Организация предметно-пространственной среды в средней группе
методическая разработка (средняя группа)
Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе « Капельки» построена с учётом ФГОС ДО и даёт возможность эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учётом его интересов, способностей, уровня активности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvivayushchaya_sreda_srednyaya_gruppa.docx | 25.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Развивающая среда в средней группе.
Цель: Изучение условий (РППС) для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, формирование творческой, инициативной личности ребенка в процессе реализации ФГОС ДО.
Характеристика группы «Капельки»: общее количество 34 человека, возраст 4-5 лет, из них 16 девочек и 18 мальчиков.
Физические возможности возрастают значительно: повышается выносливость, улучшается координация, движения становятся точными, уверенными. Активно идёт развитие мелкой моторики, показатели скорости и ловкости выходят на новый уровень.
Быстро развиваются психические процессы: они становятся более осознанными и произвольными. Мышление становится наглядно-образным.
У детей пятого года жизни интенсивно начинают развиваться продуктивные виды деятельности, особенно изобразительная и конструктивная. Намного разнообразнее становятся сюжеты их рисунков и построек.
У ребёнка формируется представление о том, как вести себя в обществе. Он начинает понимать, что такое плохой поступок. Дети начинают копировать поведение взрослых и прислушиваются к советам родителей.
Развивающая предметно-пространственная среда группы среднего возраста содержательно насыщена и соответствует возрастным особенностям детей группы.
Образовательное пространство оснащено центрами развития:
-социально-коммуникативное развитие (центр ПДД, центр пожарной безопасности,
центр сюжетно-ролевых игр).
-познавательное развитие (уголок природы, центр сенсорного развития, центр конструктивной деятельности, центр математического развития, центр экспериментирования.)
-Речевое развитие (Центр речевого развития или уголок речи и грамотности, центр Книги, логопедический уголок.)
Художественно-эстетическое развитие ( центр ИЗО и творчества, центр музыкально-театрализованной деятельности.)
Физическое развитие (спортивной уголок)
Согласно требованиям ФГОС, в группе «Капельки» развивающая предметно-пространственная является:
— содержательно-насыщенной;
— трансформируемой;
— вариативной;
— полифункциональной;
— доступной;
— безопасной.
Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания ,соответствующими материалами, в том числе расходным, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем .
Образовательное пространство организовано с разнообразием материалов, оборудования и инвентаря. Как в группе, так и на прогулочной площадке. И обеспечивают: игровую, познавательную, исследовательскую и творческую, двигательную активность всех воспитанников. Обстановка создана для эмоционального благополучия детей.
Можно разнообразно использовать элементы предметной среды, например детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д., благодаря полифункциональности предметов.
В группе присущи трансформируемость, вариативность: зоны активности мобильны и смены, что даёт возможность для изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации и меняющихся интересов и возможностей детей.
Организованы пространства (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей. Игрушки периодически сменяются, появляются новые. Что стимулирует игровую, познавательную и исследовательскую активность детей.
Образовательная деятельность осуществляется со свободным доступом для детей к игрушкам, пособиям, материалам.
Всё пространство развивающей предметно-пространственной среды безопасно, соответствует санитарно-гигиеническим требованиям ,правилам пожарной безопасности: мебель вся закреплена, не имеет острых углов, изготовлена в соответствиями требования СанПиНа. Игрушки и пособия приобретались при наличии сертификатов соответствия и соответствия требованиям ФГОС ДО и возрасту детей. Цветовое решение интерьера не раздражающее.
Предметно-развивающая среда спроектирована в соответствии с образовательной программой, реализуемой в ГБДОУ детский сад № 77 комбинированного вида.
Созданы условия реализации образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие и физическое развитие. Пример приводится в таблице.
Образова-тельная область | Направление ОО | Задачи ФГОС ДОУ | Оснащение группы | ||
Социально-коммуника-тивное развитие | Развитие игровой деятельности детей с целью освоения различных социальных ролей. Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Развитие трудовой деятельности. Патриотическое воспитание. | Усвоение норм, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности. Становление самостоятельности целенаправленности и саморегуляции собственных действий. Развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми. Формирование уважительного чувства к семье и обществу детей и взрослых. Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества. Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания. Формирование к готовности совместной деятельности со сверстниками. | Уголок для сюжетно-ролевых игр. В него входят: Кукольная мебель, игрушечная посуда, куклы с одеждой по сезонам. -Атрибуты для игр: Доктор, Дочки-матери, Повар, Салон красоты, Магазин, Почта, Зоопарк, Строитель, Моряки, Полиция, Водитель. Игрушки-персонажи и ролевые атрибуты. Альбом « правила безопасности». Материалы, учитывающие интересы мальчиков и девочек. | ||
Познава-тельное развитие | Знакомство с миром природы и формирование экологического сознания. Знакомство с социальным миром. Развитие элементарных математических представлений. | Формирование познавательных действий, становление сознания. Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации. Развитие воображения, творческой активности. Формирование первичных представлений о себе и других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов в окружающем мире (в форме, цвете, размере, материале, звучании, темпе, пространстве, времени). Формирование первичных представлений о малой Родине и Отечестве, представлений социокультурных ценностей народа, об отечественных традициях и праздниках. Формирование первичных представлений о планете Земля, как общем доме людей, об особенностях её природы. | Уголок природы и экспериментирования: -Календарь природы, картотека опытов, энциклопедия, природный материал, -подносы, одноразовые ложки, тарелки, стаканы, воздушные шары, спринцовки, песочные часы, лупы. -Баночки со специями. Уголок занимательной математики: -Настольно-печатные игры: математи-ческое лото, Сложи картинку, сложи узор, математи-ческий планшет, Блоки Дьёныша, палочки Кюзинера, макет часов, счетный материал для каждого ребенка. Уголок патриотичес-кого воспитания: символика нашей страны, символика нашего города, фотоиллю-страции с достопримеча-тельностями Санкт-Петербурга, книги по истории города, куклы в национальных костюмах, макеты зданий, соборов, дворцов.
| ||
Речевое развитие | Развитие словаря. Воспитание звуковой культуры. Развитие связной речи. Формирование грамматического строя речи. Воспитание любви и интереса к художественному слову. | Овладение речью как средством общения и культуры. Обогащение активного словаря. Развитие речевого творчества. Развитие связной, грамматической, диалогической и монологической речи. Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы. Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха. | Картотеки словесных игр, игры на развитие мелкой моторики, алгоритмы для обучения рассказыва-нию, схемы для рассказывания сказок, настольные игры «лото», «противоположности», «Развиваем речь» и др. Книжный уголок. -книги подобранные по возрасту детей и по текущей теме, портреты писателей и поэтов. | ||
Художест-венно-эстетическое развитие | Формирование и развитие эстетического восприятия мира природы. Формирование и развитие эстетического восприятия социального мира. Формирование и развитие художественного восприятия произведений искусства. Художественная деятельность. | Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства( словесного, музыкального, изобразительного), мира природы. Становление эстетического отношения к окружающему миру. Формирование элементарных представлений о видах искусства. Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора. Реализация самостоятельной творческой деятельности детей ( изобразительной, конструктивно-модельной) | Уголок для изобразительной деятель-ности (рисования, лепки, аппликации, моделирова-ния): акварель, гуашь, кисти разного размера, бумага, ножницы, трафареты, пластилин, цветные и простые карандаши, фломастеры, восковые мелки, раскраски, образцы смешивания цветов, схемы рисования птиц, животных, человека. Уголок театрализованных игр и музыкальной деятельности: -кукольный театр( три поросенка, репка, теремок, колобок, гуси-лебеди). Настольный театр( репка, заюшкина избушка, курочка ряба). Пальчиковый театр, театр с игрушками би-ба-бо, маски персонажей, ширма, диски с музыкой и сказками, музыкальные инструменты, картотека музыкальных и театрализованных игр. Уголок конструктив-ной деятельности: конструкторы разных форм и размеров, тематические строительные наборы, бумага для оригами, схемы построек и алгоритм их выполнения, рисунки, фотографии. | ||
Физическое развитие | Приобретение дошкольниками опыта двигательной активности. Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере. Становление ценностей здорового образа жизни. | Развитие различных физических качеств. Правильное формирование опорно-двигательной системы организма, развитие равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики. Правильное выполнение основных движений. Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта. Овладение подвижными играми и правилами. Овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни. | Спортивный уголок: мячи разных размеров, обручи, скакалки, кольцеброс, кегли, ракетки, мешочки для метания, султанчики, массажные коврики, картотеки подвижных игр, физкульт-минуток, пальчиковой гимнастики, бодрящей гимнастики, самомассажа. |
Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе построена с учётом возрастных и гендерных особенностей воспитанников.
Игровая зона оснащена атрибутами для сюжетно-ролевых игр, подобранных по возрасту для мальчиков и девочек. Для детей созданы « Салон красоты», « Магазин», « Ателье мод» и др. Много разных машин, для которых мальчики могут строить гаражи, парковки. Преимущество созданной в средней группе «Капельки» развивающей предметно-пространственной среды состоит в том, что есть возможность приобщать всех детей к активной самостоятельной деятельности. Каждый ребенок выбирает занятие по интересам в любом центре, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью и удобством размещения материалов.
Вывод: организация развивающей предметно-пространственной среды в группе « Капельки» построена с учётом ФГОС ДО и даёт возможность эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учётом его интересов, способностей, уровня активности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация предметно-пространственной развивающей среды в логопедической группе
Организация предметно-пространственной развивающей среды в логопедической группе...
Методические рекомендации по организации предметно-пространственной развивающей среды в старшей группе ДОУ.
Методические рекомендации по организации предметно-пространственной развивающей среды помогут правильно организовать развивающую среду в группе....
Творческий проект «Румбокс своими руками. Организация предметно-пространственной развивающей среды в коррекционной группе детского сада»
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"13372482","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"270","style":"width: 400px; height: 253px;","width":"480"}}]]Мы серьезно относимся к...
Организация предметно-пространственной развивающей среды в подготовительной группе ДОУ
Презентация предметно - пространственной развивающей среды подготовительной группы "Пчёлка"...
Организация предметно-пространственной развивающей среды в старшей группы, в соответствии ФГОС.
Вопрос организации предметно-развивающей среды на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре осно...
Организация предметно-пространственной развивающей среды в подготовительной группе
Предметно – пространственная развивающая среда должна быть организована с учётом требований ФГОС...
Организация предметно-пространственной развивающей среды в средней группе «А». Театрализованный уголок
Жизнь ребенка в детском саду не ограничивается занятиями, поэтому в группе создана предметно-пространственная развивающая среда, отвечающая развивающим целям и учитывающая интересы и потребности ребен...