходимо учитывать при их подготовке к школе.         Залогом успешного формирования всех школьно значимых функций у гиперактивных детей является развитие произвольной регистрации деятельности. Так как в дошкольном возрасте основной вид деятельности – это игра, то развитие произвольности действий легче осуществлять игровыми методами.

3. Практикум с педагогами: «Игры для гиперактивных детей».

         Каким должно быть содержание этих игр? Прежде всего, это игры, непосредственно направленные на обогащение эмоциональных ощущений, рассчитанные на то, чтобы рассмешить, удивить, успокоить и т.п.
        Например, можно использовать игру
«Расскажи стихи руками», когда взрослый и ребенок по очереди и вместе пытаются различными движениями рук с использованием мимики показать содержание стихотворения. Или игры на согласованность совместных движений типа «Пилка дров», «Насос», «Кузница».

         Игра «Пилка дров», «Кузница»: Предложить педагогам поиграть в игры «Пилка дров», «Кузница», для этого приглашается несколько пар участников игры.

                 Можно использовать игровые упражнения типа «Попробуй показать, попробуй угадать», главным содержанием которых является изображение различных предметов и действий с ними.

         Игра «Попробуй показать, попробуй угадать»: педагогам раздаются карточки-задания.

 - Угадать действие: показ «Ем лимон», «Играю в футбол».

- Показать действие: «Несу тяжелый чемодан», «Прыгаю через скакалку», «Срываю и нюхаю цветок».

                Эти упражнения не только обогатят ребенка разнообразными эмоциональными ощущениями, но и будут способствовать развитию воображения. Очень полезно совместное сочинение сказок, стихов, рассказов.

         Поскольку для гиперактивных детей характерны некоторые нарушения внимания и самоконтроля, важно проводить с ними простые игры на развитие данных функций, например «Лабиринт», «Что изменилось», «Чем похожи, чем непохожи», «Найди «лишнее». 
        Для упорядочения реакции при восприятии инструкций и развития умений удерживать цель подойдут игры типа
«Успевай-ка». Содержание игры сводится к тому, что взрослый договаривается с ребенком о том, что будет, допустим, называть цифры, а тот должен следить и сказать «Стоп», если произнесена условленная цифра, например «7». Можно усложнять правила: «Стоп» говорить только в том случае, если перед цифрой «7» называлась цифра «6». Поддержать интерес ребенка к данной игре можно, заменив слуховой материал на зрительный. По этому же принципу построены игры «Запрещенное движение», «Да» и «Нет» не говорите», «Пол, нос, потолок», в которых предусмотрены правила ограничения некоторых действий ребенка.

         Игра «Четыре стихии»: Предлагаю поиграть в подобную игру «Четыре стихии»: показ движений на команды «огонь», «вода», «небо», «земля». Затем выбирается запрещенное движение, ведущий пытается запутать игроков.

                Игры помогают снять напряжение, как у ребенка, так и у взрослого, приблизить их друг к другу, почувствовать желания и потребности друг друга – одним словом, наладить нормальную эмоционально насыщенную жизнь ребенка в ДОУ и семье.

                Педагогам предлагается по их желанию провести на взрослой аудитории игры, рекомендуемые для работы с гиперактивными детьми.

4. Сообщение педагога-психолога на тему: «Рекомендации воспитывающим взрослым».

Педагог-психолог:        При воспитании гиперактивного ребенка взрослые должны избегать двух крайностей:

  • проявления чрезмерной жалости и вседозволенности;
  • постановка завышенных требований в сочетании с излишней пунктуальностью и жестокостью.                 

Педагог-психолог:        Рекомендации воспитывающим взрослым можно разделить на 3 группы. Во первых, внешняя сторона поведения близких ребенку людей: - сдерживать свои бурные аффекты; - воспитывать в себе интерес к глубокому познанию ребенка; - избегать категоричных слов, выражений, следить за своей речью.

        Гиперактивные дети, как правило, имеют большой опыт неудач, конфликтов, трудностей общения как со сверстниками, так и со взрослыми. Хвалят их гораздо реже, чем других детей. Поэтому они особенно чувствительны к критике и вообще к эмоциональной окраске обращенной к ним речи. Для них важно не столько то, что говорится, сколько то, как это говорится. Даже критика должна быть позитивной. В разговоре с гиперактивным ребенком недопустимы унижение, грубость, злость.         

Педагог-психолог:        Во-вторых, организация среды и окружающей обстановки. Задача взрослых при работе с гиперактивным ребенком состоит в том, чтобы эффективно организовать его деятельность. При этом необходимы спокойная обстановка, отсутствие отвлекающих факторов, индивидуальный режим работы, точное пошаговое объяснение задания. Принцип работы с такими детьми на первый взгляд прост: необходимо проявлять терпение и спокойствие.

Педагог-психолог:  В-третьих, активное эмоциональное взаимодействие. Взрослому ни в коем случае нельзя говорить между делом, раздраженно, показывая своим видом, что ребенок отвлекает его от более важных дел, чем общение с ним. Ребенок должен чувствовать внимание и заинтересованность им. При этом необходимо помнить, что важны не только слова, но и тон, мимика, жесты. В них не должно быть признаков недовольства, раздражения, нетерпения. Следует поощрять ребенка в ходе разговора, показывая, что то, о чем он говорит, интересно, важно. Не нужно оставлять без внимания его просьбы. Если их нельзя выполнить по какой-то причине, не следует отмалчиваться или ограничиваться «нет». Лучше объяснить, почему они невыполнимы.

5. Подведение итогов.

 «…Норовистые дети похожи на розы – им нужен особый уход. И иногда поранишься о шипы, чтобы увидеть их красоту» (Мэри Ш. Курчинка)

Гиперактивность проходит к подростковому возрасту, а то и раньше. Очень важно, чтобы ребенок к этому периоду подошел без груза отрицательных эмоций, навешивания ярлыков, без комплекса неполноценности. А это во многом зависит от педагогов ДОУ, работающих с ребенком.

Минута благодарности. Рефлексия:  - Хочу выразить всем присутствующим коллегам благодарность за участие и внимание. Хотелось бы узнать ваше мнение о прошедшем семинаре: если вы считаете, что время было потрачено не зря, вы узнали что-то новое, получили удовольствие и удовлетворение от общения — поднимите, пожалуйста, бабочку голубого цвета. Если же вы считаете, что время было потрачено зря — красного. Спасибо за внимание и до следующих встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов по теме: "Адаптация ребенка к детскому саду".

В данной консультации раскрываются аспекты понятия "адаптация", рассматриваются фазы адаптационного процесса, степени тяжести адаптационного периода и т.д. Также представлен перечень игр, направленных...

Деловая игра для педагогов "Гиперактивный ребенок в детском саду"

Материал включает в себя: конспект игры, памятку для педагогов, презентацию, игры для детей с признаками СДВГ...

Консультация для педагогов ДОУ Тема: «Права ребенка в детском саду»

Консультация для педагогов ДОУ Тема: «Права ребенка в детском саду»...

Семинар-практикум для педагогов ДОУ. Тема: «Театральная деятельность в детском саду – вопросы, проблемы и пути их разрешения»

Цель: обратить внимание административного состава дошкольного образовательного учреждения на проблемы организации работы по театральной деятельности в детском саду. Задачи: 1. создать условия для ак...

Семинар-практикум психолога для педагогов "Работаем с гиперактивными детьми"

Что такое гиперактивность?“Гипер...” — (от греч. Hyper — над, сверху) — составная часть сложных слов, указывающая на превышение нормы. Слово “активный” пришло...

Консультация на тему: "Гиперактивный ребенок в детском саду и дома"

Консультация на тему: "Гиперактивный ребенок в детском саду и дома"...

Семинар-практикум для педагогов Тема: «Гиперактивный ребёнок в детском саду»

Цель: повышение компетентности педагогов в вопросах взаимодействия с гиперактивными детьми....