Сердце для железного дровосека
план-конспект занятия (старшая группа)

Гаджигасанова Залида Бинедиевна

Сценарий образовательной ситуации в старшей группе

«Сердце для Железного Дровосека»

Интеграция образовательных областей «познавательное развитие»,

«социально-коммуникативное развитие  

Создать условия для возникновения у детей мотивации включения в игровую деятельность;

· Сформировать и зафиксировать «детскую» цель - рассказать Железному Дровосеку о сердце;

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 61»

Сценарий образовательной ситуации в старшей группе

«Сердце для Железного Дровосека»

Интеграция образовательных областей «познавательное развитие»,

 «социально-коммуникативное развитие».

г. Ярославль

Основная цель: формирование представлений у детей о строении и функционировании сердца и кровеносной системы человека.

Образовательные задачи:

  • познакомить детей со строением сердца и кровеносной системы человека - сосудами, её функционированием и целостностью;
  • побуждать детей к анализу результатов опытов;
  • создать условия для формирования ориентиров: – проявления любознательности, выявления причинно-следственных связей, склонности к экспериментированию, активного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, умения выражать свои мысли, способности к волевым усилиям и следованию социальным нормам поведения;
  • способствовать развитию воображения, ассоциативного мышления, сравнения, анализа;
  • содействовать развитию умения учитывать интересы и чувства других, радоваться успехам других, адекватного проявления своих чувств, в том числе чувства веры в себя, умения  действовать в коллективе.

Материалы к занятию:

Демонстрационный: письмо с изображением Железного Дровосека,

F:\SAM_0352.JPG

запись стука сердца человека, картинка на магнитах с изображением сердца человека, разрезные картинки с изображением сердца, лёгкого, желудка человека;

D:\Мои документы\Downloads\9 группа\IMG_0443.jpg

спринцовка розовая или красная,  

http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=106912971-54-72&n=21

таз, подкрашенная красной гуашью вода, силуэт человека на плёнке на магнитах ,

F:\SAM_0347.JPG  F:\SAM_0349.JPG

плёнка на магнитах с изображением сосудов, игра « Органы человека»,

     

F:\SAM_0354.JPG

Даль « Толковый словарь для детей»,

http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=695649707-61-72&n=21

белый халат,

http://im6-tub-ru.yandex.net/i?id=828069857-05-72&n=21

 стрелочки из бумаги,

http://im6-tub-ru.yandex.net/i?id=977533484-67-72&n=21

презентация  «Кровеносная система человека», видеокамера.

http://im4-tub-ru.yandex.net/i?id=154099003-61-72&n=21

Предварительная работа: непосредственно образовательная деятельность «Кровь. Функции крови.», «Дыхательная система человека», «Пищеварительная система человека», чтение «Волшебник Изумрудного города.» Волков, беседа «Органы и системы.», работа с плакатом «Строение тела человека».

ХОД образовательной ситуации

Дети заходят в зал.

- Ребята, у нас сегодня много гостей.

- Подойдите,  поздоровайтесь с гостями, назовите свое имя.

- Ребята, подойдите ко мне!

1. Введение в ситуацию.

(«хочу – могу – надо»)

Задачи этапа:

  • Создать условия для возникновения у детей мотивации включения в игровую деятельность;
  • Сформировать и зафиксировать «детскую» цель - рассказать Железному Дровосеку о сердце;

Дети и воспитатель собираются у окна на ковре. Воспитатель показывает письмо. На конверте фотография железного дровосека.

- От кого это письмо, ребята, как вы думаете?

- Вы правы, это письмо от Железного Дровосека.

- О чём он нам может писать?

- Давайте почитаем.

- «Ребята, я был у Гудвина и попросил у него сердце. Гудвин выполнил просьбу и дал сердце, но теперь я не понимаю, почему оно всё время стучит. Помогите мне это понять».

- Вы хотите помочь Железному Дровосеку? (Хотим.) 

- А сможете? (Сможем.)

- А что для этого нужно сделать? ( Нужно ему рассказать о сердце, о том, почему оно стучит.)

  1. Актуализация  знаний.

Задачи этапа:

  • актуализировать мыслительные операции - сравнение, анализ; знания названия органов человека и их расположение, необходимые для построения нового знания.

- Смотрите, в конверте ещё что-то есть.

Из конверта падают перемешанные кусочки картинок с изображением сердца, желудка, лёгкого человека. Дети подходят к столу.

- Что же на этих картинках?

- Давайте их соберём. (Давайте соберём картинки.)

Игра «Органы человека».

Задачи:

развивать образное и пространственное мышление, тонкую моторику и координацию движений.

Дети собирают части картинок. Получаются сердце, желудок, лёгкое.

- Что же у нас получилось на картинках?

- Мы сможем сейчас рассказать Железному Дровосеку о сердце? (Да, можем.)

- Давайте попробуем. (Сердце размером с кулачок. Сердце расположено слева в груди.) Демонстрация расположения сердца на себе.

3.Затруднение в ситуации.

Задачи этапа:

•        формировать у детей опыт фиксации затруднения в деятельности, выявления его причины.

- А почему же оно стучит?

Возникает затруднение.

- Смогли вы объяснить, почему сердце стучит? (Нет)

- Почему не смогли? (Потому что мы не знаем, как работает сердце)

- Значит, что нам сейчас надо сделать? (Узнать, как работает сердце человека и почему оно «стучит»)

4. Открытие нового знания.

Задачи этапа: 

  • формировать опыт самостоятельного преодоления затруднения в деятельности способом «Если не знаем, спросим у того, кто знает»
  • развивать умение фиксировать новое знание в речи.

- Как же нам больше узнать о сердце? Где мы можем о нём узнать? ( Из энциклопедии, интернета, спросить у взрослых...)

- Кто из взрослых точно сможет нам рассказать о сердце? (Родители, воспитатель, врач.)

- Врач, который лечит сердце называется кардиолог?

Можно предложить ребенку, владеющему навыками чтения, прочитать в «Толковом словаре для детей»: Кардиолог – это врач, который лечит сердце.

- К кому же мы отправимся, чтобы больше узнать о сердце? (К  кардиологу.)

- Дорогу нам укажут стрелочки. Педагог надевает белый халат и встречает детей в «кабинете кардиолога».

- Здравствуйте, ребята. Я – врач-кардиолог Елена Алексеевна. С какой целью вы ко мне пришли? (Мы хотим узнать, почему стучит сердце.)

- Кто вас попросил об этом? (Железный Дровосек.)

- Хорошо. Тогда давайте заглянем внутрь человека.

 - Сердце - самый важный орган! Оно есть у каждого из нас. Находится в левой части груди.

- Как вы думаете для чего нам нужно сердце?

- Сердце вам действительно нужно для того, чтобы вы могли бегать, прыгать, танцевать, работать, радоваться, огорчаться. Именно сердце даёт силы для этого, обеспечивая непрерывное питание всего организма. Но главная задача сердца - перекачивать кровь, чтобы она распространялась по всему телу.

Ребята, сожмите руку в кулак. Вот такой величины ваше сердце. А у меня вот такое. С возрастом сердце увеличивается.

Ребята, обратите внимание на рисунок сердца. (Рассматривание плаката)

Начинается показ слайдов. Звучит запись стука сердца. Дети подходят к экрану.

Демонстрация слайда 1.

- Что мы видим? (Сердце.)

- Как вы думаете, сердце внутри пустое, как мешок, или там что-то есть? (Там кровь. Оно пустое.)

Демонстрация слайда 2.

- Сердце – это мешок, стенки которого состоят из мышц. Сердце разделено на две «квартирки» перегородкой – левую и правую. Подтвердит наши слова эта картинка.

- А вы знаете, для чего нужно сердце?

Дети высказывают свои мнения.

- Сердце выталкивает кровь. А как оно это делает? (Сжимается, стучит.) (Сердце  работает.)

- Мнения разделились. Я вас приглашаю в лабораторию. Дети перемещаются к столам.

Опыт 1.

Цель: развивать представления детей о работе сердца.

- Спринцовка заменит нам сердце. Набрать подкрашенную красную воду в спринцовку, соединённую с трубкой, нажимать на спринцовку.

F:\SAM_0357.JPG  F:\SAM_0359.JPG

- Сердце сжимается и разжимается, при этом выталкивает кровь. Предложить детям понажимать на спринцовку.

- Ребята, как нам узнать, что у нас с вами есть сердце? ( Послушать, как стучит, послушать сердце друг у друга.)

- Давайте послушаем друг у друга, как стучит сердце. Дети прикладывают ухо к соседу в область груди слева.

- А почему сердце стучит? ( Работает,  качает кровь.)

- В сердце есть специальные отверстия, через которые кровь из сердца вытекает. Они  то открываются, то закрываются, как двери. А закрываются с шумом. Поэтому мы и слышит стук. Демонстрировать на двери.

- Предлагаю немного заняться физкультурой. Дети с кардиологом перемещаются на ковёр.

Опыт 2 .

Цель: выявление зависимости частоты сердечных сокращений от физической нагрузки.

         Сердце - самый важный орган - приседания

         Есть у каждого из нас - приседания

         Как насос качает кровь каждый день и каждый час - движение как накачивает насос

         Занимайся физкультурой, прыгай, бегай и скачи - прыжки

         Развивай мускулатуру, не нужны будут врачи - сгибание рук в локтевых суставах.

- Что случилось с вашим сердцем? Послушайте его стук. (Стучит сильнее, чаще стало биться, выпрыгивает изнутри.)

- Почему это произошло? (Мы позанимались физкультурой, попрыгали, сделали зарядку.)

Демонстрация слайда 3.

- Ребята, как вы думаете, куда кровь попадает из сердца? (Кровь попадает в живот, в  руки, в  ноги…)

- Кровь из сердца попадает в сосуды. Давайте посмотрим на изображение сосудов.  

- Все ли сосуды одинаковые?

- Можем ли мы у себя сейчас увидеть сосуды? ( Да. Нет.)

- Мы найдём сосуды, если перевернём руки вверх ладошками.   Разглядывание сосудов.

- Ребята, как вы думаете, как называется система органов, включающая в себя сердце и все сосуды вместе?

- Называется она кровеносная система человека. Давайте вместе повторим… (Кровеносная система человека.)

- Вам пора возвращаться в детский сад. А чтобы вы смогли рассказать всю информацию Железному Дровосеку, я подарю эту игру. Кардиолог даёт детям коробочку. (Спасибо.)

- Стрелочки укажут вам дорогу домой. До свидания, ребята.

Дети прощаются и перемещаются по стрелочкам «в группу». Педагог снимает белый халат. Встречает детей.

5. Включение нового знания в систему знаний детей.

Задачи этапа:

  • использовать новые знания совместно с освоенными ранее знаниями, с проговариванием вслух нового знания;
  • использовать новые знания в совместной деятельности в группе.

- Ребята, вы теперь сможете рассказать Железному Дровосеку, почему стучит  сердце? (Сможем.)

- Как же можно передать информацию Железному Дровосеку? (Написать письмо,  нарисовать рисунки, позвонить по телефону.)

- А я вам предлагаю снять видеосюжет о сердце и кровеносной системе человека и его переслать по почте. Вы согласны?

Игра « Интервью».

Цель: закрепить знания детей о строении и функционировании кровеносной системы человека, развивать умение отвечать на поставленные вопросы.

- Я буду как репортёр задавать вам вопросы и снимать видеокамерой ваши ответы, а поможет нам игра, которую подарил кардиолог.

- Здравствуй, Железный Дровосек. Ребята хотят рассказать тебе, что такое сердце.

- Ребята, где находится сердце? (Сердце находится в груди слева.)

Дети прикрепляют на магнитную доску силуэт человека и сердце.

- Какого оно размера? (Сердце размером с кулачок.)

- Что из себя представляет сердце? ( Сердце - это мешок, который состоит из мышц.)

- Для чего нужно сердце? (Сердце выталкивает кровь.)

- Как оно это делает? (Сжимается и разжимается.)

- Почему сердце стучит? (В нём есть отверстия, которые открываются и закрываются, а закрываются с шумом.)

- Куда кровь попадает из сердца? (Кровь из сердца попадает в сосуды.) Изображение сосудов помещается на магнитную доску поверх сердца.

F:\SAM_0349.JPG

- Как называется система, состоящая из сердца и сосудов? (Она называется кровеносная система.)

Видеокамера выключается.

- Ребята, вы молодцы. Как вы думаете, вы помогли Железному Дровосеку? (Да.)

- Наш сюжет я отправлю сейчас по почте. А вы пока присядьте на стульчики.

Педагог уходит с видеокамерой.

6. Осмысление. 

  • создать ситуацию успеха;
  • организовать фиксирование детьми достижение « детской» цели – рассказать Железному Дровосеку о сердце;
  • проговаривание детьми условий, которые позволили достигнуть цели.

Приходит второй педагог группы.

- Ребята, где вы были, кому помогли?

- Почему вы смогли помочь Железному Дровосеку? (Потому что мы узнали, как работает сердце человека и почему оно «стучит».)

- Откуда вы об этом узнали?

- Где ещё вам пригодятся знания о сердце человека?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЛФК в форме сказки-упражнения "Дровосек"

Комплекс упражнений, направленный на коррекцию и профилактику плоско-вальдусной стопы и "вялой" осанки...

Проект для детей старшего дошкольного возраста "Сердечко для дровосека"

Проект "Сердечко для дровосека" осуществляется, как увлекательная, игровая творческая  деятельность, направленная на активизацию речевого общения и музыкальных способностей. Интеграционный подход...

ООД "В гости к Железному Дровосеку в страну Изумрудного города"

Ход занятия.Цель:  Познакомить детей со свойствами и качествами металла.Задачи:  Развивать познавательное развитие, которое предполагает развитие интересов детей, любознательности и познават...

«Сердце для Железного Дровосека» НОД

НОД «Сердце для Железного Дровосека»...

Конспект организованной образовательной деятельности «Путешествие по железной дороге" с использованием материала по ознакомлению с железной дорогой. (5-6лет)

Уточнение представлений детей о профессиях железнодорожников, активизация речи детей, воспитание уважения к труду взрослых, взаимосвязи профессий на железной дороге....

Технологическая карта педагогического мероприятия «Сердце для железного дровосека»

Знакомить детей со строением сердца и кровеносной системы человека - сосудами, её функционированием и целостностью; побуждать детей к анализу результатов опытов....

Детям - безопасную железную дорогу (полезные ссылки на видеоматериалы и мультипликационные фильмы по безопасному поведению на железной дороге).

quot;Детям - безопасную железную дорогу"Ссылки на видео:1.      https://yadi.sk/d/kKisI53Mn3cIow./На%20пути%20железнодорожном%20будь%20предельно%20осторожен%202010г...