Консультация для педагогов "Взаимодействие с гиперактивным ребенком"
консультация по психологии
Непоседа, моторчик, вечный двигатель ... Он слишком подвижный, импульсивный, несобранный..., но не следует забывать, что он ещё и веселый, добрый, любопытный, сообразительный. Но он нуждается в помощи взрослых. Как педагогам взаимодействовать с гиперактивными детьми рассказывается в данной консультации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimodeystvie_s_giperaktivnym_rebenkom.docx | 135.14 КБ |
Предварительный просмотр:
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области
средняя общеобразовательная школа № 1 «Образовательный центр»
имени 21 армии Вооруженных сил СССР п.г.т. Стройкерамика
муниципального района Волжский Самарской области
(ГБОУ СОШ №1 ОЦ п.г.т. Стройкерамика)
структурное подразделение Детский сад «Солнышко»
Консультация для воспитателей
«Взаимодействие
с гиперактивным ребенком»
Подготовила:
педагог-психолог
ГБОУ СОШ №1 «ОЦ»
п.г.т. Стройкерамика
СП Детский сад «Солнышко»
Полева Г.П.
Взаимодействие с гиперактивным ребенком.
1. Причины возникновения СДВГ.
Уважаемые педагоги! Предположим, что гиперактивного ребенка зовут Матвей, а в а в его поведении выявлены следующие проблемы: суетливость, неусидчивость, невнимательность и чрезмерная эмоциональность, а в медицинской карте установлен диагноз – СДВГ, хотя данный диагноз невролога может быть и не указан в карте.
Почему он такой? Просто непослушный, избалованный? Нет, дело в другом. Он «заложник» своего поведения, спровоцированного особенностями нервной системы.
Причинами появления синдрома дефицита внимания с гиперактивностью называют явления раннего органического поражения мозга в период внутриутробного развития и в первые месяцы жизни ребенка, а с 2 до 6 лет – социальные факторы (сенсорная и когнитивная депривация, эмоциональная холодность родителей, алкоголизм и курение родителей). Есть предположение, что употребление в пищу ароматизаторов, пищевых добавок, чрезмерное потребление сахара и сахарозы также способствует развитию данного синдрома. При сочетании биологических и социальных групп факторов риск возникновения СДВГ значительно повышается.
Следует помнить, что данный диагноз может быть поставлен только неврологом, а никак ни педагогом.
2. Правила взаимодействия с гиперактивным ребенком.
Непоседа, моторчик, вечный двигатель - все эти определения подходят Матвею. Он слишком подвижный, импульсивный, несобранный..., но не следует забывать, что он ещё и веселый, добрый, любопытный, сообразительный. Он нуждается в помощи взрослых. Одна из основателей детской психологии в нашей стране М.И. Лисина писала: «Ребенок не может стать нормальным, полноценным человеком, если он не получает достаточного внимания и заботы со стороны взрослых». Ребенку с СДВГ необходимо помочь реализоваться, а не разозлиться на весь мир.
Как это сделать?
Во-первых, если вы подозреваете у ребенка СДВГ, деликатно индивидуально поговорите с родителями данного ребенка об особенностях его поведения (в целях оказания ребенку помощи в его развитии, а не для «выговаривания» своего недовольства плохим поведением ребенка). Посоветуйте родителям обратиться за консультацией к психологу по поводу особенностей поведения ребенка.
Важным моментом во взаимодействии с гиперактивным ребенком является соблюдение четко сформулированных, понятных правил работы:
Правило 1. Не ожидайте всего сразу. Начинать надо с тренировки только одной функции (например, только внимания, при этом вы должны быть терпимы к ёрзанью на стуле или перебиранию всех предметов на столе в процессе работы). Помните, если вы одергиваете ребенка, то усилия переключаются на контроль своих действий, а сконцентрироваться на задании ему уже будет трудно. Только через продолжительное время ваших совместных усилий можно начинать требовать не только внимания, но и общепринятого поведения во время занятия.
Правило 2. Предупреждайте переутомление и перевозбуждение ребенка: вовремя переключайте его на другие виды занятий, но не слишком часто. Во время занятий устраивайте минутки активного отдыха с легкими физическими упражнениями и релаксацией. Также педагогу можно договариваться с ребенком заранее, подготавливая его к смене рода занятий. Например, за несколько минут до окончания времени выполнения какого-либо задания можно предупредить: «Осталось три минуты».
Правило 3. В процессе обучения, особенно на первых порах, ребенку очень трудно одновременно выполнять задание и следить за аккуратностью. Поэтому в начале работы педагог может понизить требовательность к аккуратности. Это позволит сформировать чувство успеха (а как следствие - повысить познавательную, учебную мотивацию). Ребенку необходимо получать удовольствие от выполнения задания, у него должна повышаться самооценка.
Правило 4. Так как ребенку сложно контролировать себя, то он нуждается во внешнем контроле. Очень важно, чтобы взрослые при выставлении внешних рамок из «можно» и «нельзя» были последовательны. Также необходимо учитывать, что ребенок не способен долго ждать, поэтому все наказания и поощрения должны появляться вовремя. Пусть это будет доброе слово или условный жетон, но их передача ребенку должна являться достаточно быстрым проявлением вашего одобрения его действий.
Рекомендации:
· Хорошее поведение и успехи в любой деятельности вознаграждайте. Не жалейте устно похвалить ребенка, если он успешно справился даже с небольшим заданием.
· Необходимо направлять лишнюю энергию в полезное русло.
· Ребенок должен находиться перед глазами педагога, так как ребенку должна быть предоставлена возможность быстро обращаться к педагогу за помощью в случаях затруднений.
· Повышайте мотивацию, используйте в процессе обучения элементы игры, соревнования. Избегайте монотонной деятельности. Рекомендуемая частая смена деятельности.
· Давайте задание в соответствии с рабочим темпом и способностями ребенка. Избегайте предъявления завышенных или заниженных требований.
· Создавайте ситуации успеха, в которых ребенок имел бы возможность проявить свои сильные стороны.
· Обучайте необходимым социальным нормам и навыкам общения.
· Поощряйте позитивные поступки ребенка. Стройте процесс воспитания и обучения на положительных эмоциях. Помните, что с таким ребенком необходимо договариваться, а не стараться сломать его.
· Помните, что положительные изменения наступят не так, быстро, как хотелось бы. Улучшение состояния ребенка зависит не только от специальной коррекции, но и от спокойного и последовательного отношения к нему.
Общение для ребенка с СДВГ с взрослыми является главным и решающим условием становления всех его психических способностей и качеств: мышлений, речи, самооценки, эмоциональной сферы, воображения и пр.
От вашего отношению к нему, от количества общения зависит и уровень развития его способностей, и характер, и само будущее. Помните об этом!
Успеха и терпения в вашем нелегком труде!
Упражнения для работы с гиперактивными детьми
Упражнение 1. «Черепаха»
Направлено на обучение навыку контролировать свои движения.
Дети располагаются вдоль стены помещения. Взрослый, стоя у противоположной стены, говорит: «Представьте себе, что все мы – черепахи. Я – большая черепаха, а вы – маленькие черепашки. Я пригласила вас в гости на день рождения. Я жду вас в гости. Но вот беда: праздничный торт еще не готов. По моей команде вы пойдете ко мне, нигде не останавливаясь. Помните: вы – черепахи и должны идти как можно медленнее, чтобы дойти только в тот момент, когда торт будет уже готов». Взрослый следит, чтобы никто не останавливался и не спешил. Через 2–3 минуты он дает новый сигнал, по которому все «замирают». Побеждает тот, кто оказался дальше всех от черепахи именинницы.
Упражнение можно повторить несколько раз. Затем взрослый обсуждает с группой в кругу, трудно ли им было двигаться медленно и что им помогло выполнить инструкцию.
Упражнение 2. «Ты не одинок»
Направлено на развитие эмпатии, способности получать удовольствие от взаимодействия со взрослым.
Упражнение рассчитано на участие в нем родителей вместе с детьми, особенно при занятиях с малышами (возраст детей может быть от полутора лет).
Занятие проводится в кругу на ковриках, взрослый сидит позади ребенка. Участники упражнения здороваются друг с другом следующим образом. Взрослый берет попеременно руки и ноги ребенка и выполняет ими любые плавные движения, имитируя жесты приветствия. Затем участники сдвигаются к центру круга.
По кругу передается мяч или любая игрушка. Родитель, сидящий за ребенком, может передавать мяч вместе с ребенком, держа его руки в своих. Поскольку круг совсем небольшой, мяч очень скоро возвращается к малышу, и он учится отдавать его без сожаления, тем более что за спиной он ощущает поддержку взрослого, который может комментировать все, что ребенок делает, при этом поглаживая малыша по спинке, по головке. Затем родители вместе с детьми ложатся на ковер и продолжают под музыку двигаться (перекатываться, ползать, «бороться»). Если дети маленькие, то родители могут положить их себе на живот и выполнять произвольные движения и поглаживания. Как правило, дети быстро успокаиваются, ощущают безопасность, расслабляются, доверяют себя взрослому.
Упражнение 3. «Что нового»
Направлено на развитие умения концентрировать внимание на деталях.
Взрослый рисует мелом на доске любую геометрическую фигуру. К доске по очереди подходят дети и пририсовывают какие либо детали, создавая картинку. Пока один ребенок находится у доски, остальные закрывают глаза и, открывая их по команде взрослого, говорят, что изменилось. По мере усложнения рисунка искать новые детали становится труднее и интереснее.
Упражнение 4. «Послушай тишину»
Направлено на развитие внимания, умения владеть собой.
По первому сигналу взрослого дети начинают бегать по комнате, кричать, стучать и т. д. По второму сигналу они должны быстро сесть на стулья и прислушаться к тому, что происходит кругом. Затем дети по кругу (или по желанию) рассказывают, какие звуки они услышали.
Упражнение 5. «Сделай так»
Направлено на развитие мышечного контроля, умения владеть собой.
На столе у взрослого разложены карточки с изображением человечков, выполняющих различные движения. Взрослый показывает детям карточки и объясняет, какие действия изображены на каждой из них. Затем взрослый говорит: «По моему сигналу все подойдут к столу и возьмут по одной карточке. Я буду считать до десяти, а вы в это время будете выполнять то, что изображает человечек на выбранной вами картинке. Тот, кто возьмет карточку с сидящей на стуле фигуркой, должен сесть на стул, кому достанется карточка с танцующей фигуркой, должен танцевать, и т. д.». На счет «10» все замирают на несколько секунд до сигнала взрослого, после чего меняются карточками и повторяют упражнение.
Упражнение 6. «Говори!»
Направлено на развитие умения контролировать импульсивные действия.
«Ребята, я буду задавать вам простые и сложные вопросы. Но отвечать на них будет только один из вас и только тогда, когда я дам команду: „Говори!“ Давайте потренируемся: „Какое сейчас время года?“ (взрослый делает паузу) „Говори!“; „Какого цвета у нас в группе потолок?“… „Говори!“; „Какой сегодня день недели?“… „Говори!“; „Сколько будет два плюс три?“ и т. д.
Упражнение можно проводить как с группой детей, так и индивидуально.
Упражнение 7. «Броуновское движение»
Направлено на развитие распределения внимания.
Дети встают в круг. Правила игры: мячи не должны останавливаться и выкатываться за пределы круга, их можно толкать ногой или рукой. Взрослый один за другим вкатывает в центр круга теннисные мячики, постепенно усложняя задачу. Смысл игры – установить командный рекорд по количеству мячей в круге.
Упражнение 8. «Колпак мой треугольный»
Направлено на обучение концентрации внимания, управлению движениями, контролю своего поведения, способствует осознанию ребенком своего тела.
Сидя в кругу, все по очереди, начиная со взрослого, произносят по одному слову из фразы: «Колпак мой треугольный, треугольный мой колпак. А если не треугольный, то это не мой колпак». Во втором кругу фраза повторяется снова, но дети, которым выпадет говорить слово «колпак», заменяют его жестом (например, 2 легких хлопка ладошкой по своей голове). В следующий раз уже заменяются 2 слова: слово «колпак» и слово «мой» (показать рукой на себя). В каждом последующем кругу участники произносят на одно слово меньше, а «показывают» на одно больше. В завершающем кругу всю фразу изображают только жестами.
Упражнение 9. «Поймай колокольчик»
Направлено на развитие слухового восприятия.
Все садятся в круг, одного из детей выбирают водящим. Если желающих водить нет, эту роль выполняет взрослый. Водящему завязывают глаза, а колокольчик передают по кругу. Задача водящего – поймать человека с колокольчиком. Перебрасывать колокольчик друг другу нельзя.
Упражнение 10. «Морские волны»
Направлено на развитие способности переключать внимание с одного вида деятельности на другой, снятие мышечного и эмоционального напряжения.
Это упражнение особенно рекомендуется для снятия напряжения в классе.
По команде «Штиль!» все дети замирают. По команде «Волны» дети по очереди встают – сначала те, кто сидит за первыми партами, через 2–3 секунды поднимаются сидящие за вторыми и т. д. Когда очередь доходит до последних парт, все дети вместе хлопают в ладоши, после чего садятся в той же последовательности, начиная с первых парт. По команде «Шторм» упражнение выполняется в быстром темпе – дети не ждут 2–3 секунды, а быстро встают друг за другом и так же быстро садятся. Закончить игру надо командой «Штиль».
При занятиях в группе дети сидят на стульях, выстроенных в колонну, один за другим.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности гиперактивных детей. Принципы взаимодействия с гиперактивным ребенком. Памятка «Как реагировать на сложные ситуации возникающие с гиперактивным ребенком».
Особенности гиперактивных детей. Принципы взаимодействия с гиперактивным ребенком. Памятка «Как реагировать на сложные ситуации возникающие с гиперактивным ребенком»....
Консультация для родителей имеющие гиперактивного ребенка.
Основные признаки гиперактивного ребенка. Что родителям следует избегать в воспитании. Тактика коррекции гиперактивного поведения ребенка....
Консультация на тему: Воспитание гиперактивного ребенка.
Серия консультаций на тему: Ребенок. Трудности воспитания.Тема: Воспитание гиперактивного ребенка....
Консультация для родителей «Адаптация гиперактивного ребенка к детскому саду»
Один из важнейших методов коррекции – это создание для ребенка необходимых ему внешних условий, в том числе – через правильно организованные условия пребывания его в детском ...
Консультация для родителей "Особенности гиперактивного ребенка"
Воспитатель рассказывает о особенностях поведения и психики гиперактивных детей....
Консультация «Как общаться с гиперактивным ребенком»
Консультация: "Как общаться с гиперактивным ребенком"....
Консультация для родителей . Советы родителям гиперактивного ребенка Как определить имеет ли ребенок синдром дефицита внимания с гиперактивностью или он просто активный? Давайте разграничим эти понятия.
Советы родителям гиперактивного ребенкаКак определить имеет ли ребенок синдром дефицита внимания с гиперактивностью или он просто активный?Давайте разграничим эти понятия....